Главная » Статьи » Мои статьи |
Ответ. В Божественной Литургии диакон пред временем целования возглашает; не приемлемые ко общению, изыдите. Поэтому таковые не должны присутствовать, если не обещают покаяться и оставить ересь. Выписка из наставлений к миссионеру Святителя Иннокентия Аляскинского: Инородцам (язычникам), не принявшим св. крещения, если не
предвидится, что от них может произойти какое-либо оскорбление святыне
или нарушение благопристойности, не только не возбранять присутствовать
при наших богослужениях, как то: вечерни, утрени и молебнов (если они
того пожелают), но даже приглашать их к ним. Из дневника свт. Николая Японского: 17 / 30 апреля 1905. Светлое Христово Воскресенье 29 июня / 12 июля 1905. Среда. Праздник Святых Апостолов Петра и Павла 10 / 23 января 1910. Воскресенье. Преосвященный Сергий совершал Литургию. 22 декабря 1909 / 4 января 1910. Вторник 18 / 31 января 1901. Четверг 15 / 28 января 1901. Понедельник 7 / 20 мая 1910. Пятница 15 / 25 марта 1901. Понедельник 5-й недели Великого Поста 17 / 30 октября 1900. Вторник
7 Окт. 1895г. Понедельник. И т. д.; объяснил я ему разность с ними в понимании мест, на которых зиждутся 7 таинств, указав, что незаконно у них священство... нет поэтому у них и таинства Евхаристии. На второй вопрос: признаю ли я возможность спасения в протестантстве? Епископ Одрей видимо хотел моего соучастия с ними, двумя епископами (быть может, и другие соберутся, кроме американского McKim’а), в их богослужении в качестве Епископа Православной Греко-Российской Церкви. И его опечалил мой отказ; такое грустное у него лицо сделалось. Мне и самому стало очень грустно. Но что же я могу сделать? Не продавать же православие за любезность! Догмат у нас разный – как же бы мы стали молиться единодушно? У нас – молитва за умерших. У них – прославление умершего, что он уже в Царствии Небесном; в после – воскресном номере «Japan Mail» напечатаны в сокращениях все проповеди, произнесенные вчера, в воскресенье, в протестантских Церквах по поводу кончины Королевы, и все – настоящий апофеоз ее добродетелей, а смиренной молитвы об упокоении ее – и тени, и намека нет. Где догмат, там нельзя и на йоту уступать или мирволить – ни протестантам, ни католикам. Не следовало бы и Преосвященному Тихону в Америке (будущему
Патриарху Тихону)являться в мантии на ординации епископального бишопа,
как он фигурирует ныне в рисунках по Америке.
Свтой Праведный Иоанн Кронштадтский. "У
калитки садика дома, где жил о. Иоанн, уже была толпа, в том числе были
и татары, которых полиция не пускала. На крыльце находилась плакавшая
татарка. Полиция не понимала, что она говорила. Абациев же знал
татарский язык, как уроженец Кавказа, и узнал от татарки, что она
привезла больного мужа, который лежит в телеге на дороге, и умоляла
допустить ее к мулле Иоанну. Абациев застал о. Иоанна за утренней
молитвой, несмотря на 5 час утра, и рассказал ему про татарку. О. Иоанн
сказал, чтобы татарку пустили.
«В
феврале 1896 г. в России побывал лорд-епископ Англиканской Церкви
Викельсон, который несколько дней гостил в Петербурге. Епископ
Викельсон посетил в столице видных иерархов Русской Православной
Церкви, которым заявлял о горячем стремлении Англиканской Церкви к
воссоединению с Православной Церковью. Так состоялась встреча епископа
Викельсона с членом Святейшего Синода архиепископом Одесским Иустином,
а вслед за тем, с о. Иоанном Кронштадтским и другими представителями
петербургского духовенства. ”Со всеми духовными особами епископ братски
лобызался. Отец Иоанн облобызал крест, который украшал грудь
англиканского епископа», - писал один из участников этой встречи.
Приняв приглашение пастора Уатсона, участники встречи проследовали в
англиканский храм, где архиепископ Иустин, о. Иоанн и все
присутствовавшие русские и англичане помолились перед общей
христианской святыней - святым Крестом, причем о. Иоанн Кронштадтский
воскликнул: ”Вот центр, нас объединяющий; я горячо молюсь к Спасителю
нашему о соединении христианских Церквей”».
( ”Экуменические встречи” св. Иоанна Кронштадтского «Русская мысль». Париж, № 4297,16 декабря 1999 г.)
-------------------------------------------------------------------
Не
только свт. Николай Японский, св. прав. Иоанн Кронштадтский, или свт.
