Величайшее событие нынешнего года – избрание нового Патриарха
Московского и всея Руси, предстоятеля крупнейшей и влиятельнейшей
в мире поместной православной церкви. Итоги голосования на Поместном
Соборе Русской Православной Церкви мало для кого стали неожиданностью –
новым Патриархом был избран митрополит Смоленский и Калининградский
Кирилл (в миру – Владимир Михайлович Гундяев), глава Отдела внешних
церковных связей Московской Патриархии. Архипастырь, известный
большинству россиян по ведению еженедельной телепередачи «Слово
пастыря». И, как странно – сотни миллионов россиян впервые увидели
на телеэкране умного православного архипастыря, который общается
с людьми, доводит до них сущность заповедей на понятном языке.
Запомнилось и его участие в телепроекте «Имя Россия». Ни одни
из выборов предстоятеля Русской Православной Церкви не отмечались такой
грязью и скандалами, как эти выборы.
Многие считали исход
голосования заранее предрешённым. 6 декабря 2008 года, на следующий
день после смерти своего предшественника, Патриарха
Алексия II, Священный Синод избрал владыку Кирилла Местоблюстителем
Патриаршего Престола. При этом члены Синода руководствовались
завещанием почившего Патриарха. Именно митрополит Кирилл в течение
последних лет стоял за всеми общественными инициативами Русской
Православной Церкви. Именно ему мы обязаны усилением социальной
активности Церкви последних лет.
Однако, даже самые смелые
прогнозы не могли предсказать, что поддержка владыки Кирилла будет
столь огромна. Ещё на Архиерейском Соборе Патриарший Местоблюститель
удостоился 97 голосов из 197 действительных бюллетеней. Его ближайший
соперник, митрополит Калужский и Боровский Климент, возглавляющий
управление делами Московской Патриархии, получил в три раза меньше
голосов – 32. Победа владыки Кирилла на Поместном Соборе была ещё более
внушительной: он получил 508 голосов из 677, то есть 75%.
«Квалифицированное большинство» участников наиболее представительного
совещания одобрило и личность владыки Кирилла, и его деяния, и его
социальную программу.
Тем не менее, ни одни выборы Патриарха
не были омрачены таким потоком сплетен и лжи, как сейчас. Еще
ни на одного Патриаршего Местоблюстителя не выливали таких потоков
клеветы, как на владыку Кирилла. Никогда прежде ни один из кандидатов
на Патриарший Престол не подвергся столь целенаправленному
и массированному шельмованию, как новый Глава Русской Церкви.
Точка, в которой смыкаются крайности
Оппоненты бросают в сторону нового Главы Русской Церкви
взаимоисключающие обвинения: в том, что он «слишком современный» и что
«слишком клерикальный», в том, что он выражает интересы «правящей
бизнес-бюрократии», и в том, что он «крайне неудобная для Кремля
фигура». В том, что Патриарх является «экуменистом» и ставленником
Католической Церкви (статья, опубликованная сайтом «Правая.Ру», так
и называлась – «Местоблюститель из Ватикана») – и в том, что
он же всеми силами препятствует нормализации отношений с Римским
престолом. В том, что он «предаёт национальные интересы России» (отказ
от признания новых епархий на канонической территории Грузинской
Церкви) и в том, что он «обслуживает имперские аппетиты Кремля».
Отметим,
что в очередной раз в единых шеренгах противников Патриарха сомкнулись
рука об руку крайние либералы со столь же крайними «реакционерами».
И совсем не случайно в указанной статье некоего Григория Северова
«Местоблюститель из Ватикана» используются материалы скандальных
«табачных обвинений», опубликованных либеральным журналистом Сергеем
Бычковым в газете «Московский комсомолец» (впрочем, отдадим должное
последнему – он нашёл в себе смелость принести публичные извинения
Патриарху и объявить, что прекращает с ним борьбу). Равно как
не случайной оказалась солидарность, которую проявил другой
«ультра-правый» публицист Владимир Карпец с ультра-либералом
Александром Храмовым, опубликовавшим статью на сайте ярого
оппозиционера Гарри Каспарова. И тех, и других публикует на своих
страницах известный антицерковный портал «Кредо».
