Уже
во второй половине 4 тысячелетия до н.э. до человечества дошло, что
мозаика - это неимоверно красиво. В авангарде геометрически
совершенного искусства тогда встали шумерские города Месопотамии, в
которых впервые (наверное) начали инкрустировать поверхности обожженными
глиняными палочками-конусами, длиной 8-10 см, которые укладывались
на глиняный раствор. Тогда изображение формировалось торцевыми
поверхностями конусов, раскрашенными разноцветными красками. Позже,
в 8 веке до н.э. мозаику стали выкладывать из необработанной гальки,
используя природные цвета камешков. Еще позже римляне сочли подобную
технику невероятно убогой и прозвали ее opus barbaricum. Пика
совершенства техники, стиля и красоты мозаики достигли в Византийский
период, тогда же пришелся и пик популярности техники. Мозаиками стали
украшать полы, стены и купола церквей, что естественным образом
сказалось на их тематической направленности.
Изначально большие
мозаичные полотна выкладывались непосредственно на стенах - их
покрывали грунтовкой, наносили на нее насечки для лучшего сцепления и
иногда укрепляли арматурой. Однако позднее художники сообразили, что
собирать мозаики на столах в мастерских намного удобнее, чем висеть
вниз головой под куполом церкви, и стали собирать пазлы на специальных
платах, площадью 1-2 квадратных метра каждая. Для этого из дерева
или металла делались специальные ящики с невысокими бортиками, в
которых собирались части будущего шедевра. Потом, когда мозаика была
полностью закончена, донья ящиков извлекались вместе с набранным
рисунком и вмуровывались вместе в стену. Потом швы аккуратно
заделывались подобранными по цветам мозаичными кубиками.
Репортаж из мастерской по производству мозаик при монастыре св.Герасима, в которой мы в большом и дружном составе побывали в ходе нашей последней этно-экскурсионной поездки.
Этими щипцами раскусываются кубики на более мелкие составляющие. Справа - видно блюдце с клеем. Зачем оно нужно - ниже.
Касательно
распространения мозаик на Земле Израиля, оно началось во время
эллинистического периода, продолжилось во времена Второго Храма и
римского правления и достигло пика популярности во время византийского
периода (4-7 ст. н.э.). В это время роскошными мозаиками начали
украшать полы не только в домах многоимущих и синагогах, но и в других
зданиях общественного пользования.
Создание мозаики требовало
вовлечения большого количества профессионалов, которые ровняли пол,
штукатурили, рисовали поверху рисунок и лишь затем приступали к
укладке мозаики. Для украшения помещения среднего размера требовалось
2-3 миллиона элементов.
В мастерской монастыря, когда мы туда
пришли, работало шесть человек. двое из них были в монашеской одежде и
крайне приветливы. Еще двое были местными арабами, один - белокурый
иностранец-сочувствующий и один неидентифицированный, но
одухотворенный, художник.
Мозаики
мозаиками, а технологический прогресс никто не отменял даже в
ортодоксальных монастырях. Уютное кофепитие под сопровождение этнической
греческой музыки - вот что, видимо, вдохновляет местных
мозаикоукладчиков на творческие подвиги.
Монах
из Болгарии, с трудом говорящий на английском и не говорящий на
иврите вовсе, в компании с иностранцем в голубом выкладывают будущую
красоту.
Существует два способа набора мозаики - прямой и обратный. Если
мозаика набирается "прямым способом", кубики сразу укладываются
лицевой стороной наверх. Таким образом, художник, во-первых, сразу
видит результат своей работы, а во-вторых, ему приходится проявлять
максимум усердия и аккуратности, чтобы соблюсти идеальную гладкость
поверхности полотна.
Обратный способ укладки мозаики хорошо видно на фотографиях. В
этом случае на кальку наносится рисунок, затем мозаичные кубики
обмакивают в клей и приклеивают к бумаге лицевой стороной. Закончив
наклеивание будущего шедевра, бумагу с мозаикой переносят на
предназначенное для нее место, тыльной стороной вдавливая ее в
закрепляющий состав. Через сутки-двое, когда он высыхает, кальку и клей
смывают с кубиков, и тогда становится видна лицевая сторона мозаики. Эта
техника широко используется сегодня, так как в значительной мере
экономит время и силы художников. Однако. увы и ах, мозаичная
поверхность, набранная таким способом, получается слишком гладкой и
высокохудожественной и вряд ли может сравниться по красоте с
византийскими мозаиками.
На этой картинке как раз хорошо видна тыльная сторона мозаики, которая впоследствии будет уложена на грунтовку.
Художник.
Отнесся к массовому фотографированию с большим пониманием и старался
не двигать карандашом слишком быстро. Люди с таким человеколюбивым
поведением всегда вызывают во мне резкие приступы симпатии.
Машинка для раскалывания кусочков.
А
теперь я поделюсь личным опытом. Когда-то, будучи большой
поклонницей жанра, я пробовала сделать мозаику самостоятельно.
Естественно, я не пошла простым путем и не купила кальку с уже
нанесенным рисунком, а решила закидать бога шапками, и сделать все
самой, причем прямым способом. По этому случаю я приобрела мозаичные
элементы нужных цветов, грунтовку и деревянную поверхность, точнее,
шкатулку.
Что вам сказать. Мое фиаско было поразительным. У
меня не получилось ровным счетом ничего, при том, что ко всяким
крафтовым вещам мои руки чрезвычайно, как правило, расположены. В
полученном результате не хватало буквально всего: чувства гармонии,
цвета, ритма. В общем, поверхность я выкинула, оставшиеся кубики по
миру разнес ветер, а я в очередной раз восхитилась людьми,
создававшими такие шедевры, от которых дух захватывает.
Источник http://simvol-veri.ru/xp/interesnoe/44-2010-07-17-16-59-52/341--cerkovnye-mozaiki-monastyrja-svgerasima.htm
Источник: http://simvol-veri.ru/xp/interesnoe/44-2010-07-17-16-59-52/341--cerkovnye-mozaiki-monastyrja-svgerasima.htm |