Главная » Статьи » Мои статьи |
Сегодня, в эти праздничные Рождественские дни нас переполняет радость, которую принес на землю Богомладенец Христос. Господь дал нам великое обещание, что пребудет с нами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Эти слова Христа Спасителя являются источником неиссякаемой радости для каждого из нас. И эту радость никто не отнимет у нас (Ин 16, 22). Но в этом году наша праздничная радость имеет и тень печали. Сорок дней назад почил в Боге Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Поэтому и в праздничные Рождественские дни мы возносим в наших храмах молитвы за упокой души усопшего Первосвятителя. Мы также усиленно молимся за будущее нашей Церкви. Уже совсем скоро состоится Поместный Собор Русской Православной Церкви, который изберет Патриарха Московского и всея Руси. Накануне Собора мы собрались в духовном сердце Святой Руси, Киево-Печерской Лавре, чтобы вознести нашу общую молитву к Богу Творцу и Промыслителю мира. Верим, что Господь пошлет нам Духа Своего Святого, наставит нас на всякую истину, и поможет в это ответственное время исполнить Его святую волю. Сегодня здесь собрались именно те люди, которым народ Божий предоставил священное право в Духе Святом решать будущее своей Церкви. Действительно, на нас с вами лежит огромная ответственность за судьбу всей Русской Церкви. История свидетельствует, что избрание Предстоятеля Церкви - это особое событие, которое имеет глубокое духовное измерение. Верим, что так будет и во время избрания будущего Патриарха. Господь изберет Себе самого достойного. Мы же должны осознать судьбоносность настоящего момента и вознести Христу Спасителю наши горячие молитвы, чтобы он не оставил Свою Святую Церковь и открыл нам Свою святую волю. О чем мы Его молим ныне. Поместному Собору, в соответствии с действующим Уставом об управлении Русской Православной Церкви, принадлежит высшая власть в области вероучения и канонического устройства. Поэтому Поместный Собор Русской Православной Церкви должен утвердить решения предыдущих Архиерейских Соборов относительно Украинской Православной Церкви. 25-27 октября 1990 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви предоставил Украинской Церкви независимость и самостоятельность в управлении, что тогда же было провозглашено соответствующей Грамотой Святейшего Патриарха. Статус Украинской Церкви был закреплен и в новой редакции Устава об управлении Русской Православной Церкви, которая была принята Юбилейным Архиерейским Собором в августе 2000 года. В восьмой главе этого документа Украинская Православная Церковь определена как «самостоятельная с правами широкой автономии». В своей жизни она руководствуется Грамотой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским. Таким образом, уже более восемнадцати лет наша Церковь существует как независимая и самоуправляемая. Не будет преувеличением сказать, что объемом своих прав Украинская Православная Церковь не уступает сегодня не только автономным, но и некоторым Автокефальным Поместным Церквам. Украинская Церковь сама избирает своего Предстоятеля. Этот выбор благословляется Московским Патриархом. Мы имеем свой Священный Синод, созываем свои Соборы, самостоятельно принимаем решение об открытии новых епархий, об изменении их границ и о поставлении епископов. При Священном Синоде действует целый ряд отделов, которые отвечают за разные направления церковной деятельности. В течение последних лет, благодаря самоуправляемому статусу нашей Церкви, мы стали свидетелями возрождения традиций ее самобытного бытия. Независимость Украинской Православной Церкви создала возможность для того, чтобы наша Церковь могла стать, по словам апостола, всем для всех, ни для кого не создавая препятствий ни по политическому, ни по идеологическому или ни по каким-либо другим признакам. Наилучшим свидетельством потенциала и духовной силы нашей Церкви стали юбилейные торжества по случаю 1020-летия Крещения Киевской Руси, состоявшиеся в прошлом году в Киеве. В них приняли участие Святейший Вселенский Патриарх Варфоломей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, а также представители всех Поместных Православных Церквей мира. 27-28 июля в торжественных богослужениях на Владимирской горке и в Киево-Печерской Лавре приняли участие около 150 архиереев, прибывших в Киев со всего мира. В октябре 2008 года представители Украинской Православной Церкви во главе с ее Предстоятелем приняли участие в совещании Предстоятелей Поместных Православных Церквей на Фанаре. Все эти события продемонстрировали единство нашей Церкви со всем мировым Православием, способствовали росту ее авторитета в Украине и мире. Итак, сегодня мы можем уверенно говорить, что канонический статус, предоставленный Украинской Православной Церкви восемнадцать лет назад, прошел испытание временем. Он доказал свою эффективность для решения нашей Церковью задач, которые перед ней стоят. Предоставление и сохранение этого статуса связаны с именем усопших Святейшего Патриарха Алексия. Именно поэтому, как отметил Священный Синод Украинской Православной Церкви в своем Обращение от 20 декабря 2008 года: «Получение нашей Церковью этого канонического статуса всегда будет предметом нашей сыновней молитвенной благодарности Святейшему Патриарху Алексию». К сожалению, годы Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия стали также временем трагических разделений в Украинском Православии. Немало наших братьев сознательно вышли за пределы церковной ограды и сегодня находятся вне общения с Вселенским Православием. Несколько тысяч приходов