Главная » 2016»Март»20 » В Иерусалимском Патриархате отметили день памяти преподобного Герасима Иорданского
В Иерусалимском Патриархате отметили день памяти преподобного Герасима Иорданского
19:21
В четверг 17 марта 2016 года, первой седмицы Великого поста Иерусалимским Патриархатом была отмечена память преподобного отца Герасима Иорданского в основанном им и ныне носящем его имя монастыре, расположенном на западном берегу реки Иордан недалеко от впадения ее в Мертвое море.
Преподобный Герасим Иорданский родился в городе Ликии (Каппадокия, Малая Азия). Уже в юности он решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. В Иорданской пустыне преподобный Герасим устроил обитель и написал Устав, который отличался большой строгостью.
Сам настоятель являл братии замечательный пример совершенного подвижничества и воздержания. Так преподобный Герасим оставил семейное богатство и мирские дела и стал монахом.
Святой подвизался в пустыне Египта и позднее около 450 года пришел на берег реки Иордан в Палестине, где основал монастырь и стал его настоятелем. Как пишет Кирилл Иерусалимский в житии Евфимия Великого, Герасим одно время был сторонником ереси Евтихия и Диоскора, но вскоре расскаялся в своих заблуждениях.
Около 455 года Герасим основал лавру, согласно распорядку которой новоначальные иноки жили в общежитии, а духовно опытные — в келиях. Сам Герасим достиг такой степени аскетизма, что в течение всей Четыредесятницы обходился без пищи, только по воскресным дням принимая святое Причастие.
Во всем мире известна история о том, как однажды святой Герасим встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины. Поэтому-то святой Герасим считается покровителем животных и врачевателем.
Святой Герасим скончался около 475 года.
В святой обители была совершена Божественная литургия Преждеосвященных Даров, ее возглавии Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил, ему сослужили Иеромонахи Святогробцы: отец Иероним игумен из Фхеса Иорданского, Архимандрит Игнатий игумен из села Пастушков, Архимандрит Паисисий настоятель монастыря Пророка Илии, Архимандрит ананий настоятель монастыря Святого Георгия из Бейт-Джалы, Иероним Кириак, приходской священник Храма Святого Константина о. Никита, арабоязычные Пресвитеры, такие как о. Исса Муслех, о. Юсеф Хонтали и о. Павел Алеме, а также Архидиакон Евлогий, Иеродиаконы Агапий, Марк и Анастасий, сомолились Его Высокопреосвященство Митрополит Назаретский Кириак, Его Высокопреосвященство Митрополит Капитольядский Исихий, Генеральный Секретарь Его Высокопреосвященство Архиепископ Константинский Аристарх, Его высокопреосвященство Архиепископ Лиддский Димитрий, секретарь Священного Синода, Его Высокопреосвященство Архиепископ Каттарский Макарий, Его Высокопреосвященство Митрополит бывший Замбийский Иоаким, церковные гимны исполняли первопевец Пресвятого Храма Воскресения Архимандрит Аристовул и его помощники монахи из монастырей Хозева и Вифлеема при участии учащихся Патриаршей школы, представителей СМИ Патриархата, диаконов разных монастырей, а также паломников из Греции, Кипра, России, Румынии и Украины.
К благочестивой пастве с Божественным словом на греческом языке обратился Блаженнейший Патриарх:
Господи, в память святых Твоих, вся тварь празднует, небеса радуются со ангелы, и земля веселится с человеки: тех молитвами помилуй нас”, поет песнопевец Церкви.
Дорогие братья во Христе,Благочестивые христиане и паломники,действительно все творение празднует сегодня, особенно окраина реки Иордана в торжественном праздновании памяти преподобного Отца нашего Герасима на Иордане на тем самом месте подвижничества, и также получения венца нетления, т.е. его обожения.
Этого же достиг наш Отец Герасим, подражая пророкам и отшельников и особенно Честного Предтечи, которые, освещенные светом “Ангела Великого Совета” (Ис 9, 6), т.е. Христа, сияют всегда как светила в пустыне Иордана, где в последнее время новое светило появился преподобный Иоанн Новый Хозевит. Вот почему небеса радуются с Ангелами и земля ликует с людьми, “Свет праведным всегда, свет же нечестивых угасает” (Притчи 13, 9). У праведных людей, говорит писатель Притчей, всегда есть свет жизни и радости Христа. Вместо этого, однако, свет жизни и радости нечестивых, т. е. неверующих, рано или поздно угаснет.
“Святых Твоих память Господи, показася якоже рай, иже во Едеме” восклицает песнопевец Церкви. Этот же Рай, мои дорогие, это Церковь Бога. Христос есть в Церкви насажденное древо жизни, света и праведности. Этим древом является евхаристическое Тело и Кровь Спасителя нашего Христа, от нее вкусив, мы живы будем, и смерти, как Адам, не подвергнемся”.
Из этого евхаристического дерева жизни ели все Святые Церкви и, конечно, наш Отец Герасим, который засушливая возделывал бесплодную пустыню и сажал с деревом жизни во Христе. Поэтому и его славная память освещает души благочестивых, изгоняет тьму страстей и искушений и рассеивает глубочайший мрак демонов.
Иными словами, мои дорогие братья, празничная память Преподобного Отца нашего Герасима и наше участие в ней открывает нам духовный и практический способ лечения наших психических ран. Лечебницей ран души и всех ее болезней являются покаяние и исповедание. “Не приидох бо призвати првдники, но грешники на покаяние” (Мф. 9, 13) говорит Господь. Толкуя Господние слова, Святой Апостол Иаков говорит, что сила молитвы, которая творится с верой, вылечивает больного. Т.е. если больной совершил грехи, которые вызвали его болезь психическую или телесную, они будут прощены. Он поощряет, чтобы мы исповедовали между нами грехи наши и молили друг за друга. Молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему. Исповедайте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете: много бо может молитва праведнаго поспешествуема” (Иак. 5, 15 – 16).
Советник и помощник покаяния это святой пост, который учил нам Его самым примером наш Господь Иисус Христос, постившись сорок дней и сорок ночей в пустыне окраины Иордана, где Он был веден Его Святым Духом, чтобы Он был искушен дьяволом и бореться победоносно против него (Мф. 4, 1-2). “Пост же”, говорит Святитель Иоанн Златоуст, “души есть еда и, как телесная пища кормит тело, так и пост делает душу сильнее… вызывает представлять себе о высшее, делает ее выше наслаждений настоящей жизни”.
Поэтому старый Адам получил в качестве жилья Рай, насажденный Богом отличным способом, чтобы у него были там божественные созерцание и собеседование лично и чтобы он получил в этом Рае совет и заповедь от Бога, определяющую подходящий там пост, в том смысле, что, если он соблюл бы его, он остался бы навсегда бессмертным и неустанным и беспечальным”, проповедует Святой Григорий Палама.
По песнопевцу Церкви Преподобный Герасим, оснащенный оружиями покаяния и исповеди, поднялся на высоту умственного, приняв ясные видения божественных тайн Христа. Иными словами, Святой Отец наш Герасим стал причастником видения божественного созерцания, т.е. славы Божией, как говорит и его песнопевец. “Имея все стремление своей диши, Герасиме, только к одним нетленным, ты сподобился тех, что ты возжелал”. Это означает опять, что святой Герасим сподобился общения с новым Адамом Христом в «Церкви первородных на небесех написанных» (Евр. 12, 23).
Именно к этому просто приглашает нас Святая наша Церковь, т.е. к покаянию и самопознанию, особенно в настоящем поприще Святого и Великого Поста, во время которого показываются живые примеры исповедания, умиления, сокрушения «и желания только к нетленным». Такие примеры это смирение Мвтаря или самопознание Блудного Сына, блаженное и приносящее радость покаяние Марии Египетской, но и осияние Святым Духом богоносных Отцов и Святых Церкви, как Иоанна Лествичника, Григория Паламы и, конечно, сегодня почитаемого Преподобного Отца нашего Герасима. Приведенные выше примеры приглашают и призывает нас, чтобы мы сбросили старого, перстного нашего человека и облачились в новом человеке, т.е. распятом за нас и воскресшем Христе.
Умолим Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и преблагословенную и приснодеву Богородицу и Матерь Божию и прославим прославившего Его Преподобного Отца Герасима и с песнопевцем Святым Иоанном Дамаскином скажем: ” Имущи душе моя, врачевство покаяния, приступи припадающи, и воздыханием зовущи, врачу душ же и телес: человеколюбче, свободи мя от многих моих согрешений: сопричти мя блуднице, и разбойнику, и мытарю, и даруй ми Боже, беззаконий моих прощение, и спаси мя. Аминь”.
Многие пришли к тайне Божественного Причастия. Последовал крестный ход священной иконы Аввы Герасима вокруг его святого монастыря, в то время как предшествовали скауты. Был вознесен молебен за здоровье, помощь и мир мира и за упокой усопших отцов и братьев наших.
В полдень трудолюбивый и гостеприимный настоятель Монастыря Архимандрит Хризостом подал всем постную трапезу.
Сегодня обитель Герасима Иорданского напоминает цветущий сад посреди пустыни и очень гостеприимно принимает паломников.
В монастыре имеются две церкви- Верхняя и Нижняя, которую еще называют Церковью Святого семейства. Еще с апостольских времен сохранились предания о пещере, где останавливались на ночь во время бегства в Египет от преследователей царя Ирода Пресвятая Богородица с новорожденным Иисусом и святым Иосифом Обручником.
Чудотворная икона Божьей Матери, «Млекопитательница», которая находится здесь, говорят, излечивает от болезней.
В честь преподобного Герасима Иорданского была в 1885 году освящена Верхняя Церковь. Интерес у ейской группы вызвали русские иконы, что находятся здесь. Их тут несколько. Одна из них- икона преподобного Герасима Иорданского. Есть здесь и греческий вариант этой иконы. Он считается чудотворным, и как «Млекопитательница», избавляет от недугов, ну и конечно заставляет задуматься о том, какой же все таки чистый душой и сильный духом был при жизни Герасим. Только подобных ему могла позвать к себе пустыня, чтобы могли они упрочить веру свою, остаться наедине с Господом, избежать искушений и страстей человеческих, трудом и постом заслужить право называться праведниками.
Акафист святому преподобному Герасиму Иорданскому
Тропарь, глас 8
В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу: приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней; темже и со Ангелы срадуется, преподобне Герасиме, дух твой.
Кондак, глас 4
Возгоревся рачением Горним, жестокость пустыни Иордановы паче всех мира сладких предпочел еси: отонюдуже повинуся тебе зверь даже до смерти, отче, послушне и жалостне на гробе твоем скончася, прославльшу тя тако Богу, к Немуже моляся, и о нас, отче Герасиме, поминай.
Кондак 1
Избранника Божия и чудотворца, Иордана насельника и хранителя, отшельником же образ и миряном, восхваляем тя, чтители твои, богоносе, но яко имеяй дерзновение ко Господу, от враг, теснящих ны, защити, да зовем ти: Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.
Икос 1
Ангел от человек был еси, преподобне, притек от земли к небесным, ныне же со безплотными радующася тя зря, ужасаюся и страхом зову ти от души сия:
Видя мира сего тщету и житейских треволнений отрешився, богомудре, разумно прежним отцем подражал еси, ихже заповедем последуя, восхождения путь обрел еси, Герасиме. Сего ради и Владыце твоему, блаженне, любовию вопиял еси: Аллилуиа.
Икос 2
Разум имый правый, ревностию дыша божественною, яко иный Антоний, святе Герасиме, собрания монашеская созвал еси, яко древле от Египта той. Мы же, к тебе взирающе, взываем от сердца сице:
Силою свыше оболкийся, блаженне, в пустыню удалился еси, и яко ниву благоплодну и добру сию показал еси, мудре, желающим Царство Христово стяжати; темже Христу поем: Аллилуиа.
Икос 3
Имый божественную ревность, Герасиме, в сердце твоем, и божественный свет, исполняяй е, восхождения творил еси непрестанно, и добрую куплю талантом содеяв, радовался еси; мы же, чудящеся, вопием ти разумно сицевая:
Ревности Господни горящей в души твоей, Герасиме, соединился еси Ангелом, и себе самаго сокровище священное Троицы показав, преподобне, возглашал еси с ними божественную песнь: Аллилуиа.
Икос 4
Слышаша живущии во стране Иорданстей славу твою, и текоша в пустыню видети тя; мы же, славу твою у Престола Вседержителева добре ведяще, молитвенно к тебе в пустыни жития нашего притекаем, хваляще тя пении таковыми:
Богоносец велий и славный иноков начальник всех приимаше радостно и, яко светильник, просвещаше поученьми своими, ведый вся, да достигнут Недостижимаго и ликующе возопиют: Аллилуиа.
Икос 5
Видеша лицы пустынных отцев Герасима честнаго на Иордане, и яко Павла почитающе его и новаго Антония, тщащагося сих путем следовати, дивящеся, вопияху сице:
Прибежище божественное пустыню Иорданскую ведый, тамо поспешил еси, жестоты ея и зноя никакоже убоявся, всемудре, но радуяся от сердца вопиял еси Спасу, поя: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия твоея обители слава, юже на Иордане создал и распространил еси, треблаженне, подвизания ради в чистем житии, множества же неисчетная монахов в сей приял еси, иже, видяще подвиги твоя, взываху тебе таковая:
Хотя ко источнику воды живыя приникнути, выну поучался еси в законе Господни, и сего ради непоколебим яко камень показался еси, и явился крепок во искушениих, и познался от отцев совершен, иже видяще льва, воду носяща, чудяхуся, вопиюще: Аллилуиа.
Икос 7
Новый показал еси град пустыню Иорданскую, Герасиме, всечестный отче, ибо сию яко иную Фиваиду и Нитрию монахов исполнил еси, вопиющих ти ныне во Царствии тако:
Всякое естество человеческое удивися, богомудре, всесовершенно странному и чудесному: льва бо послушлива зряху вси и воду носяща, и всех подвизающа пети: Аллилуиа.
Икос 9
Подвизающимся избавитель в пустыни показался еси, Герасиме, и чудес исполнь, сердце бо твое храм Божий бе чист и присносветел, преподобне. Сего убо ради дивящеся, верно вопием ти:
Создателя нашего и Спасителя, со преподобными на небесех пребывая, моли, отче, да милостивно презрит грехи наша: нас бо ради показася по нам человек, да избавит ны будущия геенны; тем благодарно взываем Ему: Аллилуиа.
Икос 10
Стена монашествующим на Иордане показался еси и всем к тебе притекающим, сего ради молися о нас, вельми чтущих тя и любовию воспевающих сице:
Пению всегда прилежай и бдению непрестанну, Ангелом уподобился еси, блаженне: Евфимию бо усопшу, душу его на небеса восходящую зрел еси, Господу же усердне со Ангелы пел еси: Аллилуиа.
Икос 11
Свет сый в пустыни, просвещал еси ученики твоя во стране Иорданстей: вжигаяй бо огнь невещественный, наставлял еси к разуму божественному вся, мудре просвещая их, иже благодарно вопияху ти сия:
Радуяся, преподобне, подвизался еси во мнозем безмолвии со отцы богоносными, удаляяся в пустыню времене ради поста и вкупе со всеми поя: Аллилуиа.
Икос 12
Поеши ныне со Ангелы на небеси, яко некогда на земли с человеки, трисвятую песнь Богу, Егоже, славне Герасиме, всегда моли о нас, чтущих тя и славящих песньми сицевыми:
О всечестный отче Герасиме, монахов светлосте, Христа моего служителю! Приими моление сие малое и твоими к Богу молитвами от всякия избави напасти всех вопиющих Тому: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, и затем икос 1 и кондак 1)
Молитва
О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Герасиме! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощи твоя сокровены быша на земли, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с Небесными Силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.