Преподобный Парфений жил в IV веке, был сыном диакона. В отрочестве
он занимался ловлей рыбы, которую затем продавал, а деньги отдавал
бедным. Мелитопольский епископ, узнав о милосердном,
благочестивом отроке, приказал научить его грамоте и, по достижении им
зрелого возраста, рукоположил во священника. Впоследствии преподобный
Парфений стал епископом в городе Лампсаке. За благочестивую жизнь он
удостоился дара прозорливости и чудотворений. С соизволения императора
Константина разрушал языческие капища, строил храмы и многих язычников
обратил ко Христу. Преставился преподобный в глубокой старости. Милосердие
преподобного Парфения, с юных лет непрестанно помогавшего ближним,
являет нам высокий пример для подражания и заставляет еще раз
задуматься о том, как следует это делать. Во-первых, когда мы
оказываем какое-либо благотворение ближнему, помогаем бедным или даем
милостыню, мы должны делать это охотно, во имя Господа, от Которого
получили все, что имеем. Должны делать это с добрым расположением,
искренне желая помочь ближнему, чтобы, сколько можем, облегчить нужду
ближнему и тем самым исполнить заповедь Господа, повелевающего делать
другим то же, что желали бы самим себе. Во-вторых, делать добро
ближним следует не с огорчением и не с принуждением, а с любовью,
ласковыми словами, и всячески остерегаться того, чтобы в душе не питать
чувства досады, гнева, нерасположения и презрения к ближним, и, тем
более, не показывать своего внутреннего нерасположения мрачным видом
или оскорбительными словами. С принуждением и огорчением подают
милостыню, обычно, такие люди, которые имеют пристрастие к корысти,
роскоши, употребляют земные блага на удовлетворение своих страстей и
желаний. Они, если и подают милостыню, то делают это неохотно, чтобы
соблюсти приличие, избавиться от докучающих просителей или по каким-то
другим житейским причинам и расчетам, но не ради Бога и не из любви к
ближним. "Доброхотно дающего любит Бог" - это мы всегда должны держать
в памяти, чтобы творить милостыню с любовью, зная, что именно такого
благотворения требует от нас Бог, к такому благотворению Он благоволит. В
третьих, благотворя ближним, нельзя думать, что сам мало-помалу
останешься ни с чем и будешь терпеть нужду. Внушая быть милостивыми к
ближним, святой апостол Павел уверяет христиан, что всеблагий Господь
не допустит их бедности и нищеты. "Бог же силен обогатить нас
благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были
богаты на всякое доброе дело" (2 Кор. 9, 8), - то есть, чтобы мы,
обладая всеми внешними благами, имея расположение к добру, оказывали
помощь бедным и преуспевали в христианских добродетелях. Как написано:
"расточил, раздал нищим; правда его пребывает во век" (2 Кор 9, 9).
Благотворительность праведника не прекращается, но при благословении
Божием продолжается всю жизнь его, и правда его переходит в вечность,
отворяя вход в Царство Небесное.
|