Главная » Статьи » Мои статьи |
Прижизненный портрет Владики Луки (автор София Георгиевна Галкина) В Свято-Троицком монастыре покоятся мощи святителя Луки. Архиепископ Лука — личность замечательная и уникальная. Выдающийся врач, хирург, священник, Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 года в г. Керчи, в семье аптекаря. В детстве увлекался рисованием, но художником не стал, решив выбрать другую профессию, чтобы приносить наибольшую пользу людям. Поэтому в 1898 году поступил в Киевский университет на медицинский факультет. Он решил стать земским врачом, чтобы помогать бедным, лечить их. Но в связи с войной с Японией Войно-Ясенецкий в 1904 году отправился на Дальний Восток, здесь началась его практическая деятельность как хирурга. Он проводит весьма успешно самые сложные операции. Занимается научной работой по сбору материала по регионарной анестезии.
В 1915 году вышла его книга «Регионарная анестезия», за которую Варшавский университет присудил Войно-Ясенецкому премию имени Хойнацкого. В смутное время, когда многие отказывались от веры, он принимает сан священника и усердно совмещает свое священство с деятельностью ученого и хирурга. Его образ жизни, его слова, не расходящиеся с делом, огромный и тяжелый труд врача-хирурга и священника вызывали большое уважение у многих людей. В 1923 году он принимает важное решение — становится монахом с именем апостола-евангелиста и художника Луки. За свою веру святитель Лука трижды был арестован и трижды отправлен в ссылку. В 1937 году, после третьего ареста и последовавшей ссылки, он сразу же, когда началась война, по просьбе властей работает главным хирургом в Красноярском эвакуационном госпитале. Не забыта и научная деятельность: в 1943 году вышло второе издание «Очерки гнойной хирургии», в 1944-м еще одна книга по хирургии. За эти работы ученый был удостоен Сталинской премии I степени. На Крымской земле архиепископ Лука принял епархию в 1946 году и много сил приложил, чтобы навести порядок: открывал новые храмы, способствовал восстановлению старых, готовил кадры священников, которых почти не осталось. Святитель Лука, исповедник, архиепископ Крымский
Святый угодник Божий Лука, просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории. Свои подвигом святитель показал, что есть "несение креста Христова". Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи 27 апреля 1877 г. Окончив гимназию, по размышлении о выборе жизненного пути решил, что обязан заниматься только тем, что "полезно для страдающих людей", выбрал медицину. По окончании университета будущий святитель занимался медицинской практикой и научными исследованиями. В 1920-х гг. он работал хирургом в Ташкенте, активно участвуя и в церковной жизни, посещая заседания церковного братства. Слова епископа Ташкентского Иннокентия: "Доктор, вам надо быть священником" были восприняты как Божий призыв. После трехлетнего служения в сане иерея отец Валентин принимает монашеский постриг с именем апостола, евангелиста и врача Луки, и 30 мая 1923 г. иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа. С этого времен начинается крестный путь Владыки как исповедника. Многочисленные аресты, пытки и ссылки не ослабили ревность Святителя в исполнении архипастырского долга и служении людям в качестве врача. С 1946 по 1961 гг. Владыка Лука был правящим архииереем Крымской епархии. Скончался Преосвященнейший Лука 11 июня 1961 г., в День Всех святых, в земле Российской просиявших. Но пастырь не оставил свою паству. Его молитвами совершались многочисленные чудесные исцеления. В 1996 г. состоялось обретение святых останков архиепископа Луки, которые в настоящее время почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. Бог молитвами святителя Луки да даст и нам крепости в несении своего креста и добром исповедании Святой Православной Веры.
Молитва святителю Луке, исповеднику, архиепископу Крымскому
О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
(Составил настоятель храма Трех Святителей г. Симферополя протоиерей Георгий Северин)
Тропарь святителю Луке (Воино-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, исповеднику
Тропарь, глас 1
Возвестителю
пути спасительного, исповедниче и архипастырю Крымския земли, истинный
хранителю отеческих преданий, столпе непоколебимый, Православия
наставниче, врачу богомудрый, святителю Луко, Христа Спаса непрестанно
моли веру непоколебиму православным даровати и спасение, и велию
милость. Вот статья про Софию Георгиевну. Это стоит прочесть и понять что такие люди какой была София Георгиевна пример для подражания нам грешным. Огромное спасибо Екатерине дочери Софии Георгиевны за предоставленную информацию Веруйте Всемогущему Богу, надейтесь на Него, живите терпеливо и постоянно, живите в простоте, в
покаянии и смирении, предавайтесь воле Божией; когда случится сбиться с
правого пути, снова на него направляйтесь и спасетесь. Надпись на Евангелии. София
Георгиевна Галкина родилась в 1916 году в Киеве на рубеже двух эпох, и
жизнь ее вобрала в себя все тяготы и лишения русского народа в XX
веке. При этом нельзя сказать, что жизнь ее была несчастливой,
наоборот, эта долгая жизнь была прекрасной и, сейчас уже можно сказать,
счастливой, наполненной смыслом, трудом, творчеством и непоколебимой
верой. Вера явилась фундаментом ее бытия, поддерживала и укрепляла ее в
самых страшных испытаниях. Киев, 18 октября 1922 года. Она родилась в необычной семье. Дедушка со стороны матери, Николай Николаевич Раич, был потомком тех сербов, которых призвала на Русь еще Екатерина Великая. Мелкопоместный бедный дворянин, он смог получить прекрасное образование в Киевском университете благодаря своему таланту и упорству. Н.Н. Раич служил присяжным поверенным в киевском суде, женился на Юлии Николаевне Каниевской, весьма образованной, цельной натуре, обладавшей незаурядным характером и несгибаемой волей. Главными качествами четы Раич были пламенная вера в Бога, доброта и милосердие. Отец Софии Георгиевны, полковник царской армии кабардинец Георгий Мартиросович Тамбиев, православный в третьем поколении, занимался разведением племенных лошадей для царского двора. Мать Вера Николаевна обладала музыкальным талантом, прекрасно рисовала и вышивала. Воспитанием Сони с самого раннего детства занималась бабушка. Она заложила в сердце внучки теплый огонек веры, который не угас во всех испытаниях, научила ее молиться, каяться и терпеть. Революция уже давно шла своим страшным путем, а юная Соня Великим постом читала на клиросе Софийского собора Шестопсалмие… Детство Софии Георгиевны было тяжелым и голодным. Страшные утраты выпали на долю семьи: в 1917 году от тифа умер отец, в мае 1919 года расстрелян дедушка, в июле погибла тетя Ольга Николаевна, в 1931 году от инсульта скончалась бабушка, а мать Вера Николаевна после перенесенной скарлатины оглохла и в 1933 году попала под трамвай. Соня и ее названая сестра Варя остались с тетей Евгенией Николаевной, казначеем и певчей Софийского собора в Киеве. В 1934 году ее арестовали, сослали в Сибирь, где она и погибла в 1938 году. Из заключения она писала Соне, что благодарит Бога за возможность увидеть такие прекрасные места: «Какая тут красота, вот бы ты здесь порисовала!» Сохранились удивительные рисунки Сони, выполненные в 1933 году. На них изображена названая сестра Варя. Впечатляет мастерство и глубина передачи душевного состояния портретируемой самыми простыми средствами. Талант портретистки, по-видимому, помимо педагогического, – самый большой дар Софии Георгиевны. То, ка2к она рисует человека, образ Божий, поражает глубиной и гармонией формы и содержания. Все, кого она рисовала в своей жизни (а рисовала она почти всегда, когда могла), привлекали ее, были ей глубоко интересны! В каждом она находила неповторимое очарование, доброту, она любила каждого своего портретируемого! Этому нельзя научиться, этот дар Божий дается от рождения, освящает всю жизнь человека и делает ее счастливой: приносит бесчисленных друзей, всегда верных, любящих и спешащих на помощь в трудный час. Вернемся снова в 30-е годы. Из некогда многочисленной семьи Раич остались только Соня и ее героическая и самоотверженная тетя Екатерина Николаевна, служившая