Свято-Троицкая Джорданвилльская зарубежная обитель
В штате Нью-Йорк, в местечке Джорданвилль
издалека за много миль златоглаво сияют купола Свято-Троицкого мужского
монастыря — это Лавра Русского Зарубежья, которая находится теперь в
юрисдикции РПЦз(Л).
Основателем монастыря явился позже ставший архимандритом Пантелеимоном
сын зажиточного крестьянина Гродненской губернии, приехавший в начале
1914 года в США на некоторое время, но из-за начавшейся Первой мировой
войны, потом российской революции так и осевший здесь. Воспитанный в
патриархальной семье молодой человек решил посвятить себя Церкви,
поступил в православный Тихоновский монастырь в Пенсильвании и принял
монашество. Несмотря на возраст, уже в 1921 году инок Пантелеимон был
рукоположен в иеромонахи.
В 1926 году Пантелеимон мечтает основать свой скит и для этого поступает
на работу, чтобы на отложенные деньги приобрести землю для постройки
храма. Он трудится до 1928 года на авиационном заводе знаменитого
русского изобретателя И. И. Сикорского, когда на скопленные средства
отправляется покупать участок в штате Нью-Йорк в сторону Олбани.
В двенадцати милях от города Херкимер Пантелеимон нашел запущенную
фермерскую землю в 304 акра. Хозяин продавал 300 акров, на каких был
небольшой домик с хозпостройками, оставляя себе капитальный дом на
четырех акрах. Стоимость пустоши Джорданвилла была в 5 тысяч долларов,
половину их требовалось внести сразу. У иеромонаха лежали в кармане 1200
долларов: семьсот он накопил и частично набрал на святое дело, полтыщи
дал псаломщик-регент Иван Колос, который потом под именем Иосиф тоже
станет архимандритом.
Роспись Свято-Троицкого собора Джорданвилльского монастыря( foto Favor)
Недостающие 1300 долларов для первого взноса Пантелеимон собирал где
мог, помогли ему и рабочие завода Сикорского. Сделку на покупку
иеромонах заключал уже во главе четырех сподвижников, так же стремящихся
к уединенной молитвенной жизни.
Всем им пришлось работать еще годы, чтобы окончательно расплатиться за
Джорданвилл. К 1933 году они погасили за землю долг, начали обзаводиться
инвентарем, обрабатывать пашню, завели молочное хозяйство. Весной
следующего года приступили к стройке большого монастырского деревянного
дома под храм с верхними комнатами для братии, благо, свой лес рос на
купленном участке.
К празднику Святой Троицы летом 1935 года монастырский домовый комплекс
с небольшой церковкой был готов, обитель освятил приехавший из
Нью-Йорка владыка Виталий (Максименко) и нарек ее во имя Святой Троицы.
Вместе с отцом Пантелеимоном потом он служил литургию. Храм был полон
окрестными фермерскими семьями и специально приехавшими нью-йоркскими
православными богомольцами. После литургии владыка начал проповедовать,
как раздался крик:
— Пожар!
Люди бросились во двор и увидели высокий черный столб дыма,
взметнувшийся над домом. Пламя мгновенно охватило крышу, верхний этаж
стал костром… Богомольцы и братия едва успели вынести из церкви утварь и
часть книг. Огонь дикими скачками пожирал стены монастырского здания.
Из толпы монахам сказали:
— Ваши труды как живая жертва Авелева восходит к Богу… Видите, какой огонь поднимается к небу.
— Видим, — ответил один из братьев. — Еще в худшем пламени горит
несчастная наша Россия. Что этот огонь в сравнении с ее страданиями!
Пожар спалил дом дотла до приезда местной пожарной команды. Однако
джорданвиллские русские монахи поразили всех своим мужеством:
ниспосланное испытание они дружно встретили великим смирением и
молитвенным спокойствием. Настоятель отец Пантелеимон раздавал всем на
прощание крестики и говорил:
— Сегодня Господь крестил наш монастырь огненным крещением, возьмите крестик на память об этом событии…
Гости накормили погорельцев тем, что для себя взяли, а бывший хозяин
этой фермы, американец временно пустил монахов молиться в зал своего
дома, куда они сразу поставили спасенную утварь, и уже вечером отслужили
всенощную.
На следующий день архиерей Виталий постриг в мантийные монахи двоих
насельников, в том числе Ивана Колоса, который первым когда-то больше
всех дал (пятьсот долларов!) на только что сгоревший Джорданвилл. В
газете «Россия» очевидец об этом писал:
«Много я видал за свою жизнь постригов, но ни разу еще не видал такого:
чтобы с такой убежденностью, с таким умилением и слезами давал кто
иноческие обеты молитвы, послушания, труда, целомудрия и
нестяжательства, как давали эти новопостриженные иноки погоревшего
Свято-Троицкого монастыря. Слезами, молитвой, великими трудами и
лишениями строится Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле. Огненным
крещением очистил Господь это место, чтобы на нем собрались те, кто
готов на полное самоотречение, молитвенные подвиги».
Свято-Троицкий монастырь (Джорданвилль)
Оплот православия вновь стали закладывать: джорданвиллская братия
расчистила пожарище, чтобы на старом фундаменте пока возвести
одноэтажный дом, где можно укрыться ближайшей зимой. Однако вслед за
огненным испытанием пришла милость Божья — фермер, у которого в доме
временно молились монахи, вынужден был выставить его вместе с
остававшимися от былого участка четырьмя акрами земли на торги по
банковской задолженности.
