Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 23.12.2024, 07:30
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Новая страница 4

Форма входа

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

Главный храм христ. мира, где заключены 2 святыни и свидетельства Воскресения Христова -Голгофа и ,Гроб Господень а также др. cв. места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.

Кликните для увеличения картинки

Храм Гроба Господня. Вид с востока
Согласно Евсевию Кесарийскому, на месте Голгофы при имп. Адриане (117-138) был поставлен храм Венеры, а на месте Воскресения Христова - храм Юпитера. В тексте подробно описано разрушение этих языческих святилищ, срытие «оскверненной земли» и неожиданное открытие пещеры Гроба Господня (Euseb. Vita Const. III 26). Возведение храма над Гробом Господним было осуществлено по приказу равноапостольных имп. Константина и его матери Елены после обретения места Распятия, погребения Спасителя и Его Животворящего Креста (325-326). Император руководил работами через Иерусалимского еп. Макария, он распорядился вести строительство, не считаясь с затратами, чтобы этот храм был «...великолепнее всех храмов, где-либо существующих и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений» (Евсевий Кесарийский. Послание царя Константина к Макарию, патриарху Иерусалимскому: [Описание храма] // Соч. СПб., 1849. Т. 2. С. 194-197; Фоменко К., свящ. Иерусалим и его окрестности. К., 1883. С. 22).

Возведение храма и связанное с ним обретение святынь стали центральными событиями христианства. Организация пространства храма и его архитектурные формы уже с IV в. влияли на становление и дальнейшее развитие архитектуры и христ. иконографии, общий облик и отдельные детали воспроизводились разными видами искусства. Особое значение храма для истории христианства заключено в непрерывности его существования. Несмотря на ряд разрушений, причиненных иноверцами, он оставался в руках христиан с момента возведения, богослужения не прекращались, не пресекалось паломничество.

Источники и история изучения

Основным источником для реконструкции предыстории храма со II по нач. IV в. и истории строительства является жизнеописание равноап. имп. Константина, составленное Евсевием Кесарийским (Euseb. Vita Const. III 34-39) вскоре после кончины императора (337); намерение дать полное описание храма Евсевий не исполнил (Ibid. IV 4-6).

Также сохранились сведения в сочинениях отцов Церкви, в многочисленных ранневизант. и средневек. хождениях паломников, в более поздних записках путешественников. Представление об иконографии раннего периода храма дает карта Иерусалима в напольной мозаике ц. вмч. Георгия в Мадабе (Иордания, VI в.) и, возможно, мозаика в ц. Санта-Пуденциана в Риме (нач. V в.), где изображена внешняя зубчатая ограда храма (?) (о более поздней иконографии см. в ст. Гроб Господень разд. Архитектурная история).

Важный источник сведений об устройстве храма - наблюдения, сделанные при археологических раскопках и архитектурных реставрациях кон. XIX-XX в. В нач. XX в. Н. П. Кондаков подчеркивал значение храма как памятника, стоящего во главе истории восточнохрист. и древнехрист. искусства (Кондаков. 1904. С. 143).

Кликните для увеличения картинки
План храма Гроба Господня

План храма Гроба Господня
Наиболее обоснованной среди работ XIX в. была реконструкция Р. Уиллиса (опубл. в 1849), использовавшего первые натурные обследования Иерусалима, зарисовки Дж. Дж. Скоулза, разрезы Э. Пьеротти и крупномасштабный план, изданный в России. В 1865 г. Ч. Уилсон опубликовал новый, но недостаточно точный обмерный план храма. На протяжении 80-90-х гг. XIX в. вокруг храма много работал К. Шик (результаты опубл.). В кон. XIX-ХХ в. систематизацию всех видов источников осуществили Ф. М. Абель и Л. Ю.Венсан , их материалы использовали авторы, писавшие о храме вплоть до сер. ХХ в. Большое внимание уделялось и анализу ранней иконографии храма (работы Г.Дальмана , А. Грабара и др.). Однако до проведения регулярных архитектурно-археологических обследований представление об истории храма оставалось неполным. Лишь в 60-70-х гг. XX в., с началом проведения реставрации и сопряженных с нею раскопок, Дж. Уилкинсон смог воссоздать картину поэтапного развития храма в серии планов и аксонометрий, а накопление натурных данных и публикация источников привели к более надежным архитектурным версиям и реконструкциям, основанным на последних обмерах (Т. Болл, Ш. Куаснон, С. Эшли, М. Биддл).

В 60-х гг. XX в. реставрационными работами руководил франц. архит. Куаснон и глава археологической службы Латинского Патриархата В. К. Корбо. Работы с 1963 г. велись в сотрудничестве с Греческим и Армянским Патриархатами; позже в храме работали греч., франц., испан., англ. ученые. Надзор за реставрацией 60-х гг. XX в. вело «Объединенное техническое бюро» - группа архитекторов, представлявшая интересы основных общин храма. Программы работ на участках разных конфессий принимались после утверждения всеми. В 1961 г. были прорезаны 13 траншей до фундамента и дренажный туннель по оси «север-юг» от францисканского мон-ря до цистерны, находящейся под площадью перед входом в храм. В 1960-1969 гг. Корбо вел исследования в католич. частях храма: в сев. вестибюле ротонды и галерее над ним, в ц. Явления Воскресшего Господа Пресв. Деве Марии и во всех помещениях францисканского мон-ря, примыкающих к ней с севера и востока, в сев. галерее под т. н. Аркадами Девы и в ц. Обретения Креста. В 1966 г. Армянская Церковь начала раскопки в юж. части храма и к востоку от ц. св. Елены.

С 1975 по 1981 г. раскопки продолжались под рук. М. Броши; о. Флорентино Диас Фернандес (Испания) исследовал этот участок на последнем этапе работ, он также вел раскопки к востоку от Голгофы. В 1970 г. представители греч. правосл. Церкви работали в кафоликоне под рук. архит. А. Экономопулоса, в 1977 г.- в вост. части Голгофы (вместе с Х. Кацимбинисом). После 30 лет работ (несмотря на невысокий с т. зр. профессиональной археологии уровень) были получены первые довольно противоречивые сведения о стратиграфии участка и остатках ранневизант. и средневек. комплексов храма, суммированные Куасноном (опубл. отдельной книгой), и более обоснованная реконструкция Корбо, введшего в научный оборот отчеты о раскопках.

История храма и места, где он поставлен, постепенно проясняется, однако в топографии, датах и атрибуции отдельных частей комплекса остается мн. вопросов. Исследования фрагментарны, их организации мешает разделение ответственности между Церквами, заключения доверяются разнородным по конфессиональному составу и уровню подготовки исследователям. Их интерпретация вызывает критику и порождает противоречащие друг другу версии реконструкции. Но по ряду позиций выводы авторов совпадают.

Этапы строительной истории

Кликните для увеличения картинки
План храма Гроба Господня. IV–V вв. Реконструкция

План храма Гроба Господня. IV–V вв. Реконструкция
Храм был освящен 17 сент. 335 г., а главные его части, базилика и баптистерий, завершены ранее: их упоминает (Бордоский путник) (333). Выделяют 7 основных этапов существования храма как архитектурного целого: ранневизант. период (с 325/6), завершающийся частичным разрушением комплекса персами и восстановлением под рук. свт. Модеста (614-636); ранний исламский период (с 636) до разрушения храма в 1009 г. халифом аль-Хакимом; реставрация храма в средневизант. период (1009 - 50-е гг. XI в.); перестройка и развитие храма в эпоху крестоносцев (1099-1149); постепенный упадок под владычеством мусульман (мамлюкского Египта, затем Османской империи) (XIII-XVIII вв.); реставрации XIX - нач. ХХ в.:, работы греч. архит. НиколаяКомнина (Комниноса; 1770-1821); противоаварийные работы и перестройка купола ротонды с участием России и европ. держав (60-е гг. XIX в.); консервационные, реставрационные и исследовательские работы с периода брит. мандата (1922-1948) до наст. времени.

325/6–614 гг.

Ранневизант. период характеризуется сохранением общей планировки и деталей здания, построенного при имп. Константине. Данные письменных, археологических и иконографических источников указывают на то, что храм был построен на месте небольшой возвышенности вблизи Иерусалима, служившей каменоломней с IX в. до Р. Х. К началу рим. периода карьер был заброшен и превращен в загородный сад, в склонах бывш. карьера были устроены гробницы. Вход в одну из гробниц, почитавшуюся как Гробница Христа, находился у подножия зап. склона; в кон. XIX в. вблизи ее открыли еще один склеп, получивший название «Гробница св. Иосифа Аримафейского». Храм Венеры, построенный на месте Голгофы имп. Адрианом, локализуют с сев. стороны открытого форума, помещаемого в сев.-вост. точке пересечения главных улиц города. Возможно, на форуме стояла и городская базилика. При раскопках обнаружены остатки поздних рим. кладок, к-рые могут быть отнесены к этим зданиям, но сведения о них неясны, поскольку при интенсивных работах эпохи имп. Константина ранние строения были уничтожены. Видимо, тогда же были частично срыты склоны зап. возвышенности, вокруг погребальной пещеры Спасителя и Голгофы, чтобы выделить их как объекты почитания. Фундаменты базилики Адриана частично использовали в субструкциях нового христ. храма.

Кликните для увеличения картинки
Ампулы из храма Гроба Господня. Кон. VI — нач. VII в. (Музей земли Вюртемберг, Штутгарт)

Ампулы из храма Гроба Господня. Кон. VI — нач. VII в. (Музей земли Вюртемберг, Штутгарт)
Общая площадь комплекса в IV в. была близка к 1,4 га. В нем выделяют следующие структуры, описанные еще Евсевием Кесарийским: Анастасис (Гроб Господень и окружающая его ротонда); Трипортик (внутренний двор, обведенный колоннадой с севера, востока и юга); т. н. Мартирий (базиликальная церковь); атриум (главный двор перед церковью, выходящий на главную улицу (кардо максимус)).

Вход в храмовый ансамбль находился с вост. стороны от кардо максимус, широкие ступени (изображены на мозаичной карте из Мадабы) вели к 1-му атриуму, откуда через 3 входа, центральный и 2 боковых (обнаружены 2 проема), можно было попасть в Мартирий. К западу от него, перед Гробом Господним, был еще один открытый двор (2-й атриум), с 3 сторон окруженный колоннадой. В его юго-вост. углу возвышалась Голгофа (на ней позже был водружен символический крест, а вблизи воздвигнута часовня). Гроб Господень находился западнее, за 2-м атриумом. Первоначально гробница, видимо, представляла собой отделенную от склона скалу с вырубленной в ней пещеркой. Уже к концу правления имп. Константина гробница была окружена ротондой диаметром ок. 35 м с деревянной крышей в виде шатра (ее стена сохр. как основание совр. ротонды). Это сооружение с кон. IV в. часто называли по посвящению престола - Анастасис (греч. ἀνάστασις - Воскресение).

I. Мартирий. Фундаменты этого базиликального сооружения, архитектурно оформившего места, свидетельствующие о Страданиях Христа, Его Крестной Смерти и Воскресении (название «Мартирий» от греч. τό μαρτύριον - свидетельство, доказательство), обнаружены в ц. св. Елены (арм. часовне св. Вардана), к востоку от Голгофы, в алтаре совр. греч. кафоликона (основание апсиды). Они уходят глубоко, опираясь на скалу и засыпку карьера, в нек-рых местах пересекая древние стены рим. периода. Открытая часть апсиды базилики позволила определить, что ее ось проходит немного южнее оси ротонды. Благодаря этим раскопкам можно прояснить описания Евсевия и детально реконструировать Мартирий.

5-нефная базилика (размер в плане 58,5×40,5 м) в отличие от общепринятой позже в христианстве ориентации храмов на восток была направлена на запад, к Гробу Господню с небольшим отклонением на юг. Центральный неф (ширина нефа, определенная боковыми стенами ц. св. Елены, 13,3 м) был перекрыт свинцовой кровлей по деревянным балкам, освещался рядом высоких клересторий (окон) и через двойные боковые нефы, колонны к-рых поддерживали верхнюю галерею (хоры). Во всех 4 рядах опор, согласно Евсевию, использовались колонны разного типа. Стилобатная стена сев. из центральных рядов колонн открыта в ц. св. Елены и в др. местах. Юж. стена - бывш. стилобат колоннады, отделявшей средний неф от юж. бокового (ее зап. продолжение обнаружено на востоке скалы Голгофы наряду со стилобатной стеной колоннады, разделявшей юж. боковые нефы). В стилобатах использованы камни из разобранного храма Венеры.

Над апсидой базилики помещался купол, над престолом в апсиде стоял киворий. Его окружали 12 колонок с серебряными капителями в виде чаш, подаренными имп. Константином (согласно Иерусалимскому бревиарию 500 г., колонки были мраморными). Возможно, именно киворий виден на карте из Мадабы над зап. частью базилики, а не ротонда храма. Купол мог иметь барабан с боковыми окнами (на мозаике видны проемы с его вост. стороны).

Мартирий был возведен на насыпи, скрывшей неровности древнего каменного карьера. С кардо максимус к базилике нужно было подниматься по ступеням, а нижние части стен были видны со стороны двора. Общая высота субструкций здесь более 7 м над скальным основанием; по стене одной из них проходит сверху вниз дренажная труба; одна из стен в ц. св. Елены и часовне св. Вардана сохранилась на высоту 10,35 м над скальным основанием. Но эти кладки, обнаруженные при раскопках, относятся к субструкциям, лежавшим ниже пола базилики. Минимально возможная расчетная отметка для полов (ок. 756 м относительно уровня моря) более чем на 2,5 м выше уровня двора вокруг Гроба Господня и близка к верхней точке скалы Голгофы.

Венсан и Абель утверждали, что подземные храмы (св. Вардана и Обретения Креста) - части крипты древней базилики. Куаснон предположил, что существовал крытый ступенчатый проход вдоль юж. стены вниз, в ц. Обретения Креста. По мнению Корбо, археологически ни одна из гипотез не подтверждена, напротив, пещера ц. Обретения Креста блокировалась с востока продолжением юж. стены стилобата, а пространство ц. св. Елены в эпоху имп. Константина было засыпано грунтом. Стена VI в. в часовне св. Вардана поставлена для укрепления нависающего скального потолка, а над ней должна была пройти стена, отделявшая внешний атрий от базилики.

Кликните для увеличения картинки
Храм Гроба Господня в VI в. Реконструкция

Храм Гроба Господня в VI в. Реконструкция
В 1970 г. Армянский Патриархат принял решение исследовать пространство к востоку от апсиды ц. св. Елены (она же арм. ц. св. Григория Просветителя), чтобы установить, есть ли за ней заложенное в прошлом помещение, или там только скала. Церковь расположена ниже уровня пола на вост. краю комплекса, из нее вниз, на восток, ведут ступени к вырубленной в скале пещере, где находится ц. Обретения Креста. Было обнаружено пространство, доступ в к-рое был закрыт еще в античности (эта новая часть ц. Обретения Креста получила название часовни св. Вардана или Армянских мучеников). Здесь фрагменты Мартирия сохранились лучше всего: в кладке использованы, камни зданий эпохи имп. Адриана (строители IV в. сооружали стены не на фундаментах эпохи Адриана) и тщательно вытесанные квадры периода Второго храма.

На одном из гладких каменных блоков было обнаружено изображение торгового судна рим. периода с надписью, прочитанной как «Domine Ivimus». Предполагается, что она восходит к древнелат. тексту псалма (Пс 121. 1) «In domum Domini ivimus» («Пойдем в дом Господень») и сделана паломниками с Запада, посетившими святыню, когда фундаменты базилики только возводились, хотя как прочтение надписи, так и ее трактовка оспариваются (Ш. Гибсон, Дж. Тейлор). На комплекс базилики переносились иногда атрибуты ветхозаветного храма: по свидетельству зап. паломницы Эгерии (кон. IV в.), здесь уже в IV в. хранили «кольцо Соломона», помогавшее ему при строительстве Первого храма; двор Мартирия иногда называли местом «изгнания торгующих из храма».

II. Ротонда Воскресения Христова (Анастасис). О ротонде не упоминают ни свт. Кирилл Иерусалимский, ни Евсевий, ни Бурдигальский итинерарий; возможно, к моменту освящения Мартирия она не существовала и появилась только на 2-м этапе работ (337-361, имп. Констанций II). Кондаков относил время строительства к первым 50 годам осуществления программы имп. Константина. Куаснон выделял 2 строительных этапа: на 1-й стадии гробница была мавзолеем посреди открытого двора, окруженного колоннами, работы по сооружению ротонды были завершены только к сер. IV в. С этим не согласился Корбо, полагавший, что Анастасис сразу был задуман как крытая постройка и завершен в эпоху имп. Константина. Единое мнение ученых существует только относительно плана ротонды, но в вопросе о реконструкции ее верхней части в IV в. мнения ученых расходятся. По данным археологии, Анастасис изначально был сооружением, конструкция к-рого опиралась на круг из колонн и 3 пар пилонов. Считается, что завершение здания было купольным, хотя ни письменные, ни археологические источники этого не подтверждают. Изображение на карте из Мадабы, не позволяющее точно определить вид постройки (ротонда? киворий?), дает представление только о том, что ротонда не была высокой и имела уплощенную кровлю, как в баптистериях Равенны.

Стена ротонды из тесаного камня опирается на скалу и сохранилась на высоту более 11 м (что выше уровня пола галереи). Внутри она в плане круглая, снаружи - многоугольная, но выше частей IV в. достройка XI в., к-рую отделяют от первоначальной неск. рядов кирпичной кладки, округла и снаружи. Внутри вдоль стены - концентрический круг из 12 колонн, окружающих гробницу, к-рая стоит не точно в его центре, а сдвинута к западу, на пересечение осей, проходящих через 3 апсиды (основание с запада вырублено в скале уже при возведении ротонды).

2 колонны (высота каждой 3,5-3,6 м) ротонды ранее принадлежали одному стволу, разрезанному, по мнению Куаснона, только в XI в., при восстановлении храма, т. е. первоначальные опоры ротонды, включая базу и капитель, возвышались примерно на 10,5 м (что отвечает сохранившейся высоте стены ротонды), над амбулаторием не было галерей. Крышу несли легкие деревянные балки, а центральный объем над Гробом Господним, поднятый на значительную высоту, был увенчан куполом. Эта реконструкция в основных чертах восходит к рим. мавзолеям. Корбо полагал, что колонна была изначально, еще во время имп. Константина, разрезана на 2 части и 6 таких колонн когда-то украшали фасад языческого храма. В соответствии с этим мнением высота колонн эпохи имп. Константина, как и сегодня, составляла 3,5 м, а галерея, подобная современной, имела деревянные перекрытия. Однако фрагментов предполагаемой галереи IV в. не найдено.

При раскопках внутри ротонды на линии от юж. до сев. апсиды обнаружили остатки стены, служившей, возможно, основанием алтарной преграды. Главный вход располагался на вост. фасаде; боковых входов было 4, по 2 с каждой стороны. В сев.-зап. углу ротонды открыты кладовые для хранения, цистерна и 2 масличных пресса (снабжение маслом было важнейшей потребностью храма, особенно для освещения ночью).

III. Голгофа. Точные сведения об этой скале и следы ее почитания как места Крестной Смерти Иисуса Христа сохранились только от V-VI вв. (о локализации места Распятия см. в ст.Голгофа). В VI в. на Голгофе показывали сложенный из камней «алтарь Авраама». В VI-VII вв. наглядно оформились представления о существовании под скалой Голгофы «пещеры Адама», археологически мало изученной. Небольшое углубление в скале, в к-ром видят «могилу Адама», при строительстве имп. Адриана было закрыто опорной стеной и не могло почитаться. В IV в. строители сломали стену примерно на 70 см ниже совр. пола пещеры, но никак ее не оформили (в нее выходила изнанка кладки). Очевидно, обустройство «пещеры Адама» принадлежит патриарху Иерусалимскому свт. Модесту (местоблюститель в 614-628, патриарх в 630-634), архитектурно оформившему скалу Голгофы (после 614). При крестоносцах церковь расширили с востока, использовав как усыпальницу лат. королей (подробнее см. в ст.Голгофа ).

IV. Баптистерий упоминают Бурдигальский итинерарий, свт. Кирилл Иерусалимский, Эгерия и др. Бурдигальский итинерарий отметил «цистерну замечательной красоты и величины и, кроме того, ванну, где крестят детей». Свт. Кирилл Иерусалимский пишет, что баптистерий имел внешний зал для катихуменов, к-рые шли оттуда в бассейн, а Эгерия - что детей после крещения вели прямо в ротонду (следов., они были связаны напрямую). Куаснон также помещает крещальню юго-западнее ротонды, на месте 3 греч. часовен XI в., к-рые мало исследованы (считают, что их фундаменты сохранили фрагменты прежде находившихся здесь рим. терм с характерным 3-частным делением). Корбо, указывая на ряд находок (среди них - купель), предложил искать баптистерий к северу от ротонды, перед Патриархатом. Венсан и Абель считали, что баптистерий находился под 3 средневек. капеллами на зап. стороне храма. А. Боас полагал более вероятным, что он находился с юж. стороны комплекса (карта из Мадабы показывает здесь квадратное здание с щипцовой кровлей и 2 дверями, ведущими на открытую площадку с востока - вероятно, это баптистерий) или дальше к западу, там, где под юж. атриумом храма открыты остатки стен и мощения эпохи имп. Константина или большая цистерна под мон-рем св. Авраама (Куаснон позже допускал, что это могут быть остатки бани имп. Адриана, обращенные в баптистерий).

V. Ризница храма, где хранились реликвии (Животворящий Крест, «титул», т. е. надкрестная дощечка с надписью: «Царь Иудейский» на 3 языках, копье и губа, чаша Тайной вечери, святыни, связанные с Богородицей), помещалась сначала в атриуме базилики, слева от входа («Паломник Пьяченцы в Святую землю» (570) и Иерусалимский бревиарий (530) описывают ее местонахождение слева от входящего в базилику с востока). Пройдя портал, паломники видели перед собой хранилище Креста и лишь затем входили в базилику.

К кон. VII в. реликвии хранили между ротондой и Мартирием (в него, видимо, были перенесены службы, ранее совершавшиеся во внешнем атриуме). Ок. 614 г. свт. Софроний Иерусалимский упоминает хранилище с мн. святынями (губа, трость, копье) в верхнем ярусе, из к-рого можно было видеть поющий хор в нижней части базилики. Мон. Епифаний описал это же хранилище над дверями, ведущими в базилику с запада, т. е. в ее апсидной части. Видимо, именно ее Адамнан в кон. VII в. поместил между ц. Голгофы и Мартирием. Храм вокруг Голгофы построен ок. 614 г., т. о., верхняя комната, пристроенная к базилике, воспринималась как лежащая между базиликой и церковью Голгофы.

VI. Трипортик (название Корбо), большой открытый внутренний двор западнее Мартирия, согласно Евсевию, был окружен с 3 сторон колоннадой. Голгофа помещалась в его юго-вост. углу, а эдикула - в зап. части. Двор разгораживала стена, имевшая 8 дверных проемов (возникла до 381) - видимо, это т. н. двери Анастасиса, открывавшиеся ежедневно с криком петуха. Пол ротонды был немного выше мощения двора эпохи имп. Константина, в ротонду из трипортика вели 3 ступени.

VII. Внешний атриум. Евсевий Кесарийский описал колоннаду во внешнем атриуме, но ее следов пока не обнаружено.

В комплекс храма входили и др. сооружения. 2-этажные здания к северу от Анастасиса и внутреннего двора Куаснон определил как монастырские кельи, а Корбо - как резиденцию патриарха.

614–1009 гг., 1009–50-е гг. XI в.

В 614 г. первый храм был разрушен при нашествии на Палестину войск персид. шаха Хосрова; дальнейшая судьба комплекса прослеживается скорее по письменным, нежели по натурным, материалам. Уже в 615 г. свт. Модест при помощи свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, восстановил части здания над пещерой Гроба Господня и на Голгофе. Были усилены опоры кровли, и сгоревшие деревянные перекрытия были заменены сводчатыми. При захвате Иерусалима мусульманами (638) кровля, видимо, не пострадала. Ок. 670 г. паломник еп. из Галлии Аркульф описал Анастасис как круглую церковь с 3 стенами; на средневек. картах их изображают именно как 3 концентрические окружности, но их следы археологически не выявлены. Вместо одного большого храма было сооружено 4 маленьких, к-рые существовали почти 400 лет, но материалы этого периода археологии известны плохо.

Мартирий простоял до 1009 г., когда халиф аль-Хаким, конфисковав литургические сосуды, светильники и др. ценности, приказал разрушить базилику, скалу Голгофы и гробницу. Древняя базилика в отличие от Голгофы и ротонды более не восстанавливалась. Гробница с этого момента уже не была монолитной скалой с высеченной в ней пещерой, а превратилась в архитектурную конструкцию .

Кликните для увеличения картинки
План храма Гроба Господня после перестройки в XI в. Реконструкция

План храма Гроба Господня после перестройки в XI в. Реконструкция
Основной этап реставрации храма связан с визант. императорами: восстановление Г. Г. х. оговаривалось в мирном договоре 1035-1038 гг. между Византией и халифатом Фатимидов. Согласно хронисту архиеп. Вильгельму Тирскому (30-е гг. XII в.- ок. 1186), главные средства поступили от Константина IX Мономаха (1042-1055). Работы завершились к 1048 г. Визант. источники (Иоанн Скилица) отмечают, что уже имп. Роман III Аргир (1028-1034) стремился взять восстановление храма под свой контроль. Писатель-мелькит Яхья ибн Саид из Антиохии († ок. 1066), описывая переговоры Романа III с аз-Захиром о заключении мира, также указывал, что первым условием было восстановление императором храма. Отложенный со смертью Романа (1034) и аз-Захира (1036) договор вступил в силу в 1037 г., при Михаиле IV Пафлагонце (1034-1041). Сир. и араб. источники сообщают о посылке из Византии рабочих и огромных количеств серебра и золота для реставрации. Завершение реконструкции к 1047 г. подтверждается Насиром Хосровом, к-рый видел храм весной 1047 г. во всей красе: «Огромное здание... способное вместить до 8 тысяч человек... построенное искусно и украшенное разноцветным мрамором, орнаментами и скульптурой, внутри... везде украшенное византийскими тканями, шитыми золотом с картинами... Там есть также картины, изображающие Пророков». Р. Остерхут, изучая Г. Г. х., отметил, что здесь работали мастера из К-поля, к-рые могли работать и над созданием мозаик, скульптуры, восстанавливать перекрытия ротонды Г. Г. х.

1099–1149 гг.

связаны со строительной деятельностью крестоносцев и являются временем наиболее существенных изменений в архитектуре храма. В этот период сложилась основа его совр. облика. В июле 1099 г., когда крестоносцы вошли в Иерусалим, храм состоял из ротонды с конической крышей со световым отверстием-окулусом, с апсидами на сев., юж. и зап. сторонах и с новой капеллой к востоку. Восточнее находился атриум с 3 дополнительными капеллами и с Голгофой в его юго-вост. углу. Южнее ротонды располагались 3 новые капеллы, вход вел уже не с востока, как в визант. период, а с юга, через двор и портик.

Зап. архитекторы приступили к перестройке не сразу: в 1106-1107 гг. игум. Даниил в «Хождении...» описал храм как круглый, а Голгофу как отдельное здание с мозаикой. В 30-х гг. XII в. Рорго Фретеллус также писал о круглой церкви с 4 входами, но отметил, что строительство нового храма идет «на восход солнца», там, где имп. Елена обрела Животворящий Крест. Раздельное обозначение святынь показано на ранних картах крестоносцев, и только карта из Камбре (не ранее сер. 60-х гг. XII в.) дает вид законченного храма с башней колокольни.

Кликните для увеличения картинки
План храма Гроба Господня после перестройки в XII в. Реконструкция

План храма Гроба Господня после перестройки в XII в. Реконструкция
Поскольку храм являлся центром паломничества, франки собрали в его проекте лучшее из накопленного в области устройства паломнических церквей в Европе XI-XII вв., особенно на путях из Франции к Сантьяго-де-Компостела. Соборы этой паломнической трассы (Сен-Мартен в Туре, Сен-Марсьяль в Лиможе, Сент-Фуа в аббатстве Конк, Сен-Сернен в Тулузе) существенно отличались от обычных городских соборов романской эпохи. Они имели широкие боковые нефы, столь же широкий трансепт, амбулаторий с радиальными капеллами вокруг апсиды, дополнительные капеллы по вост. стене трансепта - это позволяло большому потоку паломников легко передвигаться в храме, давало свободный доступ в капеллы трансепта и амбулатория для служения месс и для поклонения святыням.

Строить собор стандартного плана в Иерусалиме было нельзя, т. к. он должен был объять многочисленные св. места. Первым был Гроб Господень и его ротонда; от нее до др. святынь, помещавшихся к востоку, оставалось мало пространства. В результате архитекторы изменили размер нефов, построив к востоку от ротонды купольный хор. Он имел 2 травеи с трансептным пересечением на купольной зап. травее; вост. травея вмещала главный алтарь (как и на западе); амбулаторий обогнул вост. алтарь и получил 3 радиальные капеллы (св. Лонгина Сотника, Разделения риз и Тернового венца). Главный вход вел теперь с юж. стороны почти прямо в трансепт.

Существенные изменения были внесены при крестоносцах и в оформление главных святынь храма, Кувуклии и скалы Голгофы (значение к-рой в средние века возросло в связи с представлением о том, что скала была также местом Жертвоприношения Авраама).

Новое оформление Голгофы дошло до наст. времени достаточно полно, не сохранились мозаики (сохр. только фрагмент), посвятительная надпись на фасаде 1149 г., первоначальный вход в церковь по внешнему лестничному маршу и через «капеллу франков», построенную с вост. стороны фасада (закрыт, видимо, при Салах-ад-Дине). Позже была добавлена лестница с 2 маршами с запада, позволяющая направлять поток паломников, поднимавшихся в церковь и спускавшихся из нее.

При крестоносцах были оформлены также часовни Христовой темницы, Цепей и Явления ученикам.

В вост. половине юж. крыла трансепта построили 2-этажную капеллу с 4 травеями с крестовыми сводами для соединения Гроба Господня с Голгофой в одной церкви. Под Голгофой, в часовне Адама, можно было теперь видеть расщелину в скале. Здесь же крестоносцы устроили места погребений для своих королей, тем самым включив их в библейско-христ. традицию и легализовав их власть над Св. землей. Эти погребения всегда привлекали пилигримов, но плохая сохранность заставила разобрать их после пожара 1808 г. Одна из гробниц, Балдуина V, сохраняется в реставрированном виде в Музее Греческой Православной Патриархии Иерусалима.

Кликните для увеличения картинки
Вид храма Гроба Господня в 1596 г. Копия рис. Б. Амико из кн.: Странствования Василия Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. (СПб., 1885–1887)

Вид храма Гроба Господня в 1596 г. Копия рис. Б. Амико из кн.: Странствования Василия Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. (СПб., 1885–1887)
Храм был освящен 15 июля 1149 г., в 50-ю годовщину взятия Иерусалима. Все его св. места были собраны под одну кровлю. С юга, на месте позднего визант. дворика и аркады, ведших в храм, крестоносцы возвели 2-портальный фасад, главные двери к-рого стали известны как Врата Распятия. К западу от входа в храм была воздвигнута 5-ярусная колокольня с полигональным куполом; ею закрыли окна и декоративный фриз фасада западнее портала (Ш. М. де Вогюэ датировал фасад 1140-1160, колокольню 1160-1180, однако Мухаммад аль-Идриси упоминает ее раньше, в 1154). В богатом декоре фасада и колокольни использованы зап. (романские) и вост. элементы.

Др. портал соединил с запада ротонду с улицей (со стороны Патриархата), многие упоминают его как дополнительный вход; в наст. время он заложен, но, видимо, имел тот же декор, что и главный. Он мог вести только в верхний ярус (уровень улицы гораздо выше уровня двора и 1-го этажа храма). Упоминают и 3-й вход (двери Св. Марии) с севера, от к-рого надо было спуститься на 30 ступеней вниз.

Движение паломников по храму от часовни к часовне было хорошо организовано. Из амбулатория между вост. и юж. часовнями широкий марш лестницы вел в ц. св. Елены - купольную, квадратную, с 2 апсидами в вост. конце и с дальнейшим спуском на том месте, где должна быть 3-я (юж.) апсида. По лестнице (вдоль ее стен сохр. огромное количество граффити в виде крестов, выбитых на камнях) спускались в цистерну, или пещеру, известную как ц. Обретения Креста, где имп. Еленой был найден Животворящий Крест и, по нек-рым источникам, Терновый венец, гвозди и молоток Распятия. Сюда как бы передвинута та юж. апсида, к-рая прорезана спуском (хотя оформление и положение ее иное, чем у апсиды на уровне ц. св. Елены)

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001126850926 (ВАША ПОМОЩЬ НАШЕМУ САЙТУ)

Категория: Мои статьи | Добавил: simvol-veri (28.06.2009) | Автор: GLEB

Просмотров: 5720 | Комментарии: 1 | Теги: Радоница, Ризница, Равноапостольный, Родительские субботы, Рождество Иоанна Предтечи, Пятидесятница, Рипида, Разрешительная молитва, Рождество Пресвятой Бог | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 1
1 о. Дмитрий+  
0
Две крутые каменные арки. Под каждой из них вход. Но один замурован камнями, а другой, с тяжелыми деревянными дверями каждое утро открывает и вечером запирает дружелюбный палестинец-мусульманин. Этот человек - старший сын в той иерусалимской семье, что XII веке получила от знаменитого султана Саладина - победителя крестоносцев - ключи к величайшей христианской святыне. Уже тогда представители разных конфессий отчаянно боролись за лучшее место в храме, причем особенно по ночам. К храму стекались толпы верующих с факелами в руках, которые шумом и криками пытались выяснять отношения друг с другом. Чтобы положить конец распрям, со времен Саладина и до наших дней, священников, живущих в храме каждую ночь запирают на ключ. Так оно спокойнее. В 1852 году шесть конфессий - православные, католики, сирийцы, армяне, копты и эфиопы наконец поделили между собой каждый сантиметр храма, подписав под нажимом турецкого султана договор, и с тех пор соблюдают статус-кво.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Рейтинг@Mail.ru