Русский православный храм св. Марии Магдалины в Гефсимании
Серьезные проблемы на Гефсиманском участке
наступают начиная с 1914 года, когда Россия вступает в войну протии
Германии, а Турецкая Османская Империя выступает на стороне немцев.
Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме был выслан из Иерусалима
вместе со старшими сестрами всех монастырей. А помещения самих
монастырей занимались турецкими солдатами. Интересная глубокая духовная
связь Великой княгини Елисаветы Феодоровны с храмом св. Марии Магдалины в
Гефсимании, на освящении которого он лично присутствовала и молилась 1
октября 1888 года вместе со своим мужем Председателем Императорского
Православного Палестинского Общества Великим князем Сергием
Александровичем. После смерти мужа Елизавета Федоровна целиком
посвящает себя делам милосердия, благотворительности, служению Богу и
людям. С 1905 по 1917 год она становится Председателем Императорского
Православного Палестинского Общества. До самой революционной смуты она
руководит основанным ее мужем Императорским Православным Палестинским
Обществом, содействуя православному паломничеству в Святую Землю и
занимаясь духовным просвещением жителей Палестины. В 1908 году
Елизавета Федоровна покупает в Москве на Ордынке усадьбу с четырьмя
домами и большим садом. Здесь она основывает свою знаменитую
Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. Новая обитель начинает свою
деятельность с 10 февраля 1909 года. Впоследствии там было построено два
храма и храм-усыпальница. Во время первой мировой войны, когда
Елизавета Федоровна возглавляет Комитет по оказанию благотворительной
помощи семьям лиц, призванных на войну, в обители был организован прием
пожертвований, учреждается Марфо-Мариинский детский приют.
Великая княгиня Елизавета Федоровна - настоятельница Марфо-Мариинской Обители в Москве
К 1917
году события развивались не в лучшую сторону для России. Разразился
революционный бунт. В Москве, Петрограде и многих других городах России
царил революционный хаос. В этом же году Елизавета Федоровна снимает с
себя звание председателя ИППО, дабы не подвергать членов Общества
опасностям, т.к. императорская семья начинает подвергаться
преследованиям и репрессиям. В Пасхальные дни 1918 года в день Иверской
иконы Божией Матери большевики арестовывают Елизавету Федоровну, и
солдаты-латыши по приказу Ленина увозят будущую новомученицу Российскую
навстречу мученической смерти. Вместе с келейницами Варварой и
Екатериной ее перевозят в Пермь. Дальше путь из Перми в Алапаевск лежал
через Екатеринбург, туда же были привезены великий князь Сергей
Михайлович со своим секретарем Федором Михайловичем Ремезом, три брата,
сыновья великого князя Константина Константиновича – Иоанн, Константин и
Игорь и юный князь Владимир Палей. Всех узников вместе привезли в
Алапаевск 20 мая 1918 года. В ночь на 18 июля, в день памяти преп.
Сергия Радонежского, их сбросили живыми в одну из шахт Алапаевска и
забросали гранатами. Таким образом, преподобномученица великая княгиня
Елизавета Федоровна незримо соединилась со своим супругом в день его
памяти.
Икона "Убиение Преподобномученицы Елисаветы и ихже с нею"
Затем
при наступлении Белой армии адмирала Колчака началось расследование
злодеяний большевиков, и следственная комиссия обнаружила шахту
мучеников. С 8 по 11 октября 1918 года тела алапаевских мучеников были
извлечены из шахты. И далее начинается путь Елизаветы Федоровны в
Иерусалим земной, чтобы попасть в Иерусалим Небесный[1]. Игумен
Серафим (Кузнецов) – настоятель Серафимо-Алексеевского скита Пермской
епархии, многолетний духовник и друг Елизаветы Федоровны, получил
разрешение от адмирала Колчака сопроводить в последний путь тела
мучеников. Восемь гробов с телами были поставлены в товарный вагон 1
июля 1919 года и отправились в Читу. Игумену Серафиму помогают два
послушника. Из Читы гробы с мучениками были отправлены в Русскую
Духовную Миссию в Пекине. Все мученики были похоронены в Китае, кроме
Елизаветы Федоровны и ее верной помощницы, не оставившей ее до смерти
инокини Варвары. Гробы с их телами, по просьбе родственников Елизаветы
Федоровны, были доставлены в Иерусалим 21 февраля 1921 года, где были
встречены русским и греческим духовенством, английскими властями,
местными жителями и русскими паломниками, которых революция застала в
Иерусалиме. Благолепное и подобающее погребение тел новомучениц
Российских совершил Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Дамиан в
сослужении многочисленного духовенства и гробы были установлены как бы в
специально приготовленную для этого усыпальницу – небольшое помещение,
расположенное под нижними сводами храма св. Марии Магдалины в
Гефсимании, на освящении которого она присутствовала вместе с мужем в
1888 году[2]. Весь Иерусалим был потрясен гонениями, которыми подвергла
советская власть верующих в России людей и тем мучениям, которыми
подверглись Алапаевские мученики.
Икона "Убиение Преподобномученицы Елисаветы и ихже с нею"
В
1917 году в Палестину приходит власть Британского Мандата над
Палестиной, а уже в 1920 году в Константинополе создается Высшее
Церковное Управление во главе с митрополитом Антонием (Храповицким)[3],
которое направляет в Святую Землю для управления церковными делами
Архиепископа Анастасия (Грибановского)[4]. А уже в следующем 1921 году,
оформляется Русская Православная Церковь заграницей, которая в церковном
отношении берет все храмы и монастыри Русской Палестины под свою
юрисдикцию[5]. Ситуация в Гефсимании остается сложной, нижний и верхний
дома Гефсиманского участка сдаются в аренду для жилья состоятельным
людям, чтобы принести какой-то посильный доход монашеской общине
Гефсимании. В 1932 году верхний дом сняла одна состоятельная англичанка,
уехавшая из Иерусалима и известившая сестру Валентину[6], следившую за
Гефсиманией, что в доме временно поживут две англиканские
монахини-миссионерки, родом из Шотландии – Варвара-Стелла Робинсон и
Аликс Спрот[7], принявшие монашество в 1931 году и направленные на
миссионерское служение в Индию, где создает дом для болящих при
миссионерском центре и намеревается посвятить себя служению «не только
вещественным нуждам» ближних, но и «нуждам духовным - словом проповеди о
Христе Спасителе».
Митрополит Антоний (Храповицкий)
Они по
делам миссии вернулись в Лондон и на обратном пути в Лондон, варвара
читает книгу воспоминаний графини Олсуфьевой[8] о Великой княгини
Елисавете Феодоровне[9]. Потрясенные подвигом Великой княгини Елисаветы
сестры-шотландки посещают святой град Иерусалим, где окончательно решают
свой выбор в сторону принятия Православия. В 1934 году на Праздник
Преображения Господня в храме св. Марии Магдалины сестра Мария
(Варвара-Стелла Робинсон), а через три месяца архиепископ Анастасий
совершил пострижение в рясофорных сестер Александру (Аликс Спрот) и
Валентину (Цветкову) с именами Марфа и Варвара. Сестры-шотландки выходцы
из состоятельных семей, жертвуют свои личные средства на создание
Вифанской общины Воскресения Христова. Так в Вифании на участке Русской
Духовной Миссии, приобретенном еще архимандритом Леонидом (Сенцовым),
был произведен ремонт разрушенных зданий, цистерн-водосборников, а также
благоустроен сад. Монахиня Мария назначается заведующей русским
гефсиманским участком и хранительницей усыпальницы Великой княгини
Елизаветы Федоровны и ее келейницы Варвары. 20 апреля 1935 года
состоялось официальное открытие женской монашеской общины Воскресения
Христова с настоятельницей монахиней Марией (Робинсон), возведенной в
сан игуменьи 9 октября 1936 года[10]
Митрополит Анастасий (Грибановский)
С самого начала своей деятельности игуменья Мария
проявляет жертвенную и подвижническую деятельность. Благодаря её
усилиям в Вифании на Лазареву Субботу 1937 года открывается
школа-интернат для православных арабских девочек, позже там открывается
иконописная школа для живописи под руководством художницы Татьяны
Косинской. Через полгода школа перешла в разряд средне-образовательных
училищ и стала женской гимназией с правом полноценного английского
колледжа с получением диплома (matriculation) по ее окончании[11].
Из газеты « Православная Русь», 1950, № 3
Жизнь Вифанской Общины, возглавляемой игуменией Марией и находящейся в
Трансиорданъе, протекает в мире и спокойствии под общим покровительством
правительства короля Абдуллаха, которое относится с большим
доброжелательством к христианским святыням. И, в частности, к русским
православным. Вифанская община сохраняет самые добрые отношения с
церковными властями. /.. ./ По временам сестры причащаются у Гроба
Господня.
После окончания войны госпиталь закрылся, и школа начала восстанавливать
свою деятельность, хотя уже и на других началах. Образовался
специальный класс по подготовке сестер милосердия. Помимо учебных
занятий девочки занимались иконописью, музыкой, вышиванием, кройкой и
шитьем.
Матушка Мария ценила красоту во всех ее проявлениях - в музыке, в
поэзии, в живописи. Однажды в ее честь в Вифании был устроен детский
спектакль, и как же он ей не понравился из-за отсутствия вкуса. Она
считала, что приобщать детей к благообразию и к возвышающему душу
чувству красоты необходимо с раннего детства. И неоднократно беседовала
на эту тему с учительницами, помогая им составлять концертные программы.
Особенно чутко переживала она стихию природных явлений и неоднократно
придавала тому духовное значение.
Из воспоминаний мон. Евгении (Елена Виницкая), Париж
В одном письме матушка чудно описала, как в Духов день наблюдала игру
солнца в Гефсимании: «Солнце воистину играло. Оно как мячик меняло место
- то вверх, то вниз, то вправо, то влево, и снова и снова. Оно меняло
свой цвет - то зеленое, то розовое, то голубое, то золотое, то лиловое,
или окружало себя другим цветом, что было необычайно красиво. Оно
вертелось в своем сияющем разноцветном блеске, но внезапно остановилось,
задрожало и закачалось. Это продолжалось с минуту, а потом солнце сразу
же устремилось вниз, как будто бы на землю и на нас. Страшно и чудесно!
Но, остановившись на секунду, оно быстро поднялось на свое место. И это
чудесное явление мы наблюдали минут двадцать. Явление величественное,
радостное и торжествующее. Сестры вспомнили, что подобные необычные
явления бывали на Пасху и в России. Это знамение небесное - знамение
победы церкви - в утешение нам грешным, унылым, малодушным».
Начиная с момента образования общины, «нижний» домик перестал сдаваться в
аренду. Отныне в нем размещались игуменская, сестринские кельи и
канцелярия. Пристроили к нему и небольшую кухню, хорошо знакомую
паломникам и прихожанам храма, а чуть выше построили жилой дом с
четырьмя большими кельями - нынешнюю гостиницу. В свое время в каждой
келье размещалось по две сестры, сейчас же в них уплотнились, поскольку
спрос на гостиницу превышает ее возможности.
Насельниц в общину все прибывало, и некоторые жили под самим храмом, в
его нижних помещениях, хотя изначально там была устроена большая
трапезная. И любопытно, что попасть в крипту-усыпальницу новомучениц
можно было только из этой трапезной.
Здание,
существовавшее на русском участке в Вифании недостаточно
соответствовало назначению школы в 1938 году удалось построить новое,
светлое здание с просторными классами, а прежнее стало служить
общежитием для девочек и персонала. Здесь же стали жить руководящие
школой сестры монашеской общины, которая хотя в основном и находилась в
Гефсимании при храме св. Марии Магдалины, но носит название Вифанской
Общины Воскресения Христова. В 1946 году в Гефсиманскую обитель
прибывает Великая княгиня Татьяна Константиновна – дочь Великого князя
Константина Константиновича, постриженная в монашество в Женеве
митрополитом Анастасием – главой Русской Православной Церкви
заграницей[12].
Павел Викторович Платонов
Литература
[1] П.В. Платонов. "Преподобномученица
Елизавета – небесный покровитель ИППО. К 145-летию со дня рождения
Председателя ИППО великой княгини Елизаветы Федоровны". 1 ноября 2009
года. Публикация на официальном портале Императорского Православного
Палестинского Общества.
http://www.ippo.ru/osnovateli-i-podvizhniki-ippo/prepodobnomuchenitsa-elizaveta-nebesnyy-pokrovitelj-ippo.html
[2] Любовь Миллер. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета
Феодоровна. Издательство «Паломник» Москва. 2006 г. стр. 300.
[3] Митрополи́т Анто́ний (в миру Алексе́й Па́влович Храпови́цкий; 17
(29) марта 1863, Ватагино, Крестецкий уезд, Новгородская губерния — 28
июля (10 августа) 1936, Сремски-Карловци, Югославия) — епископ
Православной Российской Церкви; с 30 мая 1918 митрополит Киевский и
Галицкий; впоследствии, после Гражданской войны в России, первый по
времени председатель Архиерейского синода Русской Православной Церкви
заграницей. Богослов, философ. С августа 1917 — участник Поместного
собора 1917—1918 годов, позже член Совета Поместного собора и первый (по
числу голосов: получил 101 голос) из трёх кандидатов на патриарший
престол. 18 октября 1917 года произнёс на Соборе речь в пользу
восстановления патриаршества в Российской Церкви, произведшую
впечатление. 5 ноября 1917 года, сразу по избрании на патриарший престол
чрез жребий митрополита Московского Тихона (Белавина), прибыл с другими
архиереями-членами Собора в Троицкое подворье (резиденцию Московского
митрополита), где приветствовал последнего от имени Собора. 28 ноября
1917 — митрополит Харьковский. 30 мая 1918 избран митрополитом Киевским и
Галицким; в июле избран председателем Всеукраинского церковного собора.
С мая 1919 года фактически возглавлял Высшее Церковное Управление Юга
России на территориях, подконтрольных белому движению. Покинул Россию из
Новороссийска в марте 1920, прибыв в Афины, откуда перебрался на Афон,
где планировал остаться, но пробыл около 5 месяцев. В сентябре 1920 был
вызван Врангелем в Крым, откуда 6/19 ноября 1920 эвакуировался вместе с
его армией и другими беженцами в Константинополь. В феврале 1921
переезжает в Сербию, где в ноября — декабре 1921 провёл Первый
Заграничный («Карловацкий») Собор. До своей кончины в 1936 возглавлял
Русскую Православную Церковь заграницей. Был ярым оппозиционером
митрополита Сергия (Страгородского) и возглавляемого им де-факто
Временного Патриаршего Синода в Москве, находившегося под полным
контролем руководства СССР. 22 июня 1934 году Московская Патриархия
запретила митрополита Антония и иже с ним в священнослужении. До конца
жизни оставался убеждённым монархистом. Архимандрит Киприан (Керн) писал
о его политических взглядах: "Царь и монархия для митрополита именно и
не были вопросами политическими, а чисто религиозными. Он и не
сопоставлял и не мог сопоставлять монархию с другими обликами
государственного устройства, потому что все остальное было политическое,
человеческое, государственно-правовое, а монархия почивала на
библейской теократии, на священноначалии. Потому-то политика и была ему
чужда. Царь был религиозно оправдан, а идеологию конституционного
либерализма, кадетской партии, республики никак нельзя было религиозно
канонизировать. Отсюда и известный антониевский афоризм: «Терпеть не
могу слов, кончающихся на „уция": конституция, революция,
проституция…»." В Воззвании к православным русским людям 13 сентября
1929 года признал Великого Князя Кирилла Владимировича императором с
1924 года, хотя ранее признавал «Верховным Вождём» Великого Князя
Николая Николаевича. Тепло относился к воспитанному при русском Дворе
югославскому королю Александру I Карагеоргиевичу, которого одно время
даже рассматривали в РПЦЗ как возможного претендента на русский престол.
Приветствовал возвращение на престол в 1935 году находившегося до того в
изгнании греческого короля Георга II, написав, что видит в том «второй и
третий шаг к возвращению славного прошлого и великого будущего
Православной Империи», о создании которой он мечтал. В последние годы
своей жизни митрополит Антоний не мог вставать и ходить. Погребён на
новом кладбище Белграда, в склепе Иверской часовни. По материалам
Википедии.
[4] Митрополи́т Анаста́сий (в миру Александр Алексеевич Грибановский; 6
(18) августа 1873 — 9 (22) мая 1965) — епископ Православной Российской
Церкви, архиепископ Кишинёвский и Хотинский; впоследствии епископ
Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ), митрополит
Восточноамериканский и Нью-Йоркский, второй, после митрополита Антония
(Храповицкого), председатель Архиерейского Синода РПЦЗ. Родился в семье
сельского приходского священника. По окончании Тамбовской духовной
семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в
1897 году со степенью кандидата богословия. В апреле 1898 года
Тамбовским епископом Александром (Богдановым) в Тамбовском
Казанско-Богородицком монастыре был пострижен с именем Анастасий, в
честь преподобного Анастасия Синаита, 23 апреля рукоположен тем же
архиереем во иеродиакона, вскоре затем — во иеромонаха. С июля 1901 года
состоял на должности ректора Московской ДС в сане архимандрита. 29 июня
1906 года в московском Успенском соборе был хиротонисан во епископа
Серпуховского, викария Московской епархии, с местопребыванием в
Даниловом монастыре. Принимал участие в подготовке к Романовским
торжествам, возглавляя в Москве церковную юбилейную комиссию, принимал
участие в юбилейных торжествах в Москве в мае 1913 года в высочайшем
присутствии. 14 мая 1914 года переведён на самостоятельную Холмскую и
Люблинскую кафедру, 10 декабря 1915 года — на Кишинёвскую и Хотинскую
кафедру; 6 мая 1916 года возведён в сан архиепископа. Участвовал в
занятиях Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов, возглавлял
Отдел церковного имущества и хозяйства, возглавил соборную комиссию,
выработавшую чин интронизации новоизбранного патриарха; был избран
членом Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной
Российской Церкви. В октябре 1918 года,по указанию Патриарха Тихона,
выехал из Москвы в Одессу в надежде восстановить прерванные ввиду
оккупации губернии румынскими войсками связь с Бессарабией, которая в
церковном отношении была включена в состав Румынской Церкви. Отказался
от предложения румынского Синода войти в его состав; в 1919 году уехал в
Константинополь и пребывал там в Галате, в подворье русского
Пантелеимонова монастыря. Продолжал использовать свой прежний титул. 15
октября 1920 года Временным Высшим Церковным Управлением Юго-Востока
России (ВВЦУ) был назначен на правах епархиального архиерея управляющим
русскими приходами Константинопольского округа; в конце ноября ему,
вместе с епископом Вениамином (Федченковым), также было поручено
обсудить с местоблюстителем Вселенского Патриаршего Престола
митрополитом Прусийским Дорофеем будущий церковно-правовой статус
русской эмиграции на территории Вселенской Патриархии. 22 ноября 1920
года был включён в состав ВВЦУ, заседания которого проходили в
Константинополе, и избран заместителем митрополита Антония
(Храповицкого). 2 декабря 1920 года грамотой Местоблюстителя Вселенского
престола, в числе прочих российских архиереев, получил разрешение
образовать временную церковную комиссию («эпитропию») под высшим
управлением Вселенской Патриархии для надзора и руководства церковной
жизнью русских колоний. Комиссией, получившей название Временного
высшего церковного управления заграницей (ВВЦУЗ), 13 апреля 1921 года
был направлен в Иерусалим для наблюдения за Русской духовной миссией. 24
апреля 1922 года был избран председателем Русского комитета в Турции,
объединявшим до 35 организаций беженцев. С 21 ноября по 2 декабря 1921
года в Сремских Карловцах (Сербия), как один из заместителей
председателя, участвовал в «Общем собрании представителей Русской
заграничной Церкви», впоследствии переименовавшего себя в Русский
Всезаграничный церковный Собор; возглавлял Отдел духовного возрождения
России, 30 ноября выступил с докладом по вопросу о восстановлении
монархии в России. После прений, Собор принял обращение с призывом
молиться о восстановлении в России монархии и царствующего дома
Романовых. В числе ряда других членов Собора сделал письменное
заявление, оценившее постановку вопроса о монархии, с упоминанием при
том и династии, как "не подлежащую обсуждению церковным Собором ввиду её
политического характера". С 13 сентября 1922 года вошёл в созданный
Архиерейским Собором в Сремских Карловцах временный Архиерейский Синод
(вне юрисдикции Московского Патриархата), который стал правопреемником
ВЦУЗ. В 1924 году был вынужден покинуть Константинополь вследствие
наложенного Вселенской Патриархией запрещения; отбыл через Францию в
Болгарию, где в сентябре принял участие в новом освящении
Александро-Невского собора в Софии, что стало первым случаем сослужения
российского архиерея с находящимся под схизмой (с 1872 года) болгарским
духовенством. Указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя,
митрополита Московского Сергия (Страгородского), от 22 июня 1934 года, в
числе прочих «карловацких епископов» был запрещён в священнослужении;
указ был отвергнут 10 сентября того же года особым постановлением
Архиерейского Собора в Сремских Карловцах. В ноябре 1935 года стал во
главе автономного Балканского округа. В 1935 году Сербским Патриархом
Варнавой был возведён в сан митрополита. 31 октября — 18 ноября 1935
года, как представитель РПЦЗ, принимал участие в совещании, проходившем
под председательством Патриарха Варнавы, с представителями других
церковно-эмигрантских структр: митрополитами Евлогием (Георгиевским) и
Феофилом (Пашковским) и епископом Димитрием (Вознесенским)
(представитель Дальневосточного округа); совещание выработало Временное
Положение об управлении Русской Церковью Заграницей. 10 августа 1936
года, по смерти митрополита Антония (Храповицкого), как старейший по
хиротонии архиерей РПЦЗ и первый заместитель почившего, был избран
первоиерархом РПЦЗ, председателем Архиерейских Собора и Синода. В
августе 1938 года, под его председательством, в Сремских Карловцах
прошёл II Всезарубежный Церковный Собор, который, среди прочего, осудил
переход управляющего Зпадноевропейскими русскими приходами митрополита
Евлогия (Георгиевского) в юрисдикцию Вселенского Патриарха, а также
гонения на Церковь в СССР. 21 октября 1943 года в Вене возглавил
Совещание 8 епископов РПЦЗ, которое заявило о незаконности и
недействительности состоявшегося 11 сентября того же года избрания
митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси. В
сентября 1944 года, вместе с прочими архиереями и канцелярией Синода
РПЦЗ, переехал в Карловы Вары, затем в Мюнхен. На Архиерейском Соборе в
мае 1946 года в Мюнхене был воссоздан Архиерейский Синод РПЦЗ, в который
влилась значительная группа русских архиереев, выехавших из
контролировавшейся Германией территории СССР. 24 ноября 1950 года
переехал из Мюнхена в Нью-Йорк (США). 25 ноября отбыл в Троицкий
монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк), где совершил освящение
новопостроенного каменного храма в честь Святой Троицы, после чего
состоялся Архиерейский Собор, в котором приняли участие 11 иерархов
РПЦЗ. Здесь же, впервые в истории РПЦЗ им был совершён чин мироварения и
освящения мира, которое прежде РПЦЗ получала от Сербской Церкви. Сразу
по переезде в США предпринимал попытки воссоединить с Архиерейским
Синодом Северо-Американскую митрополию, во главе которой в июне 1950
года стал митрополит Леонтий (Туркевич), но безуспешно. В 1964 году
инициировал созыв Архиерейского Собор РПЦЗ для избрания нового
первоиерарха; ушёл на покой 27 мая того же года, сохранив за собой
почётное председательство в Синоде. Скончался вечером 9 (22 мая) 1965
года в своих покоях в новом, подаренном Синоду благотворителем Сергеем
Семененко, доме на 75 East 93rd Street на углу Park Avenue, где
незадолго до его смерти был устроен и синодальный собор в честь иконы
Божией Матери «Знамение». 24 мая заупокойную литургию и чин отпевания в
синодальном соборе возглавил митрополит Филарет (Вознесенский);
разрешительную молитву прочёл его духовник архиепископ Аверкий (Таушев).
После отпевания тело почившего и большинство участников отпевания
отправились в Свято-Троицкий монастырь, где место упокоения митрополита
Анастасия было приготовлено давно под алтарём, рядом с гробницей
архиепископа Тихона (Троицкого) († 1963), Западно-Американского и
Сан-Францисского. Согласно завещанию, был погребён в Троицком монастыре в
Джорданвилле, под алтарём.
[5] Русская Православная Церковь за границей и судьбы Русской Палестины:
1921-1948 гг. Период перелома и испытаний. Коллизии с Московской
Патриархией. Протоиерей Виктор Потапов. Публикация на портале
"Православный поклонник на Святой Земле". http://palomnic.org/ippo/rp/1/
[6] Гефсиманская обитель. Издание Вифанской Общины Воскресения Христова («она же Гефсиманская обитель. Иерусалим»). Стр. 53.
[7] «Русская Православная Церковь Заграницей». Под редакцией гр. А. А.
Соллогуба. Издание Русской Духовной Миссии РПЦЗ в Нью-Йорке. 1968 г.
Т.2. стр. 452
[8] C.A. Olsouffiev, Grand Dushess Elisabeth Feodorovna, London. 1922
[9] Гефсиманская обитель. Издание Вифанской Общины Воскресения Христова («она же Гефсиманская обитель. Иерусалим»). Стр. 54.
[10] Там же стр. 62
[11] Там же стр. 68
[12] Там же.
Источник: http://simvol-veri.ru/xp/russkaya-gefsimaniya-v-period-s-s-1914-po-1948-goda.html |