Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 21:12
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Новая страница 4

Форма входа

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Могила Ирода Великого - II
Противники Ирода Великого постарались на славу – смертное ложе царя, усеянное драгоценными камнями, мраморный саркофаг и дорога, по которой шла траурная процессия, исчезли с лица земли. Казалось – навсегда.

Шли века. На земле Израиля сменялись царства, правители, народы. Роскошные дворцы, крепости, гробницы исчезали в огне бесконечных войн, а то, что чудом избегало огня, разрушало время. Пришлые народы не искали под слоем пепла следы не своей истории. Новые дворцы и крепости возводились на пепелище, закапывая ещё глубже следы прошлого.

20-ый век изменил карту мира. В огне самой разрушительной из войн, как мифическая птица Феникс, возродился на земле Израиля древний народ, израильтяне – никогда не забывавшие свою историю. Теперь эта история была у них под ногами.

В 1967г, вскоре после 6-дневной войны и перехода территории Иродиона под юрисдикцию Израиля, впервые была сделана аэрофотосъемка местности и начаты реставрационно-восстановительные работы крепости царя Ирода. Занималось этим Управление Национальных парков Израиля во главе с археологом проф. Г.Фрестером. Через год парк Иродион был открыт для посещения широкой публики, но раскопки с тех пор практически не прекращались. В период 1972-1975гг была раскопана разветвленная сеть подземных коридоров, частично построенная во времена Ирода. Она предназначалась для соединения цистерн с запасами воды на случай блокады крепости. Однако бОльшая часть из них была построена в преддверии восстания Бар-Кохбы (132 – 135 гг н.э.). Тогда впервые в практике ведения войн и восстаний во многих населенных пунктах страны были подготовлены разветвленные системы подземных ходов, жилых и служебных помещений для защиты гражданского населения.


Иродион. Подземные переходы времен восстания Бар Кохбы.

В 1972г раскопки Иродиона перешли в ведение Управления древностей. Возглавил работу молодой ученый Эхуд Нецер, работавший до этого вместе с проф. Игалем Ядиным на раскопках другого знаменитого сооружения царя Ирода - Масады. Как и другим почитателям Иосифа Флавия, ему казалось, что найти могилу царя будет не трудно, и он решил продолжить работу своего предшественника де-Суси. Э. Нецер вернулся к дворцовому комплексу у подножья холма и необычному цилиндрическому сооружению в центре бассейна, размеры которого (13,5 м диаметром) вполне подходили, чтобы быть царской гробницей.

Но результат раскопок был обескураживающим. Никаких следов захоронения там не нашли, а в стенах помещения, которое оказалось внутри, были, расположенные рядами, небольшие ниши, как в колумбариях - специальных помещениях для выращивания голубей. В последствии оказалось, что это строение действительно относится к более позднему, Византийскому периоду.


Бассейн и цилиндрическое сооружение в центре (5).

Вместе с раскопками центрального строения, была сделана археологическая разведка всей площади бассейна. Если до этого были сомнения наполнялся ли этот бассейн когда-нибудь водой, то обнаружив остатки водоупорной штукатурки на его стенах и внушительные размеры – 70х46м, можно было уже дорисовать картину в стиле египетского Канопа*) , его веселой жизни и нравов. Для полноты картины оставалось только разузнать, каким образом и из какого источника наполнялся этот бассейн, т.к. одной дождевой воды для него было мало. Вероятно во времена Ирода существовал акведук, по которому шла вода из так называемых "Соломоновых бассейнов", построенных примерно в то же время южнее Вифлеема. Расстояние до бассейнов менее 10 км, но следов акведука ещё не нашли, и вопрос водоснабжения Иродиона остается открытым.

Наряду с раскопками территории бассейна экспедиция Эхуда Нецера тщательно исследовала аэрофотосъемки местности, сделанные в 1968г. На снимках на территории между бассейном и горой были видны следы очень большой постройки (130х60м), которую условно назвали "Большой дворец", а рядом, ближе к бассейну, - какой-то длинной полосы (350х30м), несомненно искусственного происхождения, получившей название "дорога".


Раскопки "Большого Дворца" (4). На заднем плане - Иродион.

Первое впечатление было, что это беговая дорожка, остатки ипподрома – одного из излюбленных развлечений того времени. К тому же у западного конца "дороги" было "П"–образное сооружение, которое вполне могло служить в качестве трибуны для зрителей. Но вскоре стало ясно, что беговая дорожка шириной 30 м не пригодна не только для соревнований колесниц, запряженных четверкой лошадей, но и для парных упряжек. Да и в "П"–образном сооружении не нашли никаких следов трибуны для зрителей..

В то же время продолжались раскопки крепости на вершине горы, которые сосредоточились в основном на расчистке обширной сети подземных переходов времен Бар-Кохбы, а также построек Византийского периода у подножья горы.


"П"-образное сооружение и постройки Византийского периода.

Византийские постройки были открыты случайно. Когда стало ясно, что "дорога" не имеет никакого отношения к ипподрому, и "П"-образное строение – не трибуна для зрителей, возникло подозрение, что, может быть, это и есть тот мавзолей, ради которого велись все работы, а "дорога" – путь, по которому шла похоронная процессия. К тому же рядом с "Большим дворцом" были завалы камней, обтесанных по краям характерной для иродианского стиля "рамкой", знакомой многим по иерусалимской "Стене плача". На некоторых камнях были изображения цветов или остатки дорического фриза, подтверждающие их использование для надмогильного памятника, или для украшения входа в погребальную пещеру. Поэтому дальнейшие раскопки шли "по следам" камней: найти их источник.

К сожалению, на расчищенной площади могилы Ирода не оказалось, но были обнаружены византийские строения V–VI вв, для которых использовались камни иродианских сооружений, и несколько объектов, построенных во времена Ирода.

Среди византийских построек особый интерес представляли хорошо сохранившееся устройство для получения оливкового масла ("Бейт-бад"), остатки церквей с мозаичными полами, надписями на греческом языке и каменные баптистерии - бассейны для выполнения обряда крещения. Поскольку в те времена крещение проходили не только новорожденные младенцы, но и новообращенные взрослые, баптистерии были довольно вместительные.

Иродион. Баптистерий из церкви Византийского периода.

Из иродианских сооружений важным открытием было "микве" - бассейн для омовения с целью очищения от ритуальной нечистоты, которое выполняется в соответствии с предписанием ТАНАХа. "Микве" было интересно ещё и тем, что выход из него был прямо на "дорогу", т.е. к предполагаемому пути похоронной процессии. Наличие "микве" в таком месте было обязательным в связи с необходимостью очищения от Тум’ат мет - "трупной нечистоты", которая считается самой высокой степенью ритуальной нечистоты. ТАНАХ предписывает –

«...если человек умрет в шатре, то всякий, кто войдет в шатер, и все, что в шатре, нечистым будет семь дней. И всякий открытый сосуд [находящийся в шатре], который не закрыт плотно крышкой, нечист. И всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечом, или к мертвецу, или к кости человеческой, или к могиле, нечист будет семь дней...» [Числа 19:14–16,22]

А быть какое-то время "нечистым" значило не только самому не участвовать в храмовых мероприятиях, но и переносить это на окружающих.

Ещё одно "микве", меньшего размера было обнаружено рядом с "П"-образной постройкой. В общем всё сходилось к тому, что где-то поблизости должна быть могила Великого царя. Но найти её не удавалось. Возможно, что её строительство проходило в несколько этапов, и изменения вносились в зависимости от намерений и фантазий царя, а в ходе раскопок с расстояния в две тысячи лет всё выглядит принадлежащим одному времени и одной идее, и разница в несколько лет неуловима.

Летом 2006 года были закончены раскопки в западной части "дороги" перед "Большим дворцом", построенным, вероятно, для приема именитых гостей, которых собирались пригласить на траурную церемонию. К сожалению никаких новых данных, которые указывали бы на место захоронения царя, обнаружено не было. Встал вопрос, где искать дальше? По логике вещей на территории крепости могилы не должно было быть, т.к. вся крепость стала бы тогда "нечистой" и дальнейшее пребывание в ней кого бы то ни было стало невозможным. Значит – внутри горы. Но где?

Самое заметное место Иродиона – восточная круглая башня крепости на вершине горы. Очень привлекала идея поиска царского захоронения на склоне горы под башней. Не известно был ли в этом какой-то смысл, но продолжение диагонали бассейна с цилиндрическим сооружением в центре проходило через здание "Большого дворца" и круглую башню.

Копать начали на полдороги до вершины, около наклонной стены, которая, судя по кладке, была иродианского периода и привлекала внимание многих. . Однако систематические раскопки здесь проводились ещё в 70-х годах в связи с изучением подземных убежищ времен Бар-Кохбы. Потом копали ещё, но...

Шимон Гасанов (Фото - М. Король)

Пусть об этом и о сделанном открытии расскажет Шимон Гасанов, член археологической экспедиции Эхуда Нецера. Предоставим ему слово :

Итак, господа! Добро пожаловать на место упокоения его величества, Ирода свет Великого! Это здесь. Весь шум, что был в прессе, именно об этих нескольких десятков метров раскопок.

С чего мы начали копать? Вот там (в нескольких метрах вверх по северному склону) кусок стенки и ворота, которые слегка торчали. Об этой верхней наклонной стенке и воротах было известно давно: дело в том, что здесь копал замечательный человек – отец Виджилио Корбо (с 1962 по 1967 гг.), из францисканцев, великолепный археолог, который вывез отсюда все, что только можно. Есть публикации, все зарегистрировано... Постарался очень хорошо. Это первое.


Иродион. Наклонная стена, построенная во времена Ирода для укрепления холма.

До него тут был еще более трагический случай. Видите, во-он там - такая раскопанная земля, вон там, сверху? Такая срезанная земля, которая, кстати, хорошо показывает, что холм был искусственно насыпан.Вам такое имя, Джон Аллегро**) , что-нибудь говорит? Ага, это он, это Аллегро! Знаменитый археолог-грабитель, который, начитавшись «Мегилат Нехошет» («Медный Свиток», один из кумранских манускриптов, содержащий список кладов), решил во что бы то ни стало эти сокровища найти. У этого человека было две интересных особенности. Во-первых, он любил немножко… того – пил он обычно хороший шотландский виски, а во-вторых, он никогда не вел никаких записей. Найти какие-то материалы по его раскопкам куда сложнее, чем найти могилу Ирода! Очень много он тут напортачил.

Когда мы начали здесь копать, первое, на что натолкнулись – куча камней вперемешку с новейшим мусором: обертки от сигарет, пробки от кока-колы, какие-то сгнившие батарейки… И мы не могли понять, что здесь происходит. Тут копался Аллегро, Корбо, а в 70-е годы немного профессор Эхуд Нецер с Гидоном Фрестером , и там наверху производились еще всякие работы по реставрации под эгидой Управления Национальными парками, так что можете представить себе, какой тут винегрет…

Копали, копали, копали, копали, скопали немного тут, немного там, и нашли дырку в стене, забитую камнями. Сказали: «О, могила!» Что называется – индейское национальное жилище «фиг вам!». В лучшем случае – это стенка Бар-Кохбы, в худшем – просто насыпь, кучка сброшенных камней… Пошли мы тогда вдоль наклонной стеночки, так решил Нецер, сделали несколько раскопов, и поняли, что национальные индейские «фиг вамы» раскиданы по всему склону… И вернулись сюда, к одному из входов в тоннели Бар-Кохбы***). Здесь хоть что-то можно понять.


Иродион. Вход в подземное убежище времен Бар-Кохбы .

Дырка эта была откопана еще в конце 70-х годов… Спустились чуть вниз, и тут встал вопрос со знаменитой лестницей, ведущей к верхнему дворцу: мы решили понять, как тут все это состыкуется по времени – ступени, наклонные стенки, ворота…


Иродион, северо-восточный склон. В центре хорошо видны остатки лестницы, которая, вероятно, была построена специально для похоронной процессии. Выше – территория последних раскопок.(Фото "Ариэль")

Теперь представьте, что там, где вы стоите, нет никаких раскопов, грунтом завалено тут все до той вон железки, а на этой территории возвышаются два так называемые «руджим» ****) - каменные кучи, высотой три метра с копейками… Короче, мы руками вытащили более 30 кубов камней, чтобы дойти до этих самых ступеней. Стало понятно, что опять ничего не понятно…

Решили сделать неимоверное и поднять сюда трактор, и сбросить весь этот камень, чтобы у нас появилась хоть какая-то возможность работать, потому что ходить тут было уже опасно: рабочих раз засыпало, Яков падал на камнях, Рои пару раз свалился в яму… Дорожку, по которой вы сейчас поднимались, мы попросту прорубили трактором (можем открывать фирму по прокладке дорог). Поднялись сюда, где, как я говорил, земля была выше на четыре метра, сбросили за два дня весь камень, после чего начали зарываться с трактором вниз. (Все, что ссыпалось из-под трактора, мы потом, естественно осмотрели – обязаловка!) И наткнулись на эту вот стенку с грубыми камнями, которая спускается вниз.

