Старец Ефрем Ватопедский, как святогорский старец | 13:34 |
В стольких достойных публикациях по случаю несправедливого заключения старца Ефрема Ватопедского наблюдается «принижение» следующих основополагающих текстов: 1. Письма в поддержку от Священного кинота к игумену и братии святой обители Ватопедской. В этих текстах кратко обрисовывается с одной стороны личность старца Ефрема как святогорского игумена и монаха, а с другой стороны показывается значение старца в жизни монашеской общины. Старец в православной монашеской традицииСогласно православному монашескому преданию в каждом монастыре старец – это «отец истинных чад, он есть руководитель во Христе», он несет ответственность за будущее братии. Он есть носитель воли Божей и духа православного предания для братии. Он «пример всякого блага», знаток Писаний, он ничего не предпочитает любви Христовой и влечет души к божественной любви (Записи Арии) Святогорский старец Эмилиан Симонопетритский пишет также следующее: «Зримый человек живет, чтобы иметь незримого Богочеловека. Мы здесь не случайно! Нас создал Дух Божий и нас научает дыхание Вседержителя. Поэтому наши сердца взыскуют отеческое лицо, чтобы мы могли себя почувствовать сынами Божьими. По нашей немощи нам требуется видимый единообразный с нами собрат, чтобы он встал на место Бога. Творец благоволит к своей твари и дарует ей взамен себя старца, подобного ей природой, чтобы он стал вершиной, пределом, центром, осью жизни человека. Он становится критерием, глубиной и высотой для монаха, чтобы монах достиг «свободы славы чад Божьих». Поэтому послушники часто рассказывают старцу про свою жизнь, про падения и исправления, а также говорят о ходе молитвы, с помощью которой они достигают желанного града». И далее. «Игумен оживотворяет братию и будет ее оживотворять все время своей жизни. Исповедание монахом помыслов игумену есть сочетание с Богом, это нерасторжимые узы с Ним. Как говорит святой Григорий Нисский, игумен становится «целью нашей жизни», целью монаха. «Подражай, говорит он, и старости его, и юности, или, лучше, подражай старости в (теле) юноши — и юности во время старости» (Слово о девстве). Феодор же Эдесский пишет: «Да никто не отделит тебя от его любви и общения». То есть да никто не отделит тебя от любви твоего игумена, так как это цель жизни монаха. Согласно святому Симеону Новому Богослову монах «видя его, помышляет, что видит самого Христа. И живя с ним или следуя за ним, он точно знает, что живет или следует за Христом. Такой монах никогда не пожелает говорить ни с кем другим, не предпочтет ничего, кроме его памяти и любви» (Главы практические и богословские). «И как будто видя самого Христа и беседуя с Ним, так уважай его и поучайся у него нужному тебе» говорит он же. Благословение игумена объединяет братию, но это не значит, что он руководит неразумно и своевольно. Он руководит на основе монастырского устава, а также находясь во главе собрания старцев, которое есть страж предания и выражение сознания братии. В серьезных же случаях в обязательном порядке собирается вся братия. Духовное отечество есть гармоничное взаимодействие монаха и старца ради обучения свободе во Христе и ради взращивания личности. Обучение не превращается в поклонение старцу, но «в богонесение со смирением и мужеством». Старец Ефрем Ватопедский и братство Священной Обители ВатопедВезде где бы ни был расцвет духовной жизни, всегда была личность. И везде, где был расцвет монастыря, был игумен, который умел любить, жить Христом и руководить. Все отличительные особенности настоящего православного старца, о которых было сказано выше, сосредоточились в лице старца Ефрема Ватопедского. Всякий паломник подтверждает это, посещая этот монастырь. Старец Ефрем Ватопедский управляет братией Священной Обители Ватопед с 1990 года. Будучи избранным игуменом, он смог увеличить чисто братии с 18 в 1990 году до 120 человек в 2011. И не будем забывать, что отцы Ватопеда молоды, они родом из