Главная » Статьи » Мои статьи |
В категории материалов: 284 Показано материалов: 131-140 |
Страницы: « 1 2 ... 12 13 14 15 16 ... 28 29 » |
Последние пол столетия перед нашествием персов, Палестина провела в относительном спокойствии и тишине. Это было затишье перед надвигающейся бурей. Нам не только для этого периода недостает красноречивого пера Кирилла Скифопольского, но и современные историки как бы умышленно замалчивают о Палестине. Лишь случайно доходят до нас отрывочные сведения об изгнании патриарха Евстохия, благодаря влиянию Феодора Аскида, о замещении Иерусалимского престола патриархом Макарием, избранного некогда иноками Новой лавры, о новом восстании самаритян и кровавой расправе, подавившей его, об Иоанне IV, Амосе, Исааке и Захарии, последовательно после Макария занимавших Иерусалимский престол до начала VII столетия, о драгоценных дарах, присланных императором Маврикием Иорданским монастырям, о прибытии в Иерусалим бенедектинского монаха, посланного папой св. Григорием Великим для основания странноприимного дома для западных поклонников, франкского священника Реовальда, по поручению Радегунды жены Клотара I тогда уже инокини Крестного монастыря в Пуатье, к Иерусалимскому патриарху с просьбой уделить для ее монастыря частицу Животворящего Креста, св. Феодора Сикеота, благородные ответы которого императору Фотию сохранила история, прибывшего в третий раз в Иерусалим и проведшего всю зиму в лавре св. Феодосия, сицилийского инока, посвященного в базилике гробницы Господней в Агригентские епископы, патрицианки Рустиции, отправившейся, по убеждению папы Григория Великого на Синай, св. Голиндухи, знатной персианки, покинувшей свое отечество после тяжелых истязаний за веру Христову и умершей в Гиерополе от ран, и наконец Антонина Пиаценского, оставившего нам подробное описание своего паломничества от Панаеады до Синайского монастыря. |
Едва только улеглись несогласия, возбужденные Севером и его сообщниками, как церковь Христову стали обуревать новые раздоры, возбужденные на этот раз учением Оригена, и представителями его явились оба ревностные противники Севера, с которыми мы познакомились на последнем Константинопольском соборе. То был Домициан, настоятель монастыря Мартирия, и Феодор Аскид, экзарх новой лавры. Оба они за услуги оказанные православию, были призваны на епископские престолы, первый Анкиры, а второй Кесарии Кападокийской. Это назначение было несчастием для Палестины, ибо оба они были страстными приверженцами фантастических учений Оригена, которые они усвоили себе в новой лавре, составлявшей средоточие всех ересей и восстаний. |
На всем Востоке, как мы видели, св. Савве принадлежит бесспорно слава отстоять Халкидонский собор, а с ним и все православие. Но жизнь старца клонилась к закату. Его ближайшие сподвижники: св. Феоктист, Ефимий, Феодосий, Лонгин, Маркиан, Мартирий, Саллюстий, Илия и Иоанн все сошли в могилу прежде него. К ним следует присовокупить еще Юлиану Аницию, дочь императора Оливрия и правнучку императрицы Евдокии, оказавшую гостеприимство св. Савве во время пребывания его в Константинополе. Позднее евнухи ее прибыли в Иерусалим с известием о смерти своей госпожи и просили св. Савву принять их в его лавру. Св. Савва отослал их к настоятелю монастырей патриарха Илии - Александру, который выстроил для них в Иерихонской долине отдельный монастырь, носивший их название. |
Достигнув цели своих домогательств, добившись признания за Иерусалимским престолом первенствующего значения в Палестине, Иерусалимские епископы отступают от своей воинствующей деятельности, уступая занимаемое ими до тех пор место великим основателям и настоятелям знаменитых Палестинских обителей, и предоставляют им, из глубины их пустынь, опираясь на преданных иноков, вести дальнейшую борьбу против ересей в защиту православия и церкви. |
По кончине св. Кирилла, Иерусалимский престол занял пресвитер Иоанн, впоследствии обвиненный своими в принадлежности к арианам, когда эти последние первенствовали в Иерусалиме. Трудно составить себе верное понятие о характере нового епископа. Он всегда пользовался в церкви высоким уважением, папа Анастасий писал ему самые лестные послания и его отношения к св.Иоанну Златоусту доказывают, что он вполне заслуживает этого уважения. Но с другой стороны преувеличенно представление его об епископских правах и деспотичный склад его ума, вовлекшие его в достойную сожаления борьбу с блаженным Иеронимом и св. Епифанием, набрасывают на его память обвинение в несправедливости и пристрастии. |
Акакий Кесарийский господствовал в Иерусалиме, но политическое положение империи побуждало его действовать с крайней осторожностью. Констант только что был убит, и в интересах брата его Констанция, вступившего в сомнительную борьбу с убийцами, было предупредить всякий предлог к смутам на востоке. В виду этого Акакий, после смерти Максима, принужден был согласиться на законное избрание его наследником и с этой целью созвал в Иерусалим местных епархиальных епископов, которые прибыли на его приглашение в надежде, благодаря своему присутствию и многочисленности, избрав православного епископа, или по крайней мере, из умеренных ариан. Избрание это произошло без труда, потому что Акакий сам не принадлежал еще тогда к приверженцам крайнего арианства и не требовал того же от будущего Иерусалимского епископа, а сами епископы, созванные для избрания, принадлежали к умеренной партии ариан, получившей вскоре название полуарианства. Выбор их пал на Св. Кирилла, который по своим качествам, мог удовлетворить обе враждующие стороны. |
В
то время благодеяния Константина давали Иерусалиму первенствующее
значение на Востоке ересь Ария все более распространялась, поселяя
раздоры в церкви. |
Св. Макарий, муж ученый и добродетельный, высокого ума, твердого и правдивого характера, был Иepycaлимским епископом. когда Св. Равноапостольный царь Константин даровал мир церкви. Одним из первых восстал Макарий против полуязыческих учений Apия, уничтожавших божественность Иисуса Христа и низводивших xpистианство до отвлеченного и пустого деизма. Борьба эта была для него нелегка. Ересь Apия, заимствованная из отвлеченных философских учений Филона, Плотина и Александрийских софистов, возбудила в восточном духовенстве прирожденную грекам страсть к философским прениям. Епископы Азии с увлечением последовали этому мудрствованию, объяснявшему таинства и старавшемуся примирить народную веру с философией. Во главе последователей Ария стал Никомедийский архиепископ Eвceвий, соединявший с гордостью царского рода, к которому он себя причислял, все страсти честолюбивой и беспокойной души. Для защиты нового учения он соединился с соименным ему знаменитым Евсевием Кесарийским, Палестинским митрополитом, человеком изворотливым и льстивым, соединявшим глубокую ученость с необыкновенным искусством в происках. За ним следовали почти все Азийские епископы, в числе которых выделялись: Феогний Никейский, Павлин Тарский и в особенности два Палестинских епископа: Патрофил Скифопольскій а Аэций Лидский. Св. Макарий нашел поддержку только у Антиохийского и Александрийского патриархов, Триполийского епископа и у епископа небольшой христианской общины в Газе, Асклепаса, одного из самых деятельных и неустрашимых врагов арианства. |
Вениаминовское подворье в 1891 г.В 1891 году, в результате возникших сложностей в управлении и содержании подворья, иеромонах Вениамин, достигший почтенного возраста – 80 лет, передал этот приют в пользование Императорского Православного Палестинского Общества. Именно ИППО на тот момент было единственной организацией, способной содержать приют, удовлетворяя нужды его жильцов. Подворье получило наименование Вениаминовского. Впоследствии старец Вениамин был избран почетным членом ИППО. |
Условия, благоприятствовавшие распространению Церкви.Ко времени пришествия Христа Спасителя в мир почти все народы тогдашнего политического мира соединены были в одно государство — римское. Рим назывался столицей всей вселенной. За несколько лет до явления Спасителя римское государство из республики превратилось в империю. Императоры обладали деспотической властью. Таковыми являлись и их представители в отдельных областях. Народ раболепствовал перед императорами. Резко отличалось имущественное и социальное положение высших классов. Особенно тяжелым было положение многочисленных рабов, которые в руках своих господ были не более, чем одушевленной вещью, которой те распоряжались по своему произволу. |