Главная » Статьи » Мои статьи |
В категории материалов: 284 Показано материалов: 221-230 |
Страницы: « 1 2 ... 21 22 23 24 25 ... 28 29 » |
препод., родом из Малой Азии, жил в ликаонском городе Иконии. В гонение на христиан при императоре Аврелиане X. обнаружил необыкновенную твердость веры. При новом императоре Таците X. был освобожден из темницы. Он отправился в Иерусалим для поклонения святым местам. По дороге схвачен был разбойниками и отведен в пещеру, служившую им притоном. Случилось так, что змей вполз в стоявший в их пещере сосуд с вином и отравил вино. Разбойники, напившись отравленного вина, погибли. X. остался в пещере и начал вести подвижническую жизнь. Многие стекались к X., и таким образом устроилась первая, знаменитая в Палестине лавра — Фаранская (см.), со строгой подвижнической жизнью. Ища безмолвия, Χ. удалился из лавры в пустыню Иерихонскую, но и здесь явились к нему ревнители подвижнической жизни, и образовалась новая лавра, Иерихонская. В новой лавре X. ввел такой же устав, какой был дан им первой — Фаранской. Подобным же образом устроена была X. и третья лавра, Суккийская. X. скончался в Фаранской лавре около 350 г. Память 28 сентября. |
Существующая ныне церковь соответствует по своему виду и местоположению описанию Кирилла Скифопольского. Без архитектурного обследования невозможно сказать, насколько здание сохранило в себе элементы первоначальной постройки 494-501 гг. Патрих принимает, как факт, что только стены современной церкви могут относиться к концу V века, а своды и купол – более поздние, но не приводит никаких доводов для такого суждения. Однако можно отметить, что ни один из прочитанных мною источников, авторы которых оплакивают разорение монастыря и церкви в тот или иной период, не упоминает провалившихся сводов, хотя в отношении других сооружений (Даниил Эфесский о часовне Иоанна Крестителя в 1493-1499 гг.) такие упоминания есть. |
Православный греческий монастырь преп. Саввы Освященного. The Great Lavra of St. Saba, The Monastery of Mar Saba (англ.). Мар-Саба — в 14 км от Иерусалима, к востоку от монастыря Феодосия Великого. Лавра основана в VI в. на месте пещеры, где поселился преподобный Савва — родоначальник палестинского монашества, и вокруг которой разрослась обитель. Пещера преп. Саввы находится в южной части обители. Она украшена иконами. Первоначальная монастырская церковь во имя свт. Николая также находится в пещере. В ней имеется чтимая икона преп. Андрея Критского и хранятся мощи монахов, убитых сарацинами. Главный храм обители посвящен празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Воздвигнут в VI в. св. Юстинианом. В храме — иконы «Верую» и «Акафистной Божией Матери», резной иконостас. На царских вратах изображены четыре палестинских подвижника: преподобные отцы Савва, Харитон, Евфимий и Иоанн Молчальник. В монастыре подвизался Иоанн Дамаскин (VIII в.). Его пещера-келья находится над церковью свт. Николая. В пещере хранятся две иконы Воскресения, икона Богородицы Троеручицы и крест, а также камень, на котором преп. Иоанну Дамаскину отрубили руку. Над кельей Иоанн Дамаскин устроил церковку во имя Иоанна Предтечи, в которой подвижник был похоронен. Мощи Иоанна Дамаскина впоследствии увезли крестоносцы. В настоящее время они хранятся в Венеции. Женщины на территорию монастыря не допускаются. |
|
|
Монастырь
Саввы Освященного. Открытие
Кумрана, пролившее свет на истоки
палестинского монашеского движения, далеко
не единственное свидетельство, отражающее
действие Слова Господня через сердца
ищущих уединения мистиков, которое хранит в
себе Святая Земля. На сегодняшний день, в
одной только Иудейской пустыне археологами
открыто и исследовано 73 монашеских
поселения византийского периода –
лавры и монастыри. Точнее сказать,
монашеские монастыри Палестины в
византийскую эпоху были представлены двумя
основными типами –
это лавра и киновия. Здесь
необходимо дать некоторые пояснения. В
отношении палестинского монашества под
словом "лавра” понимается нечто иное, чем
просто мужской монастырь, как это было
принято в России называть большие мужские
монастыри лаврами. Само слово "лавра” (Λαΰρα)
на греческом языке означает дорожка. В
палестинских лаврах кельи, которые обычно
являлись пещерами, были значительно
удалены друг от друга и соединялись между
собой узкими горными тропинками. В лаврах
монахи жили уединенно, не общаясь друг с
другом в течение недели и только в субботу и
воскресенье собирались в центральной
церкви на общую молитву и на евхаристию. В
киновиях же монахи встречались ежедневно и
в церкви и в трапезной, а также совмещали
свои молитвы с ремеслом. Само слово "киновия”
происходит от греческого "κοινος”
(койнос) –
общий и "βιος”
(биос) –
жизнь, т. е. своего рода общежитие. Их
профессиями были главным образом плетение
корзин и циновок из пальм, а также переписка
книг. Сам св. Савва, один из столпов
палестинского монашества (см. ниже), как
говорят, порой изготавливал до 50 корзин в
неделю. Но часто монахи занимались и
другими ремеслами: тканием, кожевенным,
плотницким, кузнечным,
сельскохозяйственным и др. Многие монахи
занимались переплетом книг –
сшиванием отдельных страниц в кодексы. Те
самые кодексы, которые были в последнее
время обнаружены в различных древних
монастырях и сохранившие на своих
страницах давно утраченные апокрифы и
интересные версии канонических Евангелий. |