Главная » 2015»Сентябрь»30 » Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня в Иерусалиме (2015)
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня в Иерусалиме (2015)
08:30
Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня установлен в память обретения и воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения.
В воскресенье, 27-го сентября 2015 года Иерусалимским Патриархатом торжественно был отмечен согласно его уставу и паломническому статусу праздник Воздвижения Честного Креста.
Этот праздник является памятью о том, что в году 326 н.э. сразу после чинопоследования Открытия Храма Воскресения, был воздвигнут на видном месте около Гроба Господня найденный крест Господа архиепископом Иерусалимской Церкви Макарием и императрицей Святой Еленой, чтобы увидели его сходившие толпы, которые, увидевши воздвигнутый крест, восклицали много раз “Господи, помилуй”.
Накануне вечером
Вечером накануне праздника была совершена Великая Вечерня, которую возглавил Его Божественное Блаженство наш Отец и Патриарх Иерусалимский Феофил. После чтения девятого Часа в монашеском храме Святых Константина и Елены и официального спуска под звон колоколов к Пресвятому Храму Воскресения состоялась встреча возглавившего Вечерню Блаженнейшего Отца нашего и Патриарха Иерусалимского Феофила у Святого Камня Помазания, каждение и поклонение ему им и архиереями.
Затем состоялось поклонение Пресвятому Гробу Господню Патриархом, Архиереями и священниками, в то время как пели “Спаси Господи народ твой” первый певец Храма Воскресения архимандрит от. Аристовул и его помошники, уставщик архимандрит от. Алексей и кипрский певец Такис Пантелис, председатель Ассоциации «Друзья Святой Земли”.
Сразу после этого имели место вход в Кафоликон, благословение Патриархом, его подъем на престол, поклонение Архиереев и членов Собора ужасной Голгофе, в то время как диаконы кадили Места Паломничества. Во время каждения началась Вечерня Aниксантариями. В священном алтаре молились Святогробские и другие присутствующие Архиереи. Вечерня продолжалась и закончилась славословными аполитикиями и тропарями распятия, великим входом и благословением хлебов.
В конце вечерни состоялся официальный подъем под звоном колоколов в Патриархат.
В день праздника
В воскресенье утром состоялся официальный спуск Святогробской Братии в Пресвятой Храм Воскресения.
После поклонения Блаженнейшего Камню Помазания и Пресвятому Гробу Господню имели место вход в Кафоликон, его облачение в мантии, подъем на престол, куда пришли священники и взяли благословение. В то время били колокола и пели “Свыше пророцы” и имели место архиерейское целование и облачение Патриарха и Архиереев.
Сразу потом началась Божественная литургия в Кафоликоне, возглавленная Его Божественным Блаженством Отца нашего и Патриарха Иерусалимского Феофила, ему сослужили его Высокопреподобные Архиереи, а именно Патриарший Местоблюститель Митрополит Капитольядский Исихий, от Вселенского Патриархата и Церкви Греции прибывший Митрополит Ксанфийский Пантелеймон, от Московского Патриархата прибывший Митрополит Петербургский Владимир, от Церкви Кипра прибывший Высокопреподобный Митрополит Тримифунтский Варнава, от Вселенского Патриархата прибывший Митрополит Адрианопольский Амфилохий; остальные Святогробские Архиереи, а именно Высокопреподобные Архиепископы Герасский Феофан, Авилонский Дорофей, Константинский Аристарх Генеральный Секретарь, Севастийский Феодосий, Лиддский Димитрий, Секретарь Священного Синода, и Kaтарский Макарий, множество Святогробских иеромонахов и прибывших священников из других Православных Церквей, архидиакон Евлогий и диаконы Дионисий, Марк, Анастасий, Синесий. Присутствовали также представители Генерального Консульства в Иерусалиме и множество православных верующих из Греции, Кипра, Румынии, России, Сербии и Болгарии.
После Божественной Литургии начался от Священного алтаря ход, который прошел мимо святого Камня Помазания, спустился в часовню Обретения Святого Креста, где был найден святой Еленой Честной Крест. Там по указу устава состоялось к четырем сторонам Воздвижение Святого Креста с молениями и поющимися песнопениями и поклонение Кресту Блаженнейшим Патриархом и Архиереями.
Потом ход прошел через семь Арок, обошел три раза Гроб Господень, прошел через Камень Помазания и поднялся на Голгофу, где снова был воздвижен Честный Крест. Там поднялся и снова Блаженнейшим Патриархом Честный Крест был поднят к четырем сторонам света, чтобы Он освятил все создание, а затем положили Его на престол Голгофы. Последовало поклонение ему Блаженнейшим Патриархом, Архиереями, представителем Генерального Консула г-ном Василием Койнисом, священниками и всеми верующими.
После спуска с Голгофы к Священному алтарю Кафоликона состоялся Отпуст хода и последовало поклонение Честному Древу остальными верующими.
Наконец Патриаршее Сопровождение вместе с представителем Генерального Консульства г-ном Койнисом поднялись под звон колоколов в Патриархат, где Блаженнейший обратился к прибывшим Архиереям, священникам, православной пастве:
“Днесь сад животный от земных незаходимых недр происходит, на нем пригвожденнаго Христа извествует Воскресение и, воздвизаемый руками священническими, Того на Небеса возвещает возношение, имже наше смешение от еже на землю падения на Небесех жительствует. Тем же благодарственнее возопиим: Господи, вознесыйся на нем и тем совознес нас, НебесныяТвоея радости сподоби” восклицает песнопевец Церкви Косма епископ Maйумский.
Ваше Превосходительство Генеральный консул Греции,Преподобные святые Отцы и дорогие братья,Благочестивые христиане и паломники,
Сегодняшний праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста, совершившийся на том священном месте крестной жертвы и Воскресения Бога и Спасителя нашего Христа, является великой радостью и благословением, но и гордостью по божественныму Павлу, говорящему, “мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распятся, и аз миру” (Гал. 6,14).
Крест Христа является гордостью, потому что Им была отменена смерть тления и греха. Смерть вошла в человеческий род из-за человека. “Бог смерти не сотвори”, говорит Библия (Прем. Сол. 1, 13). Она, смерть, “завистию же диаволеювниде в мир” (Прем. Сол. 2,24) и скорее вкушением от древа в рае, как говорит и святой Косма: “Снедию древа роду прибывшая смерть Крестом упразднися днесь”.
Афанасий Великий говорит, “смерть не господствует над нами” и апостольское слово проповедует (Рим. 6,9), “посему Христос распинается, чтобы искупить проклятие и, чтобы мы наследовали благословение”.
Это благословение является силой на этом Кресте распятого и вознесенного Христа Бога нашего, о Котором божественный Павел говорит: “Слово бо крестное погибающымубо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть”(1 Кор. 1,18).
Иными словами, проповедь о Кресте тем, кто ходит по пути гибели, кажется глупостью и юродством. Но нам, кто ходит на пути спасения, это сила Божия освещающая, укрепляющая, утешающая и спасающая.
Умолим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и вместе с песнопевцем скажем: “Кресте Христов, христиан упование, заблуждших наставниче, обуреваемых пристанище, в бранех победа, вселенныя утверждение, недужных врачу, мертвых воскресение, помилуй нас, сохрани и спаси нас от всех угроз врага”, Аминь.
Разыскивая Животворящий Крест, царица Елена расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно стал подносить кресты один за другим к тяжелобольной женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда; когда же возложили третий крест, то она тот час исцелилась. Случилось, что в это время несли тело для погребения. Тогда стали возлагать кресты на умершего; и когда возложили третий крест, покойный ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», поклонялся Честному Древу. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма — она скончалась в 327 году. Храм был освящен 26 сентября (по новому стилю) 335 года. На следующий день, 27 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
Молитвы Воздвижения Креста Господня
Тропарь Воздвижения Креста Господня
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Перевод:
Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.
Кондак Воздвижения Креста Господня
Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.
Перевод:
Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.
Величание Воздвижения Креста Господня
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.
Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню
Молитва первая
Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.
Молитва вторая
О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.