Предварительные сведения
Литургия это самое главное христианское богослужение, средоточие всех
прочих церковных служб суточного круга, по отношению к которому все они
служат как бы подготовкой. Литургия есть не просто богослужение, как
все прочие службы суточного круга, а таинство, то есть такое
священнодействие, в котором верующим подается освящающая их благодать
Святого Духа. В ней не только возносятся молитвы и песнопения
Богу, но и приносится таинственная бескровная жертва за спасение людей,
и под видом хлеба и вина преподается верующим истинное Тело и истинная
Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Слово «литургия» в переводе с греческого означает общественное дело (делание), служба, имеющая важное общественное значение.
Как благодарственное воспоминание божественной любви Господа к падшему
человеческому роду, выразившейся в особенности в принесении Себя в
жертву за грехи людей, литургия называется еще "Евхаристией"
ευχαριστια, что значит в переводе с греческого "благодарение." Главная
часть литургии, так называемый "канон Евхаристии," как раз и начинается
с призыва священнослужителя: "Благодарим Господа." В обыкновенном
же, разговорном языке, литургию часто называют "Обедней," так как она
совершается обычно в предобеденное время. Это не обыкновенная
служба, как все остальные, она совершается и как служба в храме, но она
как бы не заканчивается де факто, как просто служба. Ведь мы христиане
есть тело Церкви и, расходясь из храма, люди не перестают быть
христианами, Причастие не одномоментный акт, но оно есть ещё выражение
нашей общности всегда и везде, не только в храме. Литургия, Евхаристия – явление в мир Царства Божия и Церковь это мир, где мы учимся жить в Царстве Божием.
Протопресвитер Александр Шмеман во «Введении в литургическое
богословие» говорит о том, что у христиан есть восьмой день в неделе –
это Литургия, Евхаристия. Христианин, идя из дома на Литургию, как бы
исходит из этого века в век будущий. «…Христос воскрес в первый
день, то есть в день начала творения, потому что Он восстанавливает
творение после греха. Но вот этот день, завершающий историю спасения,
день победы над силами зла, есть также и день восьмой, ибо он есть
начало нового эона. «Так день, который был первым, пишет бл. Августин,
будет и восьмым, чтобы первая жизнь уже не была отнята, но сделана
вечной». И еще яснее Св. Василий Великий — «День Господень велик и
славен. Писание знает этот день — без вечера, без другого дня, без
конца; псалмопевец назвал его днем восьмым, ибо он вне седмеричного
времени. Назовешь ли ты его днем или веком смысл тот же. Если назовешь
его эоном, он един, а не часть целого...». Таким образом, восьмой день,
«определяется по противоположности к седмице — пишет J. Daniélou. —
Седмица относится к времени. День восьмой вне его. Седмица состоит в
последовательности дней, день восьмой не имеет другого за собой, он
«окончательный». Седмица заключает в себе множественность: день восьмой
един...». Этот день первый, он же восьмой — день Господень (¾ ¹mšra) есть в церкви день евхаристии.»
|