Главная » Статьи » Мои статьи |
После сошествия Святого Духа и проповеди апостола Петра, после которой к Иерусалимской общине присоединилось около пяти тысяч человек, на христиан со стороны иудеев началось открытое гонение (Деян. 4). Апостолов бросили в темницу, но, боясь их наказать из-за народа, старейшины с угрозами прогнали их, запретив говорить об имени Иисуса Христа. Но апостолы продолжали свое благовествование, совершая при этом множество чудес. Тогда первосвященники и саддукеи схватили архидиакона Стефана, и, обвинив его в богохульстве, убили (Деян. 7). После этого на Церковь в Иерусалиме обрушилось великое гонение. Все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии (Деян. 8:1). Несмотря на гонение, христианская община возрастала, соединяя в себе доселе ненавидевших друг друга иудеев и самарян. Гонение только способствовало выходу христианской общины за рамки одного города и более широкому распространению новой религии. Политическая власть Иерусалима до царя Ирода Агриппы не принимала участия в гонениях на христиан. Но в 42 г. ставший царем Ирод Агриппа, желая угодить иудеям, в 44 г. начал преследовать христиан. По его приказу был казнен апостол Иаков Зеведеев, и схвачен апостол Пётр. Но в ночь перед казнью Ангел Господень освободил Петра, который, попросив уведомить об этом апостола Иакова, брата Господня, первого иерусалимского епископа и остальных, покинул Иерусалим (Деян.,гл.12). В 49 г. в Иерусалиме апостолы собрали первый в истории христианской Церкви, известный как Апостольский, Собор, под председательством, согласно древнему преданию, святого Иакова, брата Господень. Апостолы единогласно заявили о нецелесообразности наложения на язычников соблюдения ветхозаветного закона (Деян. 15). Видя все возрастающий успех христианской проповеди, иудеи, воспользовавшись отсутствием в городе римского прокуратора Альбина, в 62 г. схватили Иакова, брата Господня, и, обвинив его в богохульстве, убили. В 66 году в Иерусалиме вспыхнуло восстание. Во время его подавления, римские власти, не разбираясь в отличиях между иудеями и иерусалимскими христианами (евреями по крови), уничтожали их наравне с взбунтовавшимися иудеями. Иерусалимская община, во главе которой стоял св. Симеон, покинула город и переместилась в оставшийся верным римлянам город Пеллу. После разрушения Иерусалима в 70 г. Титом, церковная жизнь в нём практически угасла. На обосновавшуюся в Пелле иерусалимскую общину очень быстро обрушилось двойное гонение: со стороны римлян и непримиримых иудействующих христиан. Поскольку миссионерскими трудами св. Симеона Иерусалимская Церковь все больше приумножалась населявшими город язычниками, очень скоро, из-за упрямства иудействующих, в христианской общине произошел конфликт. Предводителем иудействующей части христиан был Февуд, притязавший на епископский престол. Отделившись от иерусалимской общины, он образовал ряд «иудейских» ересей. Эти еретики при каждой возможности стали доносить римлянам на христиан. По их доносу в 107 г. в возрасте 120 лет был арестован и распят св. епископ Иерусалимский Симеон Иерусалимская Церковь в II-начале IV века По причине гонений восходившие после св. Симеона на Иерусалимскую кафедру епископы не управляли Церковью подолгу. Несмотря на то, что центр Иерусалимской общины пребывал в Пелле, ее епископы не переставали именоваться Иерусалимскими. После подавления иудейского восстания Бар-Кохбы иудеям было запрещено появляться в Иерусалиме, а разрушенный город римляне вспахали плугом. Быстро подверглись поруганию со стороны язычников и христианские святыни. Например, Голгофу и Гроб Господень покрыли статуи Афродиты, возле Вифлеемской пещеры возвышался храм Адониса. Церковный центр в это время перемещается в Кесарию, крупный административный и торговый центр Палестины. Хотя здесь уже и раньше существовала христианская община, но сначала она была незначительной. С восхождением на Иерусалимский престол епископа Александра (213—251) в Иерусалимской Церкви начался период духовного образования и общего подъёма. Он был основателем библиотеки и богословской школы в Иерусалиме, где преподавал прибывший в 215 г. в Палестину Ориген. Но в 250 г. начались новые гонения на христиан при императорах Деции и Валериане. Привыкшие к мирной жизни христиане оказались неготовыми к испытаниям. По этой причине в было много «отпадших», которые из страха перед смертью, утратой имения или выгодного положения отрекались от Христа. По причине большого количества отпавших, впервые возник вопрос о возможности и мерах их принятия в лоно Церкви. Этот вопрос был решен на собравшемся в 252 г. в Антиохии Поместном соборе, на котором присутствовали и палестинские епископы. В 303 г. на христианскую Церковь обрушилось Диоклетианово гонение, во время которого в Палестине пострадало очень много христиан, особенно епископов и клириков Иерусалимская Церковь в IV-начале VII века Гонение на Церковь прекратились только после восхождения на престол императора Константина Великого (324—337). К этому времени состояние христианства в Палестине было весьма удручающим. Единственной областью, где христианство имело реальную силу, была Кесария. В Иерусалиме же христиане были настолько немногочисленны, что без вмешательства императора Константина они никогда не смогли бы вернуть оскверненный язычниками Гроб Господень. В 326 г. Иерусалим посетила мать Константина Великого императрица Елена. Она нашла древо Честного Креста Господня и приказала очистить Святые Места от языческих капищ и построить там храмы. В 328 г. святым Илларионом, учеником преподобного Антония Великого, был основан первый в Иерусалиме монастырь. Параллельно с ним монашество в Палестине вводил и его современник, святой Харитон, родом из Иконии. В Палестине очень быстро появились многочисленные монастыри. Монашество обосновалось даже в Святоградских храмах. Так, в храме Воскресения Господня зародилось Братство Святого Гроба Господня, которое вскоре распространилось на другие святыни Палестины и монастыри, став нерушимым оплотом Православия. Зародившаяся в начале IV в. в Александрии арианская ересь нашла богатую почву и среди палестинских мыслителей. Одной из главных причин столь быстрого распространения арианства явилась сильная поддержка со стороны императорской власти. Его представителем был и митрополит Евсевий Кесарийский (306—337) — друг и сподвижник императора Константина Великого. Ариане настолько укрепились в Палестине, что им даже удалось созвать ряд соборов, где настойчиво защищались их интересы. Вплоть до смерти митрополита Евсевия эта ересь с большим успехом покоряла сознание палестинского священства. С восшествием на Иерусалимский престол Кирилла I (350—386) произошло решающее столкновение арианства с Православием. Епископ Кирилл трижды был сослан по различным обвинениям. С приходом к власти Юлиана Отступника (361—363) в Палестине стали возрождаться язычество и иудейство. Император повелел даже возвести вновь храм Соломона, дабы опровергнуть Иисусово пророчество. Но начавшееся строительство вскоре было остановлено из-за сильного землетрясения. Новый император Валент II также поддерживал арианство. На свою кафедру святой Кирилл окончательно возвратился лишь в 379 г., с приходом к власти православного императора Феодосия. Император созвал в 381 г. II Вселенский собор, на который был приглашен и Кирилл. Осудивший арианство собор почтил многолетний подвиг православного епископа, признав его единственным и законным епископом «Церкви Иерусалимской, Матери всех Церквей». С этого момента в Палестине начинается возрождение духовной жизни, значение возрастает, В виду возросшего значения Иерусалимской Церкви в жизни Вселенского Православия, на IV Вселенском соборе, в 451 г., ей был дарован статус Патриархата. В период второй половины V — первой половины VI в.в. Иерусалимская Церковь боролась с монофизитской ересью и оригенизмом. Видными деятелями в это время были монахи свв. Савва Освященный и Феодосий, «ученые мужи иудейской пустыни», исполненной в тот период множеством монастырей. Оригенизм был окончательно осужден в 553 г. на V Вселенском соборе. После завершения оригенских раздоров Иерусалимская Церковь более пятидесяти лет наслаждалась мирным и спокойным существованием. К началу VII в. Иерусалим становится одним из важнейших торговых центров Востока. По всей Палестине было возведено множество храмов и монастырей. Достигнуть такой славы и величия Иерусалимской Церкви никогда не было больше суждено. В 614 г. Иерусалим был захвачен персидским царем Хосроем. Город был разрушен и разграблен, похищено было даже древо Святого Креста. Было убито более 100 тыс. христиан, а Патриарх Захария уведен в плен. К 625 г. в Иерусалиме были отстроены сожженные храмы. В 627 г., после победы императора Ираклия над персами, святыня была возвращена. Иерусалимская церковь в период арабского господства и крестовых походовВ последние годы правления халифа Аль-Мансура (754—775) христиане халифата были обвинены в шпионаже в пользу византийского императора, и отношение к ним резко ужесточилось. Многие храмы были превращены в конюшни, были запрещены вечерние богослужения и запрещено преподавание греческого языка детям. С этого началась небывалая до сих пор аравизация христиан, которым пришлось переводить на арабский язык даже богослужебные книги. Особенно жестоко преследовались монахи.Во время правления халифа Харун аль Рашида (786—809) Палестину поразила эпидемия чумы, опустошившая ее. Христианское население страдало и от неутихавших междоусобных войн и бедуинских разбойничьих шаек, наводнивших Палестину. В 786 г. были вырезаны насельники обители св. Саввы. В последующие годы отношение к христианам в зависимости от правившего халифа изменялось, то улучшаясь, то ухудшаясь. Особенно тяжелым было гонение при халифе Хакиме, продолжавшееся с 1007 по 1020 г.г., когда было разрушено множество христианских храмов. В 1099 г. Иерусалим захватили крестоносцы, основав там Иерусалимское королевство и латинский (зависимый от Римского папы) патриархат. Кресоносцы считали православных еретиками и относились к ним враждебно. Латиняне захватывали православные храмы и монастыри и изгнали монахов Братства святого Гроба Господня. Иерусалимские православные патриархи были вынуждены проживать в изгнании в Константинополе и оттуда управлять Церковью. После того, как крестоносцы потерпели поражение от правителя Египта Салах-эд-Дина, латинский патриарх покинул Иерусалим, а в храмы и обители вновь вернулся православный клир. Иерусалимская Церковь в XIII—XV в.в После крестоносцев, оставивших после себя страшные разрушения, в Палестину пришли новые завоеватели — египетские султаны мамлюки, которые ненавидели христиан. Христиане в течение XIV—XV в.в. не раз претерпевали жестокие гонения от мамлюков, хотя в 1410 г. Иерусалимскому Патриарху Дорофею была вручена хартия, закреплявшая за православными Святые Места, которыми попытались обладать уже не только католики, но и яковиты, копты, абиссинцы, армяне. В 1443 г. в Иерусалиме был созван Поместный собор, на котором Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский Патриархи осудили Ферраро-Флорентийскую унию с Римом. С падением Византии (1453) положение православных в Палестине резко ухудшилось. В Иерусалиме вспыхнуло невиданное до сих пор кровавое гонение, в считанные дни были опустошены множество храмов, монастырей, осквернены христианские кладбища, причем восстанавливать их запрещалось. В период этих тяжких испытаний на Святые Места стала притязать Католическая Церковь. К концу XV в. католики разделили храм Воскресения с православными. Иерусалимская Церковь в XVI—XX в.