Купол храма в скиту св. апостола Андрея Первозванного на Святой Горе Афон
В
делах веры нет компромиссов. <...> Нет никакой гносеологической –
ибо нет никакой онтологической – связи между Истиной и ложью. Мы знаем
это от воплотившегося Бога: Истина – Бог. А ложь? Ложь – это диавол.
Последуя
всем сердцем, всей душой, всем умом, всей силой Святым Апостолам,
Святым Отцам и cвятым Вселенским Соборам, богоносный отец наш святой
Марк Ефесский, исповедник, не допускает никаких компромиссов в делах
веры, никаких послаблений и уступок. Когда на Флорентийском соборе
православные приверженцы унии с латинянами кричали ему, по-апостольски
богомудрому и решительному ее противнику: «Найди нам выход, икономию»,
– Марк отвечал: «Дела веры не допускают икономии. Это все
равно, что сказать: отруби себе голову и иди куда хочешь. <...>
Между Истиной и ложью не может быть найдено ничего среднего.
<...> То, что относится к Церкви, не разрешается через
компромиссы. <...> Пусть никто не властвует в нашей вере – ни
царь, ни архиерей, ни лжесобор, ни иной кто, но – только единый Бог,
передавший нам ее, и Сам, и через Своих Учеников».
Святой Марк благовествует: «Все
учители Церкви, все Соборы и все Божественные Писания увещевают нас
бежать от неправославно мыслящих и отступить от общения с ними». Правило Второго Антиохийского Собора повелевает: «Бывающий в общении с отлученными от общения сам да будет отлучен». Святой Василий Великий говорит: «Если
некоторые претендуют, что исповедуют здравую веру, имеют же, тем не
менее, общение с неправославными, если и после увещания не перестанут
так поступать, то надлежит иметь и их самих не только отлученными, но
даже и братией не называть».
Святой ефесский исповедник говорит: «Мы во всем последуем священным учителям и древним Апостольским преданиям». А Патриарху Цареградскому пишет, что надобно бороться,
«не устрашаясь ничего, ничего не постыжаясь: ни внешних врагов, ни
между нами <находящихся> псевдохристиан, ни врагов Духа». «И
будем исповедовать до последнего издыхания, – продолжает он, – с
великим дерзновением благой залог Святых Отцов – исповедание
<веры>, известное нам с детства, которое мы впервые произносили и
с которым в конце отойдем отсюда, унося если не иное что, так –
Православие», Православную веру, которая ни в чем не имеет ни малейшего недостатка.
Святой исповедник Марк благовествует: «Молю
же вы, именем Господа нашего Иисуса Христа, да тожде глаголете ecи, и
да не будут в вас распри – для того чтобы истинную и преданную Отцами
веру нашу сохранить как добрый залог, ничего не прибавляя и ничего не
убавляя; ибо доселе мы имели веру, ни в чем не имущую недостатка, и не
нуждаемся в соборе или Акте унии, для того чтобы научиться чему-нибудь
более новому, мы – которые являемся сынами и учениками Вселенских
Соборов и на них и после них просиявших Отцов. Это – хвала наша, вера
наша, доброе наследие Отцов наших. С нею мы надеемся Богу предстать и
восприять отпущение согрешений, а без нее не знаю, какая праведность
освободит нас от вечного мучения. Покушающийся же, чтобы мы отбросили
ее и ввели иную, более новую веру, хотя бы он был и Ангел с Небес, да
будет анафема и да исчезнет всякая память о нем перед Богом и пред
людьми. Пусть никто не властвует в вере нашей – ни царь, ни архиерей,
ни лжесобор, ни иной кто, но только – единый Бог, Который и Сам, и чрез
Своих Учеников передал нам ее».
Что святой Афанасий
Великий – «тринадцатый Апостол», «отец Православия» – для Православной
Церкви в четвертом веке, то святой Марк Ефесский, исповедник, для нее в
веке пятнадцатом. И как именно в святом Афанасии обитала вся истина
Православия, а не в многочисленных арианствующих и полуарианствующих
епископах, так и в святом Марке Ефесском была вся Истина Православия, а
не в прочих латинствующих участниках Флорентийского псевдособора.
Богомудрый
и неустрашимый ефесский Исповедник и в час своей смерти оставляет перед
свидетелями исповедническое завещание: чтобы ни Цареградский Патриарх,
ни кто-либо иной из его приспешников, подписавших и принявших унию с
латинянами во Флоренции, не приходил на погребение и не участвовал в
заупокойных по нему богослужениях. И изрекает такие напутствия: «Я
говорю и свидетельствую пред многими находящимися здесь и достойными
мужами, что я совершенно и никоим образом не хочу и не принимаю общения
с ним или находящимися с ним, ни в этой моей жизни, ни после смерти,
как <не принимаю> ни бывшей унии, ни латинских догматов, которые
он принял сам и его единомышленники и ради провождения которых занял
это председательское место, с целью низвержения правых догматов Церкви.
Я совершенно уверен, что насколько дальше я стою от него и подобных,
настолько бываю ближе к Богу и всем Святым; и насколько отделяю себя от
тех, настолько бываю в единении с Истиной и Святыми Отцами, богословами
Церкви; а также я убежден, что счисляющие себя с теми далеко отстоят от
Истины и блаженных учителей Церкви. И посему говорю: как в течение всей
моей жизни я был в разделении с теми, так и во время отшествия моего,
да и после моей смерти, я отвращаюсь от обращения и единения с ними и
клятвенно заповедую, чтобы никто <из них> не приближался ни к
моему погребению, ни к могиле моей».
Преп. Иустин (Попович)
Собрание творений преп.
Иустина (Поповича). М., 2007. Т. 4. С. 221–223