С подобной
солидарностью, странной только на первый взгляд, нам приходилось
сталкиваться неоднократно. Мы уже привыкли к «маршам несогласных»
крайние либералы шествуют рука об руку в колоннах с крайними
националистами и расовыми антисемитами под общими фашистскими знамёнами
и лозунгами на чёрном фоне. Широко известна и поразительная
консолидация либералов (опять же, многие из которых – этнические евреи)
с «реакционерами» в ходе недавнего скандала с бывшим чукотским
епископом Диомидом, публично и без стеснения высказывающим откровенно
антисемитские взгляды. По сути дела, и в нынешнем случае речь идёт
о тщательно спланированной атаке на российское государство и Русскую
Православную Церковь. Заокеанские организаторы и спонсоры революций
никогда не брезговали услугами самых радикальных и людоедствующих
фанатиков, а те, в свою очередь, никогда не стеснялись принимать
зарубежную спонсорскую помощь «на правое дело».
Эскапизм или лузерство?
И всё же одно-единственное обвинение в адрес Святейшего Патриарха
Кирилла кочует из статьи в статью – его социальная активность.
Он продвинутый. Он современный. Он политик. Он говорит понятным,
человеческим языком. Он по-светски образованный, умный,
коммуникабельный, интеллигентный человек (что также не укладывается
в устоявшийся образ «пьяного попа со слипшимися волосами»). Он, что
вообще воспринимается чуть ли не как «кощунство» и «святотатство» для
архиерея, увлекается лыжным спортом и собаководством. И наконец, самое
страшное из всех возможных обвинений «ревнителей православного
благочестия» – он миссионер. И это самое главное «преступление». Среди
определенных кругов слово «миссионерство», да и вообще «социальная
активность» звучат как ругательные. Социальное служение, дескать,
«неправославно», поскольку, будто бы, отвлекает от молитвенной
сосредоточенности.
«Эти неутомимые труженики на ниве „миссии
ради миссии“ нередко заражены комплексом обновленческого упрощения
богослужебных традиций ради обращаемого меньшинства, в ущерб
традиционно настроенному большинству. Это аналогично тому, как если
бы ради пришедших в дом гостей, выгнать из дома постоянных его
обитателей», – утверждает в своём комментарии один известный публицист,
заключая свой материал возгласом: «МИССИЯ – ЭТО СМЕРТЬ!». Вот только
непонятно, смертью чего, по мнению уважаемого ревнителя, является
православная миссия. Чему виной является ОТСУТСТВИЕ православной
миссии – совершенно понятно. Сегодня на наших глазах умирает Россия.
Причём умирает физически, в прямом смысле этого слова. Сегодня в России
среднестатистическая рождаемость остаётся на уровне 1,2 человека
на семью. Среди большинства жителей России считается нормой
разводиться, делать аборты и рожать по одному – максимум по два ребёнка
на семью. Люди привыкли жить в своё удовольствие и лишь изредка,
от случая к случаю, задумываться над понятиями семьи, материнства,
Родины, Бога.
Вряд ли в годы кризиса светское сибаритствующее
большинство россиян задумается над изменением демографической ситуации
к лучшему – несмотря на все президентские программы. Наивно полагать
и то, что кризис заставит это самое сибаритствующее большинство
заменять среднеазиатских мигрантов на стройках, мойках и в каптёрках.
Вряд ли кто-то из жителей центральных областей России, потерявших
работу, отправится восстанавливать демографический баланс в Сибирь
и на Дальний Восток. «Будущее у России ясное, короткое и печальное.
Страна тихо умирает под звуки рекламных пауз», – констатирует диакон
Андрей Кураев – один из тех, кого «ревнители» называют «комсомольскими
миссионерами».
Восстановить или хотя бы сохранить нынешний
демографический баланс под силу лишь молодым православным семьям, где
рождаемость сопоставима с рождаемостью в мусульманских или китайских
семьях. Но утрата страны «ревнителей» не страшит, как и не страшит
их ни массовое узаконенное убийство нерождённых детей (аборты),
ни уничтожение семьи (разводы и гражданские браки), ни массовая
пропаганда оккультизма на центральном ТВ, ни омерзительные реалити-шоу
вроде «Дома-2». Их страшит социальная активность Церкви. Для них
главная угроза – православные рок-группы, православные байкеры,
православная проповедь по телевидению, книжное богословие.
Чем опасен изоляционизм?
К сожалению, подобные настроения в околоправославной среде
распространены достаточно широко. Особенно в среде тех, кто возомнил
себя «хранителями истинного благочестия», под которым понимается
элементарное бездействие, тунеядство и (прошу прощения за новомодное
слово) лузерство. Свою лень, недееспособность, бесталанность,
ориентацию на поражение, привычку к поражению, склонность
к иждивенчеству и паразитизму «благочестивцы» склонны оправдывать
примерами на действительных столпов православного благочестия.
Но не святотатство ли это, ссылаться на подвижников духа в оправдание
собственного бездействия? Радение о молитвенном подвиге никогда и нигде
не означало отказ от диалога с обществом, от свидетельства о Христе,
от выполнения заповеди Христовой «идите и научите все народы».
«Интересы
Церкви – это не отвоевание новых территорий у ветхого мира. Интересы
Церкви в освобождении из его гибельной власти человеческих душ», –
утверждает в своей статье другой «нестяжатель». Значит, Русской
Православной Церкви можно с лёгкой душой уступить агрессивно
расползающемуся «ветхому миру» свои канонические территории, позволить
отколоться Украинской Православной Церкви, отказаться от своих приходов
в Молдове и Приднестровье? Значит, пусть «ветхий мир» продолжает
владеть «территориями» русских городов и улиц, до сих пор носящих имена
цареубийц и организаторов геноцида русского народа?
«Не политических
достижений и не успешных социальных проектов ждет внешний мир
от Церкви. Не покорять ветхий мир, а преображать его изнутри –
ее призвание», – утверждает тот же автор. Простите, но «внешнему миру»
от Церкви вообще ничего не надо. Враждебным России силам нужно, чтобы
Церковь оставила народ в покое и позволила ему продолжать жить так, как
он живёт. Чтобы не нудила нравоучениями о крепкой семье и вреде
абортов, не надоедала наставлениями о необходимости беречь Родину
и отдавать сыновний долг армейской службой. Чтобы не мешала читать
гороскопы, наслаждаться реалити-шоу, похрапывать в салате «Ольвье»
в новогоднюю ночь (или на Пасху – какая разница!). Однако в голосе
Церкви, в её политических достижениях и социальных проектах нуждается
народ, страна, история, цивилизация – как одно совокупное целое. Но для
того, чтобы преображать мир изнутри, сначала надо войти в этот мир.
Церковь
Христова на Руси восторжествовала в равной степени благодаря и подвигу
заволжских старцев, и общественно-политическим усилиям преподобного
Иосифа Волоцкого. Если бы Церковь в России не была сильной, если
бы голос Церкви был не слышан, если бы она не пользовалась авторитетом
в самых широких слоях общества, если бы Церковь вычленила себя
из политики – не было бы ни Куликовской битвы, ни победы над
разлагающими народ ересями, ни Земского ополчения 1612 года,
ни Переяславской Рады, ни разгрома Наполеона, ни даже победы над
гитлеровской Германией. Если сегодня Церковь позволит себе отказаться
от социального служения, если обществу не будет предложен православный
подход ко всем актуальным проблемам современности – российское общество
окончательно утратит духовные, морально-нравственные, исторические
ориентиры.
