В Великий четверг 21.04.2011 на высоком помосте Патриарх
Иерусалимский Феофил со своими епископами бросают жребий, кому каким
Апостолом быть. Тот, которому выпало быть Иудой, снимает головной убор.
Далее разыгрывается сцена тайной вечери, заканчивающаяся тем, что
Патриарх, подражая Христу, омывает ноги своим епископам.
Отдаленное представление об обстановке, сопутствовавшей чину омовения ног, дает фото .
Конечно, древняя церемония, вековой обычай, но на наш русский взгляд,
есть в этом розыгрыше нечто кощунственное. Греки же умиленно рыдают.
Чин омовения ног — редко встречающийся чин, когда в Страстной Четверг
архиерей, по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной
Вечерей, омывает ноги сидящим священнослужителям, в знак глубокого
смирения и служения народу Божию
Здесь на площади Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей
Палестины Феофил после уставной Литургии Василия Великого в греческом
храме св. апостола Иакова, брата Господня , совершил Чин умовения
ног.Блаженнейший Патриарх Феофил, как сам Христос, сняв с себя верхнюю
архиерейскую одежду и знаки достоинства, подходил к каждому из
двенадцати греческих священников, как к апостолам, омывал им одну ногу и
вытирал. Все сопровождалось чтением Евангелия в котором Спаситель
объясняет Своим ученикам смысл сотворенного умовения. Так Господь
показывал ученикам: кто хочет быть большим, должен другим служить.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Ежегодно в четверг на «страстной» неделе в Иерусалиме совершается
обряд «омовения ног», в воспоминание о Спасителе, омывшем ноги своим
ученикам пред Его спасительными страданиями. Из разговоров с бывшими в
Палестине паломниками и из сообщений путеводителей мы знали, что на эту
церемонию собирается такая масса народа, что бывает трудно даже дойти до
площади, где обычно исполняется этот обряд, почему мы позаботились
заранее попросить господина уполномоченного Палестинского общества
устроить нам туда доступ.
Он любезно обещал нам это и около 9 часов утра, на следующий день,
прислал за нами турка-каваса, который и проводил нас на площадь,
предоставив владыкам почетные места на одной из террас, против самого
храма. Терраса эта, с постепенно понижающимися ступенями, была заполнена
интеллигентною публикой: тут были консулы иностранных государств,
высокопоставленные особы, чины различных ведомств и национальностей и
почетные гости русских подворий. Вся площадь перед храмом была
буквально залита народом, еле сдерживаемым рослыми турецкими солдатами.
Интересное зрелище представляла собой эта многочисленная толпа, стихийно
двигавшаяся при каждом натиске солдат...
Патриарх, несмотря на большие недосуги по случаю Страстной недели и
торжественных служений, а также приемы многочисленных посетителей,
соизволил удовлетворить наше желание и попросил владык, через о.
Каллиста, пожаловать к нему...
... Патриарх заговорил что-то по-гречески, обращаясь к о. Каллисту.
- Его блаженство спрашивает, - перевел слова патриарха о. Каллист, -
хорошо ли вы устроились, и если что-нибудь неудобно, то блаженный
предлагает поместиться при патриархии, где есть для вас хорошее
помещение.
Мы поблагодарили за внимание и просили не беспокоиться, так как мы
устроились при Александровском русском подворье. Патриарх слегка
повернул голову к двери и хлопнул три раза в ладоши. Вошел слуга, держа
в руках большой поднос, на котором стояло несколько стаканов свежей
холодной воды, ваза апельсинового варенья (глико), рахат-лукум и
маленькие чашечки черного кофе. Патриарх предложил нам это восточное
угощение, весьма необычное для европейца, но на Востоке, при жаркой
температуре, оно более, чем кстати, и взял стакан воды сам63.
Разговор пошел на общие темы и касался большей частью паломничества и жизни на Востоке христиан и их обычаев...
...Приближалась «великая суббота», преддверие священной Пасхи. По
исконному обычаю, в Иерусалиме в этот день происходит едва ли не самое
интересное торжество - раздача так называемого «благодатного огня». На
эту процессию стекаются огромные массы народа, не только живущих в
Иерусалиме и прибывших из Европы паломников, но и отдаленные жители
Палестины, Аравии, Египта, Абиссинии. Попасть в храм в это время
представляет большую трудность: необходимо бывает заручиться содействием
кого-либо имеющего власть или влияние среди администрации Иерусалима.
Распоряжение патриарха и заботы управляющего русскими подворьями П. И.
Ряжского помогли нам преодолеть представлявшиеся препятствия: нам были
выданы специальные билеты на право входа в храм, и владыки в
сопровождении каваса направились в алтарь храма, а мы с о. Дионисием
прошли с управляющим подворий и другими привилегированными лицами.
Пробраться сквозь живую стену народа нелегко: не только площадь, но и
прилегающие к ней улицы были залиты народом; живой букет разноцветных
головных уборов пестрел и колебался в воздухе; слышался стихийный шум и
гул – точно прибой морских волн рокотал около.
Темные коридоры храма представляли собой ниши, переполненные народом, и
наши кавасы, отчаянно стуча жезлами64, едва могли протискаться сквозь
массу, чтобы продолжить путь... На крыше часовни блеснул огонь; на углах
ее вспыхнули яркие, как бенгальские огни... В минуту весь храм был
залит огнем...
...Выйдя из русских построек, где находится «Порог судных врат» и часть
«Страстного пути», мы70 при помощи проводника стали восстанавливать по
узким грязным улицам тот путь, которым шел Христос Спаситель, «неся
крест свой». Судить о вероятности «крестного пути» можно только по
уцелевшим камням старой стены и улицы, которые теперь позавалены щебнем
или позастроены различными зданиями.
Здесь, как и во многом другом, между католиками и греками существуют
разногласия. По уверению католиков, Спаситель шел именно по тем местам,
какие принадлежат им, католикам, а греки и русские указывают другой путь
и, судя по раскопкам, более вероятный. У народов Запада держится
убеждение, что Христос Спаситель, шествуя на Голгофу с крестом, в
изнеможении падал на землю, и этих падений они насчитывают до 10.
Место каждого падения отмечено ими знаками креста на зданиях и римскими
цифрами в порядке падений. В одной из темных улиц «Страстного пути» они
указывают место, где стоял некогда дом сердобольной Вероники, которая,
сострадая изнеможению Спасителя под тяжестью креста, отерла кровавый пот
с Его Божественного лица, и на полотенце, сам по себе, изобразился лик
Христа.
Евреи, негодуя на Веронику, подвергли ее жестоким наказаниям, и она, по
католическому преданию, первой приняла мученичество за Христа. В
предполагаемом ее жилище устроена теперь небольшая часовня, у одной из
стен которой устроено изваяние Спасителя, упавшего под тяжестью креста.
Святая Вероника стоит около и полотном отирает его изможденное лицо. |