Иннокентий Аляскинский , свт. Тихон Патриарх Московский и Всея Руси
имели такое теплое отношение к англиканам. В начале 20 века Русская
Церковь вела с Англиканской протестантской Церковью диалог о
возможности воссоединения Церквей. Англикане склонны были принять
Православную догматику, что и делало возможным объединение. Вот
взгляните как в Петербурге встречали и провожали англиканских епископов:
"К началу следующего года архиепископ Йоркский Уильям Далримпл Маклаган посетил Россию в сопровождении Бекбека, чтобы закрепить связи. Прием был очень радушным. Мандел Крейтон произвел на церемонии коронации в прошлом году хорошее впечатление. Межцерковные отношения были тогда более актуальны, чем музыка. Тем не менее, мы можем найти несколько оценок. Как и Крейтон, Маклаган присутствовал на Всенощном бдении в Храме Христа Спасителя, причем ему посчастливилось быть там на Вербное Воскресение. "Московский Листок, цитируемый в его биографии, отмечает: "В 8 ч. вечера архиепископ Йоркский подъехал к Храму Христа Спасителя, где служили всенощную Вербного Воскресения. Паникадило и свечи были зажжены вокруг галерей. Множество богомольцев наполнили здание. Архиепископ занял свое место в конце западной галереи, напротив иконостаса. Пышность службы, которую совершал епископ, прекрасное пение хора Чудова монастыря, великолепный вид собора с молящимися, державших пальму и свечку в руке, произвели на архиепископа глубокое впечатление. Он сказал окружавшим его, что был потрясен красотой здания, величием и торжественностью богослужения православной Церкви" [8] . Побывав на Литургии Преждеосвященных Даров в петербургском монастыре, он написал своей жене: "Это был еще один в нескольких смыслах хороший день. Начали мы с посещения красивой службы в Лавре, или монастыре, где ко мне обращались с большим уважением. Меня провели в алтарь и предоставили стул рядом с престолом. Пение было прекраснейшим, поистине набожным, - разумеется, в исполнении только двух хоров без инструментов. Прихожане ни разу не присоединились, да это и не подразумевается" [9] . Он был поражен не только красотой происходившего, но и той человечностью, с которой его принимали, а также уважением, которое оказывали. Когда он уезжал поездом из Петербурга в Москву, на платформе его провожало высшее духовенство, а как только состав тронулся, "часть хора из Исаакиевского Собора под руководством регента запела обычное приветствие, я ответил на него в обычной манере" [10] . Бекбек, вспоминая тот же случай, замечает, что хор действительно пел "Ис полла" - удивительная дань уважения к епископу неправославной Церкви. Биограф Маклагана, Ф.Д.Хау писал 10 лет спустя, что это была трогательная дань и знак уважения." http://www.pstbi.ru/institut/book/1 Пример Святых отцов и опыт нашей Церкви призывает нас к тому, чтоб в вопросах взаимоотношения с инославными и иноверцами мы не спешили клеить ярлыки "экуменист" на любого епископа или священника, имеющего общение с ними. Иначе мы сами себя противопоставим Церкви... Несмотря
на то, что существуют каноны, которые запрещают молиться с еретиками
даже в доме, запрещают с ними вкушать пищу, входить в их храмы. Но
мы видим, что есть и др. каноны, позволяющие допускать их на наши
богослужения. И существует уже немалый опыт Церкви в данных вопросах,
который нельзя бездумно отметать.
К
канонам нужно относиться так, как Сама Церковь учит относиться к
ним. Церковь формулирует и принимает каноны, но Она же и
рекомендует как их применять в конкретных исторических условиях.
Иногда Церковь изменяет каноны, даже отменяет их (на Стоглавом Соборе
было принято определение: "аще кто не крестится двумя персты, да будет
АНАФЕМА!" Как мы знаем позже этот канон был отменен и мы все крестимся
"тремя персты"). Иногда Церковь принимает новые каноны, которые
"противоречат" старым. Но это совсем не противоречие, поскольку
Церковь - автор канонов и правил, и поэтому Она имеет власть при
необходимости внести поправки в каноны, или приостановить их действие.
Вот пример того:
Апостольские Правила строго повелевают еретиков принимать в Церковь только через крещение.
Но
вот Вселенские Соборы, начиная уже с Первого! "не послушали" их
и установили правила принятия еретиков иные. Они разделили еретиков
на группы, и для каждой группы определили свои способы принятия их в
Церковь: через крещение, или через миропомазание, или просто через
исповедь. Причем иногда одних и тех же еретиков на разных Вселенских
Соборах было установлено принимать по разному.
Правила Святых Апостолов.
46. Епископов, или пресвитеров, принявших крещение или жертву еретиков, повелеваем извергать. Какое согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным? (2 Кор. 6:15) 47. Епископ или пресвитер если вновь окрестит человека имеющего истинное крещение или если не окрестит оскверненного от нечестивых, да будет извержен, как посмеивающийся Кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников. 68. Если кто епископ, пресвитер или диакон приемлет от кого-либо второе рукоположение: да будет извержен от священного чина — и он, и рукоположивший; разве если достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным или рукоположенным от таковых невозможно быть ни верными, ни служителями Церкви. Правила Вселенских Соборов:
8. Первый Вселенский Собор.
О именовавших некогда самих себя чистыми (новоциан), но
присоединяющихся к Кафолической и Апостольской Церкви, благоугодно
святому и великому Собору, да, по возложении на них рук, пребывают они
в клире. Прежде же всего надлежит им письменно исповедать, как
присоединяться и последовать будут определениям Кафолической и
Апостольской Церкви, то есть, будут в общении церковном и с
двоеженцами, и с падшими во время гонения, для которых и время покаяния
установлено, и срок прощения назначен. Надобно, чтобы они во всем
последовали определениям Кафолической Церкви. И так где, или в селах,
или в городах, все, обретающиеся в клире, окажутся рукоположенными из
них одних, да будут в том же чине. Если же там, где есть епископ
Кафолической Церкви, некоторые из них приступят к Церкви, явно есть,
что епископ православной Церкви будет иметь епископское достоинство; а
именующийся епископом у так называемых чистых, пресвитерскую честь
иметь будет, разве заблагорассудит местный епископ, чтобы и тот
участвовал в чести имени епископа. Если же то ему неугодно будет, то
для видимого сопричисления такового к клиру, изобретает для него место
или хорепископа или пресвитера: да не будет двух епископов во граде.
Толкование Епископа Григория (Граббе): Чистыми пресвитера Римской Церкви, в 3 веке, кафарами, называли себя раскольники — последователи Новата, пресвитера Карфагенской Церкви, и Новатиана 7. Второй Вселенский Собор.Из
еретиков, присоединяющихся к Православию и к части спасаемых, принимаем
по следующему чиноположению и обычаю: ариан, македониан, савватиан и
паватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четырнадцатидневников или
тетрадитов, и аполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают
всякую ересь, не мудрствущую, как мудрствует святая Божия Кафолическая
и Апостольская Церковь, приемлем запечатлевая, то есть помазуя святым
миром во-первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и
запечатлевая их глоголем: печать дара Духа Святого. Евномиан же,
единократным погружением крещающихся, и монтанистов, именуемых здесь
фригами, и савеллиан, держащихся мнения о сыноотечестве и иное
нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков, (ибо много здесь таковых,
наипаче выходящих из Галатийской страны), всех, которые из них желают
присоеденены быть к православию, приемлем, как язычников. В первый день
делаем их Христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем
их, с троекратным дуновением в лице, и в уши: и тако оглашаем их, и
заставляем пребывать в церкви, и слушать Писания, и тогда уже их
крестим.
95. Пято-Шестой Вселенский Собор.Присоединяющихся
к православию и к чести спасаемых из еретиков, приемлем, по следующему
чиноположению и обычаю: ариан, македониан, наватиан, именующих себя
чистыми и лучшими, четырнадцатидневников, или тетрадитов, и
апполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь,
не мудрствующую, как мудрствует Святая Божия Кафолическая и
Апостольская Церковь, приемлем, запечатлевая, то есть, помазуя святым
миром во первых чело, потом очи и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая
их глаголем: печать дара Духа Святого. А о бывших павлианами, потом к
Кафолической Церкви прибегших, постановлено: перекрещивать их
непременно. Евномиан же, единократным погруженипем крещающихся, и
монтанистов, именуемых здесь фригами, и савеллиан, держащихся мнения о
сыноотечестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков, (ибо
много здесь таковых, наипаче выходящих из Галатийской страны): всех,
которые из них желают присоединены быть к православию, приемлем, как
язычников. В первый день делаем их Христианами, во второй оглашенными,
потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и в уши:
и тако оглашаем их и заставляем пребывать в церкви и слушать писания, и
тогда уже крещаем их. Такожде и манихеев, валентиниан, маркионитов и им
подобных еретиков. Несториане же должны творить рукописания и предавать
анафеме ересь свою, и Нестория, и Евтиха, и Диоскора, и Севира, и
прочих начальников таковых ересей, и их единомышленников, и все
вышепоказанные ереси: и потом да приемлют святое причащение.
Поэтому
нужно очень осторожно подходить к вопросам о соблюдении канонов, иначе
можно промахнуться по незнанию их, и оказаться клеветником на
священнослужителя, или даже на Всю Церковь!
-----------------------------------------------------
Хотелось в конце добавить слова архимандрита Рафаила (Карелина) об экуменизме:
"экуменическая
молитва это не индивидуальная и не параллельная молитва, а общая, где
молитвы представителей различных конфессий слиты воедино; для этого
требуется специально сочиненный, компромиссный текст, что и
практиковалось на экуменических съездах."
р.б. Сергий Разумцев | |
Категория: Мои статьи | Добавил: simvol-veri (09.02.2009) | Автор: GLEB | |
Просмотров: 2078 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |