Акакий
Кесарийский господствовал в Иерусалиме, но политическое положение
империи побуждало его действовать с крайней осторожностью. Констант
только что был убит, и в интересах брата его Констанция, вступившего в
сомнительную борьбу с убийцами, было предупредить всякий предлог к
смутам на востоке. В виду этого Акакий, после смерти Максима, принужден
был согласиться на законное избрание его наследником и с этой целью
созвал в Иерусалим местных епархиальных епископов, которые прибыли на
его приглашение в надежде, благодаря своему присутствию и
многочисленности, избрав православного епископа, или по крайней мере, из
умеренных ариан. Избрание это произошло без труда, потому что Акакий
сам не принадлежал еще тогда к приверженцам крайнего арианства и не
требовал того же от будущего Иерусалимского епископа, а сами епископы,
созванные для избрания, принадлежали к умеренной партии ариан,
получившей вскоре название полуарианства. Выбор их пал на Св. Кирилла,
который по своим качествам, мог удовлетворить обе враждующие стороны.
Новый епископ принадлежал к той значительной партии, которая
приняв Никейский символ, стремилась путем смягчения некоторых выражений,
а главное своим примирительным образом действий привлечь к православию
наиболее умеренных из ариан. Она признавала законными и сообщалась с
епископами, избранными арианами, и стояла в некоторой оппозиции к
приверженцам крайнего православия, которые настолько враждебно
относились к арианам и умеренным православным, что например Люцифер
Кальярский с некоторыми единоплеменниками не задумались отделиться от
церкви, когда римские папы благосклонно отнеслись к возвращающимся в
православие арианам. Несколько лет до своего избрания Св. Кирилл
проповедовал в базилике гробницы Господней и затем издал полный курс
катехизических бесед для оглашенных, в которых он высказал свое
несомненное православие, но без резкости и крайности: так например слово
«единосущный» не встречается в этих беседах и было заменено мене
точными выражениями. Некоторые неясные места в этом сочинении подавали
арианам тайную надежду найти в нем, впоследствии, скорее союзника, чем
противника. Законно и правильно избранный Палестинскими
епископами, поддерживаемый горячей верой, страстным рвением к церкви и
несокрушимой твердостью духа, отличаясь глубокой ученостью,
увлекательным красноречием, неисчерпаемой щедростью и святостью жизни,
Св. Кирилл был, быть может, величайшим из Иерусалимских епископов. Первые
годы его епископства прошли спокойно и благополучно. Несколько месяцев
после его избрания, 8 мая 351 г., чудесное явление как бы освятило это
избрание. Среди дня появился на небе сияющий крест, простираясь от
Голгофы до Елеонской горы. Св. Кирилл счел необходимым донести об этом
явлении императору, и письмо его о сем, доселе сохранившееся,
свидетельствует как об обретении Животворящего Креста, так и о
православии Св. Кирилла многознаменательным употреблением в нем слова
единосущный. Описание самого явления сохранилось и у других современных
историков. Спокойные
времена способствовали особенно развитию в Палестине монашеской жизни,
насажденной в ней, как мы видели выше, Свв. Харитоном и Илларионом.
Многочисленные ученики их рассеялись по всей Палестине. Епифаний,
впоследствии Саламинский епископ, известный своей историей ересей,
основал, близ Елевферополя, в некотором расстоянии от селения Безандука,
монастырь старца Ада, в который он собрал до шестидесяти учеников;
когда же заботы управления истощали его силы, он укрывался в монастыре
Св. Иллариона и снова оживал, внимая речам последнего. В то же время,
четыре брата, также ученики Св. Иллариона, устроили обитель в
окрестностях Вефили, - городке, соседнем с Газой, а отшельник Аммоний,
укрывшийся еще дальше в пустыне, прославился строгостью свое жизни.
Число отшельников возрастало с каждым днем; Св. Илларион, посещавший их
ежегодно, оправлялся в путь один, к нему последовательно присоединялись
посещенные им отшельники и к концу пути число его спутников возрастало
до нескольких тысяч. Вифлеем начал собирать отшельников вокруг своей
великолепной базилики, а еще далее, по направлению к Аравии, среди
великой пустыни, три цветущие монашеские обители расположились у подошвы
Синайской горы, вокруг сторожевой башни, долженствующей своими толстыми
стенами и низкой дверью служить, не всегда успешно, убежищем для иноков
от нашествия арабов. Иерусалим и его окрестности также покрылись
монастырями и заселились иноками. Настоятель Филипп основал
приблизительно в то же время монастырь, иноки которого вскоре затем
принесли Св. Афанасию мощи Иоанна Крестителя, отнятые ими у Севастийских
язычников; наконец Елеонская гора была заселена отшельниками,
соревнователями египетских иноков, прельстившими своей жизнью Меланию
Старшую и Руфина. Поток паломников возрастал с каждым днем.
Сирийские пустынники Маран и Кир посетили Иерусалим; Малоазийский
отшельник Св. Симеон Прииск в Иерусалиме присоединился к каравану,
отправляющемуся на Синай; персидский епископ Св. Милий, удостоившийся
впоследствии мученического венца, приходил поклониться к гробнице
Господней; наконец Св. Василий Великий, знаменитый епископ Кесарии
Каппадокийской, приходивший уже раз в Иерусалим еще при жизни Св.
Макария, вторично посетил Св. град, перед столь прославившей его борьбой
с императором Валентом. Одновременно развивалась и христианская
наука, в которой православные и ариане соревновались как ученостью, так
и рвением. Незадолго перед тем умерший Евсевий Кесарийский оставил нам
первую церковную историю, отличающеюся верностью и сжатостью рассказа, а
главное критическим, ученым выбором источников. Недостаток этой истории
составляет тяжелый, холодный стиль, представляющий полную
противоположность с увлекательными творениями его красноречивого
соперника Св. Афанасия. Кроме церковной истории, Евсевий оставил нам еще
жизнеописание Константина, где недостатки его пера выступают еще
заметнее, благодаря высокопарности слога и рассыпанной в ней чрезмерной
лести, которая послужила к его личному возвышению. Но главными трудами
Евсевия, в которых ярче всего высказались его ученость и холодное, хотя и
блестящее изложение, были его большие богословские труды:
«Приготовление к Евангелию» и «Доказательство Евангельское». Для
составления этих трудов Евсевию не хватило даже Кесарийской библиотеки и
он, как некогда Ориген, проводил целые дни в Иерусалимской библиотеке,
основанной двести лет перед тем, знаменитым историком Св. Александром.
Первый из этих трудов: «Приготовление к Евангелию», представляло
обширное изложение языческой феогонии, которой неопределенные предания,
противоречивые рассказы, легкомысленные и невероятные басни,
сопоставленные с полной единства книгой бытия и другими еврейскими
письменными памятниками, написанными гораздо раньше появления всех
языческих преданий, является искусным и веским доказательством
превосходства христианства. Упомянутые в этом труде творения поэтов,
историков и философов древности, соединенные Евсевием в ученое и
гармоническое целое, сохранили нам многие оригинальные тексты
сочинителей, самые имена которых, в противном случае, едва ли дошли бы
до нас. Во втором труде: «Доказательство Евангельское», Евсевий, с тем
же обилием доводов, богатством текстов и искусством изложения,
опровергая евреев, в двадцати книгах изложил сущность христианских
догматов. Его ученик и панегерист Акакаий, заместивший его на
Кесарийском престоле, постоянно издавал новые исследования и ученые
толкования на Священное Писание, где в борьбе с догматическими
трудностями, особенно проявляется ретивость и проницательность его ума. В
Иерусалиме Св.Кирилл оканчивает свои катехизические беседы, в которых
последовательно и полно излагал сущность христианского учения. Его слог,
мощный и ясный, точный и простой, без труда возвышается порой, как бы
увлеченный величием самого предмета, и эта поразительная смесь
возвышенности, учености и простоты объясняет нам увлечении, с которым
современники Кирилла толпились на его проповедях. Племянник его Геласий,
известный совей добродетелью и ученостью, продолжал, по просьбе дяди,
церковную историю Евсевия, в которой изящным, хотя несколько сухим
слогом излагал церковные события до половины царствования Констанция. Но
мирные времена епископства Кирилла были непродолжительны. Евреи,
доведенные до крайности нетерпимостью императора и вымогательством
казны, восстали в Диокесарии, Тивериаде и Диосполе. Римские гарнизоны,
христиане и самаритяне были ночью перерезаны и возмутившиеся города
приготовились к сопротивлению. Средоточием возмущения стал Сефорис,
украшенный Иродом и переименованный Адрианом в Диокесарию. Занимая в
гористой местности почти неприступное положение, защищая город Азамоном,
у подошвы которой она лежала, Диокесария сделалась в ущерб Тивериаде,
столицей Галилеи и в ней заперлись евреи, когда Галл, племянник
Констанция, незадолго перед тем получивший титул кесаря, двинул против
них войска. Диокесария была взята приступом и сравнена с землей,
Тивериада и Диосполь наполовину разрушены и вся Галилея разорена. Вслед
за сим начало вновь волновать Палестину арианство. Прежде всего между
Акакием Кесарийским и Кириллом Иерусалимским произошли недоразумения по
поводу иерархических прав каждого их них. С согласия Кирилла, Сильван
Тарский переместил Феофила Елевферопольского, вожака полуарианства и
друга Св. Кирилла, на более важный престол Кастабам в Киликии. Акакий
озабоченный в это время избранием антипапы Феликса, не был в состоянии
воспротивиться перемещению Феофила, но зато назначил Елевферопольским
епископом пресвитера Евтихия, тайного православного, но сделавшегося
впоследствии от вражды Кириллу ярым арианином. Изгнание Евсевия
Верцельского и Люцифера Кальярского увеличило эту вражду. Констанций,
после поражения Магнеция, только и думал о том, как погубить Св.
Афанасия, которого обвинил перед папой Либерием и заставил осудить на
арианских соборах в Арле и Милане. На этом последнем соборе Евсевий
Верцельский и Люцифер Кальярский так открыто выступили в защиту Св.
Афанасия и православных догматов, что взбешенный Констанций послал их в
изгнание: Евасевия в Скифополь, а Люцифера в Елевферополь. В Скифополе
Евсевий был передан в руки Патрофила, самого застарелого и непримиримого
врага православных; но и здесь вначале он нашел помощь от графа
Иосифа, некогда обращенного еврея и принужденного переселиться в
Скифополь для избежания вражды Тивериадских евреев. Граф Иосиф принял
Евсевия у себя и защитил его против Патрофила, не дерзнувшего оскорбить
столь важного сановника. Здесь, в обществе некоторых пресвитеров,
товарищей по его изгнанию, Евсевий виделся в Св. Епифанием и Св.
Гавденцием, впоследствии Новарским епископом. Но вскоре Иосиф умер и
Евсевий, лишенный его защиты, был заключен арианами в тесную тюрьму, где
его томили голодом. Здесь посетил его один из Верцельских диаконов,
принесший ему письма и подаяния некоторых Италийских церквей, и затем,
дойдя до Иерусалима, сообщил Кириллу о страданиях узника. К несчастию,
Св. Кирилл, которого между тем Акакий начал преследовать, не мог его
защитить, к тому же Палестину поразил голод. Бедствие это особенно
сильно ощущалось в Иерусалиме, куда посещение Св. мест собирало толпы
неимущих, для помощи которым Св. Кирилл вынужден был продать многие из
вещей, принесенных Константином в дар церкви гробницы Господней, и в
том, числе и златотканое епископское облачение. Не менее Евсевия страдал
и Люцифер Калльярйский, сосланный сперва к Германикею и оттуда
переведенный в Елевферополь, где епископ Евтихий относился к нему с
самой постыдной жестокостью. Раздосадованный тем, что Люцифер, находясь
постоянно среди немногочисленной православной церкви, Евтихий однажды
устремился в келью, где Люцифер совершал богослужение, ударами топора
выломал двери, разогнал молящихся , Люцифера, державшегося в руках чашу с
дарами, повалил на пол и похитил скромные украшения бедной церкви.
Невозможность смягчить эти несправедливые гонения была одной из причин
того упорного и страстного сопротивления, которое Кирилл Иерусалимский
проявлял против ариан. Тотчас
после Мелитенского собора Св. Кирилл союзе с Елпидием Сатальским стал
на защиту Евстафия Севастийского и одного пресвитера, именем Евсевия,
низложения которых требовали ариане, и не только не признал их
осуждения, но и не прервал с ними общения. Это враждебное отношение Св.
Кирилла, а главное – требование им, как занимающего апостольский
престол, прав митрополита, до того раздражали Акакия Кесарийского, что
он потребовал Иерусалимского епископа к себе на суд, но Кирилл,
признавая его еретиком, отказал явиться. Тогда Акакий, пригласив пять
или шесть единомышленных ему епископов: Патрофила Скифопольского,
Ефтихия Елевфопольского, Петра Гипийского, Харисия Азотского, Евсевия
Севастийского и еще некоторых других, из страха придерживавшихся
арианства, составил из них собор для суда над Иерусалимским епископом,
обвиняя его в непризнании его власти, во исповедании крайне православных
догматов и в продаже вещей, украшающих базилику гробницы Господней.
Кирилл был заочно осужден, лишен престола и изгнан из Иерусалима. Но
враги слишком мало знали энергию Св. Кирилла, воображая что он подчинил
их пристрастному постановлению. Ссылаясь на указ, изданный Константином в
344 г., Иерусалимский епископ принес жалобу на постановление собора и
тем самым приостановил приведение в исполнение этих постановлений. Таким
образом Св. Кирилл в церковный суд ввел первые приемы и порядки
светских судов. Случалось и раньше, что постановления некоторых соборов
передавались на обсуждение другого, более значительного собора, но
подобное обсуждение и не препятствовало судьям, подавшим голоса на
первом соборе, присутствовать на втором, подавая вновь голоса против
лица, уже осужденного ими. В обыкновенном даже светском суде, при
аппеляции на суд первой инстанции, устранялось вполне участие заседавшем
в нем судей: они могли при вторичном разбирательстве дела
присутствовать только в качестве простых зрителей. Кроме того передача
на вторичное рассмотрение церковных дел производилась только в качестве
простых зрителей. Кроме того передача на вторичное рассмотрение
церковных дел производилась только с предварительного разрешения
императора, тогда как аппеляция по порядкам светского суда допускалась
совершенно свободно и не нуждалась ни в чьем разрешении. Поэтому
принятие светской судебной процедуры представляло Св. Кириллу двойную
выгоду: оно отстраняло от присутствия на будущем соборе всех его врагов и
давало ему возможность обойтись для вторичного рассмотрения без
предварительного разрешения императора, которого, благодаря проискам
Акакия, ему едва ли удалось получить. Но Св. Кирилл, действуя так,
забывал, что по указу Антонина, сохранявшему свою силу, законно
призванный на суд и добровольно отклонившийся от явки терял право на
аппеляцию в случае своего осуждения и поэтому даже с точки светского
суда аппеляция Св. Кирилла не могла быть признаваема законной; тем не
мене Констанций был увлечен смелостью поступка Св. Кирилла и
Селевкийскому собору поручено вновь судить его. Между тем Акакий
Кесарийский поручил временное управление Иерусалимской епархией Евтихию
Елевферопольскому и поступок этот привел к совершенно неожиданным
последствиям. Изгнанный из Иерусалима, Св. Кирилл удалился сперва в
Антиохию, но, найдя, тамошний престол вдовствующим, отправился в Тарс
просить убежища у епископа Сильвана, который, как было упомянуто выше,
был вождем полуариан, которые хотя и отвергали слово Единосущный, но
признавали Сына Божия не простым созданием, а равным Отцу, и только
некоторые из них спорили о Божественности Св. Духа, между тем как
чистые ариане признавали Иисуса Христа хотя и совершенным, но
сотворенным созданием, служащим звеном между Богом и человеком. Акакий
Кесарийский, известив Сильвана о низложении Кирилла, требовал его
изгнания из Тарса. Сильван отказался исполнить это требование; тогда
Акакий примкнул к чистым арианам, помок Евдокию Германикийскому овладеть
Антиохийским престолом и изгнал из этого города всех полуариан. Таким
образом произошел разрыв между чистыми арианами и полуарианами, которые
со своей стороны, последовательно созвали два собора: Анкрийский и
Сирмийский. Здесь
не место разбирать подробно еще долго продолжавшиеся их распри, тем
более, что они происходили вдали от Палестины, не нельзя упомянуть, что
Св. Кирилл, пользуясь временным торжеством полуариан, прибыл на
Селевкивский собор, оправдавший его и низложивший Акакия Кесарийского, и
с собора вернулся в Иерусалим. Но торжество полуариан было
непродолжительно, они скоро были покинуты Констанцием, шатким умом
которого овладел вновь Акакий, обвинивший Кирилла в продаже актеру
золотого епископского одеяния принесенного в дар Константином при
освящении базилики гробницы Господней и представившего главнейших
полуариан соумышленниками и даже соучастниками Кирилла. Констанций,
разгневанный таким, по его мнению пренебрежением к памяти своего отца,
сослал Кирилла и с ним всех вождей полуариан. В 362 г. император
возвратил сосланных и Св.Кирилл вернулся в Иерусалим, вместе с
малолетним сыном жреца Аполлона в Дафнии близ Антиохии, который был
тайно обращен Св. Публией, разбил идола своего отца и которого
Антиохийский патриарх Св. Мелетий, во избежание гнева Юлиана, передал на
попечение Св. Кирилла. Палестина под властью христианских императоров (326-636 гг.)По Альфонсу Курэ Издание редакции «Русского паломника» С.Петербург. 1894 год
Источник: http://simvol-veri.ru/xp/interesnoe/44-2010-07-17-16-59-52/355-kiril-irusalimskij.html |