в годы Первой мировой войны на фронте сестрой милосердия, имевшая ранения и награды. В 1934 году эта любимая «тетя Катериночка» помогла Соне приехать в Москву и получить художественное образование. София Георгиевна отлично училась в Московском художественно-промышленном училище имени Калинина, которое окончила как художник-живописец по росписи лаковой миниатюры. Здесь она нашла преданных друзей и прекрасный коллектив учителей. Однокурсница Маргарита Вениаминовна Высоцкая стала ее другом на всю жизнь. Она так и писала в письмах: «мой пожизненный друг Сонь». Но как же отчаянно они голодали в училище! Как-то у Маргариты украли в очереди продуктовые карточки, туго им пришлось тогда. В 1939 году училище окончено, а во ВГИКе открылось новое художественное отделение: художников-постановщиков фильма, – на которое Соня поступила в 1940 году. Студенты учились в институте с наслаждением. Во ВГИКе Соня встретила своего будущего мужа Михаила Петровича Галкина. Радостно ждали они приближения лета: впереди у них была практика в Тарусе, этюды на природе. Жизнь казалась такой прекрасной... Война перечеркнула все надежды и мечты. София Георгиевна и Михаил Петрович расписались по возвращении в Москву. Муж и тетя ушли на фронт добровольцами. Екатерина Николаевна прошла войну начальником санитарного поезда, Михаил Петрович – сержантом в артиллерии, командиром орудия. Соня опять осталась одна, как в 30-е годы. Она тоже хотела идти на курсы медсестер, но по состоянию здоровья ее не взяли. Пришлось эвакуироваться к дальним родственникам в Армавир, где она работала бухгалтером, переживала страшные бомбежки, когда стены мазанки расходились от взрывов, и ждала, ждала писем с фронта от самых дорогих и любимых – мужа и тети. Муж стоял под Москвой, кольцо вокруг города сжималось, было страшно… Все молились и ждали. Наконец кольцо было прорвано, стали приходить треугольные конверты с двух фронтов. И тут прислали вызов от института, эвакуированного в Алма-Ату. Поездка эта была долгой и трудной, как-то раз Соня чуть не погибла: она ходила за водой, перелезая под поездами, и, когда в очередной раз оказалась под вагоном, поезд тронулся. Господь хранил ее... Институт она окончила прекрасно, дипломную работу приобрел для своей экспозиции краеведческий музей. Однако по возвращении в Москву София Георгиевна тяжело заболела и попала в институт Склифосовского. Там она провела с перерывами четыре тяжелых года, перенесла шесть полосных операций под общим наркозом. Уже вернулась с фронта тетя, а от мужа всё не было вестей. Как выяснилось потом, он окончил войну в Лодзи и, заболев, попал в госпиталь. Все страдания Софии Георгиевны скрашивало рисование. Она рисовала всех: нянечек, медсестер, раненых солдатиков, детей, профессоров. Работы эти сохранились, многие сейчас находятся в музее института им. Склифософского. В 1946 году вернувшегося из ссылки архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого) наградили Сталинской премией за книгу «Очерки гнойной хирургии». Награждение состоялось в Институте им. Склифосовского, тогда же профессор Юдин предложил Софии Георгиевне рисовать Владыку. Можно представить себе ее благоговение перед дивным старцем! Наконец вернулся с войны муж, который не оставил Софию Георгиевну, несмотря на болезнь и неутешительные прогнозы врачей. Для того чтобы лечить Соню и зарабатывать на жизнь, он сразу пошел работать на Воентехфильм, а институт так и не окончил, хотя имел все права. Трогательная забота и любовь мужа и тети сделали свое дело. София Георгиевна выдержала всё, что ей было отпущено. В 1948 году она смогла поехать долечиваться в Ялту, а по дороге побывала в Симферополе, куда приглашал ее святитель Лука. Владыка служил и, когда она вошла в храм, как раз произносил проповедь о любви Божией к человеку, о красоте природы, о Божием милосердии. Он смог уделить Соне время, и она опять рисовала его. На портрете осталась надпись: «Милую Соню да благословит Господь на жизнь христианскую и да исцелит от мучительной болезни». По молитве Владыки болезнь полностью оставила ее в 1950 году, а в 1953 году у нее родилась дочь Екатерина. Здоровье Софии Георгиевны поправилось настолько, что она смогла пойти работать. Стать художником кино суждено ей не было, но она никогда не жалела об этом. В 1950 году она начала преподавать живопись и рисунок в Центральном доме детей железнодорожников и проработала там 25 лет. Не имея педагогического образования, но любя детей и храня в душе глубокую веру в Бога и очень четкие нравственные принципы, заложенные в ее душу еще бабушкой, она сразу нашла правильный подход: в каждом ребенке, приходившем к ней в кружок, она видела прежде всего человека, личность и старалась выявить всё самое лучшее. Заметив талант, она всеми силами помогала ему развиваться. Если же одаренный ребенок пропускал занятия и ленился, София Георгиевна убеждала родителей и его самого в важности постоянной работы. Каждое занятие она старалась сделать интересным, писала творческие планы на год, в которые включались, например, рисование в Доме-музее В.М.Васнецова, подготовка вечеров, посвященных художникам-передвижникам, иллюстрирование рассказов А.П. Чехова. Это была самая серьезная работа, без скидок на то, что кружок детский. Ученики чутко отзывались на такое отношение, стремились в свой любимый Дом, к своей Софии Георгиевне, несмотря на то, что она была очень строга с ними. Она особенно никого не хвалила и тактично исправляла неумелый рисунок. Так сложилась дружная семья единомышленников, объединенных интересным делом. Дети подрастали, уходили в большую жизнь и снова возвращались, приводя уже2 своих детей, мужей, жен. Многие стали профессиональными художниками. Андрей Борисович Некрасов – ныне профессор Архитектурного института; Сергей Владимирович Гавин преподает в Строгановском училище живопись, делает удивительные гобелены; Вера Николаевна Сидоренко – художник фирмы «Восход»; Надежда Васильевна Кукса – иконописец, принимала участие в росписи храма Христа Спасителя; Алексей Дворников – иконописец; учился у Софии Георгиевы и иконописец, священник Димитрий Туркин... В 50-70 годы все они приходили с отчетом на традиционные встречи кружковцев. В подготовке и проведении этих вечеров принимал участие и муж Софии Георгиевны Михаил Петрович. Дети, так назывались ученики, были и правда детьми для четы Галкиных, и их подрастающая дочь проникалась любовью к людям на живом примере родителей, которые не только учили рисовать, но еще и давали кров тем, кому было тяжело дома, кормили, старались ободрить и помочь. Жили они тогда в маленьком домике в Измайлове, рядом с храмом во имя святых апостолов Петра и Павла, но в те тяжелые времена посещать этот храм не могли. По большим праздникам приходилось ехать далеко, куда-нибудь в Сокольники. До2ма висела икона бабушки: великомученица Варвара и Василий Великий. Бог хранил этот маленький, полный тепла и привета дом, который для многих стал родным… В 1965 году София Георгиевна познакомилась с пожилой художницей Еленой Ивановной Пшеславской, работавшей в уникальной и очень интересной технике аппликации из ткани. София Георгиевна была посвящена в тайну (ни больше ни меньше) этой уникальной техники при условии, что никому другому ее не покажет. Много лет София Георгиевна совершенствовала метод «рисования» тканями. Она сама разработала для себя приемы работы и стала постепенно создавать всё более интересные картины, в основном пейзажи. Особенно ей удавалась зима. Пейзажи родной природы стали излюбленным мотивом ее «тряпочек», как она сама называла свои аппликации. В них ее любовь к Божьему миру выразилась так полно и гармонично, так трепетно и нежно, что каждый, кто видит эти произведения, сразу проникается их очарованием. За 25 плодотворных лет работы в изокружке много было сделано, написано, обдумано. Увидели свет две небольшие книжки: «Смотрим, рисуем, рассказываем» и «Изокружок в пионерлагере». По выходе Софии Георгиевны на пенсию жизнь ее мало изменилась: творчество и заботы о семье поглощали ее целиком. В 1979 году она потеряла своего горячо любимого мужа. Отпевали его в церкви Всех Святых на Соколе. Эта утрата осталась в ее душе незаживающей раной… София Георгиевна нашла в себе силы работать дальше. Она знала, что муж собирался написать обобщающий труд о своей работе художника комбинированных съемок, но сделать этого он не успел, и она взялась осуществить его мечту. В 1983 году в издательстве «Всесоюзное Бюро пропаганды киноискусства» увидела свет ее книжка «Простое волшебство». Дочь ее вышла замуж, и София Георгиевна задумала для себя поездить по России и порисовать заветные уголки. Так, побывала она в городах Золотого кольца, ездила в местечко Плёсково под Москвой, которое особенно полюбила за раздолье и покой. Была несколько раз на Волге, в Лисицком Бору, везде рисовала и писала, записывала рассказы о жизни, находила новых друзей, с которыми потом переписывалась или встречалась. В 1990 году сбылась её давняя мечта побывать в Пушкиногорье и порисовать там. Она рисовала даже Семена Степановича Гейченко, создателя и хранителя Дома-музея А.С.Пушкина, рисовала могилу Пушкина, прекрасные акварели в Святогорском монастыре, которые потом стали темой ее «тряпочек». В 1989 году она подготовила огромную экспозицию, и Издательский отдел Московской Патриархии провел персональную выставку 35 ее картин-аппликаций. Экспозиция эта выставлялась и в Японии, где картины принимали участие в Советской неделе «Нагасаки. Путешествие-90». Надо ли говорить, что в Японии восприняли как откровение картины русской художницы, говорящие каждому сердцу о любви к Родине. Живя рядом со Знаменским храмом с 1968 года, София Георгиевна не могла не сокрушаться о его запустении. В глубине её души жила надежда на чудо восстановления храма. Однажды в 90-м году, когда она рисовала наш изуродованный и поруганный храм, подошла женщина с ребенком и спросила: «А отдадут нам церковь?» На это София Георгиевна неожиданно для себя ответила утвердительно. Наконец в 1991 году храм был возвращен верующим. София Георгиевна решает для себя быть летописцем возрождения церкви из руин: год за годом рисует восстановление храма, людей, которые отдают всю душу святому делу, детей, которые потом станут алтарниками, отца настоятеля, певчих, интерьеры храма, становится постоянным автором приходской газеты «Лампада», посещает Богослужения. Какое это счастье! Годы идут, она стареет, теряет силы. Но рядом ее храм, родной и любимый. Прихожане храма, отец Георгий, матушка Людмила становятся ее добрыми друзьями. Когда наступает для нее очередное время испытаний, они всегда рядом: приходят в больницу, домой, звонят, помогают ей. В 90-е годы написаны и изданы очерк «Пережитое» в журнале «Москва», статьи в газете «Лампада», публикуется работа с рисунками Владыки Луки в «Нашем Наследии», сотрудничает она также с журналами «Божий Мир», «Держава», много рисует и работает над аппликациями, как и раньше. За свою долгую жизнь София Георгиевна создала галерею портретов современников, запечатлела сложное и прекрасное время. Всю свою жизнь она вела дневники. Писала о жизни, о детях, о работе. И вот бывшие дети подсказали ей начать писать воспоминания на основании дневников и сами приняли в этом участие. Новая кропотливая работа увлекла ее. Перед глазами встали счастливые годы работы в кружке, муж, вечера встреч. Огромный пласт жизни оказался не погребенным под временем, а почти осязаемым и близким. Она начала писать о своих любимых учениках, о незабываемой атмосфере творчества, дарившей всем чистую радость, о том далеком времени, когда она была молода и счастлива. Возможно, скоро эти воспоминания с рисунками и фотографиями будут опубликованы. До недавнего времени София Георгиевна писала дневник, говорила по телефону со своими детьми, радовалась успехам дочери и зятя, тоже художников. Еще 30 сентября ученики пришли поздравить свою любимую Софию Георгиевну с Днем Ангела. И хотя память ее ослабела, ум оставался всё таким же ясным. Но ходить в храм она уже не могла и приобщалась Святых Христовых Таин дома. 7 октября сего года София Георгиевна перенесла инсульт. 11 октября ее соборовал и причастил о. Максим. А 12 октября она тихо скончалась на руках дочери. Кончина ее была поистине мирной и непостыдной, христианской. На другой день гроб с телом Софии Георгиевны поставили в нижнем Никольском храме, а 14 октября, на Покров, ее отпевали в верхнем храме отец Георгий и отец Максим. Среди певчих на этой трогательной и прекрасной службе были и дети, которых она знала с рождения... Во время похорон пасмурное небо озарилось солнцем, на Кузьминском кладбище, усыпанном золотыми листьями, было тихо и торжественно-спокойно. Свечи горели ровно, и чудные белые лилии и гвозди2ки лежали последним приветом от ее седых детей на свежем холмике… http://www.znamenie-hovrino.ru/lampada/2 Источник: http://mixail-a.livejournal.com/208909.html | |
Категория: Мои статьи | Добавил: simvol-veri (15.03.2011) | Автор: Gleb | |
Просмотров: 13217
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |