Главная » Статьи » Мои статьи |
Монастырь
Саввы Освященного. (Позже он основал еще три лавры и шесть монастырей). Первым строением новой лавры, которую потом назовут Великой лаврой, была сторожевая башня, затем в этом безводном ущелье был чудесным образом обнаружен источник. Первая церковь была устроена Саввой в пещере, обнаруженной им через видение на этом месте огненного столпа, уходящего в небо, что напомнило ему лестницу Иакова. Иаков, как известно, назвал место своего видения "Вефиль” (Бейт Эль – Дом Бога), так и наш монах понял это знамение как указание на то, что здесь должен быть дом Божий. Пещера и в самом деле уже по своей природной форме напоминала базилику с апсидой и ризницей, поэтому Кирилл Скифопольский называет ее "Церковью, построенной Богом” Савва отличался крутым нравом и нетерпимостью ко всякому мнению, которое он не разделял, но тем не менее инакомыслящих не преследовал, а наоборот, поступал с ними благородно и гуманно. Так, однажды, он выселил из своей лавры роптавших против него монахов, но и позаботился о них, создав в 503-508 годах для них отдельный монастырь в Никополисе. Как богослов св. Савва отличился в защите Православия против так называемой монофизитской ереси. Об этом стоит сказать несколько слов.Возникновение ее в истории христианства вполне закономерно, а существование продолжается и по сей день, и вовсе не только в лице Армянской, Коптской, Эфиопской и Якобитской Церквей, где от монофизитства осталось лишь одно название и безобидные символы, ее существование заключается прежде всего в отношении верующего к Христу. Не будучи способными понять и разрешить чрезвычайно тонкий и сложный вопрос богословия о природе Христа, понять Кто Он, Человек или Бог, и есть ли у Христа нечто общее с нами, со смертными людьми, церковные чиновники постоянно оказывались в крайне щекотливом положении. Чиновник не может находиться в неопределенности, а посему, чтобы избежать ее, он либо вообще отвергает Божескую природу Христа как ересь, обвиняя в политеизме тех, кто "придают Богу товарищей”, либо стремиться сделать из Самого Христа абсолютного Бога, обвиняя в кощунстве тех, кто "придают Ему человеческое естество”. Потому твердолобый религиозный фундаментализм не мог вынести Христа-Богочеловека с вытекающим из этого догмата Православием, и неизбежно тяготел к полюсам богословия, либо к исламу и иудаизму, и их христианским братьям – арианской и несторианской ереси, либо к монофизитству. Монофизитам было ненавистно видеть в Иисусе человека, во всем нам равного, кроме греха. Им не нужен Бог-товарищ, Бог-брат, им нужен Бог-деспот, Бог-фюрер, а потому они и стремились сделать из Христа идола. А сколько сейчас таких замаскированных монофизитов можно встретить и среди православных ортодоксов, и даже среди наиболее прогрессивных протестантских деноминаций? Халкидонский собор, собравшись в 451 году осудил монофизитство, но богословские споры тем не менее не утихли. Одержав сравнительно легкую победу над Несторием в 431 году, монофизиты рассчитывали подчинить себе свободный дух иноков, чье сердце не могло принадлежать никому иному, как их Брату и Господу Иисусу Христу, и монахи Палестинских пустынь, отстаивая свою веру, под руководством их уважаемого старца Саввы, смогли дать достойный отпор зарвавшимся чинушам. Вернувшись
из Халкидона, монофизитский монах Феодосий
возбудил Иерусалимскую чернь поддержать
доктрину Христа-идола. Иерусалим был взят и
разграблен мятежниками. Лавра Саввы
Освященного стала одним из оплотов
Православия. Благодаря миротворческой
деятельности Саввы, в 479 г. удалось
достигнуть примирения между враждующими
сторонами, что повлекло за собой новый
подъем монашеского движения. Именно в это
время были основаны монастыри Феодосия и
Хозива, о которых речь пойдет ниже.
Савве Освященному принадлежит так называемый "Палестинский”, или "Иерусалимский Типик” (Богослужебный устав), впоследствии принятый повсеместно в Православной Церкви. Как и Евфимий, Савва не поощрял молодых людей уходить в пустыни и видел в излишней аскезе своего рода порок фальши и лжи, погоню за показным благочестием. Всякий желавший посвятить себя отшельничеству проходил подготовку в течение определенного срока, не менее 3-х лет (новициат), после чего он мог быть удостоен статуса келейника. Савва умер в возрасте 94-х лет 5-го декабря 532 года. В 1256 году его останки были перевезены в Венецию и захоронены в церкви Сан Антонио, 12 ноября 1965 года мощи святого были возвращены обратно в монастырь в рамках соглашения между папой Павлом VI с Константинопольским патриархом Афинагором. После
смерти своего основателя, монастырь
продолжает существовать. В 614 году он
подвергается нападению персов. В письме
монаха Антиоха, адресованного Евстихию в
Анкиру (Галатия), описывается умерщвление 44
мучеников монастыря Саввы во время
персидского нашествия. Крестоносцы, не
слишком посвященные в историю греческих
подвижников и не очень хорошо
представлявшие себе, кто такой был на самом
деле св. Савва, как мы увидим из следующей
цитаты, тем не менее были осведомлены о
бесчинствах по отношению к ним со стороны
персидских варваров. Известные тогда
сведения о монастыре передает нам в 1103 году
в своих путевых записках английский
пилигрим Зевульф: "К западу от церкви св.
Креста, приблизительно на расстоянии трех
миллиариев находится великолепнейший и
очень большой монастырь, во имя св. Савы,
одного из 72 учеников Господа нашего Иисуса
Христа; там некогда жило в общежитии больше
300 греческих монахов и служили Господу и
Святому; большая часть братии была перебита
сарацинами, а часть благоговейно служит
Господу в другом монастыре того же Святого
внутри городских стен, рядом с башнею
Давида; а первый монастырь покинут и
совершенно опустел” (6).
Но все-таки во времена крестоносцев
монастырь не был покинут и продолжал
существовать. Так описывает монастырь
игумен Даниил, посетивший его и живший там
некоторое время в 1106 году: "Лавра же
святаго Савы есть уставлена от Бога дивно и
несказанно: поток бе некако (есть
там, так) страшен и глубок зело и безводен,
стены имя бе высоки, и на тех стенах лпять
келии прилеплены и утверждены от Бога некако дивно и страшно , после того, как был разрушен и разграблен в ходе бунта бедуинов против власти Мухаммада Али и его сына Ибрагима-паши (1834-1835) и землетрясения 1837 года. Сегодня этот монастырь является крупнейшим из трех, ныне действующих в Иудейской пустыне (св. Феодосия и св. Георгия Хозевита см. ниже). Его устав считается самым строгим из уставов всех Палестинских православных монастырей . Настоятелем монастыря является сам патриарх Иерусалимский, но управляет всеми его повседневными делами поставленный патриархом игумен. Среди строений монастыря выделяются две башни. Первая называется башней Юстиниана и находится в самой высокой точке монастыря . Она была построена на деньги, полученные св. Саввой в дар от императора Юстиниана во время его последнего посещения Константинополя в 531 году в возрасте 92-х лет. В принципе, этот "дар” был своего рода великодушной компенсацией, которой император поддержал палестинских монахов за ущерб, нанесенный лавре самаритянским бунтом в 529 году. В настоящее время в этой башне размещается уникальная библиотека монастыря. Другая башня находится несколько в стороне и за пределами стен монастыря. Называется она "башней женщин”, так как периодически служит гостиницей для женщин, которым строго воспрещено входить на территорию монастыря . Согласно Кириллу Скифопольскому, эта башня была построена императрицей Евдокией, женой императора Феодосия II, посещавшей монастырь в 455 г. и помогавшей строительству многих церквей Палестины, в том числе монастырь Стефана (см. ниже). В восьмом веке в монастыре прожил свои последние 50 лет жизни великий богослов и отец Церкви Иоанн Дамаскин (675-753). Монахи и сейчас показывают его келью и могилу. В монастыре захоронен также биограф и историк монашеского движения Кирилл Скифопольский, умерший приблизительно в 560 году. [1] Путник Антонина из Плаценции, 33. [2] Житие и хождение Даниила Русской земли игумена. [3] Житие и хождение Даниила Русской земли игумена. [4] Иоанн Фока, Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах в Палестине. [5] Кирилл Скифопольский, Житие Саввы Освященного, 7. [6] Путешествие Зевульфа в Святую Землю. [7] Житие и хождение Даниила Русской земли игумена. [8] Путешествие иеродиакона Зосимы. [9] Хождение купца Трифона Коробейникова по Святым местам Востока. [10] Житие и хождение Даниила Русской земли игумена. [11] Иоанн Фока, Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах в Палестине. [12] Житие и хождение Даниила Русской земли игумена. [13] Иоанн Фока, Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах в Палестине. [14] Евсевий Памфил – Иероним Блаженный, Ономастикон, 968. | |
Категория: Мои статьи | Добавил: simvol-veri (27.02.2009) | Автор: GLEB | |
Просмотров: 11885 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/11 | |
Всего комментариев: 6 | |||||||
| |||||||