Главная » Статьи » Мои статьи |
В результате страшных событий, произошедших в России в 1917 году, в
результате богоборческой смуты многие сотни тысяч русских людей
оказались изгнанными с родимой земли на чужбину, стали эмигрантами.
Среди изгнанников было немало и пастырей Православной Церкви. Вдали от
Родины им пришлось нести служение
"Праведники живут во веки награда их в Господе, и попечение о них у Вышнего.
"Его
светлая, чистая, трудолюбивая жизнь протекала на виду всех жителей
Манчжурии на протяжении трех лет. И в наше время, когда так много среди
русских людей скорбей, бедствий, лишений и страданий, а наряду с этим
много вражды, разделений и ненависти - в это время явился в лице
святителя Ионы человек, полный любви и милосердия, человек мира, горячей
веры в Бога и великой силы воли. Сердце наше преисполнено
благоговейными переживаниями, но ни язык, ни перо наше не могут выразить
похвалу почившему Святителю по достоянию, ибо так сильна, ярка и
красочна по своему исключительному содержанию жизнь и светла смерть
этого епископа и человека-праведника. Для нас его жизнь и смерть
являются завидными, а память бессмертной". Преосвященный епископ Иона (в миру Владимир Покровский) родился в 1888 г. в Калужской губернии. Он рано лишился родителей и был усыновлен сельским диаконом. С отличием окончив Калужскую Духовную Семинарию, Владимир поступил в Казанскую Духовную Академию, где на III курсе был пострижен в монашество с именем Ионы и направлен на некоторое время в Свято-Введенскую Оптину пустынь. В этой знаменитой обители молодой монах проходил иноческие послушания под руководством духоносных старцев, преподобных Анатолия и Иосифа Оптинских. Преподобный Иосиф так наставлял молодого инока: "Не вырастив дерева, откуда же ждать плодов? Дерево же, на котором вырастает внутренний монах, есть пост, всякое воздержание, хождение к церковным службам, телесный труд. Тогда уже на нем вырастет плод, то есть внутренний монах". Вернувшись в Казанскую Академию уже иеромонахом, отец Иона был благословлен преподавать там Священное Писание. Однако вскоре началась Первая мировая война, и молодой пастырь пожелал быть в одних рядах с российскими солдатами, защищавшими Отечество. Он стал военным священником, а в 1916 г. за примерную службу был назначен главным священником 11-й Армии. Когда произошел большевистский переворот, отец Иона сразу примкнул к рядам Белой армии. За это он был в 1919 г. арестован безбожниками и заключен в тюрьму, где подвергался истязаниям. Однако Господь сохранил жизнь своему служителю. Отец Иона был освобожден из пленения белыми войсками и стал главным священником Южной армии, с остатками которой, после ее поражения, последовал в эмиграцию в Китай, приняв на себя тяжкий крест изгнанничества. В
Китае отец Иона поступил в состав Пекинской Духовной Миссии, а в 1922
г. в Пекине состоялась его хиротония во епископа Ханькоуского для
духовного окормления множества православных русских людей, изгнанных Епископ
Забайкальский Мелетий, участвовавший в хиротонии святителя Ионы, так
описывает первые шаги его архипастырской деятельности:
Так святитель Иона просвещал русскую молодежь, чтобы они и вдали от Родины сохраняли родную православную веру. Также
святитель заботился и о русских детях-сиротах. В своей епархии он
основал для них приют и лично принимал участие в воспитании детей. После
его кончины святитель Нестор (Анисимов), утешая детей из приюта, писал
им:
Усердно исполняя заповедь Христову о деятельной любви к ближним, епископ Иона был выдающимся общественным деятелем, заботившимся о благосостоянии и спасении вверенной ему Богом паствы. Преосвященный Иона также издавал листки духовно-нравственного содержания и выступал с чтением лекций на Харбинских богословско-философских курсах. Своей образованностью, духовной настроенностью, благотворительной деятельностью и общительностью владыка привлекал к себе людей всех сословий, званий и возрастов. Одновременно же он был необычайно смиренномудр и скромен. Духовная значительность человека определяется не только его жизнью и деятельностью, но и его кончиной, то есть тем, как он предает свою душу в "руце Божии". И Всемилостивый Господь даровал святителю Ионе "конец благий". Архиепископ Харбинский Мелетий так описывает последние минуты его жизни:
Надевая мантию, он сказал: "Пора собираться". Исповедавшись и приобщившись Святых Таин, он разоблачился, сел и напечатал на пишущей машинке свое духовное завещание. Изложив свою последнюю волю, он встал, взял требник и сам прочитал себе канон на исход души. Я стоял позади и вместе с ним молился. Врач только слегка поддерживал его сзади. Прочитав канон, он стал прощаться с присутствующими. Прося прощения, он поклонился всем в ноги и, благословив всех, лег на кровать и сказал: "Я умираю". Ему дали в руки крест и свечу. Я стал читать отходную. Когда я прочитал кондак "Душе моя", внезапно у меня к глазам подступили слезы. В этот момент умирающий испустил последний вздох и отошел ко Господу".
Блаженная кончина Владыки Иона произошла 7/20 октября 1925 года. С глубокой скорбью и обильными слезами провожала его "в путь всея земли" многолюдная паства. Погребли Владыку за алтарем храма святителя Иннокентия города Манчжурии. Могилка всегда его пользовалась почитанием.
По свидетельству клирика Харбинской епархии протоиерея Николая Кикловича, "со смертью Владыки не прекратилась эта любовь и чувство уважения к нему, а наоборот, еще больше стали любить и почитать его, но уже не как обыкновенного смертного человека, а как угодника Божия".
Чудесный случай, связанный со святителем Ионой, произошел сразу по его кончине. Новопреставленный святитель предстал в сонном видении отроку Николаю, страдавшему много лет тяжелой болезнью ног. Отрок не мог ходить, а больные ноги причиняли сильную боль. Врачи признавали свое бессилие, и измученные родители уже отчаялись как-либо облегчить страдания сына. Вот тут-то и пришла на помощь страдальцам чудесная помощь Божия в лице святителя Ионы. Представший среди ночи святитель сказал мальчику: "Возьми мои ноги и ходи!" И тотчас отрок вскочил с постели, отбросил свои костыли и стал бегать по комнате с криками радости. Нетрудно представить, какое впечатление произвел этот случай на окружающих. Раб Божий Николай, исцеленный по молитвам святителя, дожил до наших дней. Через
несколько лет по кончине Святителя Ионы вышел специальный сборник с
описанием различных случаев благодатной помощи по его молитвам. Вера в
посмертную помощь и предстательство пред Богом почившего Архипастыря с
каждым годом все увеличивалась. Вот свидетельство об этом того же отца
Николая Кикловича: Женихи
и невесты идут на могилку получить благословение перед вступлением в
брак. Есть и такие, кто не начинает своего дневного труда, не
приложившись к иконе и кресту на могилке. При отъезде и приезде также
могилку посещают. Многие служат на ней панихиды и литии и после
благодарят Бога за исправление дел в лучшую сторону. Дети, отправляясь в
школу, считают своей непременной обязанностью заходить на могилку и
прикладываться ко кресту. Были случаи, когда дети, плохо учившиеся и с
детской верой приходившие на могилку Владыки, начинали учиться хорошо и
выдерживали экзамены". Источник: http://simvol-veri.ru/xp/svyatitel-iona-episkop-xankouskiie.-k-15-letiyu-so-dnya-proslavleniya-rpcz.html | |
Категория: Мои статьи | Добавил: simvol-veri (21.10.2011) | |
Просмотров: 1860
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |