Израильские власти во вторник открыли
для свободного доступа туристов и паломников участок реки Иордан в
местечке Каср аль – Яхуд, священное место для христиан всего мира, где
согласно Евангелию был крещен Иисус Христа. Теперь для посещения места крещения Христа не требуется специальных разрешений и согласований с военными ведомствами, как это требовалось ранее.
«Начиная с сегодняшнего дня туристический центр открыт для
свободного посещения желающих круглогодично. Это результат более
10-летнего согласования и непрерывной координационной работы. Мы
рассчитываем, что это существенно увеличит поток туристов в Израиль», –
сказал Амнон Либерман, советник министра туризма Израиля.
Место крещение, называемое Касир
аль-Яхуд, расположено на полосе отчуждения иордано-израильской границы в
районе пограничного перехода Алленби. В 60-е годы XX века из-за
строительства дамб и каналов в Израиле, Иордании и Сирии южная часть
реки сильно обмелела.
Вифавара́
[греч. Βηθαβαρᾶ, Βηθααβαρά, Βηθαβαρά; евр. - дом, место переправы],
вариант названия места на р. Иордан, где совершал Крещение св. Иоанн
Предтеча (Ин 1. 28); здесь же произошло призвание Иисусом апостолов из
учеников Иоанна Крестителя (Ин 1. 35-51), на это же место «за Иордан»
Иисус Христос вернулся, когда иудеи решили убить Его на празднике
обновления (Ин 10. 39-42). Большинство ранних греч. рукописей НЗ, в т.
ч. папирусы (в т. ч. ¸ 66, до 200 г.), называют место Крещения Вифанией
Заиорданской (Βηθανία πέραν τοῦ ᾿Ιορδάνου). Этому же чтению следует лат.
перевод и рус. перевод еп. Кассиана (Безобразова). Вариант В.,
по-видимому, впервые был предложен Оригеном. Признавая, что «почти все
списки» содержат чтение «Вифания», он считал его ошибочным, поскольку
города с таким названием в районе Иордана ему обнаружить не удалось, а
известное ему предание свидетельствовало, что св. Иоанн крестил в
местечке В. «на высоком берегу Иордана» (παρὰ τῇ ὄχθῃ τοῦ ᾿Ιορδάνου). В
подтверждение Ориген приводит этимологию названия В.- «дом уготовления»
(οἶκον κατασκευῆς), соотнося его с пророчеством Исаии (Ис 40. 3; Мф 3.
3; Мк 1. 3; Лк 3. 3) (Orig. Comm. ad Joh. VI 40). В пользу историчности
сообщения о Крещении в В. говорит то, что здесь во времена земной жизни
Иисуса Христа находилась переправа через Иордан, к-рой пользовались
паломники из Галилеи, шедшие в Иерусалим через Заиорданье, в обход
Самарии.
Повествования евангелистов-синоптиков
вообще обходят описание и название местности, где происходило Крещение
Христа. Только св. апостол Иоанн Богослов четко указал название
местности: «Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн»
(Ин. 1:28). Подлинное место Крещения Христа Спасителя, о котором было
известно ещё на заре христианства, длительное время оставалось
неизученным из-за объявления иорданской стороной в этом районе закрытой
военной зоны, т.к. по Иордану после Шестидневной войны 1967 г. проходила
«линия прекращения огня» с Израилем. Только после заключения мира в
1994 г. здесь начались археологические исследования, в ходе которых были
обнаружены уникальные находки: гончарные изделия, монеты и развалины
древней базилики. Кстати, в этом регионе археологами также была
обнаружена постройка III в. с великолепной мозаикой. Ученые
предполагают, что это один из древнейших храмов в мире.
Совокупная
информация евангельского повествования и записей паломников
византийского и более поздних периодов позволила определить место
Крещения Господня в Вади Харрар (араб. «Вади» – высохшее русло; «Харрар»
– гремящее).
Паломнический маршрут в древности пролегал из
Иерусалима в Иерихон и затем через Вади Харрар к холму св. пророка Илии и
далее на гору Моисея (гора Нево). Большая часть маршрута шла по римской
дороге, построенной императором Адрианом в 129 г. по Рождестве
Христовом. Стоявшие на ней через определенное расстояние столбы до сих
пор археологи находят вдоль этой некогда оживленной магистрали.
Сегодня
почти нет сомнения, что Вади Харрар – это тот самый «Вифавар при
Иордане» (Ин. 1:28), где и был крещен Господь Иисус Христос. Другая
традиция именует это же место «Вифания за Иорданом», т.е. с четким
указанием на Восточный берег, т.к. «за» несомненно, означает «на другом
от Иерусалима (берегу Иордана)». Это уточнение фактически присутствует в
евангельском повествовании св. Иоанна Богослова: «И пошел опять за
Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн» (Ин. 10:40).
Название
«Вифавар» происходит от «Бет Абара», что в переводе с древнееврейского
языка означает «дом на переправе». «Вифания» может быть производным от
ивритского «Бет Анния» («дом лодки»). Скорее всего, так могли назвать
поселок рыбаков, в известной близости от которого проповедовал, совершая
крещение, святой Иоанн Предтеча. Можно предложить ещё один вариант
происхождения названия «Вифания» от древнееврейского «Бет Айнон, Бет
Айнаим» («дом источника»). Современное название Вифании – «Аль-Махтас»,
что в переводе с арабского языка означает «место Крещения».
На
уникальной мозаичной карте VI в. по Р.Х., которая находится в храме св.
Георгия Победоносца в Мадабе (Хашимитское Королевство Иордания), место
Крещения названо «Айнон, который ныне Сафсафас». «Сафсафас» в переводе с
арамейского языка означает «ива». И сегодня ива самое распространенное
растение в этой местности.
Примечательно, что «Вифавар» на этой
же мозаичной карте изображен с западного берега реки Иордан, то есть со
стороны Иерусалима. Скорее всего, название «Бет Абара» – «дом на
переправе» эта местность получила ещё при Иисусе Навине. Именно здесь
израильтяне воспользовались древней переправой через Иордан при
вступлении в Обетованную Землю.
Судя по всему, эта переправа
сохранялась и в более поздние времена: «Гедеон же послал послов на гору
Ефремову сказать: выйдите навстречу Мадианитянам и перехватите у них
переправу через воду до Бефвары и Иордан. И созваны все Ефремляне, и
перехватили переправы через воду до Бефвары и Иордан» (Суд. 7:24-25).
Православный паломнический центр в Иордании
В феврале 2007 года в рамках
официального визита в Иорданию Президента России В.В. Путина, состоялось
историческое событие: правительство Хашемитского Королевства Иордании
передало Российской Федерации в бессрочное и безвозмездное пользование
участок земли у реки Иордан для устройства русского паломнического
подворья. Земля, которая перешла России, располагается в евангельской
Вифаваре, рядом с историческим местом Крещения Господня.
В марте
2008 года на русском участке у реки Иордан состоялся чин освящения места
под строительство будущего паломнического центра, а также закладка
первого камня будущего комплекса. Участниками этого события стали
высокопоставленные лица с иорданской и российской стороны, представители
ОАО «Стройтрансгаз», при финансовой поддержке которого осуществляется
строительство, представители посольств Болгарии и Греции в королевстве
Иордания. Чин освящения совершил начальник Русской Духовной Миссии в
Иерусалиме архимандрит Тихон (Зайцев).
И вот после 4 лет строительства
паломническое подворье готовится к открытию. Сейчас ведется
заключительный этап отделочных работ и закупка необходимого
оборудования. Ожидается, что церемония открытия Паломнического центра в
Иордании состоится осенью 2011 года.
Можно утверждать, что с древних времен в данном месте существовала удобная и стратегически важная переправа через Иордан.
Известная
паломница Егерия, чьи записи помогли идентифицировать место Крещения
Христа-Спасителя, утверждала в 385 г., что и она в этом месте «пересекла
Иордан, идя от Иерихона».
Позднее, по свидетельству летописца
Феодосия (ок. 530 г.) при византийском императоре Анастасии (491-518
гг.), на участке, которое предание отождествляло с местом Крещения
Господня, прямо на берегу реки построили базилику. Руины этого храма
были обнаружены археологами в 1996 году. Уникальность базилики
императора Анастасия заключалась в том, что при традиционной трехнефной
планировке в алтарной части располагался большой баптистерий, который
находился предположительно на том месте, где был крещен Спаситель мира
Иисус Христос.
К воде из базилики вели мраморные ступени, которые
также были найдены учеными во время археологических работ. С
обнаружением ступеней подтвердилось сообщение паломника Антонина из
Пьченцы, который в 570 г. посетил эти места: «Рядом с Иорданом…. Где
Господь был крещен, в месте, где вода возвратилась в свое русло….
Мраморные ступени сходят в воду». Обнаруженные археологами ступени, как
оказалось, хранили память не только о благочестивых паломниках, которые,
переоблачившись в «крещальные рубахи», босыми спускались для погружения
на протяжении нескольких веков. Ступени сохраняли «эпиграфическую»
память и о рыцарях Готфрида Бульонского, которые, как и в Храме Гроба
Господня, оставляли изображения крестов остриями своих мечей, а также о
доблестных воинах Салах-ад-Дина, которые также не стыдились оставить
свои «автографы».
По прошествии ещё ста лет (670 г.) Аркулфий из
Франции также оставил важные сведения: «…На излучине реки стоит
небольшая квадратная церковь, построенная, как утверждают, на том месте,
где покоились снятые Господом одежды, в то время как Он крестился. Туда
нельзя ступить, т.к. она (церковь) опирается на четыре каменных свода,
возвышающихся над протекающей внизу водой».
В результате
пристального изучения археологами руин древнего храма на месте Крещения
было заключено, что базилика перестраивалась не менее пяти раз – в V и
VI веках – так как её постоянно разрушали разливы реки и землетрясения.
Дело
в том, что живописная рифтовая долина реки Иордан является северной
частью Сирийско-Африканского разлома, самой длинной (6440 км) и самой
глубокой (416 м ниже уровня моря) трещины на поверхности Земли,
протянувшейся от юго-востока Турции, через Сирию к северной части
Африканского континента. Именно этим обусловлены периодические
землетрясения до сегодняшнего дня. В результате частых землетрясений
русло Иордана даже становилось безводным на некоторое время. Такие
случаи были зафиксированы в 1266 году (один день), в 1546-м (два дня), а
в 1927 году сдвиг земной коры в Иорданской долине стал причиной не
только осушения Иордана на 21,5 час, но и причиной больших разрушений
окрестных городов, в том числе и Аммана, столицы Иордании. Сейсмическая
нестабильность этого региона послужила причиной того, что в древности,
во время очередного землетрясения, река Иордан поменяла своё русло,
отступив от недавно обнаруженных руин базилики так далеко, что сегодня
необходимо пройти несколько сотен метров, чтобы приблизиться к берегу
реки. Только мраморные ступени, когда-то спускавшиеся к реке, и сам
баптистерий напоминают о том, что здесь когда-то плескались воды
священной реки. |