Идея изоляционизма – антирусская, антироссийская
и антиправославная по своей сути. Уход Православной Церкви
в добровольное гетто – это не только безразличие к богосотворённому
миру и не только отказ от миссии свидетельства о Христе. Это ещё
и самая действенная помощь врагам России. Крепостные стены вокруг
храмов и монастырей, пензенские пещеры, сжигание паспортов, отсутствие
телевизоров и интернета в домах православных людей – это лучший подарок
Збигневу Бжезинскому и всем его ученикам в Госдепартаменте США.
В борьбе за душу народа
Русская Православная Церковь ставила и будет ставить перед собой
общественно значимые цели. Если бы Церковь руководствовалась доктриной
привратно понимаемой «неотмирности», не был бы принят и утверждён
Церковь ни один из её основополагающих документов, таких как Основы
социальной концепции Русской Православной Церкви или Учение Церкви
о достоинстве, свободе и правах человека, не было бы высказано мнение
Церкви в связи с ситуацией на Украине или в связи с войной в Южной
Осетии.
Какой же будет «программа» Святейшего Патриарха Кирилла?
Об этом можно судить по тем взглядам, которые владыка высказывал
в своих публичных выступлениях. Ни малейшего намёка на «церковный
либерализм», «экуменизм» или «филокатоличество» в этой «программе» нет
и в помине. Святейший Патриарх неоднократно говорил: и прошлое,
и будущее России немыслимо без Православия.
Патриарх Кирилл
категорически выступает против какого-либо реформирования церковного
устава и церковных канонов, что ему приписывают псевдоревнители.
Встречаясь 29 декабря с корреспондентами российских и зарубежных
радиостанций, Местоблюститель Патриаршего Престола заявил: «Для того,
чтобы вера на протяжении тысячелетий передавалась из поколения
в поколение, она должна быть сохранена неизменной. Если реформа
разрушает веру, традицию, ценности, то такую реформу называют ересью».
Не менее
жестко Предстоятель Русской Православной Церкви выступает против
календарной реформы в Церкви и против перевода богослужения
на современный язык. «Богослужение – это колоссальный культурный пласт,
который был сформирован в греко-славянской культуре. Если его просто
перевести на русский язык, это будет профанация. В основном
богослужебные тексты – это стихи, это греческая поэзия. Русский язык
не является калькой с греческого языка. С греческого языка калькой
является славянский. Значит, сохранить ритмику, сохранить поэзию можно
только на славянском языке», – отметил владыка Кирилл в интервью
телепрограмме «Вести недели» в ноябре 2006 года.
Новый Патриарх,
будучи церковно и светски образованным человеком не скрывает своего
отношения к попыткам разрушить культурный генотип нашего народа, в том
числе и через привнесение чуждой религиозной традиции. Свою позицию
в отношении иностранных миссионеров Патриарший Местоблюститель изложил
предельно чётко в ходе встречи с преподавателями и студентами
московских духовных школ 14 декабря 2008 года: «В страну хлынул поток
миссионеров, которые ставили своей задачей разрушить православную веру,
разрушить нашу цивилизационную матрицу, народную душу, которая была
создана тысячелетней историей под прямым влиянием Православия. Те люди
надменно полагали, что ничего от души народа не осталось. Они считали,
что новая реальность не имеет ничего общего с той традицией, с тем
преданием, с той системой ценностей, в которых сформировались
историческая Россия и наш народ».
Критики Патриарха справа,
возможно, удивятся тому, как Первоиерарх открыто назвал врага врагом:
«Ныне мы можем свидетельствовать, что Церковь наша остановила эту
агрессию не потому, что у нас было много способных людей, которые
должны были на первой линии обороны встретить эти полчища, и не потому,
что наше духовенство было мобилизовано и подготовлено к этой борьбе,
но потому, что враг просчитался. Он думал, что все разрушено; он думал,
что того, что называется цивилизационной матрицей, больше
не существует; что основы национальной жизни нет, Православие
уничтожено. Но оказалось, что эта веками воспитанная система
нравственных ценностей хранилась в глубине человеческих сердец,
и никакая идеология не смогла их вытравить».
Владимир Букарский |