Стали спускаться вместе с ней – спускались, спускались, дошли с трактором до уровня вот этой банкеты (работа заняла две недели, чуть меньше), дальше копали уже вручную, вон, видите, где валяется кусок карниза [с типичными для иродианского строительства овами; «овы» - от лат. ovum, яйцо – орнаментальный мотив в виде яйцеобразных выпуклостей, обрамленных валиками, на капителях и карнизах ионического и коринфского архитектурных ордеров; иногда называется «червивыми яйцами» - М.Король], и тут мы находим обломок саркофага.

То, что это саркофаг, мы поняли сразу, не было никаких сомнений, - классический саркофаг, сделанный из камня, называемого по-арабски «мизи ахмар» («красный камень») или «мизи аль-яхуд» («еврейский камень») – это очень жесткий известняк, твердый доломит, прорезанный такими тонкими трещинками с вкраплением окислов железа, цветом от розоватого до красного. Это классический камень, из которого были сделаны те саркофаги, например, что найдены в «царских могилах» или в Петре… Первый же обломок - достаточно большой, с «розеттой», то есть, сомнений нет. Продолжаем копать. Еще обломок саркофага! Еще обломок! Еще! И тут обнаруживаются все эти архитектурные детали, карнизы, то есть ясно, что речь идет о чем-то серьезном. И месяц назад один из рабочих откапывает что-то круглое, что оказывается каменной «урной», архитектурным украшением, восходящим к настоящим погребальным урнам, использующимся в римской архитектуре при оформлении пирамидальной крыши мавзолея (по краям).

Мы нашли в дальнейшем обломки двух или трех урн (одну из них восстановили). Нашли несколько сот обломков саркофага. Явно его рушили от души - громили с чувством, с толком, с расстановкой! Обнаружили обломок пирамидальной крышки саркофага… Начали копать внутреннюю комнату (пока только один угол отрыт, к сожалению) – тут тоже нашли множество обломков саркофага, обломки карнизов, урн…

Декоративная урна, украшавшая крышу мавзолея царя Ирода.(Фото "Ариэль")

Я стою сейчас на юго-восточном углу стены мавзолея. Нет, это еще не крыша, это где-то середина стены. С дальнейшими раскопками у нас есть теперь очень большая проблема. Известный ортодоксальный рав Шмидель проявил интерес к захоронению. Раньше, до шумихи в прессе, Ирод был просто «идумейской *****) дохлятиной», а теперь – он царь Иудеи, а если так, то как можно осквернять его могилу?!

Но работа продолжается…



Проф. Эхуд Нецер на раскопках в Иродионе, 2007г. Фото – Дорон Нисим.


Примечания.

*) Каноп – портовый город в дельте Нила, слывший во времена Рима местом весьма порочным.

**)Джон Марко Аллегро (1923-1988), профессор Манчестерского университета, один из участников раскрытия и первый переводчик так называемого "Медного свитка" из собрания Кумранских рукописей. Уверовав в реальное существование перечисленных в свитке сокровищ организовал в 1959-1960гг археологические экспедиции для их поиска. Автор книги "Сокровища медного свитка", Москва, 1967г ("The Treasure of the Copper Scroll", N.Y., 1960).

***)Речь идет о раскопках , проведенных в рамках исследования подземных убежищ, вырытых при подготовке к восстанию Бар Кохбы.

****)"руджим" (араб. - رجم الهيري )– груда, куча

*****)Ортодоксальный иудаизм никогда не забывал идумейское происхождение царя. В 125 г до н. э. иудеи в очередной раз завоевали Идумею (Эдом – историческая область на южной границе Иудеи), и царь Иоханан Гиркан (из рода Хасмонеев) "заставил побежденных идумеев принять иудаизм. Среди тех, кого этот царь обратил в иудаизм, были дед и бабка Ирода" [р. И. Телушкин, с.99].

В статье использованы материалы из ЖЖ-дневника Михаила Короля и израильского периодического издания "אריאל" (Ариэль) №182, ноябрь 2007г, а также фотографии, опубликованные в открытых изданиях.


Источник: http://ru.local.co.il
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001126850926 (ВАША ПОМОЩЬ НАШЕМУ САЙТУ)

Категория: Мои статьи | Добавил: simvol-veri (22.02.2009) | Автор: GLEB

Просмотров: 2089 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Рейтинг@Mail.ru