Главная » Статьи » Мои статьи |
Среди всех значимых событий христианского мира Великий пост занимает особое место. Это время духовного и физического очищения, когда устанавливаются жесткие ограничения в плане приема пищи, образа жизни, общения и всевозможной деятельности. Великий Пост соблюдается верующими христианами всего мира для подготовки к празднованию Пасхи, или дня, в который Иисус Христос воскрес. Придерживаясь установленных ограничений, очищая свое тело, душу, мысли и сердце от всякой скверны, человек воспитывал свою душу, силу воли и веру.
Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
Неусыпаемая псалтирьНеусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу.. Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный, Заказать в монастыре в Иерусалиме
Подготовка к Великому посту
Три недели, предшествующие началу самого строгого христианского поста объединены под общим названием Триоди. Такой период будет длиться с 21 февраля по 13 марта.
21 февраля считается Началом Триоди
22 – 28 февраля. Неделя о мытаре и фарисее. Всеядная неделя
С этой недели Святая Церковь начинает подготовку верующих к Великому посту. Вашему вниманию предлагается краткая, но назидательная притча о мытаре (сборщике податей) и фарисее (законнике).
Кто были фарисеи? Фарисеи между иудеями составляли древнюю и знаменитую секту: хвалились знанием и исполнением закона устного, который, по их словам, дан был им Моисеем вместе с писаным: отличались тщательным исполнением внешних обрядов и особенно крайним лицемерием, "вся же дела творили, да видимы будут человеки" (Матф. 23, 5). Посему многими людьми они почитались за добродетельных праведников и по видимой святости жизни отличными от прочих людей: что и значит имя фарисей. Напротив, мытари, сборщики царских податей, делали людям много притеснений и неправд, а потому все их считали грешниками и неправедными.
И мытарь и фарисей молились Богу, но мытарь, осознавая свои грехи, молился покаянно: "Господи, помилуй мя, грешнаго!". Фарисей же пришел к Богу с гордо поднятой головой, похваляясь своими добродетелями, надмеваясь своей праведностью. На примере мытаря и фарисея, святая Церковь учит нас, что первое условие для добродетели - это смирение и покаяние, а главное препятствие - гордость. Церковь внушает готовящимся к посту, подвигу и молитве, что исполнением того, что положено по Уставу, хвалиться не должно. И молитва, и пост святы и спасительны только тогда, когда не омрачены самолюбованием и превозношением. Кто любуется и хвалится своими делами, тот не ведает или забывает, что мы своими силами без помощи Божьей не можем исполнить всего закона и следовательно сделаться правыми перед Богом, и само исполнение есть не заслуга, а наш долг.
Неделя о мытаре и фарисее
Перед всенощным бдением накануне недель о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустной и сыропустной поется малая вечерня, предваряемая 9-м часом. На великой вечерне, на "Господи, воззвах" - 7 воскресных стихир и 2 Триоди, повторяя первую. "Слава", гл. 8 - "Вседержителю Господи", "И ныне" - догматик текущего гласа. Вход. Прокимен "Господь воцарися". На стиховне - стихиры Октоиха, "Слава", гл. 5 "Отягченными очима", "И ныне" - Богородичен воскресный 5 гл. "Храм и дверь". По "Ныне отпущаеши" - "Богородице Дево" (трижды). На утрени, на "Бог Господь" - тропарь воскресный (дважды), "Слава, и ныне" - Богородичен по гласу тропаря. После кафизм седальны воскресные. Непорочны, т. е. 17-я кафизма (псалом 118), и каждение. Воскресные тропари "Ангельский собор" с припевом "Благословен еси, Господи". Ипакой, степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресное. "Воскресение Христово", "Слава" - "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче", "И ныне" - "На спасения стези", "Помилуй мя, Боже" - "Множество содеянных мною лютых". Молитва "Спаси, Боже, люди Твоя". Каноны - воскресный из Октоиха на 4, крестовоскресный на 2, Богородице на 2 и из Триоди на 6. Песни Священного Писания в соединении с канонами следует стихословить по отделу Прмологиона "Поим Господеви". Современная богослужебная практика стихи из песней Священного Писания начала заменять особыми припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Канон Триоди постной в настоящее время принято читать с припевами "Помилуй мя, Боже, помилуй мя" или "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Неделя мытаря и фарисея бывает в период времени от 11 января по 15 февраля включительно. С 11 по 13 января, в попразднство Богоявления, и 14 января, в его отдание, - катавасия праздника Богоявления "Глубины открыл есть дно", с 15 января по 9 февраля включительно - катавасия праздника Сретения Господня "Сушу глубородительную землю". Хотя эта катавасия не указывается в последовании Недели о мытаре и фарисее, тем не менее, в данный период времени должна быть именно эта катавасия, а не другая. Это видно не только из общего устава о катавасиях (Тип., 19), в котором она назначается на время с 15 января до отдания Сретения, но и из того, что в Марковых главах на неделю мытаря и фарисея она указывается не только при предпразднстве Сретения Господня 1 февраля, попразднстве его 3 - 8 (ревраля и отдании 9 февраля, но и 30 января, следовательно, в день, предшествующий предпразднству Сретения. С 10 февраля до 15 включительно - "Отверзу уста моя". Эта именно катавасия указана в доследовании Недели мытаря и фарисея. Катавасия "Отверзу уста моя" с 10 февраля до 15 должна быть и на основании общего устава о катавасиях (Тип., 19), в котором сказано, что она поется "от отдания Сретения Господня, кроме Четыредесятницы недель". По 3-й песни канона - седален "Смирение вознесе", "Слава" - "Смирение древле", "И ныне" - Богородичен "Скоро приими...". Чтение. По 6-й песни - кондак, гл. 3. "Воздыхания принесем мытарская Господеви, и к Нему приступим грешнии яко Владыце: хощет бо спасения всех человеков. Оставление подает всем кающимся: нас бо ради воплотися Бог сый Отцу собезначальный". По 9-й песни - "Свят Господь Бог". Светилен, или ексапостиларий, воскресный, "Слава" - Триоди "Высокоречия убежим". "И ныне" - Богородичен "Творец создания". Стихиры на "Хвалите" из Октоиха воскресные 4 и Триоди 4. "Слава", гл. 8 - "От дел похваленми". "И ныне" - "Преблагословенна еси". Великое славословие (поется). Тропарь воскресный. Ектений. Отпуст. "Слава, и ныне" - евангельская стихира. На часах тропарь воскресный. По Трисвятом - кондак Триоди. На литургии после изобразительных псалмов Блаженны: из Октоиха на 6, из канона Триоди - песнь 6-я на 4. По входе (в храме Христовом) - тропарь воскресный. "Слава, и ныне" - кондак Триоди. В храме Богородицы - тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы, "Слава" - кондак Триоди, "И ныне" - кондак храма Богородицы. В храме святого - тропарь воскресный, тропарь храма святого, "Слава" - кондак храма святого, "И ныне" - кондак Триоди. Прокимен гласа. Апостол - Тим., зач. 296. Аллилуиарий гласа. Евангелие: от Лк., зач. 89. Причастен "Хвалите Господа с небес". См. От сего дня до Недели всех святых Апостол и Евангелие по субботам читаются сначала субботы, потом ряда. См. Если праздник Сретения Господня случится в субботу мясопустную, то заупокойная служба субботы поется в субботу перед Неделей о блудном сыне. О служении с бдением святому или храму, или с полиелеем см. том I, (с. 91, 92.)
28 февраля. Неделя о блудном сыне
Этот воскресный день, посвящаемый Церковью приготовлению к Великому посту именуется Неделей о блудном сыне. В евангельской притче, читаемой за Божественной литургией, повествуется о сыне получившем от отца причитающуюся ему часть наследства и расточившем ее в увеселениях. Когда же блудный сын обнищал и осознал свою греховность, то вернулся к отцу и смиренно признал свое недостоинство именоваться его сыном; но радостный отец, видя искреннее раскаяние своего заблудшего чада, принял его с радостью и милосердием.
Неделя о блудном сыне
Служба совершается, как и в Неделю о мытаре и фарисее. На великой вечерне стихиры на "Господи, воззвах" - воскресные 6, Триоди на 4. "Слава", гл. 2 - "О коликих благ окаянный", "И ныне" - Богородичен 1-го гласа. На стиховне - стихиры Октоиха, "Слава" гл. 6 - "Отеческаго дара расточив богатство", "И ныне" - Богородичен воскресный, по гласу "Славы" - "Творец, и Избавитель мой". На утрени вместо "Непорочных" - в недели блудного сына, мясопустную и сыропустную - полиелейные псалмы (134-й и 135-й) и, кроме того, псалом 136-й - "На реках Вавилонских", с "Аллилуиею красною" (т. е. на глас 8-й, который в древнее время певцы называли "красным", т. е. красивым). Воскресные тропари "Ангельский собор" с припевом "Благословен еси, Господи". См. Неделя о блудном сыне бывает в период времени с 18 января по 22 февраля включительно. С 18 января до 9 февраля включительно катавасия праздника Сретения Господня "Сушу глубородительную землю". В последовании Недели о блудном сыне в Типиконе, как и в последовании Недели мытаря и фарисея, она также не указывается, но в данный период времени должна быть именно эта катавасия на том же основании, какое изложено выше: в Марковых главах она назначается на Неделю блудного сына не только 1 - 9 февраля, но и 30 января. С 10 февраля до 22 включительно - катавасия Триоди "Моисейскую песнь". Эта катавасия указана в последовании Недели о блудном сыне (Типикон). По 3-й песни и ектений - седален "Объятия Отча". "Слава" - то же, "И ныне" - "Безневестная Чистая Богородице Дево". По 6-й песни и ектений - кондак, глас 3: "Отеческия славы Твоея удалихся безумно, в злых расточив, еже ми предал еси богатство. Темже Ти блуднаго глас приношу: согреших пред Тобою, Отче Щедрый: приими мя кающася, и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих". Икос. Синаксарий. Пред 9-ю песнью поется "Честнейшую". По 9-й песни - "Свят Господь" и ексапостиларий воскресный, Триоди - "Богатство, еже ми дал еси". "Слава" - "Расточив богатство", "И ныне" - Богородичен "Святая Мати Дево". Стихиры на "Хвалите" из Октоиха воскресные 4, восточная (Анатолиева) 1 и Триоди 3. "Слава" гл. 6 - "Отче благий", "И ныне" - "Преблагословенна еси". На часах тропарь воскресный. По Трисвятом - кондак Триоди. На литургии после изобразительных псалмов Блаженны из Октоиха на 6, из канона Триоди - песнь 6-я на 4. По входе: в храме Христовом - тропарь воскресный. "Слава и ныне" - кондак Триоди. В храме Богородицы - тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы, "Слава", - кондак Триоди, "И ныне" - кондак храма Богородицы. В храме святого - тропарь воскресный, тропарь храма святого, "Слава" - кондак храма святого, "И ныне" - кондак Триоди. Прокимен гласа. Апостол - Кор., зач. 135. Аллилуиарий гласа. Евангелие от Лк., зач. 79. Причастен "Хвалите Господа с небес".
29 февраля – 6 марта - Мясопустная неделя Седмица
Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых ( Мф. 25, 31 - 46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Третья подготовительная неделя перед Великим Постом называется «мясопустною», или «сырною», а по народному – «масленица». В эту неделю уже нельзя есть мясо, но еще разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины. Воскресенье «мясопустной недели», соответственно евангельскому чтению, носит название «Неделя о Страшном суде» (Мф. 25. 31-46). Этим чтением Церковь призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений.
Сорокоуст о упокоенииЭтот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших. Заказать в монастыре в Иерусалиме
Неделя мясопустная
Совершается воскресная служба в соединении с Триодью, подобно службе в Неделю о блудном сыне. На великой вечерне стихиры на "Господи, воззвах" - воскресные 6, Триоди 4, "Слава", гл. 8 - "Егда поставятся престоли", "И ныне" - Богородичен гласа. На стиховне - стихиры Октоиха, "Слава", гл. 8 - "Увы мне, мрачная душе", "И ныне" - Богородичен воскресный по гласу "Славы" - "Безневестная Дево". Неделя мясопустная бывает в период времени от 25 января до 29 февраля включительно. На утрени катавасия Триоди "Помощник и Покровитель". Примечание. За исключением Сретения Господня никогда и ни при каких условиях в мясопустную Неделю не назначается никакая другая катавасия. По 3-й песни канона - седален Триоди "Помышляю день страшный", "Слава" - "Во юдоли плача", "И ныне" - "Упование мира". Чтение. По 6-й песни - кондак, глас 1: "Егда приидеши, Боже, на землю со славою, и трепещут всяческая, река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго, и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие праведнейший". Икос. Синаксарий. Пред 9-ю песнью поется "Честнейшую". По 9-й песни - "Свят Господь Бог". Светилен воскресный и Триоди "Страшный день суда", "Слава" - "Се день грядет", "И ныне" - "Час испытания". Стихиры на "Хвалите" из Октоиха воскресные 4, восточная 1 и Триоди 4, "Слава", гл. 8 "Предочистим себе", "И ныне" - "Преблагословенна еси". На часах тропарь воскресный. По Трисвятом - кондак Триоди. На литургии Блаженны - из Октоиха на 6, из канона Триоди - песнь 6-я на 4. По входе в храме Христовом - тропарь воскресный, "Слава, и ныне" - кондак Триоди. В храме Богородицы - тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы, "Слава" - кондак Триоди, "И ныне" - кондак храма Богородицы. В храме снятого - тропарь воскресный, тропарь храма святого, "Слава" - кондак храма святого, "И ныне" - кондак Триоди. Прокимен, гл. 3 - "Велий Господь наш". Апостол: Кор., зач. 140. Аллилуиарий "Приидите, возрадуемся". Евангелие: Мф., зач. 106. Причастен "Хвалите Господа". Другой "Радуйтеся...". О служении в Неделю мясопустную с бдением святому или храму его, или с полиелеем святому см. том I, с. 93, 94.
5 марта. Вселенская мясопустная Родительская суббота. День поминовения усопших
Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.
Суббота мясопустная. Поминовение усопших
Служба обычная вседневная в соединении с Триодью. На вечерне, на "Господи, воззвах" - стихиры Октоиха - 3 и Триоди - 3. "Слава" - "Плачу и рыдаю", "И ныне" - догматик гласа. Вместо прокимна - "Аллилуиа", гл. 8. Стих 1-й - "Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род". Стих 2-й - "Души их во благих водворятся". "Сподоби, Господи". "Исполним вечернюю молитву нашу". На стиховне - мученичен Октоиха, гласа и два мертвена св. Иоанна Дамаскина. "Слава", глас 6-й - "Начаток ми", "И ныне", глас тот же - "Молитвами Рождшия Тя, Христе", "Ныне отпущаеши", тропарь, глас 8: "Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих: на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего". "Слава, и ныне", Богородичен, глас тот же: "Тебе и стену, и пристанище имамы, и молитвенницу благоприятну к Богу: Егоже родила еси, Богородице Безневестная, верных спасение". На утрени, вместо "Бог Господь" - "Аллилуиа", глас 8. Стих 1-й - "Блажени, яже избрал и приял еси, Господи". Стих 2-й - "Память их в род и род". Стих 3-й - "Души их во благих водворятся". Тропарь "Глубиною мудрости" (дважды). "Слава, и ныне" - Богородичен его. Стихословится 1-я кафизма. Ектения малая обычная. Седальны Октоиха. Затем стихословится 17-я кафизма, т. е. "Непорочны" на две статии (части). По установившейся практике в начале пения 17-й кафизмы священнослужители чрез отверстые царские врата исходят к поставленному среди храма панихидному столу. Предстоятель раздает возжженные свечи. Певцы поют на глас 5 первые стихи 118 псалма, припевая к каждому стиху "Благословен еси, Господи". Затем обычно священнослужители или чтец читают дальнейшие стихи псалма, а певцы припевают тот же припев. На "Слава" "Аллилуиа" не поется, но конечные слова первой статии. Затем произносится малая заупокойная ектения. После нее стихословится вторая статия "Непорочных" в таком же порядке, как стихословилась первая. Припев 2-й статии: "Спасе, спаси мя". Тропари по "Непорочнах", глас 5 - "Святых лик обрете". Каждение всего храма. Затем малая заупокойная ектения. По возгласе седален, глас 5 - "Покой, Спасе наш", "Слава, и ныне" - Богородичен "От Девы возсиявый". Псалом 50-й. Канон храма на 6 и Триоди на 8. К тропарям канона Триоди - припев "Покой, Господи, души усопших раб Твоих". Катавасия - "Песнь возслем, людие". Поется обязательно и 2-я песнь. По 3-й песни - ектения и седальны Триоди. По 6-й песни ектения заупокойная. Кондак, глас 8: "Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная". И икос. На 8-й песни обычное каждение. Поем "Честнейшую". По 9-й песни ектения обычная. Хвалитны стихиры из Триоди. После стихир чтец сразу - "Слава Тебе, показавшему нам свет" (без чтения "Тебе слава подобает") и читается вседневное славословие. Ектения "Исполним утреннюю молитву нашу". На стиховне - 4 стихиры покойны из Октоиха, на "Слава, и ныне" - из Триоди. "Благо есть", Трисвятое по "Отче наш" - "Глубиною мудрости". "Слава, и ныне" - "Тебе и стену, и пристанище", Ектения сугубая обычная. Диакон - "Премудрость". Певцы - "Благослови". Иерей - "Сый благословен". Певцы - "Утверди, Боже". Читается 1-й час и бывает отпуст. На часах тропарь и кондак заупокойные. На литургии блаженны Триоди - песнь 3-я на 4 и 6-я. По входе - тропарь "Глубиною мудрости", "Слава" - кондак "Со святыми упокой", "И ныне" - "Тебе и стену, и пристанище". Прокимен, глас 6 - "Души их во благих водворятся". Апостол дню: Кор., зач. 146 и за упокой - Сол., зач. 270. Евангелие дню: Лк., зач. 105 и за упокой - Ин., зач. 16. Причастен "Блажени, яже избрал". См. Если с этой субботой совпадет праздник храмового святого, то заупокойная служба переносится на субботу пред Неделей о блудном сыне.
7 – 13 марта. Сырная (Масленица)
Сырной седмицей или масленицей называется седмица, следующая за Неделей мясопустной. В ее продолжение не вкушается мясо, но пост на остальные скоромные продукты в среду и пятницу отменяется. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия. За вечерним богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.
Неусыпаемая псалтирь
Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..
Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Заказать в монастыре в Иерусалиме
Седмица сырная (масленица)
На сырной седмице, как и на предшествующих, в состав богослужения входят песнопения Октоиха и Минеи, но, кроме них, в это время поются еще песнопения Триоди постной или совместно с ними (в каноне), или же заменяя песнопения Октоиха (в вечерних и утренних стихирах на стиховне).
На вечерне в Неделю мясопустную (накануне понедельника сырной седмицы). Стихиры на "Господи, воззвах" на 6 - из Октоиха и Минеи, "Слава", если есть, из Минеи, "И ныне" - Богородичен по гласу "Славы" из дополнительной части Минеи. Если "Славы" святому нет, то "Слава, и ныне" - Богородичен Триоди. Стихиры на стиховне - Триоди, "Слава" - святому из Минеи, если есть, "И ныне" - Богородичен по гласу "Славы" из дополнительной части Минеи. Если "Славы" святому нет, то "Слава, и ныне" - Богородичен Триоди. (Богородичны Триоди, поемые в стихирах на "Господи, воззвах" и на стиховне на "Слава, и ныне", находятся и в дополнительной части Минеи. Самый порядок вечерни одинаковый с порядком вседневной вечерни, поемой во дни пения Октоиха. Повечерие после вечерни - малое. Полунощница - вседневная. На утрени порядок тот же, какой имеет утреня, отправляемая в седмичные дни в период времени пения Октоиха. На "Бог Господь" поется тропарь святому и т. д. В данное время поются сначала обыкновенные два канона Октоиха (в понедельник покаянный, или умилительный, и Бесплотным), первый с ирмосом на 6, второй без ирмоса - на 4, а после них канон Минеи без ирмоса - на 4. Но в тех песнях, в которых есть трипеснец или, точнее, два трипеснца, Октоих оставляется, поются же сначала канон Минеи с ирмосом - на 6, потом трипеснцы, каждый - на 4, оба - на 8, без ирмосов, только в заключение в тех песнях, где есть трипеснцы, на катавасию ирмос второго трипеснца. В понедельник трипеснцы содержат 1, 8 и 9-ю песни, в другие дни 8 и 9-я всегда остаются, но первая меняется. Часы - обыкновенные. Литургия - Златоустого.
Вечерня - вседневная. Стихиры поются так же, как накануне понедельника. Повечерие - малое. Полунощница - вседневная. Утреня - седмичная. Каноны положены из Октоиха (покаянные и Предтечи) и из Минеи. Трипеснцы - два, состоящие из 2, 8 и 9 песней. Каноны и трипеснцы 8 и 9 песней поются и стихословятся так же, как в понедельник. Что касается 2-й песни, то в начале ее поется ирмос 1-го трипеснца, а в конце - 2-го. Припев к тропарям "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Часы и литургия - обыкновенные.
На вечерне поются песнопения Октоиха, Триоди и Минеи. Порядок такой же, какой имеет вседневная вечерня. Но есть и особенности, свойственные великопостному богослужению, а именно: по "Ныне отпущаеши" и Трисвятом - тропарь, гл. 4 - "Богородице Дево, радуйся", поклон, "Слава" - "Крестителю Христов", поклон; "И ныне" - "Молите за ны", поклон. "Под Твое благоутробие" без поклона. "Господи, помилуй" - 40 раз, "Слава, и ныне" - "Честнейшую херувим", "Именем Господним благослови, отче". "Сый благословен". "Аминь". "Небесный Царю". Три великих поклона с молитвой Ефрема Сирина "Господи и Владыко", 12 малых поклонов с молитвой "Боже, очисти мя грешнаго", снова один великий поклон с молитвой "Господи и Владыко". Трисвятое по "Отче наш". Возглас. "Господи, помилуй" (12 раз). "Слава Тебе, Христе Боже". "Слава, и ныне". "Господи, помилуй" (трижды). "Благослови". Отпуст. Повечерие великое - с поклонами. На нем после "Достойно" и Трисвятого по возгласе "Яко Твое есть Царство" не поется, как в Великом посту, "Господи сил, с нами буди", но тропари малого повечерия, а именно: в храме Христовом - "Спаси Господи"; "Боже отец наших", "Иже во всем мире", "Слава" - "Со святыми упокой", "И ныне" - "Молитвами, Господи". В храме Божией Матери и святого - "Спаси, Господи", тропарь храму, "Боже отец наших", "Иже во всем мире", "Слава" - "Со святыми упокой", "И ныне" - "Молитвами, Господи". После этого - "Господи, помилуй" (40 раз). "Иже на всякое время". "Господи, помилуй" (трижды), "Слава, и ныне". "Честнейшую херувим". "Именем Господним благослови, отче". "Боже, ущедри ны". Три великих поклона с молитвой "Господи и Владыко", 12 малых поклонов с молитвой "Боже, очисти мя грешнаго", снова один великий поклон с молитвой "Господи и Владыко". Трисвятое по "Отче наш". Возглас. "Господи, помилуй" (12 раз). "Нескверная, неблазная". "И даждь нам, Владыко", "Преславная Приснодеве", "Упование мое Отец". "Слава Тебе, Христе Боже". "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (трижды). "Благослови". Отпуст малый (но не "Владыко Многомилостиве"). Обычное прошение и ектения "Помолимся". Полунощница отправляется вседневная с поклонами. На утрени на основании общего устава о постовом богослужении после начального возгласа читается Трисвятое, потом - возглас. "Господи, помилуй" (12 раз), "Слава, и ныне". "Приидите, поклонимся". (В 9-й гл. Типикона сказано: "Чтец начинает, аще есть "Аллилуиа", глаголет Трисвятое без поклонов. Аще же ни - "Приидите, поклонимся" и т. д.). Вместо "Бог Господь" и следующих за ним тропарей поются "Аллилуиа" со стихами и Троичны гласа, как это бывает во дни Великого поста. Кафизм полагается две, но не три, как в Великий пост. После "Помилуй мя, Боже" не указана молитва "Спаси, Боже, люди Твоя", которая полагается на великопостной утрени. Поются три канона Октоиха, Минеи и Триоди; в последовании сырной среды находится полный канон и трипеснцы, состоящие из 3, 8 и 9-й песней. В тех песнях, в которых нет трипеснца, поются каноны Октоиха, Минеи и Триоди, а в которых есть - только Триоди и трипеснцы. После 9-й песни поется светилен Троичен гласа. После "Благо есть" (сколько раз произносить "Благо есть", об этом не сказано, но надобно знать, что не только в обыкновенное время, но даже при постовом богослужении периода времени пения Октоиха Типикон назначает "Благо есть" 1 раз, а дважды - только в постные дни св. Четыредесятницы и притом тогда, когда не случится праздника - напр. Благовещения), Трисвятого, "Отче наш" и возгласа - тропарь "В храме стояще". "Господи, помилуй" (40 раз). "Слава, и ныне" "Честнейшую херувим". "Именем Господним благослови, отче". "Сый благословен Христос Бог". "Небесный Царю". Три великих поклона с молитвой Ефрема Сирина "Господи и Владыко", 12 малых поклонов с молитвой "Боже, очисти мя грешнаго", снова великий поклон с молитвой "Господи и Владыко". Отпуста нет, но прямо - "Приидите, поклонимся" и 1-й час. На 1-м часе кафизмы нет. Читается (но не поется) тропарь "Заутра услыши". "Слава, и ныне" - Богородичен часа "Что Тя наречем", потом - "Стопы моя направи". "Да исполнятся уста моя". По Трисвятом - тропарь "Скоро предвари". "Господи, помилуй" (40 раз). "Иже на всякое время". "Господи, помилуй", трижды. "Слава, и ныне". "Честнейшую херувим". "Именем Господним благослови, отче". "Боже, ущедри ны". "Аминь". Три великих поклона с молитвой "Господи и Владыко", 12 малых поклонов с молитвой "Боже, очисти мя", снова один великий поклон с мелитвой "Господи и Владыко". Трисвятое (конечное). Возглас. "Господи, помилуй" (12 раз). "Христе, Свете истинный". "Взбранной Воеводе". Отпуст великий. Многолетие. Часы отправляются великопостные с поклонами и молитвой "Господи и Владыко" и постовыми тропарями "Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа" и др. Тропари не поются, а читаются. Кафизм на часах не бывает. На 6-м часе после Богородична "Яко не имамы дерзновения" - тропарь пророчества, гл. 3 - "Царю Святый Всесильне". "Слава, и ныне", тот же тропарь, "Вонмем". Прокимен, гл. 6 - "Спаси, Господи" и стих "К Тебе, Господи, воззову". "Премудрость". "Пророчества Иоилева чтение". "Вонмем". Паримия. "Вонмем". Прокимен, гл. 7 - "Господь крепость людем Своим даст" и стих "Принесите Господеви". "Скоро да предварят ны" и т. д. по Часослову. В конце 6-го часа молитва "Боже и Господи сил". "Приидите, поклонимся"... и 9-й час, в конце его молитва "Владыко Господи Иисусе", и тотчас изобразительны: "Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя", "Слава", - "Хвали, душе моя, Господа", "И ныне" - "Единородный Сыне". Блаженны - "Во Царствии Твоем", скоро, без пения. "Слава, и ныне" - "Помяни нас. Господи, егда приидеши", "Верую во Единаго Бога", "Ослаби, остави", "Отче наш". Возглас. Кондаки в храме Христовом - кондак храма, дню и рядовому святому, "Слава" - "Со святыми упокой", "И ныне" - "Предстательство христиан". В храме Богородицы - дневной, рядовому святому, "Слава" - "Со святыми упокой", "И ныне" - кондак храму Богородицы. В храме святого - дневной, храму святого, рядовому святому, "Слава" - "Со святыми упокой", "И ныне" - "Предстательство христиан", "Господи, помилуй" - 40 раз, "Слава, и ныне", "Честнейшую херувим". "Боже, ущедри ны". Три великих поклона с молитвой "Господи и Владыко", 12 малых поклонов с молитвой "Боже, очисти мя грешнаго", снова один великий поклон с молитвой "Господи и Владыко". Далее без возгласа начинается вечерня. Стихиры на "Господи, воззвах" - Октоиха 3 и Минеи святому 3, "Слава" - святому, если есть, "И ныне" - Богородичен в тот же глас из дополнительной части Минеи. Если "Славы" святому нет, то "Слава, и ныне" - Богородичен Минеи на ряду. Прокимен дня, гл. 5-й "Боже, во Имя Твое спаси мя", "Премудрость". "Пророчества Иоилева чтение". "Вонмем". Паримия. "Вонмем". Прокимен паримии, гл. 6 - "Да уповает Израиль на Господа". "Сподоби, Господи". Ектения "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви". Стихиры на стиховне - Триоди. По "Ныне отпущаеши" - тропарь святому (но не "Богородице Дево"), "Слава, и ныне" - Богородичен по гласу тропаря. Ектения "Помилуй нас, Боже". Три великих поклона. "Всесвятая Троице", "Буди, имя Господне" (трижды). "Слава, и ныне". "Благословлю Господа". "Премудрость". "Достойно есть". "Пресвятая Богородице, спаси нас". "Честнейшую херувим". Отпуст великий. Литургия в этот день не совершается. Повечерие - малое.
Утреня - вседневная. Каноны поются из Октоиха - апостолам и Николаю Чудотворцу, потом Минеи, трипеснцы (4, 8 и 9-я песни) и песни из Священного Писания поются так же, как в понедельник. Часы и литургия - обыкновенные.
На вечерне те же особенности, что и в среду. Повечерие - великое с теми же особенностями, как и в среду. Полунощница - вседневная с поклонами. На утрени пятницы те же особенности, что и на утрени среды. Каноны Октоиха (Кресту и Пресвятой Богородице), Минеи и Триоди и трипеснцы (5, 8 и 9-я песни) поются, как в среду. 1-й час так же, как в среду. Часы и изобразительны отправляются так же, как в среду. Непосредственно за изобразительными поется вечерня, основной порядок которой такой же, как и в среду. Стихиры на "Господи, воззвах" - Триоди на 6, "Слава" - Триоди, "И ныне" - Погородичен гласа. Прокимен дня "Боже, Заступник мой еси Ты". Паримия. Прокимен паримии "Да уповает Израиль на Господа". На стиховне - на "Славу" - "Монахов множества...", на "И ныне" - Богородичен "Радуйся, чистоты сокровище". По "Отче наш" и возгласе - тропарь, глас 4: "Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротоги, не отстави милость Твою от нас, но молитвами их в мире прави живот наш". "Слава, и ныне". "Еже от века утаенное". Остальное все до отпуста, как в среду. Литургия в этот день не совершается.
Повечерие - малое. Полунощница - субботняя. На утрени порядок такой же, какой имеет утреня во дни свягых, имеющих славословие. Октоих и Минея не поются, но поются песнопения Триоди преподобных и ббгоносных отцов, в подиизе просиявших. На этой утрени канон храму с ирмосом на 6, Гриоди (свв. отцам) на 8, в последнем, имеется и вторая песнь, ирмос которой поется один раз. Эта последняя поется с прилепим "Преподобнии отцы, молите Бога о нас", прочие с песнями чищенного Писания по отделу "Господеви поим". На катавасию после каждой песни, в том числе и второй, назначен ирмос канон. Триоди - "Песнь возслем, людие". По 6-й песни, кондак, глас 8: "Яко благочестия проповедники, и нечестия обуздатели богопсных собор уяснил еси, подсолнечную осиявающия: в мире соршенном тех молитвами, Тебе славящия и величающия сохраш, поющия Ти, Господи: Аллилуиа". Икос. Синаксарий. По 9-й песни светилен отцам, "Слава, и ныне" - "В постничестве прошвшия". В конце утрени поются стихиры на "Хвалите", "Слава" "Преподобнии отцы", "И ныне" - "Богородице, Ты еси лоза", славословие великое и тропарь отцам. Утреня оканчивается по-'раздничному. На часах тропарь и кондак отцам. На литургии Златоустого - Блаженны из канона отцам - песнь 3 на 4 и 6 на 4, - всего на 8. Апостол и Евангелие - дню отцам. Прокимен один отцам "Восхвалятся Преподобнии во ане" и стих "Возношения Божия в гортани их". Аллилуиарий "Насаждени в дому Господни" и стих "Веселитеся о Господе". Причастен "Радуйтеся". О служении святому с бдением или полиелеем на сырной седмице см. том I, , 14-97.
13 марта. Прощёное воскресенье
Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка )О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви. На литургии можно подать записки: На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов Заказать в монастыре в Иерусалиме
Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье
Служба совершается в том же порядке, что в Недели блудного сына и мясопустную. На великой вечерне стихиры на "Господи, воззвах" - воскресные 6, Триоди 4, "Слава", гл. 6 - "Седе Адам прямо рая", "И ныне" - Богородичен гласа. На стиховне - стихиры Октоиха, "Слава", гл. 6 - "Изгнан бысть Адам", "И ныне" - Богородичен воскресный по гласу "Славы" - "Творец и Избавитель". Неделя сыропустная бывает в период времени от 1 февраля до 7 марта включительно. На утрени катавасия Триоди "Яко по суху". Примечание. За исключением Сретения Господня и его отдания, никогда никакой другой катавасии в сыропустную Неделю не бывает. По 3-й песни канона - седален Триоди "Изгнан бысть Адам", "Слава" - "Ныне время добродетелей явися", "И ныне" - "Не умолчим никогда, Богородице". Чтение. По 6-й песни - кондак, глас 6: "Премудрости Наставниче, смысла Подателю, немудрых наказателю, и нищих Защитителю, утверди, вразуми сердце мое. Владыко. Ты даждь ми слово. Отчее Слово, се бо устнам моим не возбраню, во еже звати Тебе: Милостиво, помилуй мя падшаго". Икос. Синаксарий. Пред 9-ю песнью поется "Честнейшую". По 9-й песни - "Свят Господь Бог". Светилен воскресный, "Слава" - Триоди "Заповедь Твою, Господи", "И ныне" - "Изгнана бывша, Господи". Стихиры на "Хвалите" из Октоиха воскресные 4, восточная 1, Триоди 4, "Слава" - Триоди "Приспе время", "И ныне" - "Преблагословенна еси". На часах тропарь воскресный. По Трисвятом - кондак Триоди. На литургии после изобразительных псалмов Блаженны: из Октоиха на 6, из канона Триоди - песнь 6-я на 4. По входе в храме Христовом - тропарь воскресный, "Слава, и ныне" - кондак Триоди. В храме Богородицы - тропарь воскресный, тропарь храму Богородицы, "Слава" - кондак Триоди, "И ныне", - кондак храму Богородицы. В храме святого - тропарь воскресный, тропарь храму святого, "Слава" - кондак храму святого, "И ныне" - кондак Триоди. Прокимен, гл. 8 - "Помолитеся, и воздадите". Апостол Рим., зач. 112. Аллилуиарий "Благо есть исповедатися Господеви". Евангелие Мф., зач. 17. Причастен "Хвалите Господа". См. От этой Недели до Воздвижения Креста Господня в бдениях недельных (воскресных) полиелей поется только в праздники Господни, Богородицы и великих святых. О служении святому с бдением в Неделю сыропустную см. том I, с. 97, 98.
Кафизмы нет. На "Господи, воззвах" - стихиры на 10 из Октоиха "покаянны" рядового гласа 4 (2 из вечерних стиховных и 2 из утренних стиховных). Триоди - 3 и Минеи - 3, "Слава" - святому, "И ныне" - Богородичен по гласу "Славы" (см. во 2-м приложении Минеи). Прокимен, глас 8 - "Не отврати Лица Твоего". Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение и от "Сподоби, Господи" начинается великопостное - покаянное. Поэтому существует практика, по которой иерей по закрытии царских врат переоблачается в темные одежды. С этого времени лик поет не обычным, но великопостным напевом. После исполнения прокимна чтец "Сподоби, Господи". Затем ектения "Исполним вечернюю молитву". На стиховне - стихиры Триоди. По "Ныне отпущаеши" и "Отче наш" - тропари "Богородице Дево" и прочее по постному чину с поклонами. "Господи, помилуй" (40 раз), "Слава, и ныне" - "Честнейшую". "Именем Господним". "Сый благословен". "Небесный Царю". Предстоятель произносит молитву св. Ефрема Сирина с 3 поклонами. "Слава Тебе, Христе Боже" и отпуст. Обычно по отпусте Предстоятель обращается со словом назидания, которое заканчивает словами: "Благословите мя, отцы святии и братие, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во все дни жизни моея: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы". Сказав это, он земно кланяется предстоящим людям. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: "Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови". Посем все по одному подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение. При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, целуя друг у друга руки; низшие клирики и миряне принимают благословение. Во время прощения приличнее всего петь умилительные стихиры Недели сырной "Создатель мой Господь", "Седе Адам прямо рая" (стихиры на "Господи, воззвах"), "Изгнан бысть Адам" (из стиховных), "Увы мне, Адам, рыдая, возопи" (из хвалитных). В некоторых храмах поют всенародно покаянные стихиры "Покаяния отверзи ми двери", а также стихиры или тропари в честь храмовых святых. (В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения.) На малом повечерии канон Богородице не читается. В конце - молитва св. Ефрема Сирина. Отпуст малый с 16 поkлонами.
Церковные требы в Иерусалиме
· Поминовение на Божественной Литургии
| |
Категория: Мои статьи | Добавил: simvol-veri (12.11.2015) | |
Просмотров: 2604
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |