Будем избегать недоброго помышления, потому что помышление судится наравне с поступком (26, 460).
Как
дева, обрученная мужу, если ее обольстит другой, делается оскверненной
в очах мужа, так и душа, увлекаемая нечистыми помыслами и дающая на них
согласие, осквернена перед Небесным Женихом своим-Христом (27, 33).
Часто
человек не может совершить грех по многим причинам, и страх перед
людьми нередко предотвращает грех; помышления же совершаются
безбоязненно и без труда. Так, например, нередко кто-нибудь из вас
обращал невоздержный взор и увлекался своим помыслом, но тотчас
проходил мимо. Такой уподобляется подстреленной серне, которая убегает
от ловцов, но уносит в себе вонзенную стрелу. Ибо кто из вас побежден
помыслом, тот уже нецеломудрен перед Богом. Если бы не страх людской и
не стыд, человек вместе с душой своей часто растлевал бы и тело. Потому
он не увенчается уже как целомудренный, но если не покается,
непрестанно будет нести наказание (27, 142).
Если нечистый
помысел найдет себе вход в душу твою, он представляется ей сладостным и
занимает ее собою, чтобы умертвить; и делается лукавый помысел как бы
сетью в душе, если не будет изгнан молитвой, слезами, воздержанием и
бдением (27, 373).
Всех порочных помыслов восемь: первый помысел
- чревоугодия, второй-блуда, третий-сребролюбия, четвертый-гнева,
пятый-печали, шестой-уныния, седьмой-тщеславия, восьмой-гордости. Не в
нашей воле, чтобы все эти помыслы тревожили или не тревожили нас, но
чтобы они пребывали или не пребывали в нас, и возбуждали или не
возбуждали страсти - это в нашей воле. Но одно дело - приражение,
иное-сдружение, иное - страсть, иное - борьба, иное - соизволение,
приближающее к делу и уподобляющее ему, иное - само дело, иное -
пленение. Приражение есть простое напоминание, делаемое врагом,
например: делай то или то; и это в нашей воле. Сдружение же есть
принятие помысла, внушаемого врагом, и как бы занятие им, и соединенное
с удовольствием собеседование с ним, происходящее по нашему
произволению. Страсть есть привычка к помыслу, внушаемому врагом, и как
бы постоянное помышление о нем и мечтание. Борьба есть противление
помыслу, склоняющаяся к истреблению страсти в помысле или к соизволению
на страстный помысел... Пленение есть принужденное, невольное увлечение
сердца, которым обладает предубеждение и долговременная привычка.
Соизволение есть изъявление в помысле согласия на страсть, а
исполнение-само действие по согласию на страстный помысел. Потому,
кто... своим противоречием и твердостью в самом начале отражает от себя
помысел, тот сразу пресекает все остальное. Истребляется же
чревоугодие-воздержанием, блуд -Божественной любовью и влечением к
будущим благам, гнев -добросердечием и любовью ко всем, мирская печаль
- духовной радостью, сребролюбие - состраданием к бедным;
уныние-терпением, твердостью и благодарностью Богу, тщеславие-тайным
деланием добродетелей и постоянной молитвой с сердечным сокрушением;
гордость-тем, чтобы никого не осуждать и не уничижать, подобно фарисею,
но почитать себя последним из всех. Таким образом, ум, освободившись от
страстей и вознесшись к Богу, еще здесь начинает блаженную жизнь в
бесстрастии и истинном ведении, предстоя свету Святой и Блаженной
Троицы, просияв вместе с Ангелами на беспредельные веки. Преподобный
Ефрем Сирин (27, 390).
Лукавые помыслы, начавшись в душе,
остановившись в сердце, не ограничиваются ими, - они выходят из сердца
и как бы вырастают из него, проникая плоть и являясь наружу. Святитель
Василий Великий (5, 289).
В человеке проносятся душевные и
греховные помышления, и если греховному помышлению удастся утвердиться,
оно задерживает душу и препятствует ей приблизиться к Богу и одержать
победу над грехом. Преподобный Макарий Египетский (33, 10).
Познается
дерево по плодам, и устроение ума - по помыслам, в которых он
пребывает. По устроению ума познается состояние души (82, 192).
Хульные помыслы отвергай, не обращая на них внимания, и они исчезнут; они расстраивают только того, кто боится их (82,200).
Не связывай себя делами мира, и помысел твой будет безмолвствовать в тебе (82, 203).
Царство
Божие есть истребление всякого греха. В сердце, в котором водворилось
Царство Божие, хотя враги стараются насеять зло, принося греховные
помыслы, но помыслы эти, не находя в человеке сочувствия, не приносят
никакого плода. Авва Исаия (82, 211).
Понудь себя к
непрестанному труду молитвы перед Богом в сердце, носящем помысел
чистый, исполненный умиления, и Бог сохранит твой ум от нечистых и
скверных помыслов. Преподобный Исаак Сирин (82, 249).
Находящегося
(в искушении помыслом) можно уподобить человеку, имеющему огонь по
левую сторону от себя и сосуд с водой по правую; когда он загорится
огнем, то берет воду из сосуда и угашает огонь. (Огонь-семя врага, а
вода-повержение себя перед Богом) (82, 334). Примечание епископа
Игнатия (Брянчанинова)
Этот способ борьбы против греховных
помыслов очень действен и может быть употребляем, когда монах находится
один в келлии. Его употребляла с успехом преподобная Мария Египетская.
Если
кто, набрав змей или скорпионов, вложит их в сосуд и залепит, то они
скоро умрут, так и злые помышления, посеянные демонами, уничтожаются
терпением. Преподобный Пимен Великий (82, 342).
Будь
привратником сердца своего, чтобы не входили в него чуждые, постоянно
спрашивая приходящие помыслы: наш ли ты, или от врагов наших? Авва
Стратигий (82, 356).
Боримый любодеянием подобен человеку,
который идет мимо базара, ощущает запахи различных яств, вареных и
жареных. Кто хочет, входит туда и ест, а кто не хочет, тот проходит
мимо, мимоходом восприняв только запах. Так и ты отвергни от себя смрад
скверных помыслов и, встав, помолись: Господи Иисусе Христе, Сыне
Божий, помоги мне и прогони борющих меня врагов. Так поступай и по
отношению ко всем диавольским прилогам и мыслям. Мы не можем запретить
греховным помыслам, чтобы они не приходили к нам, но можем противиться
им (82, 383).
Брат спросил старца: "Что мне делать? Многие помышлений беспокоят меня, и я не знаю, как отразить их". Старец отвечал:
"Не
борись против всех помыслов, но против одного: потому что у каждого
монаха все помышления имеют одну какую-либо главу. Необходимо
рассмотреть, где эта глава, и бороться против нее; тогда будут
подавлены и остальные, зависящие от нее помышления. Изречения
безымянных старцев (82, 390).
Со многими людьми бывает такое
искушение от хульного духа, что, смущаемые хульными помыслами, они не
знают, что им делать, и приходят в отчаяние, считая, что это их грех, и
думая, что они сами виноваты в тех лютых и мерзких помыслах.
Хульный
помысел есть искушение для человека богобоязненного и особенно смущает
его, когда он творит молитву или делает что-либо доброе. Хульные
помыслы не находят на человека, валяющегося в смертных грехах,
нерадивого, не богобоязненного, ленивого и небрегущего о своем
спасении. Они нападают на тех, кто живет добродетельно, в трудах
покаяния и в любви Божией.
Этим хульным искушением диавол ведет
человека к тому, чтобы устрашить его. Или, если он свободен от иных
грехов, чтобы возмутить его совесть. Если он в покаянии, то чтобы
прервать его покаяние. Если же от добродетели восходит к добродетели,
то чтобы остановить и низвергнуть его. Но если диавол не успеет в этом,
он стремится хотя бы оскорбить и смутить его. Однако умный пусть
рассуждает.
Пусть не думает, что эти мысли принадлежат ему и от
него самого происходят, но что они приносятся диаволом, который есть их
начало и изобретатель. Ибо как могут исходить от нашего сердца и воли
те хулы, которые мы ненавидим, и скорее желали бы себе болезни, чем
таких мыслей? В этом состоит истинное удостоверение, что не от нашего
произволения рождаются хулы, потому что мы их не любим и не желаем.
Всякий
угнетенный хульными помыслами пусть не вменяет их себе в грех, но
считает их за особое искушение, ибо чем больше кто будет вменять в грех
себе хульные помыслы, тем более утешит своего врага диавола, который
потому уже будет торжествовать, что чью-либо совесть смутил будто
грехом. Если бы кто сидел связанный посреди богохульствующих людей,
слышал их речи против Бога, Таин Христовых, Пречистой Богородицы и всех
святых и хотел бы убежать от них, чтобы не слышать этих речей, но не
мог, потому что связан, и не мог бы даже заткнуть ушей,- скажи мне, был
бы он грешен оттого, что нехотя слышит их хульные речи? Воистину не
только не имел бы никакого греха, но и великой похвалы сподобился бы от
Бога, потому что, будучи связан и не имея возможности убежать, он с
тяжестью в душе слушал их богохульные слова. Подобное бывает и с теми,
которых диавол угнетает хульными помыслами, когда они ни убежать от них
не могут, ни избавиться от них, ни отрястись от нечистого духа, ко
торый бесстыдно и беспрестанно наводит на них хульные помыслы хотя они
не хотят их, не любят и даже ненавидят их. Ведь не только никакого
греха не будут они иметь от этих мыслей, но и большую благодать
заслуживают у Бога.
Нужно молить Господа Бога, чтобы Он удалил
это искушение отогнал хульного духа. А если этого не случится, то
терпеть кротко и с благодарностью, помня, что не от гнева, но от
благодати Божией попущено было это искушение для того, чтобы мы
оказались в нем терпеливыми и несмущенными. И апостол Павел терпел
нечто подобное, когда говорил о пакостнике, данном ему, о котором он
троекратно молился и не получал просимого, ибо услышал: "Довольно для
тебя благодати Моей" (2 Кор. 12, 9). Некто из великих старцев часто
говорил про себя: "Не соизволяю, не соизволяю". И когда что-либо делал:
ходил ли, или сидел, или работал, или читал, или молился, то
многократно повторял эти слова. Услышав это, ученик его спросил: "Скажи
мне, авва, зачем ты часто говоришь это слово?". Отец ответил: "Когда
какой-либо злой помысел приходит в мой ум, и я ощущаю его, тогда говорю
ему, что не принимаю его, и тотчас злой помысел убегает и пропадает без
вести".
Когда страдаешь от хульного духа, как только найдут на
тебя хульные помыслы и нечистые, ты легко можешь избавиться от них и
отогнать их от тебя этим словом: "Не принимаю". Не принимаю, диавол,
твои хуления! Твои они, а не мои мерзости; я же не только не принимаю
их, но и ненавижу. Поэтому пусть никто не смущается и не отчаивается,
имея наваждения от помыслов хульных, зная, что они нам более на пользу,
чем на соблазн, а самим бесам на посрамление (103, 97-99).
Заказ треб на Святой Земле Поминовение на Божественной Литургии Водосвятный молебен Молебен о здравии Молитва об упокоении Молитва о здравии Свеча о упокоении Свеча о здравии Сорокоуст о упокоении Сорокоуст о здравии Панихида
|