в Состояние Иерусалимской Церкви к началу XVI в. было удручающим. В 1517 г. османский султан Селим I (1512—1520) покорил царство мамлюков, и Палестина находилась в составе Турецкой империи вплоть до конца Первой мировой войны. Турки относились к христианам более терпимо по сравнению с мамлюками, Селим I признал за Православной Церковью полное право на владение Святыми Местами и даровал свободу совершения религиозных обрядов. Патриарх Герман II (1548—1579) добился от турецких властей того, что все святыни Палестины отныне будут находиться в руках православных. Для охраны Святых Мест было воссоздано в XVI в. монашеское братство Святого Гроба Господня. Возглавил братство сам Патриарх, который и по сегодняшний день является его игуменом и священноархимандритом. Греки всего мира оказали неоценимую помощь в восстановлении осквернённых святынь. Султан не только не препятствовал православным в восстановлении святынь, но и запретил фирманом 1534 г. изымать у греческих монахов имущество и причинять какой бы то ни было вред. Но католики, армяне, абиссинцы и копты всё равно не оставили попыток их захвата. Этой борьбой ознаменовался весь означенный период истории Иерусалимской Церкви. Католики начали вести миссию среди населения Палестины. До 1550 г. в Вифлееме не было ни одного католика. Стараниями францисканцев в 1550 г. в Вифлееме три человека приняли католичество и составили первую католическую общину Вифлеема, которой впоследствии было суждено стать центром и основой католицизма в Палестине. В 1558 г. францисканцам удалось захватить часть Голгофы, в 1561 г. — Иверский монастырь, в 1565 г. католики завладели пещерой Рождества Христова в Вифлееме. С 1574 г. католики стали служить в храме Святого Гроба Господня. В 1604 г. согласно мирному договору между Францией и Османской империей католикам даровалась полная свобода передвижения и совершения религиозных обрядов на территории Палестины. Латинские монахи сразу стали скупать палестинские земли и всячески добиваться святынь, находившихся во владении православных. После долгих судебных разбирательств в 1634 г. тремя указами султан положил конец спорам о Святых Местах. Греки получили преимущество перед армянами и католиками в храме Гроба Господня; латинянам под страхом смерти запрещалось притеснять греков в храме Гроба Господня; все незаконно захваченные католиками святыни Палестины должны были быть немедленно переданы Православной Церкви Иерусалима. В том же году храмы Гроба Господня и Вифлеемский с пещерой Рождества Христова, как и другие святыни, были возвращены православным. Но и после этого католики не успокоились. К этому времени Патриархат находился в великой нужде и неоплатных долгах, поэтому вести борьбу было особенно трудно. Часто на дела Иерусалимской Церкви пытались влиять через Константинопольского Патриарха, от которого в этот период очень сильно зависел Патриархат Иерусалимский. Не имея большой паствы и постоянных доходов, иерусалимские патриархи были вынуждены искать финансовой помощи у других православных Церквей и государств, в основном, у России. Католики в борьбе за обладание святынями прибегали к таким методам, как подкупы судей, скупка у мусульман долгов Патриархата. Положение было трагическим. За отсутствием средств Вифлеемский храм был на грани разрухи, а обители грузинских монахов вот-вот могли перейти в руки францисканцев. Во время правления Патриарха Досифея II (1669—1707) борьба за святыни разгорелась с новой силой. Патриарху путем создания нового органа управления делами Патриархата — «Совета Старейшин» — удалось поправить финансовое положение и оплатить долги, начать восстановление Вифлеемского храма. Но в связи с неудачной для Турции войной против Австрии, Франции и Венеции положение вещей в Палестине стало меняться. Франция и Австрия требовали передачи всех палестинских святынь католическим монахам. Россия, со своей стороны, выступала как защитница Православия на Востоке и требовала передачи Святых Мест православным. В 1757 г. султан Осман III издал указ, в котором подробно излагалась история Святых Мест и проистекавшее из нее право на владение ими Православной Церкви Иерусалима. Православным было передано все незаконно отнятое католиками в храме Воскресения, Гефсиманский храм, Вифлеемский и другие святыни, которые начали активно восстанавливать. Период до конца XVIII ст. ознаменовался возрождением Иерусалимского Патриархата. К сожалению, вторжение войск Наполеона в Палестину прервало его и принесло большие разрушения. В 1808 армянами был сожжен храм Гроба Господня, восстановленный в 1810 г. К 1821 г. отношения православных греков Палестины и турецких властей начали быстро ухудшаться. Греков все чаще обвиняли в шпионаже в пользу России, открыто преследовали. Братство Святого Гроба Господня турецкие власти все больше воспринимали как политическую организацию, арестовывали и пытали её членов. Восстановление сгоревшего храма Воскресения привело к непомерным расходам и новым огромным долгам. Святому Граду в это время помогал весь православный мир. XIX в. отмечен особым развитием прозелитизма католиков и протестантов в Палестине. В 1847 г. папа Пий IX вновь открыл там Латинский Иерусалимский Патриархат. В 1839 г. в Иерусалиме была открыта Англиканская миссия. Конфликт за Святые Места с новой силой разгорелся в 40-е годы XIX в. По новому положению 1852 г. Святой Гроб Господень остался в ведении православных греков, а базилика Рождества в Вифлееме переходила к католикам. До 40-х годов XIX в. избрание Иерусалимских Патриархов находилось в руках Константинополя. С этого времени началось возрождение Церкви, особенно при Патриархе Кирилле II (1845—1872), который в 1853 г. основал богословскую школу Святого Креста. С 1847 г. в Иерусалиме действовала русская Духовная миссия, которая способствовала не только русским паломникам, но и активно помогала Иерусалимской Церкви, создавала школы и приюты для православных арабов. Основателями и первыми деятелями этой миссии стали епископ Порфирий (Успенский) и архимандрит Антонин (Капустин), оба известные ученые-историки. С 1882 г. действовало Православное Палестинское Общество, созданное с теми же целями. В России постоянно проводился сбор средств для оказания материальной помощи Иерусалимской Церкви. Современное устройство и жизнь Иерусалимского Патриархата В 1948 г., после ухода из Палестины английских войск, по решению ООН Святая Земля была разделена на Иорданию и Израиль, что стало новым источником напряженности в этом крае. Условия, в которых происходит служение Иерусалимской Церкви сделались очень сложными: это и многочисленные арабо-израильские конфликты, и гонения со стороны новых (израильских) властей, много христиан евреями было изгнано со своих земель и убито. В ходе захвата Иерусалима в 1948 г. были серьезно повреждены или полностью уничтожены многие христианские храмы и монастыри, которые подвергались целенаправленным артобстрелам и бомбардировкам со стороны евреев. 17 мая бомба попала в собор святых Константина и Елены, а осколки от нее повредили расположенный поблизости Храм Гроба Господня. Обстрел велся из захваченного сионистами бенедектинского монастыря на Сионской горе. Был обстрелены монастыри святого Авраама и святого Спиридона, церкви других конфессий. В период с 1949 по 1967 г. евреи захватили и разграбили множество храмов и монастырей, оскверняли христианские кладбища. В ходе войны 1967 г. израильские солдаты осквернили Храм Гроба Господня, ворвавшись туда с собаками. Находясь внутри него, они курили, пили. То же самое происходило в Храме Рождества в Вифлееме, который еще и обстреляли из артиллерийских орудий. Подавляющее большинство антихристианских акций в Израиле проходит при попустительстве или даже санкций или руководства страны, если это масштабное мероприятие, или местных администраций. По свидетельству членов делегаций Иерусалимского и Антиохийского Патириархатов, посещавших Москву во время интронизации патриарха Кирилла, израильские власти в настоящее время грубо притесняют христиан-палестинцев: «И в Вифлееме, и в Иерусалиме, и в Газе, по всей оккупированной земле живут наши братья, православные. Мы молимся о них. Ведь они страдают ежедневно от оккупации… К ним нет ни капли уважения, их избивают, над ними издеваются, кидают в них камни, плюют в них, третируют как граждан второго сорта… Такой оккупации не знал ни один народ в мире». При этом Израиль лживо утверждает, что сокращение численности христианского (и, в частности, православного) населения Палестины связано с тем, что они-де бежали от мусульманских экстремистов. «Никогда христиане не уезжали потому, что мусульмане их притесняли», — заявил представитель Антиохийского Патриархата[1]. Отмечены случаи притеснений к бывшим российским соотечественникам, эмигрировавшим в Израиль, но решившим не становится иудеями, а быть христианами. По свидетельству духовенства, часто такие прихожане вынуждены посещать храмы тайно, чтобы их не увидели соседи и знакомые. Вообще следует отметить, что иудаизм предписывает иудеям относится к соплеменникам-христианам с еще большей ненавистью и злобой, чем к христианам из «гоев»[2]. Вот некоторые примеры, что отнощения между иудеями и православными христианами складываются далеко не просто: * В израильском городе Мигдаль а-Эмеке в 2004 году силами местных израильтян православного вероисповедания (в основном, выходцев из б. СССР) был восстановлен православный храм, построеный еще в XIX в., но затем пришедший в запустение, потому что местные жители-арабы были изгнаны в 1948 году еврейскими захватчиками. Однако когда начались восстановительные работы в церкви, возникли проблемы с группой представителей местной еврейской религиозной общины, возглавляемой раввином Гроссманом. В течение почти полутора лет, со времени открытия храма со стороны иудейской общины слышались угрозы, были попытки и физически мешать восстановлению храма. После вмешательства журналистов, ситуация несколько нормализовалась, но ненадолго. В ночь на 8 июня 2006 г. иудейские фанатики устроили подлинный погром: поломали и побили иконы снаружи церкви, разбили окна. Никто не был наказан. Полиция отпустила погромщиков на том основании, что они якобы несовершеннолетние. По мнению пострадавшей стороны, это утверждение было неправдой[3][4]. * …«Был случай в Беэр-Шеве, когда мы вместе с еще одним священником пришли к пожилой женщине по ее просьбе, чтобы исповедовать ее. После исповеди мы вышли на улицу, и нас окружила толпа людей. Они выкрикивали оскорбления, угрожали, проклинали нас. Но полиция задержала не их, а… нас. По обвинению в миссионерстве. Это было просто абсурдно. Мы пришли туда исключительно по просьбе больной женщины. Нас продержали четыре часа в участке и запретили появляться здесь в течение двух недель под угрозой штрафа в пять тысяч шекелей. Никто не извинился, и в самой полиции тоже не извинились за грубость и наговор. Это нас поразило, ибо полностью противоречит законам Израиля о религиях и свободе» (свящ. Роман Радуан)[5] Патриархи Иерусалимской православной церквиИаков Брат Господа (ок. 27-62) Симеон (62 ?-107) Юстос I Заххаеос Тобиас Вениамин Иоанн I (117-1 ?) Маттиас Филип Сенека Юстос II Леви Эфрем Иофиф Иуда Марк Кассиан Публий Максим I Юлиан I Гай I Симмах Гай II Юлиан II Каптий Максим II Антоний Валенс Дольчиан Нарциссий Диос Герман Гордион Александр Мазбенес Гменей (260-298) Заюдас (298-300) Хермас (300-314) Макарий I (314-333) Максим III (333-350/1) Гераклий (350/1) Кирилл I (350/1-386) Евтихий (в оппозиции) Ириней (в оппозиции) Илларий (в оппозиции) Иоанн II (386-417) Праилий (417-422) Ювеналий (422-458) Феодосий Монофизит (посл. 451-457) (в оппозиции) Анастасий I (458-478) Мартирий (478-486) Салуст (486-494) Илия I (494-516) Иоанн III (516-524) Петр (524-552) Макарий II (552 и 563/4-574) Евстахий (552-563/4) Иоанн IV (574-594) Амос (594-601) Исаак (601-609) Захария (609-631) Модест (632-633/4) Софроний I (633/4-638) вакантно 638-c. 650 Георг (? -668) Феодор I (668- ?) Анастасийй II (ок. 692-705) Иоанн V (705-735) Феодор II (735-770) Илия II (до 787?-797?) Феодосий (в оппозиции Илие) Георг (807 или ранее ?- ?) Фома (807-821) Василий (821-839) Иоанн VI (839-843) Сергий I (843-859) Саламон (ок. 860-865) Феодосий (867- ок. 878) Илия III (ок. 878-907) Сергий II (907-912) Леонтий I (912-929) Афанасий I (929-937) Христодул I (937-951) Агат (951-964) Иоанн VII (964-966) Христодул II (966-969) Фома II (969-979) Иосиф II (980-983/4) Агапий (983/4-985) Орест (986-1006) Феофил I (1012-1020) Никифор I (1020- после 1048) Иоанникий Софроний II (до 1059 - после 1064 / до 1076 - после 1083) Евфимий I (после 1083 ?) Симеон II (до 1092-1099) Иоанн VIII (ок. 1099-1106/7) Сабас (ок. 1117/8) Николай (1122-1156) Иоанн IX (ок. 1157) Никифор II (1166-1171) Леонтий II (1174/5-1184/5) Досифей I (до 1187-1189) Марк II (1189/90-1195) Евфимий (ок. 1222) Афанасий II (? -1235 ?) Софроний III Григорий I (ок. 1273- ок. 1285) Фаддей (? -1296?) Афанасий III (ок. 1303- до 1308 и после 1309) Гавриил Вулас (ок. 1309) Григорий II (ок. 1322) Лазарь (* и 1341- ок.1367) Герасим (ок. 1341) Дорофей I (ок.1377/8-1402/12) Феофил (между 1419-1424) Феофан II (? -1430?) Иоахим (1437?-1464?) Авраам (ок. 1468) Иаков (ок. 1482) Григорий Марк (ок. 1505) Дорофей II (1506-1537) Герман I (1537-1579) Софроний IV (1579-1608) Феофан III (1608-1644) Паисий (1645-1660) Нектарий (1660-1669) Досифей II (2 февраля 1669 - 18 февраля 1707) Хрисанф (19 февраля 1707 - 18 февраля 1731) Милетий (февраль 1731 - март 1737) Парфений (март 1737 - 28 октября 1766) Эфраим II (1766- 26 апреля 1770) Софроний V (28 апреля 1770 - 4 января 1775) Аврамий (июнь 1775 - 13 ноября 1787) Прокопий I (13 ноября 1787 - 2 ноября 1788) Анфим (3 ноября 1788 - 22 ноября 1808) Поликарп (1808-1827) Афанасий V (1827-1845) Кирилл II ( 28 марта 1845 - 19 ноября 1872) Прокопий II (1872-1875) Иерофей (1875-1882) Никодим ( 16 августа 1883 - 11 августа 1890) Герасим (11 марта 1891 - февраль 1896) Дамиан (июль 1897 - 14 августа 1931) Топотерет (1931-1935) (управлющий) Тимофей ( 22 июля 1935 - 31 декабря 1955) Бенедикт (29 января 1957 - 11 декабря 1980) Диодор I (16 февраля 1981 - 19 декабря 2000) Ириней (13 августа 2001 - 5 мая 2005) (официально низложен на Соборе 25 мая 2005, продолжает служить, часть приходов подчинается ему) митрополит Корнилий (25 мая - 22 августа 2005 - ) (управляющий) Феофил III (Яннопулос) (22 августа 2005 - | |
Категория: Мои статьи | Добавил: simvol-veri (17.08.2009) | |
Просмотров: 6096 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/5 | |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||