Главная » Статьи » Мои статьи |
Полное название - Русский Православный Елеонский женский монастырь и церковь Вознесения с колокольней во имя Иоанна Крестителя, для большинства иерусалимцев известна как «Русская свеча». Находится монастырь на самом верху Елеонской (Масличной) горы, она же Mount Olives, она же הר הזיתיםДобраться до монастыря можно только проезжая через арабский город. Знаете, честно скажу, я была просто поражена. Это одна нескончаемся мусорка, просто горы мусора, среди которых играют дети, прогуливаются молодые арабские мамаши с младенцами. Упадок, запустение, разрушенные дома, редко-редко попадается роскошная вилла. Что еще интересно, была в Суккот, каникулы, а в арабских школах учатся. Они что, учатся там не по расписанию нашего Мисрад аХинух? Но вот наконец мы у ворот монастыря. Стучимся, дверь открывает сторож, охранник? Не знаю, пожилой араб. И мы попадаем в другой мир. Тишина, не слышно трескотни улицы, чистота, огромная собака дремлет возле конуры, даже не обращая на нас внимания. И на фоне ярко-голубого неба возвышается колокольня во имя Иоанна Крестителя и сразу становится ясно, почему русская свеча. "Рост" колокольни - 64 м и её большой колокол (на фото он виден слева), весом в 308 пудов и диаметром в 2 м.13 см. был отлит в России и привезен в 1885 году морским путём в Яффо. Рассказывают, что арабские рабочие отказались от его перевозки, да и не было такой телеги, чтобы выдержать этакую тяжесть и тогда кинули клич. Откликнулись одни женщины (помните? - "А в это время, женщины копали и продвигались женщины вперед"...) и вручную в течение семи дней катили его до обители. А это более 60 км.! Ну как тут не согласиться с классиком, "Есть женщины в русских селеньях!" Но, вернемся к истории. Как вообще на этом месте оказался русский монастырь и русская церковь и почему именно здесь. Елеонская гора (Масличная, Оливковая, как пожелаете) занимает огромное место в христианской традиции: отсюда Иисус входил в Иерусалим; здесь он учил своих учеников; у подножия горы, в Гефсимании, Он претерпел свои страсти, а несколько позднее был арестован; с вершины Елеона он вознёсся в своё Небесное Царство. Ясно, что эти места привлекали и даже интриговали архимандрита Антонина. Тем более, что он вычитал в трудах Димитрия Ростовского (светское имя Даниил Саввич Туптало - 1651 - 1709 г.г. - русский церковный деятель и писатель), что где-то здесь, на вершине горы, находился один из дворцов царя Ирода I Великого, перешедший после смерти по наследству к его сыновьям. Существовало поверье, что на его территории была захоронена усекновенная глава Иоанна Крестителя (Предтечи). И в 1870 году, с некоторыми трудностями (на это место претендовали католики и арабы мусульмане) русские покупают этот участок как бы через подставное лицо. О как! Покупает его гражданин Оттоманской империи, переводчик с восточных языков (драгоман) Яков Егорович Халеби. Ну а дальше дело техники, было прикуплено еще несколько мелких участков и общая площадь составила 54 га. Под ногами лежало археологическое богатство. Прежде всего, здесь были обнаружены остатки древней армянской церкви ранневизантийского периода: многочисленные мозаики, более ранние находки в виде погребальных пещер, сосудов и даже бюст царя Ирода I Великого, который сейчас находится в Эрмитаже. Но главным событием стало обнаружение камня, на котором стояла Богородица во время Вознесения своего сына. Строительство церкви продвигалось с трудом, мешали чиновники всех мастей и рангов, спасли хорошие отношения между Антониным и Сэлим-эфенди, под властью которого находилась в то время Святая Земля: оба любили почаевничать, вот так за чашкой чая и продвигал архимандрит свои дела. Ну и наконец, в 1886 году, церковь была завершена. Церковь была полностью спроектирована самим отцом Антонином. Он её сделал крестообразной в плане, с 24-мя окнами в византийском стиле. Главная святыня храма, священный камень Богородицы, была помещена в притворе (фото выше). Небольшая арочная ниша в стене прикрыта сверху навесом с крестом, лампадой и иконой Божьей матери. Иконостас был привезен из Афона, иконы из России. Одна из них - черниговская икона Богоматери – на холсте. Её стали называть «Елеонской Скоропослушницей». А рядом с ней, справа от иконостаса, - икона Божьей Матери, называемая «Взыскание погибших», - дар паломников, плывших в 1911 году из России на Святую Землю и чуть не погибших в море. Росписи выполнены монахиней Таисией (в миру Карцева Татьяна Георгиевна 1901 - 1997 г.г., в схиме Антония). Эмигрировав из России в годы революции, она постриглась в монахини в Покровской женской обители во Франции, после чего переехала в Елеонский монастырь. Здесь и открылись её творческие способности. Слева от алтаря, в пол вмонтированы куски белого мрамора со словно выступившими на нём красными пятнами крови. Это - фрагменты древнего пола, сохранившегося со времён нашествия персов в 614 году. По преданиям и сохранившимся останкам, они убили тогда 1207 монахинь, память о которых увековечена подобным образом. Лично мне понравились витражи (это все же византийский стиль, не древне-русский) и роскошные люстры. Еще одна достопримечательность монастыря. В начале поста, я уже
писала, что были мнения, что на територии захоронена голова Иоанна
Крестителя (Предтечи) Ведь по вине женщины, представьте себе, и даже не одной. Дело было так, жили были царь Ирод Антипа, была у него законная
жена, дочь аравийского царя) и был у него родной брат Филипп. Вот этот
царь Ирод бросил свою законную супругу и закрутил роман с женой Филиппа
- Иродиадой. По этому поводу Иоанн Креститель происнес гневную речь,
которая конечно не понравилась даме. В день своего рождения Ирод
устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь
нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того
угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей
дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства.
Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову
Иоанна Крестителя. Что оставалось делать Ироду, и не хотел он, да
пришлось слово держать. Принесли дамам на блюде голову Иоанна. Все, пойдемте на воздух, а то от этих пятен крови на полу, да от отрубленных голов, становится как-то не по себе. А во дворике хорошо, тишина, спокойствие, птички поют. Приятно посидеть на этой лавочке, поразмышлять о вечном. Кстати, пока снимала лавочку, приехали монашки и стали на меня орать, подумав, что я решила увековечить их портреты. На мое объяснение, что я и не думала фотографировать их, ответили грубо: "Не ври!" И предложили выбросить эту бесовскую машинку. Интересно, что сами приехали на машине и болтали по сотовому, видать это уже не бесовские машинки. Пахнет хвоей. Где-то далеко виднеется еще какое-то здание, явно принадлежащее католикам. Спросила, но увы, уже и забыла что это. А в центре дворика - куст с изумительными цветами. Опять дурман? Или на сей раз нет? Попыталась сфотографировать этот куст со всех сторон, красив, несмотря на увядшие уже цветы. Но последним фото я очарована сама. Темная зелень и колокольчик cветится изнутри. Поставлю как-нибудь его себе на рабочий стол. Вот и все, последний взгляд на церквушку. И мы опять в арабском городе. Что еще интересно. Тут же, за углом, находится мечеть, так мусульмане утверждают, что Иисус вознесся как раз оттуда и даже пускают (за денежку) посмотреть. Ну мы уже внутрь не стали заходить, хватило впечатлений. +Заказ треб на Святой Земле+Поминовение на Божественной ЛитургииВодосвятный молебенМолебен о здравииМолитва о здравииСвеча о упокоенииСвеча о здравииСорокоуст о упокоенииСорокоуст о здравии | |
Категория: Мои статьи | Добавил: simvol-veri (16.10.2009) | Автор: GLEB | |
Просмотров: 3158
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |