Русский православный храм св. Марии Магдалины в Гефсимании
После
завершения важных работ по отделке интерьера Гефсиманской церкви, 10
июня 1888 года, отец Антонин делает важное предложение по увековечиванию
памяти императрицы Марии Александровны: «1., Присвоить Русской церкви
Св. Марии Магдалины в Иерусалиме имя Обетной, Мариинской,
Гефсиманской…6., Держать Высоким Владельцам места на нем их собственный
флаг, который прикрывал бы собою в полной нерушимости и
неприкосновенности Их собственность. 7., Образовать при Гефсиманской
Церкви Музей – из предметов, имевших какую-нибудь близости и
прикосновенность к блаженной памяти Государыне Марии Александровне, как
то: икон, картин, Ее собственных портретов разных эпох, книг, настольных
вещей и пр.
Строительство храма св. Марии Магдалины. 1888 г. Фото отца Тимона
Устроить кругом Церкви Св. Марии Магдалины
и по всему пространству нашей Гефсиманской территории сад, разведши в
нем, по способности, и наши северные и тропические растения, по
преимуществу же, столь благоприятствуемый климатом виноград наилучших
сортов, плоды которого – в таком или ином виде – препровождались бы к
Императорскому Двору – в благословение от Гроба Божией Матери.Дни 22 Мая
и 27 Июля сделать на вечные времена днями памяти и заупокойной службы и
милостынных выдач бедным и убогим Иерусалима без различия их народности
и вероисповеданых особенностей, а 22 Июля – в храмовый праздник Церкви –
почтить ее торжественным Патриаршим богослужением, - с раздачею, по
примеру празднественных дней Св. Апостола Иакова, брата Господня, и Св. Константина и Елены, христианскому населению Иерусалима, после обедни, хлеба и вина.[1]»
Чаепитие после молебна и панихиды в церкви св. Марии Магдалины 10 июля 1888 г. В
центре - блаженнейший Патриарх Иерусалимский Никодим, справа от него -
начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин
(Капустин), помощник Председателя Православного Палестинского
Общества Василий Николаевич Хитрово,слева от него Софья Доминиковна
Хитрово, графиня О.Е. Путятина,сотрудники Русской Духовной Миссии и
русского консульства.
Не все
задумки отца Антонина впоследствии воплотились в жизнь, тем не менее,
сад, с гроздями виноградниками можно наблюдать и сейчас в Гефсиманской
Обители, а у входа в храм виднеются памятные таблицы из мрамора на 4-х
языках - русском, арабском, греческом и латинском: «В память в Бозе
почившей Государыни Императрицы Марии Александровны».
Памятная таблица на фасаде храма
О
названиях и свойствах различных видов Иерусалимского камня,
использовавшихся при строительстве Гефсиманской церкви мы узнаем из
пояснительной записки Иерусалимского архитектора Георгия Франгия (буклет
1888 года): «№1. Камень, известный под именем Мелеки, т.е.
Царский. Белый известняк с сероватыми, а иногда с желтоватыми жилками.
Камень этот однородного зерна, прекрасно выносит сечку для украшений, не
подвергается влиянию климатических условий и предпочитается в Святой
Земле для внешней отделки всех значительных сооружений. Он употреблен
при сооружении: храм Воскресения Господня, Вифлеемской базилики, фасада
французского госпиталя св. Людовика (1882 г.), фасада греческого
монастыря св. Авраама (1884 г.) и нового патриаршего базара (1886 г.).
Этим камнем облицованы все внешние стены церкви св. Марии Магдалины, за
исключением нижней части от пола до земли. №2. Миджи Абиад 1.
Белый однородный крепкий известняк, он считается лучшим из крепких
камней Святой Земли, но труднее первого подвергается сечке. Он весьма
хорош для нижних частей сооружений и употреблен на всю внешнюю отделку
Троицкого собора на Русских постройках, на подвальный этаж греческого
монастыря св. Авраама (1883 г.) и на Вифлеемскую колокольню (1886 г.).
Им облицованы внешние стены нижней части церкви св. Марии Магдалины от
пола до земли, а также он пошел на ступени лестниц, перила и цоколь. №3
Миджи Абиад 2, грубой обработки, употреблен для кладки внутренних стен и
столбов долженствующих поддерживать большие тяжести в церкви св. Марии
Магдалины. №4. Какули. Мягкий известняк; весьма употребляемый
при сооружениях в Святой Земле ввиду его красоты и легкости обделки.
Несмотря на его ноздреватость, которая влияет на всасывание им сырости,
он употреблен в значительных Иерусалимских сооружениях, как то: на
русских постройках (консульский дом, больница, приюты) и на русские
церковь и колокольню на Елеонской горе. В церкви Св. Марии Магдалины он
пошел на облицовку внутренних стен, не поддерживающих значительную
тяжесть. №5. Плиты Ессини. Самый крепкий камень Святой Земли,
который может полироваться. Цвет его различный от серого до желтого, с
красноватыми жилками. Он употреблен на помост всей церкви. №6. Плиты Миджи Абиад. Того же качества как камень №2, грубой отделки, он употреблен на помост цистерны»[2].
Храм св. Марии Магдалины, выполненный из разных сортов Иерусалимского камня.
Из
донесения Секретаря Православного Палестинского Общества (ППО) Михаила
Петровича Степанова Председателю Общества Великому князю Сергию
Александровичу от 6 августа 1888 года следует, что при постройке церкви
св. Марии Магдалины со всем внутренним убранством было израсходовано
200.233 рубля 12 копеек[3], что значительно превысило первоначальную
смету Г.Франгия, тем не менее, это было почти в 2 раза меньше сметы,
представленной Иерусалимским архитектором К.Шиком. Из отчета
Секретаря ППО М.П. Степанова от 1888 года мы также узнаем список
жертвователей на сооружение храма св. Марии Магдалины в Иерусалиме: «Поступило
в контору Его Императорского Высочества Государя Великого Князя Павла
Александровича от Его Императорского Величества Государя Императора
135000 рублей, От Их Императорских Высочеств Великих Князей: Владимира
Александровича 15000 рублей, Алексея Александровича 15000 рублей, Сергия
Александровича 15000 рублей, Павла Александровича 15000 рублей и
Великой Княгини Марии Александровны, Герцогини Эдинбургской 5000 рублей,
от камердинера Хренова 129 рублей, от княгини Шаховской 100 рублей, от
штабс-капитана Сергея Даниловича Николаева 100 рублей, от крестьянки
Огарковой 4 рубля». Таким образом, основной доминантой среди
жертвователей мы видим членов Императорской семьи, которые все являлись
Почетными членами Православного Палестинского Общества. Интересно, что
будущая председательница Императорского Православного Палестинского
Общества - Великая княгиня Елизавета Феодоровна пожертвовала для храма
лично вышитый ковер к жертвеннику храма св. Марии Магдалины, 28
придворных дам пожертвовали ковер от средины церкви к Престолу, А.Н.
Мальцева серебряный прибор для служения панихид, Гр.С.К. Перовская и Гр.
А.А. Толстая пожертвовали воздухи, Д.Ф. Тютчева мозаичную икону, Е.А.
Шнейдер – ковер для места, отведенного Высочайшим Особам, Гр.О.Б.
Перовская, Гр. В.Б. Перовская, А.П. Озеров, М.П. Озеров, М.П. Степанов
пожертвовали 12 икон двунадесятых праздников, А.А. Васильчиков –
воздухи, неизвестная крестьянка – евангелие на престол, крестьянка
Огаркова шелковый платок и кусок полотна[4]. Председатель
Православного Палестинского Общества Великий князь Сергий Александрович в
преддверии своего приезда в Палестину в октябре 1888 года представляет
Обер-Прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву наградной лист на имя: «1.
Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина
(Капустина), которому «главным образом обязана Церковь Св. Марии
Магдалины своим существованием. Идея сооружения церкви в память почившей
Императрицы, выбор сего места, покупка его и постройка церкви всецело
принадлежит о.Архимандриту»[5]… 2. Дмитрия Дмитриевича
Смышляева – уполномоченного Православного Палестинского Общества в
Иерусалиме, который «немало оказал содействия в деле постройки церкви
Св. Марии Магдалины. Высоко ценя почтенную, достойную уважения, вполне
честную, бескорыстную деятельность Смышляева в Иерусалиме, Палестинское
Общество нашло необходимым возвести его в пошлом году в звание Почетного
члена»[6]… 3. Якова Халеби, драгомана начальника Русской
Духовной Миссии с 1863 года о котором Смышляев дает следующий отзыв:
Яков Халеби искренне предан России и интересам Православного
Палестинского Общества; он единственный человек, советами и содействием
которого я пользуюсь без всякого опасения быть обманутым»[7]. 4.
Михаила Ивановича Осипова - уполномоченного Палестинского Общества в
Одессе, ведь «все посылки для церкви, без исключения, принимались на
железной дороге самим Осиповым и под его личным наблюдением перевозились
и погружались на пароход… Все паломники, отправляющиеся из Одессы в
Палестину, пользуются его услугами и любезным содействием, причем
отзываются о нем не иначе, как с чувством благодарности и полного
уважения»[8]. Торжественное освящение церкви св. Марии Магдалины
в Гефсимании было приурочено ко времени путешествия в Святую Землю
Великих князей Сергея и Павла Александровича и Великой княгини Елизаветы
Федоровны в период с 29 сентября по 6 октября 1888 года. Описание их
путешествия было опубликовано в «Правительственном вестнике» в
Санкт-Петербурге от 27 октября 1888 года: «Великие Князья и Великая
Княгиня, кроме Константинополя, посетили, до Иерусалима, Смирну,
развалины Ефеса, Бейрут, развалины Бальбека, Дамаск, Кайфу, Назарет,
Кану Галилейскую и Фавор, и всюду Им был оказан не только
официально-торжественный, но вполне восторженный прием… 30-го сентября, в
4 часа дня, Их Высочества направились в новопостроенный храм св. Марии
Магдалины, близ Гефсимании.
Великие князья Сергий Алексанрович, Павел Алексанрович и Великая княгиня Елисавета Феодоровна в храме св. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме Слева начальник РДМ в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) Фото отца Тимона. 1888 год
В
дверях храма Патриарх, одетый в мантию, епитрахиль и омофор, встретил
Великих Князей и Великую Княгиню с крестом и св. водою, и ввел Их в
церковь на приготовленное для Их Высочеств место на левом клиросе. По
прочтении Блаженнейшим Никодимом коленопреклоненно молитв Патриарха
Каллиста, Его Блаженство вошел в алтарь и, благословив и приготовив по
чину св. мощи, положил их на аналое перед местною иконою Спасителя.
Вслед затем началось всенощное бдение, которое служил один из
иеромонахов нашей Духовной Миссии. На следующий день, 1-го
октября, Их Императорские Высочества изволили прибыть в церковь
равноапостольной Марии Магдалины к 7½ часам утра. Великие князья и Их
свита были в парадной форме. По пути следования Их Высочеств, от дома
русского консульства до церкви, стояли турецкие солдаты; конный конвой
следовал за экипажем Великих Князей и Великой Княгини, а у ворот
церковной ограды стоял почетный караул с музыкой, которая при
приближении Их Высочеств, заиграла русский гимн. По выходе их экипажа, у
ворот, Их Высочества направились пешком к церкви, при звоне колоколов
вновь построенной церкви и русской церкви Вознесения, построенной о.
Архимандритом Антонином на вершине Елеонской горы; на площадке, против
храма, были выстроены матросы, в числе 90 человек, с клипера «Забияка» и
крейсера «Кострома», с офицерами на правом фланге. На той же площадке
собрались приглашенные: губернатор Иерусалима, Реуф-паша, комендант
Иерусалима, греческий консул, русское консульство и слишком 150-человек
русских паломников. Великий Князь Сергий Александрович поздоровался с
командою, обошел ее фронт, и затем Их Высочества поднялись по лестнице в
церковь, в дверях которой были встречены Блаженнейшим Никодимом с двумя
архиереями и нашей Духовною Миссией в облачении. Когда Их Высочества
вступили в церковь, Патриарх поднял с аналоя св. мощи, после чего
начался крестный ход кругом наружных стен храма. Великие Князья и
Великая Княгиня, а за Ними и все присутствующие последовали за крестным
ходом. Открывали и замыкали шествие по 10 матросов, а прочие матросы шли
по сторонам духовенства шпалерами.
Крестный ход во время освящения храма св. Марии Магдалины 1 октября 1888 года
Перед
входными вратами храма, которые закрыли тотчас по выходе из церкви
крестного хода, Патриарх прочитал установленное Евангелие. После
третьего обхода врата растворились, и духовенство, а за ним и Их
Высочества вступили в храм. Началось освящение по чину, согласно
православному уставу, причем молитвы патриарх читал по-славянски. Пока
Его Блаженство приготовил ковчег со св. мощами, св. миро, антиминс и все
остальные предметы, необходимые для освящения, Их Высочества находились
в алтаре. При положении св. мощей в ковчег, Патриарх троекратно
провозгласил вечную память Императрице Марии Александровне; хор пропел
вечную память и все присутствующие опустились на колени Минута была
торжественная и вы высшей степени трогательная. По окончании
освящения, началась божественная литургия, которую совершал Блаженнейший
Никодим с прочим вышеназванным духовенством. Перед отпускною молитвою Патриарх вышел из царских врат с крестом и обратился к Их Высочествам с следующими словами: "Ваши Императорские Высочества. Благословен
Бог, исполнивший Ваше желание, побудившее Вас предпринять такое длинное
путешествие. Сердечно приветствуем это предпринятое и уже совершенное
Вами дело. Сей храм, Вами возведенный, близ храма Гроба Богоматери, в
вечную память Благочестивейшей Матери Вашей, будет в то же время вечным
памятником любви и благоговения к родившей всех Вас Матери Церкви.
Благое сердце Его Императорского Величества Всероссийского Государя и
усердие как Ваших Императорских Высочеств, так и прочих порфирородных
Ваших Братьев, воздвигли бессмертный памятник на святых местах в лице
этого храма, в котором отныне будут произносится горячие молитвы о
Благочестивейшем Государе Императоре и Государыне Императриц, о Государе
Наследнике Цесаревиче и о всем Царствующем Доме. Заупокойные молитвы
будут произносится за приснопамятную Императрицу в сем храме,
посвященном именной Ей св. Марии Магдалины. Благодарность чад к
родителям всегда бывает видна из их дел, а Ваше дело есть дело
благодарности ко в Бозе почившей Матери и, в то же время, есть памятник
благочестия, благоугодный Богу, ибо Бог прославляется во святых Его и в
Его Божественных обителях.
Крестный ход во время освящения храма св. Марии Магдалины 1 октября 1888 года
Да
дарует Господь Бог, молитвами святыя равноапостольныя Марии Магдалины,
невредимое здравие, мир, славу и победу на врагов Его Императорскому
Величеству Всероссийскому Александру Александровичу, Ее Императорскому
Величеству Государыне Императрице Марии Федоровне и Благоверному
Государю Цесаревичу и Великому Князю Николаю Александровичу и всему
Царствующему Дому, и Вам, принявшим на Себя исполнение Царского желания,
да дарует Господь сердечную радость, да исполнит желание сердец Ваших,
Ее же Императорскому Высочеству Благоверной Государыне и Великой Княгине
Елисавете Феодоровне да даст Господь Бог жизнь мирную, долговременную и
радостную. Да благословит всех Вас Господь Бог от Сиона и да узрите
благая Иерусалима во вси дни живота Вашего. Аминь.” По отбытии
Великих Князей и Великой Княгини из церкви на церковном дворе было
предложено от Их Высочества угощение всем русским паломникам и матросам.
В тот же день, вечером, состоялся у Их Высочеств обед, на котором
присутствовали Патриарх с двумя архиереями, сослужившими ему при
освящении храма, начальник Российской Духовной Миссии Архимандрит
Антонин, действительный статский советник М.К. Ону, советник российского
посольства в Константинополе, командированный в Иерусалим на время
пребывания там Их Высочеств по Сирии и Палестине; местные власти;
графиня О.Е. Путятина, стоящая во главе всех женских учреждений
Палестинского Общества в Св. Земле; Д.Д. Смышляев; русское консульство;
офицеры «Забияки» и «Костромы»; архитектор Франгия, строитель
новоосвященного храма, и другие лица. Накануне, Великий князь Сергий
Александрович вручил многим лицам, участвовавшим как в постройке церкви,
так и в деятельности Палестинского Общества в Св. Земле Высочайшие
пожалованные ордена. В том числе Патриарх получил бриллиантовые знаки
ордена св. благоверного великого князя Александра Невского; Архимандрит
Антонин – св. равноапостольного князя Владимира 2-й степени; губернатор
Иерусалима Реуф-паша – Анны 1-й степени; тот же орден получил наш
генеральный консул в Бейруте К.Д. Петкович, оказывающий постоянное
содействие деятельности Палестинского Общества в Сирии; Д.Д. Смышляев –
св. равноапостольного князя Владимира 3-й степени; архитектор Франгия –
св. Анны 2-й степени и проч»[9]. В этой же публикации
«Правительственного Вестника», есть подробное описание храма святой
равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании на момент его освящения 1
октября 1888 года: «Храм, о пяти куполах, построен в строгом
русском стиле, по проекту тайного советника Гримма. Он стоит на террасе,
на которую вход по двум расходящимся лестницам; церковь построена из
белого местного камня; из него же выточены замечательно искусно все
наружные украшения, в виде колонок по сторонам окон, и всевозможные
изящные узоры. Над алтарем возвышается небольшой купол, а колокольня
стоит над юго-западным углом церкви. Над входными западными вратами
красуется большое мозаичное изображение св. равноапостольной Марии
Магдалины, прекрасно выполненное в Венеции, в мастерской Сальвиати, по
эскизу профессора Васильева.
Мозаика св. Марии Магдалины в фасаде храма св. Марии Магдалины в обрамлении резного Иерусалимского камня
Крыша –
цинковая, и все впечатление, производимое внешним видом церкви, -
белое, радостное, светящееся. Надо отдать справедливость
строителю-архитектору Франгия, который невзирая на всю трудность, сумел в
таком совершенстве выполнить присланный ему проект. Со стороны фасада,
на столбах, на которых держится западная часть террасы, между
лестницами, вырезана на мраморных досках, на четырех языках: русском,
греческом, латинском и арабском, надпись: «В память в Бозе почившей
Государыни Императрицы Марии Александровны».
Внутренность
церкви состоит из притвора, соединенного арками с среднею частью. Стены
расписаны изящным орнаментом в двух теплых, красновато-коричневых
тонах. Над иконостасом, состоящим из темно-бронзовых ажурных частей,
связанных между собою легкими византийскими мраморными колоннами и
такими же дугообразными карнизами, равно как на противоположной стене и
на боковых стенах – написаны большие изображения из жизни св. Марии
Магдалины; прекрасна живопись иконостаса принадлежит кисти профессора
Верещагина (местные иконы и царские двери) и профессора Васильева
(Тайная Вечеря).
Иконостас с живописью работы профессоров Верещагина и Васильева
изображение св. Марии Магдалины у императора Тиберия
Помост
церкви и солея – мраморные, мозаичные. Люстра, из кованного железа.
Престол, в виде трапезы, состоит из старинной мраморной колонны,
найденной у самого места Вознесения Господня. Все впечатление
внутренности церкви цельное, уютное, располагающее к молитве. Можно
смело сказать, что этот храм, по изяществу, богатству внутренней
отделки, церковной утвари (работы Овчинникова и Хлебникова, по рисункам
г. Гримма) и облачений (Жевержеева), будет служить драгоценным и вполне
достойным Той, Которой так дорого было Православие и Которая так
сердечно заботилась о православных и Св. Земле.
Интерьер храма св. Марии Магдалины
По
месту, положения лучше того, которое занимает храм, выбрать было бы
трудно: храм стоит у подножья Елеонской горы, соприкасаясь к «месту
моления о чаше», вблизи от Гробницы Богоматери, как раз напротив Золотых
Ворот Св. Града, красующегося на противоположной стороне Иосафатовой
долины; чрез эти врата, как известно Спаситель въехал в Иерусалим на
осле. Отныне святая гора Елеон украшена двумя русскими храмами: один
стоит у подножья, другой на вершине горы»[10].
Храм св. Марии Магдалины.1888 г. Фото отца Тимона
Как
отмечалось выше, будущая Председательница Императорского Православного
Палестинского Общества Великая княгиня Елизавета Федоровна преподнесла в
дар новому Иерусалимскому русскому храму в Гефсимании святые сосуды,
Евангелие и воздухи. В мае 1982 года эти богослужебные предметы
использовались при совершении Божественной литургии Русской Православной
Церковью заграницей в день перенесения мощей великой княгини Елизаветы
Федоровны и инокини Варвары[11].
Глубокие впечатления духовных переживаний на Святой Земле останутся
навсегда в ее молитвенной памяти. Вернувшись в Россию, Елизавета
Федоровна сопереживает все увиденное на Святой Земле в своем сердце.
Постепенно, познавая русскую жизнь и ее православные традиции, Великая
княгиня Елизавета Федоровна сознательно принимает православие в 1891
году, несмотря на неодобрение даже родного отца. Этот шаг еще более
приближает ее к подлинной исторической России с глубокой традицией
православной веры. Большая часть семьи Романовых, в том числе и ее
бабушка — английская королева Виктория с глубокой радостью восприняли
известие о переходе Елизаветы Федоровны в православную веру[12].
Фотография Великой княгини Елизаветы Федоровны 1893 года
Чуть
больше года после освящения церкви св. Марии Магдалины, 6 декабря 1889
года Председатель Императорского Православного Палестинского Общества
Великий Князь Сергий Александрович, а к 1889 году Общество получило за
свою подвижническую деятельность почетный титул «Императорское»,
заботится о выделение ежегодных средств церкви св. Марии Магдалины в
Гефсимании, о чем просит в своем Рескрипте министра Иностранных Дел Н.К.
Гирса: «Его Императорскому Величеству благоугодно будет приказать
отпускать ежегодно по пять тысяч рублей золотом, исчисленные на ремонт и
содержание причта храма Св. Марии Магдалины на Елеонской горе в
Иерусалиме…»[13].
Павел Викторович Платонов
Литература
[1] Россия в Святой Земле. Документы и
материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т
1. № 170. Предложение архимандрита Антонина по увековечиванию памяти
императрицы Марии Александровны. 10 июня 1888 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп.
873/1, д. 493, л. 103-104 об.) стр. 443
[2] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики
Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 172. Названия и свойства
камней, употребленных при сооружении церкви Св. Марии Магдалины в
Иерусалиме. [Пояснительная записка архитектора Г.Франгия. Иерусалим,
1888 год, Буклет, 4 стр.] (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 494, л. 3-4.)
стр. 446-447
[3] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики
Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 174. Донесение Секретаря
ППО М.П. Степанова Председателю Общества Великому князю Сергию
Александровичу. 6 августа 1888 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 493,
л. 118-121 об.) стр. 450
[4] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики
Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 174. Донесение Секретаря
ППО М.П. Степанова Председателю Общества Великому князю Сергию
Александровичу. 6 августа 1888 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 493,
л. 118-121 об.) Приложение 1. стр. 451
[5] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики
Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 175. Рескрипт Председателя
ППО Великого князя Сергия Александровича на имя Обер-Прокурора Св.
Синода К.П.Победоносцева. Без даты 1888 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1,
д. 292, л. 15-22 об.) стр. 451.
[6] Там же.
[7] Там же. Стр. 454.
[8] Там же.
[9] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики
Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 38. Путешествие в Святую
Землю Великих Князей Сергея и Павла Александровичей и Великой Княгини
Елизаветы Федоровны. 29 сентября-6 октября 1888 г. (АВП РИ, ф. РИППО,
оп. 873/1, д. 293, л. 47-48 об.) стр. 162-166.
[10] Там же. Стр. 165-166.
[11] Л. Миллер. Святая мученица Российская Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Издательство «Паломник». Москва. 2006. стр. 59.
[12] П.В. Платонов. "Преподобномученица Елизавета – небесный покровитель
ИППО. К 145-летию со дня рождения Председателя ИППО великой княгини
Елизаветы Федоровны". 1 ноября 2009 года. Публикация на официальном
портале Императорского Православного Палестинского Общества.
http://www.ippo.ru/osnovateli-i-podvizhniki-ippo/prepodobnomuchenitsa-elizaveta-nebesnyy-pokrovitelj-ippo.html
[13] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней
политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 177. Рескрипт
Председателя ИППО Великого Князя Сергея Александровича на имя Министра
Иностранных Дел Н.К. Гирса. 6 декабря 1889 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп.
873/1, д. 494, л. 16). Стр. 459.
Источник: http://simvol-veri.ru/xp/vnutrennee-ubranstvo-i-osvyashenie-cerkvi-svyatoie-marii-magdalini.html |