Русский православный храм св. Марии Магдалины в Гефсимании
А в
октябре 1891 года руководство Императорского Православного Палестинского
Общества приняло решение о строительстве странноприимного дома на
русском Гефсиманском участке близ церкви св. Марии Магдалины, о чем
Помощник Председателя ИППО М.П. Степанов пишет начальнику Русской
Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Антонину (Капустину): «В
память в Бозе почившей Государыни Великой Княгини Александровны
Георгиевны[1] Императорского Православное Палестинское Общество
постановило испросить разрешения Августейшего Председателя своего на
сооружении близ церкви св. Марии Магдалины
на Елеонской горе, рядом с камнем явления Божией Матери апостолу Фоме,
странноприимный дом для желающего поселиться надолго в Иерусалиме
русского поклонника. Его Императорское Высочество Великий Князь
Сергий Александрович, утвердив это предположение Общества, а равно и
представленный им план, приказать соизволил сообщить о сем Вашему
Высокопреподобию и просит Вас по соглашению с Уполномоченным Общества в
Иерусалиме Н.Гр. Михайловым выделить из всего места церкви св. Марии
Магдалины, начиная с камня явления Божией Матери апостолу Фоме вдоль с.
границы места, участок земли, в 12 саж. длиною от в.к.з. и на 6 саж. от
с.к.ю. для предположенной постройки, которую желательно вполне окончить к
годовому дню кончины покойной Великой Княгини»[2]. В архиве
Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского
Общества сохранилась копия письма от 9 октября 1891 года Секретаря ИППО
В.Н. Хитрово Уполномоченному ИППО в Иерусалиме Н.Г. Михайлову
продолжающего тему постройки странноприимного дома на Гефсиманском
участке с подробным описанием как все необходимо сделать: «В память в
Бозе почившей государыни Великой Княгини Александры Георгиевны
Императорское Православное Палестинское Общество постановило выстроить
на месте церкви Св. Марии Магдалины странноприимный дом для желающих
поселиться надолго в Иерусалиме Русского поклонника, приняв на себя
содержание сего. Его Императорскому Высочеству Августейшему
Председателю Общества благоугодно было утвердить это постановление, а
равно и приложенный к нему план, и выразить желание, чтобы дом этот был
окончен к годовщине кончины покойной Великой Княгини 12 сентября 1892
г. (здесь ошибка даты, на самом деле 1891 г. , а самое осуществление
этого постановления Общества возложено на Вас. Сообщив о сем Его
Высокопреподобию о. Архимандриту Антонину для сведения, Совет
Императорского Православного Палестинского Общества счел долгом
уведомить Вас, место для сего дома выбрано вдоль дороги ведущей на
Елеон от камня явления Божией Матери апостолу Фоме к югу, при чем место
дома, как видно из прилагаемого при сем плана, займет 12 сажень в длину
вдоль дороги и 6 сажень в ширину, - внутрь места. Одновременно,
сообразуясь с посланным Вам планом, следует поручить составление рисунка
фасад дома, при чем колонны крытой галере и желательно сделать
приближающимися к тем, которые находятся в церкви Марии Магдалины. Вышину
комнат нужно определить…, затем в виду покатости места, следует перед
комнаты класть не на землю, а на подвал, высота которого определена
склоном, так что восточная стена придется прямо на землю, а западная
подымится соответственно склону. Крыша должна быть черепичная. Роскоши
и вычурности в фасаде не следует делать, а ограничиться хорошо тесанным
камнями, особенно с наружных фасадов как дома, так и стен. Наружная
стена, вдоль дороги, должна быть сделана наравне с вышиною стен до
внутренней стены, вокруг сада, не должны быть выше 3 аршин. Окно
в спальне, как одно для всей комнаты должно быть в 1½ раза более
остальных окон. Все окна должны иметь снаружи крестообразную железную
решетку для избежания воров внутри же деревянные ставни. Все
выходные на двор двери должны быть двойные, как показано на плане. Над
входною дверью должна быть помещена мраморная доска следующей надписью:
«В память в Бозе почившей Государыни Великой Княгини Александры
Георгиевны 12 сентября 1891 года.» Глубина цистерны, полагаем, будет
достаточна в 1 сажень. Сообщая все эти сведения, Совет Общества
просит Вас, Ваши по сему предмету соображения, а также рисунок фасада и
смету всей постройки, прислать нее позже Декабря месяца, а вместе с тем
распорядиться заготовлением необходимых строительных материалов так,
чтобы работы могли быть начаты с раннею весною. Помощник Председателя
М.П. Степанов, Секретарь В.Хитрово»[3].
Страноприимный дом в Гефсимании
Уполномоченный
Общества в Иерусалиме Николай Григорьевич Михайлов реагирует на письмо
Секретаря ИППО и 3 марта 1891 года направляет официальное письмо уже
Российскому Генеральному консулу в Иерусалиме С. Арсеньеву: «В память в
Бозе почившей Государыни Великой Княгини Александры Георгиевны
Императорского Православное Палестинское Общество постановило выстроить
на месте церкви св. Марии Магдалины странноприимный дом для желающего
поселиться на долго в Иерусалиме Русского поклонника, приняв на себя
содержание его.
Страноприимный дом в Гефисамнии с памятной таблицей Великой княгини Александре Георгиевне
Его
Императорскому Высочеству Августейшему Председателю Общества благоугодно
было утвердить это постановление, а равно и прилагаемый при сем план и
выразить желание, чтобы дом этот был окончен к годовому дню кончины
покойной Великой Княгини 12 Сентября 1892 г. (Здесь опечатка. На самом
деле 1891 г, а самое осуществление этого постановления Общества
возложено на меня. К сему долгом считаю присовокупить, что Советом
Императорского Православного Палестинского Общества место для сего дома
выбрано вдоль дороги, ведущей на Елеон, от камня явления Божией Матери
апостолу Фоме к югу.
Страноприимный дом в Гефисамнии со знаком Императорского Православного Палестинского Общества в верхней части фасада
Доводя о
сем до сведения Вашего Превосходительства имею честь почтительнейше
просить Вас не отказать мне в Вашем содействии и уведомить, когда можно
будет приступить к началу постройки. При сем имею честь
препроводить копию с кушана на участок земли, на котором выстроен храм
Св. Марии Магдалины. Копия эта была мне драгоманом Русской Духовной
Миссии, Я. Халеби. Уполномоченный Общества: Н. Михайлов»[4]. Странноприимный
дом рядом с камнем явления Божией Матери апостолу Фоме, поостренный
Императорским Православным Палестинским Обществом существует и ныне в
Гефсиманской Обители и используется как мастерская для иконописи. И
сегодня в его фасаде с западной стороны можно увидеть барельефный знак
Императорского Православного Палестинского Общества со словами пророка
Исайи: «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь»!
Примечательно, что во время инвентаризационных работ на Сергиевском
подворье ИППО в Иерусалиме, проводимых Иерусалимским отделением ИППО, в
архиве был обнаружен план на марлевой бумаге странноприимного дом в
Гефсимании, датируемый декабрем 1891 года, имеющий авторскую подпись C.
Schick[5]. Отсюда можно сделать предположение, что Уполномоченный
Общества в Иерусалиме Н.Г. Михайлов поручил известному Иерусалимскому
архитектору Конраду Шику составить план внешнего фасада странноприимного
дома рядом с церковью св. Марии Магдалины, еще в 1891 году и по сути
дела весь странноприимный дом в Гефсимании был выполнен по плану
архитектора Конрада Шика. Позже на странноприимном доме появляется еще
одна мемориальная таблица памяти Великого князя Константина Николаевича
(1827-1892).
Страноприимный дом в Гефисамнии с памятной таблицей Великому князю Константину Николаевичу (верху справа)
После
его посещения Святой Земли в 1859 году, начинается усиление русского
культурного духовного и политического присутствия в Святой Земле,
впоследствии он возглавляет Палестинский комитет, построивший русские
постройки в центре Иерусалима со зданиями: Троицкого собора, Русской
духовной миссии, русской больницы, генерального Императорского
консульства. Поэтому памятной табличкой в Гефсимании было решено
увековечить его память в Иерусалиме. С 1888 года сама церковь св. Марии
Магдалины с прилегающим участком земли была передана Императорском
Православным Палестинским Обществом в ведение Русской Духовной Миссии в
Иерусалиме и уже первая дождливая зима 1889 года принесла серьезные
проблемы в хозяйственном устройстве Гефсиманской церкви, и прилегающего к
ней участка, о чем пишет незадолго до своей смерти, архимандрит Антонин
(Капустин) в своем письме к Помощнику Председателя ИППО М.П. Степанову
от 9 февраля 1894 года: «…после 1 октября 1888 года «царское» место в
Гефсимании осталось без призрения. Надобно было кому-нибудь смотреть за
ним и думать о нем. Церковь св. Марии Магдалины поручена была ведению Д.
Миссии. Но церковь и местность нераздельны. Первая зима 1889 года
заставила меня думать об ограждении всего места стеною, ибо с восточной
стороны от еврейского кладбища, весь косогор размывался водою и
опустошал место. Другая зима своими дождями прелестную церковь нашу
сделала пестрою, ибо местный пористый и мягкий камень стен ее, не
защищаемый от дождя, впитывал его в себя, и опричь внешнего
обезображенья, вредно влиял и на внутренность храма. По совету всех
богатых опытом людей, требовалась окраска всей наружности церкви. Уроки
этих зим заставили меня немедленно принять меры. Меры требовали большой
затраты. Зная, что от вакантных мест в составе Миссии сэкономиться
значительная сумма, я не нашел беспокоить Августейших собственников
церкви и места, и пустил ее в оборот, - вышел расход в 9459 р. 25 к. 30.
л. легко покрываемый штатною суммою. Общество не признало его, и тем
обратило меня в нищего![6]»
Русская Гефсимания в снегу. 1889 год. Фото отца Тимона
Здесь
просто ситуация вылилась в несогласованность действий по освоению
участка и выделяемых денег между архимандритом Антонином и руководством
Императорского Православного Палестинского Общества. Призыв
архимандрита Антонина к руководству Палестинского Общества по острой
необходимости возведения основательной каменной стены с юго-западной
стороны вокруг русского участка в Гефсимании не остался без ответа и
была выполнена уже после смерти архимандрита Антонина при новом
начальнике РДМ архимандрите Рафаиле, что следует из его письма от 13
июля 1898 года помощнику Председателя ИППО М.П. Степанову: «Все работы
новой кладки и надстройки стены обошлись с работами и материалами 8975
франков… Внутри ограды вблизи стены косогорная местность выровнена и
расчищена с поддержанием земли сухими каменными стенами, что придало
этой местности благоприличный вид. Вместо деревянных ворот устроены
железные ворота, в нижней части не прозрачные, а в верхней части в виде
прозрачной решетки с крестом вверху. Крыша церкви Св. Марии Магдалины вся исправлена, а так же в западный фронтон церкви поставлена новая мозаичная икона Св. Марии. Составленный
отчет с приложением к нему и счетов на производственные работы
Гефсиманских стен честь имею при сем представить и покорнейше просить
доложить о всем Его Императорскому Высочеству Августейшему Председателю
Императорского Православного Палестинского Общества»[7]. А уже в
апреле 1900 года остро встает вопрос о необходимости отделочных работ
по ремонту куполов новой церкви и возведению каменной северной стены
вокруг Гефсиманского участка. Подрядные работы по поручению и на
средства Императорского Православного Палестинского Общества взял на
себя «Санкт-Петербургский ремесленник вечного цеха Тимофей Данилов
Тиханов, который обязался: « …1. в церкви св. Марии Магдалины,
что на Елеонской горе, вызолотить главы, кресты, цепи, подзоры и углы на
колокольной крыше по десяти рублей пятидесяти коп. за каждый квадратный
аршин, всего 554 квадрат. арш… 2. Тщательно пересмотреть всю
церковную остальную крышу, где необходимо исправить и заменить худые
листы и окрасить всю крышу под цвет каменной кладки церкви… 3.
Необходимо для работы леса и новые листы, сколько потребуется, должны
быть от Императорского Православного Палестинского Общества… 5.
Все работы должны быть производимы под наблюдением Управляющего Русским
подворьями (ИППО – прим. П.Платонова) в Иерусалиме Николая Григорьевича
Михайлова, от него же должен я или мой доверенный получить необходимые
для работы лес и другие материалы… 10. Дорога мастеров и
малярного мастера в старый Иерусалим и обратно в 3 классе, а равно и
помещение в Иерусалиме, должны быть от Императорского Православного
Палестинского Общества, продовольствие же их на пути и в Иерусалиме
должно быть на мой, Тиханова счет. 11. Расчет по произведенным мною
работам должен быть произведен следующим образом: в задаток получаю Я,
Тиханов, от Императорского Православного Палестинского Общества 500
рублей при отправке мастера в Иерусалим, затем при предоставлении мною в
Канцелярию Общества золота для отправки в Иерусалим по 5 руб. за каждую
книжку… 12. Ответствуя за прочность произведенных мною работ в
течении пятилетнего срока, я Тиханов, предоставляю Императорскому
Православному Палестинскому Обществу удержать с меня при окончательном
расчете в обеспечении сего процентными бумагами пятьсот рублей… С.
Петербургский Вечного Цеха Ремесленник Тимофей Данилов Тиханов.
Секретарь Императорского Православного Палестинского Общества Тайный
Советник В.Хитрово. Пятьсот руб. по ордеру № 124 12 июня 1900 в счет
сего обязательства мною получены. (Подп.) Тиханов…[8]» В течении
1900 года при содействии и на средства Императорского Православного
Палестинского Общества был завершены внутренние отделочные работы церкви
св. Марии Магдалины и завершенные работы по возведению каменных стен
вокруг Гефсиманского участка. А 29 января 1903 года Секретарь
Императорского Православного Палестинского Общества Василий Николаевич
Хитрово, по-видимому на интуитивном уровне предчувствуя переход в мир
иной, и в своем письме к доктору Русской больницы ИППО в Иерусалиме
Виктору Яковлевичу Северину хлопочет об обустройстве кладбища на
Гефсиманском участке для тех русских людей, которых смерть застигла на
Святой Земле: «Направо от рощи по уступам, начиная с верхнего, нам нужно
устроить до 180 гробниц, и это прежде всего, хотя очевидно не в один, а
в три года, в каждый по 60…Теперь, я глубокоуважаемый Виктор Яковлевич,
должен объяснить самую систему погребения. Теперь у нас на подворье
умирает ежегодно до 60-ти человек; значит 180 могил хватит на 3 года;
первого покойника кладут в первую могилу; следующего во вторую и т.д.
Когда все 180 и будут заняты, или точнее через 3 года со дня смерти
первого покойника, оставшиеся его кости, подобно тому, как это делают на
Афоне и в других местах Востока, вынимают, обмывают в вине и масле и
складывают в особую усыпательницу под церковью Святой Марии Магдалины,
причем черепа, на которых должно быть написано имя, отчество, фамилия и
день и год смерти. Теперь перейду к другим могилам не простонародным.
Скалу за церковью Марии Магдалины следует обтесать гладко и прямо, в
этой стене придется устроить в два ряда или три, сколько поместятся,
могил, высеченных в скале подобно древнеиудейским так называемым печным
устьям, т.е. они должны быть в отверстии четырехугольными и идти внутрь
скалы примерно на 2 или 2.05 метра. В нее будет вставляться гроб и
закладываться мраморной доской. Эти покойники очевидно трогаться не
будут. Кроме того, желательно всю дорогу от ворот и до церкви
обсадить с обеих сторон кипарисами, возможно чаще. От поворота E и до
домика засаженные деревья по обеим сторонам дороги до половины следует
продолжить до конца таковыми же родами деревьями, как и первая половина.
Всю остальную площадку, принимая, однако же, в соображение
предположенные дорожки, можно засадить елико возможно гуще маслинами,
эвкалиптами, рожковыми деревьями. Забыл сказать, что вдоль могил простонародья следует посадить кипарисы. Вот,
глубокоуважаемый Виктор Яковлевич, когда все это будет сделано, тогда,
только тогда можно будет приступить к выведению предположенных дорожек и
террас»[9].
Русское кладбище в Гефсимании
Кладбище
существует в Гефсиманской Обители и по сей день и в нем упокоились
известные деятели Русской Палестины: Драгоман Российской Императорской
Духовной Миссии в Иерусалиме Яков Егорович Халеби, члены Императорского
Православного Палестинского Общества Николай Романович Селезнев
(Управляющий подворьями Общества в Иерусалиме в послереволюционный
период) с супругой Александрой Петровной, игуменья Варвара (Цветкова),
управлявшая монашеской общиной до 1983 года и др. 30 апреля 1903 года,
Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, член ИППО архимандрит
Александр (Головин)[10], перед самой своим назначением в Россию, где ему
было назначено быть Старицким архиереем, пишет Помощнику Председателя
Императорского Православного Палестинского Общества М.П. Степанову о
состоянии дел в Русской Гефсимании: «Сегодня же последним прощальным
взором обнял я весь Русский Гефсиманский участок и нашел в нем все в
благополучном порядке. Множество возвышенностей кругом храма и выше
выровнено. Везде посажены молодые деревца, цветы и устроены правильные
дорожки. Общий вид на местность очень приятный… Однако жалко, что с
увеличением сада для поливки его потребуется очень много воды. В
Гефсиманских цистернах вода есть, но будет ли ее достаточно на круглый
год для поливки, не вполне остаюсь уверенным. Ввиду сего позволю себе
спросить Вас сделать распоряжение, чтобы Николай Григорьевич (Михайлов.
Прим П.Платонова) в крайнем случае снабжал Гефсиманский участок водою из
Палестинских цистерн, где бывает остаток к следующему году»[11].
Русские паломники в храме св. Марии Магдалины в Гефсимании
Итог
дореволюционного Российского вклада в Русскую Гефсиманию подводит Совет
Императорского Православного Палестинского Общества в своей исторической
справке от 10 июня 1914 года: «Из рескрипта в Бозе почившего Великого
Князя Сергия Александровича на имя Начальника Русской Духовной Миссии в
Иерусалиме Архимандрита Антонина от 22 Октября 1884 г. усматривается,
что земельный участок на склоне Елеонской горы, на котором построена
церковь во имя св. Равноапостольной Марии Магдалины приобретен бы на
средства Государя Императора Александра III и Его Августейших братьев.
На основании султанского Ирадэ от 27 Октября 1896 года участок этот
признан собственностью Российского ИМПЕРАТОРСКОГО Правительства.
Во всеподданнейшем докладе по Палестинскому Обществу в Бозе почившего
Великого Князя Сергия Александровича за 1899 год значится, между прочим,
нижеследующее: "Испрашиваю Указа Вашего Императорского Величества о
приписании церкви Св. Равноапостольной Марии Магдалины на Елеонской горе
к Русской Духовной Миссии в Иерусалиме на тех же основаниях, как и все
прочие русские церкви в Палестине. На ремонт храма отопление его,
содержание причта и сторожей необходимо ассигновать определенную сумму
из источника, который Вашему Императорскому Величеству благоугодно будет
указать. Начальник нашей Духовной Миссии, Архимандрит Антонин, с
которым я говорил о сем, признавал достаточным на сей предмет 5.000
рублей золотом в год.” Против первой половины сего доклада Государь
Император соизволил собственноручно начертать: «Желательно».
В заседании Совета Императорского Православного Палестинского Общества 7
Мая 1890 года заслушано было сообщение Обер-Прокурора Св. Синода о
воспоследовавшей на Всеподданнейшем докладе его о назначении источника,
на который Его Императорскому Величеству благоугодно будет отнести 5.000
рублей золотом, исчисленных на ежегодный ремонт и содержание церкви Св.
Марии Магдалины, Высочайше резолюции: "Отчего они не могут взять и этот
расход на свой бюджет? Им переданы все доходы и капиталы Палестинской
комиссии”. Ввиду такой Высочайшей резолюции Советом Общества в том же
заседании было постановлено: сумму 5.000 рублей золотом присовокупить к
10.350 руб. зол., отпускаемым Императорским Православным Палестинским
Обществом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, начав отпуск с 1890
года.
Согласно ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 9 Декабря 1895 года штату Русской
Духовной Миссии в Иерусалиме Императорское Православное Палестинское
Общество вносит до настоящего времени на содержание Миссии, в дополнение
к суммам, отпускаемым Св. Синодом, 71.400 франков или 27.132 рубля в
год, в каковую сумму входят и вышеуказанные 5.000 руб. золотом на ремонт
и содержание церкви св. Марии Магдалины.
В 1900 г. на средства Императорского Православного Палестинского
Общества произведен был в церкви св. Марии Магдалины капитальный ремонт;
между прочим, позолочены купола, исправлена крыша, устроена вентиляция и
подновлена стенная живопись. Ремонт этот обошелся Обществу в 11.617 р.
38 к.
11 июня 1902 г. за № 15.658 бывший Обер-Прокурор Св. Синода К.П.
Победоносцев сообщил в Бозе почившему Великому Князю Сергию
Александровичу, что Св. Синод, определением от 20/31 Мая 1902 г.
постановил преподать начальнику Иерусалимской Духовной Миссии
инструкцию, в коей, между прочим, значится, что: постоянному попечению
Начальнику Русской Духовной Миссии вверяются все земельные участки,
приобретенные покойным архимандритом Антонином, а также переданные
Императорским Православным Палестинским Обществом в заведывание Духовной
Миссии, в том числе и участок на Елеонской горе около церкви Св. Марии
Магдалины, причем Начальник Миссии должен заботиться и о
благоустройстве этих участков.
Вид на Гефсиманский уачасток с выстроенной северной стеной. Фото примерно 1890 года о. Тимона
Письмом
от 4 Октября 1902 г. Помощник Председателя Общества М.П. Степанов
сообщил Начальнику Русской Духовной Миссии Архимандриту Александру, что
до сведения Великого Князя Сергия Александровича дошли крайне
неутешительные известия о месте при церкви св. Марии Магдалины, которое
по рассказам очевидцев совершенно запушено. Если по каким-либо причинам
добавляет Генерал-от Кавалерии Степанов, Ваше Высокопреподобие
затрудняетесь иметь попечение об этом месте, то не откажите высказаться
по этому поводу с полной откровенностью и Великий Князь согласиться
изъять его из Вашего заведования, делая и требуя лишь, чтобы это,
дорогое для Царской Семьи, место было всегда в образцовом порядке и
чтобы тот, в чьем заведовании оно будет находиться, относился к нему с
любовью и особенным вниманием». Письмом от 5 Декабря того же 1902 г.
Архимандрит Александр ответил Генералу М.П. Степанову, что,
соответственно имеющимся средствам, Миссия постоянно заботиться о
Гефсиманском участке тщательно содержит его в чистом и опрятном виде. И
впредь Миссия нисколько не затрудняется иметь о нем попечение. Только
дело в том, что Миссия не в силах привезти этот место в «образцовый
порядок», вполне соответствующий своего названию «Царский участок». Для
этого требуется произвести такой большой денежный расход, который при
всем желании Миссии, оказывается вовсе не по ее средствам»[12]. В
целом до сложного периода 1914 года русский Гефсиманский участок с
храмом св. Марии Магдалины, обретает двухэтажный странноприимный нижний
дом памяти Великих князей, забор вокруг участка и кладбище, где находят
упокоение русские люди, умершие в Святой Земле.
Павел Викторович Платонов
Литература
[1] Вели́кая княги́ня Алекса́ндра Гео́ргиевна
(18 (30) сентября 1870, Корфу, Королевство Греция — 12 (24) сентября
1891, Ильинское, Московская губерния, Российская империя) — принцесса
Греческая и Датская, после замужества — Великая княгиня. Дочь короля
Греции Георга I и его жены Ольги Константиновны.
В 1889 году в Санкт-Петербурге Александра вышла замуж за Великого Князя
Павла Александровича (1860 — 1919). Скончалась 12 сентября 1891 года
вследствие несчастного случая, приведшего к преждевременным родам на
седьмом месяце беременности; ребёнок, великий князь Дмитрий Павлович,
выжил. 18 сентября была погребена в Петропавловском соборе в
Санкт-Петербурге. В 1939 году по просьбе греческого правительства (в это
время царствовал племянник Александры, король Георг II) советское
правительство разрешило перенести останки великой княгини в Грецию. Гроб
Александры Георгиевны был извлечён из склепа в Петропавловском соборе,
на греческом судне доставлен из Ленинграда в Афины и перезахоронен на
королевском кладбище во дворце Татой. Мраморное надгробие в
Петропавловском соборе после этого было поставлено на прежнее место и
является единственным в соборе памятником над пустой гробницей. По
материалам Википедии.
[2] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики
Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 178. Письмо Помощника
Председателя ИППО М.П. Степанова Архимандриту Антонину. 9 октября 1891
г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 494, л. 17). Стр. 460.
[3] Письмо Секретаря ИППО В.Н. Хитрово Уполномоченному ИППО в Иерусалиме
Н.Г.Михайлову от 9 Октября 1891 г. (Копия). Архив Иерусалимского
отделения ИППО на Сергиевском подворье в Иерусалиме.
[4] Письмо Уполномоченного ИППО в Иерусалиме Н.Г.Михайлова
Императорскому Российскому Генеральному Консулу в Иерусалиме С.Арсеньеву
от 3-го Марта 1892 г. 121/136. Стр. 130. Копировальная книга Подворья
И.П.П.Общ-ва в Иерусалиме с 21 Декабря 1891 по 23 Декабря 1892. № 163, №
254. № 3. Архив Иерусалимского отделения ИППО на Сергиевском подворье в
Иерусалиме.
[5] Архив Иерусалимского отделения ИППО на Сергиевском подворье в Иерусалиме.
[6] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики
Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 179. Выписка из письма
начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Архимандрита Антонина
Помощнику Председателя ИППО М.П. Степанову. 9 февраля 1894 г. (АВП РИ,
ф. РИППО, оп. 873/1, д. 494, л. 21-21 об.). Стр. 460.
[7] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики
Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 178. Письмо Начальника
Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Архимандрита Рафаила Помощнику
Председателя ИППО М.П. Степанову. 13 июня 1898 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп.
873/1, д. 494, л. 30-31). Стр. 462.
[8] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики
Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 183. Подряд ремесленника
Тиханова Т.Д. на проведение отделочных работ в церкви св. Марии
Магдалины в Иерусалиме . 15 апреля 1900 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1,
д. 494, л. 58-59). Стр. 465.
[9] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики
Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 189. Письмо Секретаря ИППО
В.Н. Хитрово доктору Русской больницы в Иерусалиме В.Я. Северину. 29
января 1903 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 494, л. 135-139). Стр.
469-471.
[10] Епископ Александр (в миру Александр Митрофанович Головин; 25
августа (6 сентября) 1844 — 4 (17) февраля 1916, Воскресенск Московской
губернии) — епископ Православной Российской Церкви; с 31 декабря 1910
года Калужский и Боровский (уволен на покой 25 июня 1912). Родился в
семье священника с. Мясоедова Крапивинского уезда (ныне Щёкинский район
Тульской области) Тульской губернии; в 1866 году, по окончании курса в
Тульской духовной семинарии, рукоположён во священника к Успенской
церкви села Петровского-Нарышкина Крапивинского уезда. Состоял
законоучителем сельского народного училища. В 1880 году переведен в
Тулу. 27 ноября 1890 года принял монашеский постриг. В 1892 году
поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1896
году со степенью кандидата богословия. В том же году был командирован в
Абиссинию с отрядом Красного Креста. В 1897 году был назначен
настоятелем Троицкого Калязина монастыря с возведением в сан
архимандрита. В 1899 году назначен на должность начальника Иерусалимской
духовной миссии. В 1900 году избран действительным членом
Императорского Православного Палестинского общества. 27 июля 1903 года
хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверской епархии; хиротония
совершена в Тверском кафедральном соборе. С 31 октября 1908 года —
епископ Орловский и Севский. С 31 декабря 1910 года — епископ Калужский и
Боровский. 25 июня 1912 года по слабости здоровья уволен на покой, с
назначением на должность настоятеля ставропигиального Воскресенского
монастыря (Московская губерния). По материалам Википедии.
[11] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней
политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 190. Письмо
Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Архимандрита Александра
Помощнику Председателя ИППО М.П. Степанову. 30 апреля 1903 г. (АВП РИ,
ф. РИППО, оп. 873/1, д. 494, л. 151-152 об.). Стр. 471-472.
[12] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней
политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 191. Справка
Совета ИППО о церкви св. Марии Магдалины. 10 июня 1914 г. (АВП РИ, ф.
РИППО, оп. 873/1, д. 494, л. 169-170 об.). Стр. 472-474.
Источник: http://simvol-veri.ru/xp/vozvedenie-strannopriimnogo-doma-v-gefsimanii-i-blagoustroiestvo-xrama-svyatoie-marii-magdalini |