Главная » Статьи » Мои статьи |
Описание этого монастыря дает нам, греческий паломник Иоанн Фока, посетивший Святую Землю в 1185 году, он пишет: "Возвращвясь в Святой град (из монастыря мар Сабы С. Б.) не через лощину, а через хребет, обрящешь за шесть миль от него монастырь преподобного отца нашего Феодосия киновиарха. Монастырь этот окружен различными пиргами, а перед ним на вержение стрелы подальше есть камора, в которой, как явствует из жизни Святого, в его руке воспламенились угасшие угли. Среди монастыря стоит храм, имеющий на высоте кругловидную крышу, и под ним пещера, в которой находится гроб Святого, и вблизи него разные каморы, в которых лежат останки великих Святых. Спускаясь по ступенькам пещеры, встретишь боковое отверстие другой пещеры, вшедши в которую ученик Святого Василий устроил себе гробницу, по повелению Святого, как значится в Патерике, и в течение сорока дней во время молитвенных собраний виден был поющим вместе со Святым и братиями” . Могила преподобного Феодосия находится в той самой пещере, где он когда-то впервые поселился отшельником Tам же находятся могилы его матери и сестры, могила Софии, матери Саввы Освященного и могила Иоанна Мосха , знаменитого монаха, который оставил нам много своих сочинений, собранные в Патерик (сборник) "Луг духовный”. В 1852 году около пещеры была построена новая церковь на фундаментах византийской церкви VI века. В этой церкви есть могила русской княгини Евфросинии Полоцкой (1100-1175), прибывшей в Иерусалим на поклонение и в нем скончавшейся. Впоследствии ее нетленные мощи, были перенесены в Киев, где почивают доселе в пещерах преподобного Феодосия. В Четьи-Минеи 1829 г. написана ее история: "Посла же в Лавру Святаго Саввы, молящи архимандрита и братию, да дадут ей место на погребение во обители той. Они же отрекоша, глаголюще: заповедь имамы от святаго отца нашего Саввы, еже никогда же не погребсти жены во обители его; есть же общежительный монастырь Пречистыя Богородице Феодосиев, в нем же многия жены святыя лежат; тамо бо и матерь св. Саввы, и матерь св. Феодосия, и матерь св. безсеребренных, Федотия и инии погребены суть; тамо убо и богоугодной Евфросинии положенной быти приличествует. Преподобная же услышавши похвали Бога, яко тело ея с мощьми святых жен имать быти положено. И абие посла во обитель преподобнаго Феодосия с молением. И показаша черноризцы место на гроб в церковном притворе, и устроен бысть гроб святой на погребение”. При оттоманском правлении монастырь запустел и много лет лежал в развалинах, и только в 1898 году Греческая Патриархия приобрела это место и стала его отстраивать. Реставрация продолжалась с 1914 по 1952 год, и сейчас здесь располагается женский монастырь. Обитель Преподобного Феодосия Киновиарха
На
пути от лавры Пр. Саввы Освященного к Вифлеему находятся развалины
знаменитого монастыря аввы Феодосия киновиарха, названного так потому,
что устроенная им обитель считается первоначальницею иноческих
общежитий, точно так же как лавра Пр. Саввы служила образцом жизни
отшельнической для приготовленных к ней предварительно подвигами
общежития.
Преподобный
Феодосий, друг и спостник преподобного Саввы Освященного, был родом
также из Каппадокии. Слова Евангелия, убеждающие не привязываться к
мирскому, а искать жизни вечной, производили на него особенное
впечатление. Ревнуя о спасении, Феодосий решился посетить Святые места
нашего искупления; проходя же через Антиохию, посетил преподобного
Симеона Столпника, и когда Феодосий приблизился к столпу преподобного,
он назвал его по имени, сказав: «добре пришел еси, человече Божий,
Феодосие»; предрек ему, что он будет пастырем словесных овец, и
отпустил с миром. Феодосий пришел в Иерусалим в патриаршество Иувеналия
(430 г.). В то время из числа проводивших в окрестностях Иерусалима
подвижническую жизнь особенно славился старец Лонгин, который, живя в
затворе при столпе, называемом Давидовым, как пчела возделывал
трудолюбно сладкий мед добродетелей. Под его-то опытным руководством
Феодосий положил начало иноческой жизни. Не по собственной воле, а из
послушания он должен был расстаться с своим наставником, будучи послан
им для жительства и служения при новосозданной усердием одной
благочестивой жены церкви во имя Пресвятыя Богородицы. Спустя некоторое
время Феодосий, скучая молвою и бегая славы и почитания, отошел от
этой церкви и, по свидетельству жизнеописателя преподобных отцов
Евфимия и Саввы, инока Кирилла, достиг монашеского совершенства под
руководством двух старцев — Марана (основателя обители, называемой
Фотиновою) и Луки Метопина, которые оба некогда были учениками
преподобного Евфимия. Около того же времени он вошел в общение с
преподобным Саввою, через бывшего своего сожителя при Богородичной
церкви, монаха Анфа. Достигнув монашеского совершенства под руководством
других, Феодосий поселился наконец на одной горе в той самой пещере, в
которой, по древнему преданию отдыхали и имели ночлег три волхва,
приходившие в Вифлеем на поклонение Младенцу Христу с дарами,
возвращаясь оттуда «иным путем» (а не через Иерусалим) в свою страну.
Постническим житием Феодосий прославился по всей Палестине, и
мало-помалу стали собираться к нему ревнующие подражать его
равноангельному житию. Сперва собралось семь учеников; обучая их
истинному духовному любомудрию, начало которого память смертная,
Феодосий приказал им выкопать могилу, дабы, ежедневно смотря на нее,
памятовать о смерти. Когда же гроб был готов, он пришел видеть его и,
стоя над могилою, как бы юродствуя, а на самом деле провидя имеющее
случиться, сказал: «вот, чада, гроб готов, есть ли между вами готовый к
смерти, дабы обновить собою этот гроб»? На этот вызов один из его
учеников, по имени Василий, саном пресвитер, предваряя других, поклонясь
старцу до земли, просил его благословения, изъявляя желание умереть и
быть положену в этом гробе, говоря: «пусть я буду первый мертвец из
числа помышляющих о смерти». Старец, соизволяя на его прошение, повелел
творить поминовение о Василии, как о умершем, по церковным правилам: в
третий, девятый и сороковой день. Когда же окончилось поминовение,
Василий скончался без всякой телесной болезни, как бы уснув сладким
сном. По истечении же сорока дней по его погребении Феодосий видел
Василия как бы стоящим и поющим на церковном правиле, посреди братии; то
же самое, по молитве Феодосия, было открыто и одному из братии, по
имени Аэтию, который от радости устремился к явившемуся, желая удержать
его руками, но он стал невидим. Многие и другие чудеса явил Господь
через преподобного своего собравшимся около него братиям, в подкрепление
их веры и прославление своего угодника.
Число
братии умножалось день ото дня и пещера уже не могла вмещать всех
желавших сожительствовать с ним; почему братия стала просить
преподобного построить вне пещеры монастырь и устроить ограду для
словесных овец, предлагая сделать это без особых расходов, одним
собственным трудом. Святой же, видя, что чрез умножение учеников
разоряется его любимое безмолвие, недоумевал, чего держаться ему:
безмолвия ли или попечения о спасении братии. В этом колебании помыслов,
желая узнать волю Божию о себе, он прилежно молил Господа послать ему
извещение и, если угодно будет Ему создание монастыря, показать и самое
место оного чудесным знамением. Для сего взял кадильницу и, наполнив
ее холодным углем, старец положил на него фимиам и, проходя пустыню,
молился указать ему место для основания обители возжжением углей. Так он
прошел пустыню до места, называемого «Куттилла»
и доходил до самого берега Мертвого моря с этим мертвым и безогненным в
кадильнице углем. Видя же, что угли не возгораются, решился
возвратиться в свою пещеру, но на возвратном пути, когда он уже был
недалеко от пещеры, вдруг уголья загорелись сами собою, и воскурился от
кадильницы благоуханный дым; святой уразумел, что это и есть то самое
место, на котором Бог благоволил быть созданной обители. Ученики
святого, получив его благословение, с усердием приступили к делу:
положив основание, начали строить церковь, кельи, ограду, и вскоре
помощью Божьею устроилась пространная обитель, в которой введено
общежитие. Господь же послал этой обители всякое изобилие, так что
живущие в ней не только обогащались богатством добрых дел, но и не
оскудевали и в телесных потребностях; не только иноки, но и мирские
люди, странные и пришельцы, нищие и убогие, больные и немощные, получали
в ней успокоение, ибо начальник обители преподобный Феодосий был
человеколюбив и милостив, являясь для всех сердобольным отцом, любезным
другом, усердным для всех рабом и служителем; он очищал своими руками
язвы и струпы больных, омывал кровь и гной их, прилагал свои пречистые
уста к устам прокаженных, утешал их, кормил, поил и услуживал всячески.
Приходящим отовсюду он оказывал великую любовь, упокоевая, угощая и
довольствуя их всем необходимым. Случалось иногда служащим в
монастырской трапезе поставлять сто трапез в один день для приходящих
странных и нищих, — столько страннолюбив и человеколюбив был
преподобный! Бог же, Сам любовь сый, видя такую любовь Своего угодника к
ближним, благословил монастырь его так, что и малое число припасов
умножалось невидимо и насыщало многих, чему свидетелями была вся братия
во время случившегося в Палестине голода. Преподобный построил при
своей обители многие странноприимницы и различные больницы: одну для
иноков, другую для мирских и особую для знатных посетителей и старцев.
Также посещал и братий, живших отшельнически в горах и вертепах, имея
попечение о них, как отец о детях, с сердечным участием подавая
потребное для души и тела, уча и наказуя и избавляя многих от
диавольской прелести.
Собранная
в обители Пр. Феодосия братия была не из одного рода или племени, но
различных; почему он и устроил для них несколько церквей, чтобы каждое
племя могло славословить Бога на своем природном языке: в соборной или
Великой церкви Успения Пресвятыя Богородицы — греки, в другой грузины, в
третьей армяне — исполняли свое церковное правило, собираясь на оное
семь раз в день, по слову Давида: «седмерицею днем хвалих Тя»; для
больных была особая церковь. Для причащения же Св. Таин вся
разноплеменная братия, из всех церквей, должна была собираться в
Великую церковь, в которой служили греки, и там причащались все вместе.
Всех братий, духовных чад преподобного, которых он породил духовно,
воспитал отечески и наставил на путь добродетели, было числом 693.
Многие из них впоследствии сделались начальниками других монастырей,
научившись доброму правлению от преподобного Феодосия, как от мужа,
исполненного духовной премудрости и разума, учившего свое стадо словом и
делом, бывшего по апостолу образом стаду. Не будучи научен внешней
премудрости, он говорил поучения с такою силою и сладостью, что и
состарившийся в богословском учении и упражнявшийся постоянно в науке
церковного красноречия не мог сравниться с ним в этом отношении; и не
удивительно, ибо преподобный учил не от человеческой премудрости, но по
благодати Божией. Но время перейти к сказанию о внешней деятельности
преподобного на общую пользу православной Церкви и о его отношениях к
преподобному Савве, как его знаменитому современнику.
В это
время царствовал в Византии, после Льва Великого и Зенона, император
Анастасий (491—518), давший свободу отступникам от православия.
Патриархом же Иерусалимским после Мартирия (ученика преподобного
Евфимия) был Саллюстий; при нем-то, после смерти аввы Маркиана, бывшего
в сане архимандрита, начальником всех монастырей в «пустыне Святого
Града», монахи, собравшись к Патриарху, который был тогда болен, по
общему соглашению просили его, чтобы он поставил преподобных Феодосия и
Савву архимандритами и начальниками всех монастырей, находящихся около
Святого Града, потому что сии святые мужи были пустынники, не имели
никакого стяжания, были славны жизнью и словом и обиловали
божественными дарованиями. Это единодушное избрание было утверждено
Патриархом беспрекословно и с любовью. С того времени авва Феодосий
сделался главным вождем и архимандритом всех общежительных монастырей
(киновий), почему и называется «киновиархом», а преподобный Савва был
поставлен начальником и блюстителем всех лавр, то есть, собраний
отшельнических жилищ, или уединенных келий. Оба эти мужа были
единодушны и единомысленны между собою, дышали более друг другом, нежели
воздухом, так что иерусалимские жители, видя их единомыслие, называли
их новою апостольскою двоицею, подобною двоице Петра и Иоанна.
Преподобный
Савва приходивших к нему в лавру юных (безбрадых) обыкновенно отсылал
сперва в киновию своего духовного друга, Феодосия, утешая отсылаемого
такими словами: «Сын мой, неприлично, или лучше сказать, вредно сей
лавре иметь у себя кого-нибудь безбрадого. Сей закон положили древние
отцы скита и мне его предал великий отец наш Евфимий. Когда я хотел
жить в его лавре, то он увидевши, что у меня еще нет бороды, послал
меня к блаженному Феоктисту и сказал, что неприлично и даже вредно жить
в лавре безбрадому монаху. А посему, пойди к авве Феодосию, там ты
получишь себе пользу». Великий же авва Феодосий, принимая к себе брата,
посланного Саввою, всемерно старался о усовершении его из уважения к
пославшему.
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ С ИЕРУСАЛИМА
Заказ треб на Святой Земле
Источник: http://simvol-veri.ru/commodity/uslugi/index.shtm | |
Категория: Мои статьи | Добавил: simvol-veri (28.02.2009) | Автор: GLEB | |
Просмотров: 9377 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/9 | |
Всего комментариев: 6 | |||||||
| |||||||