Как и при первой покупке, массу усилий приложил отец Пантелеимон, чтобы
теперь приобрести эту ферму полностью. Ему пошли навстречу владелец и
банк, предоставив выгодные условия! Так Свято-Троицкий мужской монастырь
заполучил в конце 1930‑х годов громадный двухэтажный дом с тремя
десятками комнат, куда поместились и церковь, и трапезная, и монашеские
келии. А через некоторое время неутомимый настоятель наладил здесь
типографию, где стал печатать книги, брошюры и собственный —
Свято-Троицкий — календарь.
После окончания Второй мировой войны в Джорданвилле приступили к
строительству большого каменного храма. В строительный комитет вошли
профессор Н. Н. Александров, который впоследствии станет долголетним
деканом здешней Свято-Троицкой семинарии, И. И. Сикорский, Б. В.
Сергиевский и другие видные русские общественные деятели. К 1947 году
нижняя церковь во имя Преподобного Иова Почаевского была готова,
возводили стены верхнего храма во имя Святой Троицы.
К этому времени в Джорданвилл прибыло из Европы превосходное пополнение:
во главе с епископом Серафимом приехала братия обители Преподобного
Иова Почаевского из селения Ладомирово в Словакии, в Карпатах. Среди них
— известнейший позже иконописец Киприан со своим учеником иноком
Алипием, печатники иеромонах Антоний и диакон Сергий, много молодежи. Об
этом переезде один из монахов вспоминал:
«Когда началась Вторая мировая война, то мы жили в братстве в
Ладомировой, в Словакии… Сначала мы слышали канонаду, но потом ничего не
было слышно и только доходили вести, что немцы дошли чуть ли не до
Москвы. Но потом они начали отступать, а советские войска наступали, и
тогда нашей братии пришлось думать, что делать дальше. Ведь наше
братство миссионерское и в наших изданиях, например, в «Православной
Руси», часто помещались статьи против безбожия и против коммунистов.
Поэтому дожидаться прихода коммунистов нам нельзя было. В 1944 году
братия из Ладомировой в Карпатах должна была эвакуироваться...
С середины 1944 г. до 4 января 1945 г. мы жили в Братиславе и там
впервые узнали, что такое война, услышали «воздушные тревоги», увидели,
как падают бомбы…
Поскольку фронт приближался к столице Словакии… оказались мы в Берлине.
Вечером 5 января мы вышли из поезда и… добрались до кафедрального
Берлинского собора… Староста собора решил, что вряд ли Господь попустит
попасть бомбе в храм Божий. И действительно, храм оставался невредим. Но
староста решил пристроить в соборе свой рояль и поставил его в левый
придел, прикрыв вещами. И вот единственное место, куда попала
зажигательная бомба, это как раз в то место, и только рояль пострадал…
Святые врата Свято-Троицкий монастырь (Джорданвилль)( foto Favor)
Через полтора-два месяца после окончания войны, благодаря многочисленным
хлопотам нашего настоятеля о. Серафима (Иванова), впоследствии
архиепископа, мы уже были в Швейцарии…
Владыка Виталий (Максименко) предпринял меры, чтобы нашу братию
выписать… в Америку, где была малочисленная братия в Джорданвилле. В это
же время нас пытались соблазнить монахи-униаты из Шевтона, которые
говорили: «Вы издатели и мы издатели, давайте мы поможем вам приехать к
нам, в Бельгию». Но мы это, конечно, отвергли. Так мы в Женеве прожили
около полутора года, когда, наконец, получили разрешение ехать в
Америку, это было в ноябре 1946 года…
30 ноября мы приплыли в Нью-Йорк. Нас прибыло 12 человек, т. к.
некоторым пришлось остаться в Европе по разным причинам. Оставшейся
братией в Мюнхене был основан монастырь преп. Иова Почаевского… 1
декабря 1946 года мы прибыли в Свято-Троицкий монастырь. Нас встретитили
архимандрит Пантелеимон и о. Иосиф на железнодорожной станции в
Херкимере. У монастыря была тогда только одна старая машина. На улице
был мороз, а в машине не работало отопление, было очень холодно. Часть
братии поехала на этой машине, а часть на такси.
Первые впечатления по приезде в сам монастырь были следующие: никаких
зданий тогда не было, кроме коровника и жилого дома, где сейчас
семинарское общежитие. И вот, помню, входим мы в дом и сразу чувствуем
запах коровок. Храм был в доме, как войдешь — справа. Когда мы вошли, то
нас в дверях встретил с посохом в руках владыка Иоасаф, владыка
Канадский… Он служил благодарственный молебен. А потом стал произносить
слово и говорит: «Дорогие братья и сестры…» — и далее; а я толкаю
будущего владыку Алипия и говорю: «А где же здесь сестры?». Дело в том,
что владыка Иоасаф привык так начинать проповеди на приходах.
Мы с о. Флором и владыкой Алипием жили в одной комнате. Было очень
холодно, т. к. весь дом отапливался одной печкой, которая стояла почти
при входе в дом. Храм в то время только начинали строить. Там, где
сейчас у нас газоны и дорожки рядом с храмом, — была гора красного
кирпича, который мы очищали и использовали для внутренней кладки, а
снаружи клали белый кирпич. Были наняты специалисты для руководства
постройкой, а братия делала подсобную работу».
Источник: http://simvol-veri.ru/xp/djordanvillskiie-monastir-i-kurskaya-korennaya-ikona-bogomateri.html |