принадлежат к непризнанным группировок: так называемых «Киевскому Патриархату» и «Украинской Автокефальной Православной Церкви». Раскол остается неизлеченной раной на теле нашей Святой Церкви, существенно вредит православной миссии в современной Украине и создает условия для распространения новых религиозных движений, преимущественно харизматического толка. Поэтому преодоление церковного раскола в Украине является для нас одной из приоритетных задач. В 2007 году представители УПЦ КП и УАПЦ обратились к нашей Церкви с обращениями, в которых было изложено их видение путей преодоления церковных разделений в Украине. В этих документах преодоление раскола связывается с получением Украинской Православной Церковью определенного усовершенствованного канонического статуса. В своих ответах на эти обращения Священный Синод нашей Церкви отметил, что «изменение канонического статуса Украинской Православной Церкви возможно лишь при условии достижения единодушия по этому вопросу среди епископата, духовенства и мирян. Однако в нашей Церкви сегодня существуют различные точки зрения относительно ее будущего» (Ответ Священного Синода Украинской Православной Церкви на «Обращение Архиерейского Собора УАПЦ к Поместному Собору УПЦ», 16 июля 2008 года). Несмотря на то, что вопрос канонического статуса Украинской Православной Церкви активно обсуждается уже более двадцати лет, не существует консолидированного ответа на этот вопрос. И мы констатируем этот факт сегодня, в преддверии Поместного Собора Русской Православной Церкви. Вполне очевидно, что и сегодня в украинском церковном народе нет единодушия в вопросе оптимального для нашей Церкви канонического статуса. Поэтому и сегодня любые окончательные решения по этому вопросу, полагаю, будут преждевременными. Но это не означает, что мы должны отказаться от открытого общецерковного обсуждения указанной проблемы или замалчивать ее существование. Наоборот, сегодня мы должны вывести это обсуждение на качественно новый уровень и привлечь к нему лучших специалистов в области церковной истории и канонического права. Чтобы достичь этой цели, считаю целесообразным создание специальной комиссии, в которую бы вошли не только представители иерархии Русской и Украинской Православных Церквей, но и церковные ученые из ведущих богословских учебных заведений России и Украины. Поскольку вопрос возможного канонического статуса Украинской Православной Церкви является одним из центральных в нашем диалоге с неканоничными группировками, то в случае создания указанной комиссии, она бы могла рассмотреть и возможные пути преодоления церковных расколов в Украине. Раскол - это не только проблема Украинской Православной Церкви и ее священноначалия, это проблема всей Русской Православной Церкви. Следует признать, что в жестких, а порой и жестоких церковных противостояниях прошлых двух десятилетий мы не всегда имели возможность вести диалог с отпавшими от церковного общения братьями на должном богословском уровне. Жизнь требовала активных действий и немедленного принятия решений. Сегодня конфессиональная ситуация в Украине стала более стабильной. Все мы устали от религиозной вражды. Как свидетельствуют тексты обращений УПЦ КП и УАПЦ, и среди наших братьев, находящихся в составе этих конфессий, существует желание найти выход из канонической изоляции, в которой они оказались. Поэтому сегодня мы имеем все условия для того, чтобы спокойно и взвешенно проанализировать ситуацию и попытаться найти оптимальную модель преодоления церковных разделений в Украине. Именно для того, чтобы эта модель базировалась на строгом соблюдении канонических норм Православной Церкви нам и нужно привлечь к этому процессу церковных ученых. Призывая к общецерковному обсуждению проблем Украинского Православия, мы должны избегать тех опасностей, которые часто преследуют нас на этом пути. Главная из них - это политизация церковной жизни. Наша Церковь дистанцируется от любых политических сил. Она принципиально осудила так называемое «политическое православие», представители которого пытались принести в церковную ограду определенные политические идеологии и под прикрытием Церкви фактически занимались политической пропагандой. Мы приветствуем стремление политиков помочь Церкви в преодолении существующих церковных разделений, но одновременно напоминаем, что Церковь в Украине отделена от государства, и поэтому помощь государства не должна превращаться во вмешательство во внутрицерковные дела. Как Церковь не принимает участия в политическом процессе, так и государство не должно рассматривать себя как фактор влияния на внутреннюю церковную жизнь. Сегодня много ведется разговоров о том, кто вскоре займет вдовствующий Патриарший Престол. Среди возможных кандидатов говорят и обо мне, видя во мне преемника Святейшего Патриарха Алексия. Искренне благодарю за столь высокую честь, но желаю предстать перед Богом сто двадцать первым митрополитом Киевским. Шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси пусть будет тот, на кого укажет Бог и ваш выбор. Еще раз призываю всех нас к горячей молитве и глубокому осознанию той ответственности, которая лежит на нас с вами. Мы должны искать пользы для нашей Святой Церкви и настойчиво просить, чтобы Господь укрепил нас в служении Ему. Верю, что Родившийся в Вифлееме Спаситель мира не оставит нас без Своей благодатной поддержки в этот исторический момент. Храни нас всех Бог. Неофициальный перевод портала «Богослов.Ru» | |
Категория: Мои статьи | Добавил: simvol-veri (18.01.2009) | |
Просмотров: 1656 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |