Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 23.12.2024, 08:04
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Новая страница 4

Форма входа

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Иерусалим Церковь Св. Стефана
                                               Церковные требы с Иерусалима


Базилика Святого Стефана в Иерусалиме — базилика, построенная византийской императрицей Евдокией на предполагаемом месте мученичества св. Стефана. Базилика была построена, возможно в несколько этапов, в 430—460-х гг. До нашего времени здание не сохранилось; останки церкви были обнаружены в ходе археологических раскопок в конце XIX века.

 

Время начала строительства базилики неизвестно. По предположению одного из исследователей, доминиканца Ф.-М. Абеля, инициатором строительства был иерусалимский патриарх Ювеналий, который во время посещения Константинополя в 431 г. мог заручиться финансовой поддержкой императрицы Евдокии. Как сообщает Иоанн Руф в «Житии Петра Ивера», написанном предположительно в конце V века, перенос останков св. Стефана из Сионской церкви, где они хранились со времени обретения мощей первомученика в 415 г., и освящение новой церкви (возможно, ещё недостроенной) состоялись 15 мая 439 (или 438) года, во время посещения императрицей Иерусалима. Проводил церемонию приглашённый Евдокией в Иерусалим александрийский патриарх Кирилл[1]. Часть находившихся в Сионской церкви останков святого была перенесена в новую базилику, а часть реликвий Евдокия увезла в 439 г. в Константинополь. Через несколько лет, попавшая в опалу императрица вернулась в Иерусалим, где и прожила до своей кончины в 460 г. В 455 г. она возобновила строительство базилики Святого Стефана, возможно закончив или расширив здание. Освящение обновлённой постройки состоялось в июне 460 г., и в этом же году Евдокия была похоронена в гробнице, выстроенной по её приказанию рядом с базиликой[2]. Вокруг базилики был сооружён монастырь с множеством зданий, первый настоятель которого, Гавриил, был назначен Евдокией.

 

По словам Иоанна Руфа, базилика была построена на месте мученичества св. Стефана за северными (то есть, по всей видимости, Дамасскими) воротами Иерусалима. Его сообщение согласуется с рассказами паломников: Антонина из Плаценции (Путник, 25; ок. 570 г.) и Феодосия (Описание Святой Земли, 46; начало VI века), упоминающих о базилике Евдокии, а также с «Церковной историей» Евагрия Схоластика (1:22).

 
В 614 г. базилика и монастырь были разрушены персами. На территории атрия разрушенной церкви была построена небольшая часовня, со временем ставшая лепрозорием. В 1099 г. крестоносцы восстановили базилику. Но уже в 1187 г. церковь, могшая при осаде Иерусалима стать одним из опорных пунктов Саладина, была вновь разрушена самими крестоносцами. Незадолго до этого, около 1172 г., восстановленную базилику посетил паломник Теодерик из Вюрцбурга. По его словам, церковь находилась не доходя северных ворот города и посредине неё, на месте мученичества св. Стефана, был установлен окружённый железной решёткой алтарь.

 
В настоящее время на месте базилики находится церковь Святого Стефана доминиканского монастыря, в котором расположена французская Библей­ская и археологическая школа в Иерусалиме (École biblique et archéologique française de Jérusalem). Развалины базилики были обнаружены в конце XIX века и исследованы профессорами этой школы, в частности, её основателем М.-Ж. Лагранжем. Среди останков первоначальной базилики: огромный сводчатый резервуар для воды под атрием, соединённый с колодцем, вокруг которого сохранилась облицовка V века. В самой церкви сохранились фрагменты византийского мозаичного пола с геометрическим узором. Сохранилось и одно из византийских надгробий в северном портике церкви.



 
   
Св. апостол из 70-ти, первомученик и архидиакон Стефан († 34) был старшим  из семи диаконов, поставленных Апостолами, поэтому его называют архидиаконом. Он  стал первым сознательным мучеником Церкви за веру во Христа в возрасте около 30  лет. По выражению св. Астерия Амасийского, это был «начаток мучеников, учитель  страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не  изливал крови своей за Евангелие».
В его Житии, составленном свт. Димитрием, митрополитом Ростовским,  повествуется, что по благодати Божией, св. архидиакон Стефан творил много  знамений и чудес среди верных, возлагал руки на больных, и они становились  здоровыми. Кроме сего, он был муж сильный словом и делом, верных утверждал в  вере, неверных же иудеев обличал, доказывая им от Закона и Пророков, что они  несправедливо, по зависти, убили Сына Божия, Мессию, ожидаемого столько  веков.

Исполненный Духа Святаго, святой Стефан, будучи евреем (как и большинство  первых христиан), с дерзновением убедительно проповедовал христианское учение в  синагогах и побеждал иудейских законоучителей в спорах. За это иудеи оклеветали  Стефана, будто бы он произносит хулы на Бога и на Моисея. С таким обвинением  святой Стефан предстал перед синедрионом и первосвященником. Он произнес  пламенную речь, в которой изложил историю еврейского народа и смело обличил  иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса  Христа:
«Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь  Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они  убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами  сделались ныне вы, - вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не  сохранили. Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами»  (Деян. 7: 51-54.)
Во время речи святой Стефан вдруг увидел небо отверстым и Иисуса Христа во  славе, стоящего одесную Бога. Он громко провозгласил об этом. Тогда иудеи,  затыкая уши, набросились на него, повлекли его за город и побивали камнями, а  святой мученик молился за своих убийц. «Чтобы легче было бросать камни на  святого, лжесвидетели и убийцы сняли с себя верхние одежды и сложили их при  ногах одного юноши, по имени Савла, который хотя был единоплеменником и  родственником убиваемого, но более других раздражен был против него, из слепой  ревности к Ветхому Закону. Савл [будущий апостол Павел] – говорится в Деяниях –  одобрял убиение его. И св. Иоанн Златоуст говорит о сем так: "Скорбел Савл, что  у него не было много рук, чтобы всеми ими можно было поражать Стефана, и доволен  был лишь тем, что мученика побивали многие руки лжесвидетелей, которых одежды он  сторожил".
В то самое время, когда святого Стефана убивали в долине Иссафатовой  (которая лежит между Иерусалимом и Елеоном, при Кедрском потоке, имевшем  множество камней по берегам), вдали, на некотором возвышении, взирая с горы,  стояла Пречистая Дева со святым Иоанном Богословом и молилась о Стефане ко  Господу и Сыну Своему, да укрепит его в терпении и примет душу его в руки  Свои».
Перед смертью Стефан произнес: «Господи Иисусе! приими дух мой... Господи,  не вмени им греха сего», - и затем радостно предал Христу свою чистую  душу.
Тело же его святое было повержено на съедение зверям и птицам, и лежало  день и ночь непогребенным. И только на другую ночь Гамалиил, известный в  Иерусалиме еврейский законоучитель (который и сам потом уверовал во Христа с  сыном своим Авивом), послал честных и верных людей и, тайно взяв тело святого,  отнес в свое имение и с честью похоронил там. И упомянутый юноша Савл,  отличавшийся жестокостью в гонениях на христиан, вскоре, не без помощи подвига  этих мучеников, был промыслом Божиим обращен в апостола Павла.
(По "Житию", составленному святителем Димитрием, митрополитом  Ростовским)
Через много лет после того, благочестивая царица греческая Евдокия, супруга  Феодосия Младшего, прибыв в Иерусалим, на том месте, где святой первомученик  Стефан был убит и земля обагрилась его честною кровью, создала прекрасную  церковь во имя его (освящена в 460 г.; она была так обширна, что в ней  помещалось до 10 000 человек). Около 428 г., при святом благоверном царе  Феодосии Младшем (408-450), мощи св. первомученика Стефана были перевезены из  Иерусалима в Константинополь и положены в церкви в честь святого диакона  Лаврентия, а по создании храма в честь первомученика Стефана перенесены туда 2  августа. Ныне мощи св. Стефана хранятся в Риме в церкви во имя святого мученика  Лаврентия по Тибуртинской дороге; значительные части мощей имеются в Венеции, на  Афоне. В Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры (Сергиев Посад) хранится  десница (до локтя) св. Стефана.
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001126850926 (ВАША ПОМОЩЬ НАШЕМУ САЙТУ)

Категория: Мои статьи | Добавил: simvol-veri (27.06.2009) | Автор: GLEB

Просмотров: 4074 | Комментарии: 3 | Теги: Илитон, Интронизация, Индития, исповедь, Исповедник, Ипакои, Иподьякон, Ирмологий, Икос, Ирмос | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 3
2 antipca evgeni  
0
ea haciu shtob maei doceri procitali molitvu o zdravii shto nada dlea etava mi sami iz elata

3 simvol-veri  
0

1 игумен Тихон+  
0
Мощи св. Стефана были обретены почти через четыре века после его смерти, в 415 г. История их нахождения описана палестинским священником Лукианом в «Послании ко всем Церквам об открытии мощей мученика Стефана»[21]. Лукиан сообщает, что место погребения ему указал в ночных видениях Гамалиил, похоронивший Стефана на собственном земельном участке неподалёку от Иерусалима, в Кафар-Гамале («веси Гамалиила»). По рассказу Лукиана, при открытии могилы воздух наполнился благоуханием, словно в раю, и в округе исцелилось от болезней и одержимости 73 человека. Мощи были перенесены в Сионскую церковь в Иерусалиме, однако часть праха и несколько костей Лукиан передал находившемуся тогда в Палестине испанскому священнику Авиту, который отправил их, вместе с латинским переводом письма Лукиана, бражскому епископу Балхонию. Вёз реликвии Павел Орозий, возвращавшийся на запад после Диоспольского Собора 415 года, на котором рассматривались обвинения против Пелагия[22]. Однако до Браги Орозий не добрался из-за шедшей тогда в Испании войны. В результате, часть привезённых Орозием реликвий оказалась на Менорке, часть — в североафриканском городе Узалисе, а впоследствии и в нескольких соседних городах

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Рейтинг@Mail.ru