разных стран, большинство из них имеет 2 или 3 диплома, поэтому нетрудно сделать вывод, что старец Ефрем является современной харизматичной личностью Православной Церкви, которая вдохновляет и подает пример. Заквашенный на монашеском православном предании блаженной памяти старцем Иосифом Ватопедским на началах старца Иосифа Исихаста, он представляет собой живое и незаменимое достояние современного святогорского монашества. Следуя по стопам святого Афанасия Афонского, он смог совместить безмолвие и послушание в большом общежитии, в Ватопедском монастыре, втором по чину на Святой горе. Поставив перед первой общежительной братии главной заботой попечение о духовном возрождении монастыря, он сумел вернуть монастырю исторически подобающее ему место. Каким видит ватопедская братия своего старцаДля братии старец представляет собой средоточие и образец жизни монахов, он есть носитель Божественной Благодати, работник и учитель добродетели и нестяжания, человек молитвы и поста, что видно из следующих отрывков заявления ватопедских отцов. «Кто бы мог подумать, что люди, которые жертвуют собой ради ближнего, бескорыстно живут в непрерывном послушании, посте и молитве, могут рассматриваться как обычные преступники и, следовательно, могут быть лишены свободы? Кто бы мог подумать, что носителя божественной благодати, работника и учителя добродетели могут обливать грязью, сажать в тюрьму только потому, что люди думают таким образом послужить законам правосудия?» (Из заявления Братства). Демократичное руководство Ватопедом, а также духовная связь старца с братией становятся явными и из следующего отрывка заявления братии. «Наше братство принимает, поддерживает и одобряет все действия старца. Мы сообщаем верующим, что все братство едино в любви к старцу и с верой и надеждой принимает его мученический крест. Мы хотели бы уведомить ответственных чиновников, что в лице старца Ефрема они сажают в тюрьму и всю братию монастыря Ватопед, которая насчитывает сто двадцать монахов». Следовательно, лишение братии своего старца является преступным действием и великой духовной ошибкой. Это болезненное состояние лишенности старца, которое братия переживает как тяжелый крест, отражено и в следующем отрывке из послания Священного Кинота к братству Священной Обители Ватопед. «Святые отцы и братья, мы разделяем боль и величину невиданного испытания и креста, поднимаемого Вами в эти святые дни, когда от Вас несправедливо оторван и заключен в тюрьму Ваш духовный Отец, с юных лет известный своей любовью к Церкви и к монашеству, а также своим многолетним приношением, как Вашей Святой Обители, так и Святой Горе в целом. Таким образом, в его лице оскорбляется вся Святогорская братия». К сожалению, представители правосудия (абсолютно не знакомые с Православным монашеским преданием) совсем не приняли в расчет важное место старца Ефрема в жизни братии Ватопедской обители: они очень поспешили по причинам, которые знает каждый из нас. Они предпочли оправдать исполнителей произошедшего скандала и посадить в тюрьму «подстрекателя», монаха-нестяжателя, о котором Вселенское Православие отзывается самыми похвальными словами. Еще одну ночь старец Ефрем, игумен Великой Обители Ватопед, отец ста двадцати монахов и кто знает скольких сотен или тысяч мирян, сын старца Иосифа Ватопедского и внук преподобного старца Иосифа Исихаста, кроткий монах, человек, соединяющий простоту с благородством, великим пылом и открытыми к каждому объятиями, находится в тюремной камере! Но мы уверены, что Смотрительница Святой горы щедро воздаст ему, потому что он безропотно терпит невиданную клевету. Пусть знают все те, кто различным образом заманил его в эту ловушку, что на Афоне первое и последнее слово принадлежит Госпоже Богородице. А она еще не высказалась. Горе тем, кто надругается над Ее верными служителями. Автор: протопресвитер Димитриос Афанасиу, Арта | |
Просмотров: 4017 |
Добавил: simvol-veri
| Теги: |
Всего комментариев: 2 | |
| |