Сегодня в Святой Земле Церковь вспоминает Мироносицу Св. Равноапостольную Марию Магдалину | 03:56 |
4 августа, день памяти святой равноапостольной Марии Магдалины, особо отмечается на Святой Земле. Сразу в двух русских обителях, в Гефсимании и у древней Магдалы на берегу Галилейского озера, сегодня отмечались престольные праздники. В храме святой Марии Магдалины в Гефсимании Всенощное бдение и Божественную Литургию по случаю торжества возглавил архиепископ Берлинский и Германский Марк. Ему сослужил начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор, клирики Миссии и паломники в священном сане. По окончании богослужения, следуя давней традиции, сестры Гефсиманской обители преподнесли паломникам красные пасхальные яйца в память о том чуде, которое сопровождало проповедь святой Марии Магдалины о Светлом Христовом Воскресении перед римским императором Тиверием. В этот же день на подворье святой Марии Магдалины близ Магдалы, родины святой, также была свершена Божественная Литургия. Ее возглавил митрополит Назаретский и всей Галилеи Кириак в сослужении секретаря Русской Духовной Миссии иеромонаха Антония, клириков Иерусалимского Патриархата и российских паломников в священном сане. За богослужением молилась игумения Георгия с сестрами. По окончании Литургии был совершен крестный ход к находящемуся на русском участке источнику, где согласно церковному преданию будущая ученица Христова получила исцеление от семи бесов. Митрополит Кириак, передав благословение Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского и всей Палестины Феофила, поблагодарил начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Исидора за приглашение возглавить Литургию и пожелал всем собравшимся в храме спасения, здравия и долголетия. Торжества в храме Марии Магдалины в Гефсимании возглавил архиепископ Берлинский и Германский Марк. Ему сослужил начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор.Небесная покровительница Русских Императриц. Св. равноап. Мария Магдалина была небесной покровительницей двух Русских Императриц - Супруги Павла I и Супруги Александра III. В честь Марии Магдалины был построен храм в Павловске. А спустя столетие небесную покровительницу Вдовствующей Императрицы почтил ее сын - Император Николай II. На его личные средства был построен храм на родине Императрицы Александры Федоровны - в Дармштадте... Галилейское море.(Русский участок на берегу моря Галилейского)В час полночного молчанья, Отогнав обманы сно
Ты вглядись душой в писанья Галилейских рыбаков,
И в объеме книги тесной Развернется пред тобой
Бесконечный свод небесный
С лучезарною красой.
Так писал в стихотворении «Звезды»
замечательный русский поэт А.С.Хомяков. Галилейским рыбакам мы обязаны
главной книгой в истории — Святым Евангелием. Капернаум, Хоразин,
Вифсаида, Магдала, Тивериада — почти вся география земной жизни Иисуса в
этих названиях. Все они лежат на западном побережье озера, в небольшом
расстоянии друг от друга.
Самое, может быть, известное и прославленное в
мировой литературе и памятниках искусства из всех на земле морей,
Галилейское море, вовсе не является морем. Это озеро, по
гидрографическим понятиям даже не очень большое: в длину, с севера на
юг — 21 км, в ширину, в самом широком месте — 13 км. Иордан, берущий
начало на снежных склонах Ермона, впадает в озеро с севера и вытекает из
южной оконечности, в районе Ярденита, где находятся купальни для
погружения в священные воды христианских паломников. Античные писатели
верили, что Иордан «рассекает озеро надвое», не смешиваясь с его
водами.
Галилейское озеро — главный резервуар пресной
воды в Израиле. Еще Иосиф Флавий (1 в. н.э.) с восторгом писал, что
«вода в нем пресная и восхитительная на вкус; она прозрачная и
совершенно чистая, поскольку озеро со всех сторон кончается песчаным
побережьем. Кроме того, вода в озере умеренной температуры — гораздо
приятнее, чем речная или родниковая, но и гораздо более холодная, чем
можно было бы ожидать от озера такой величины. Если ее выставить под
открытым небом, как обычно поступают местные жители в летние ночи, то
по холоду она не уступает снегу» Озеро-море имеет и другие названия. Его
называют Геннисаретским (от долины Гинносар, давшей имя современному
кибуцу, где находится так называемая «лодка Иисуса»), или Тивериадским
(от города Тивериада). Древние евреи называли его Киннерет («арфа») —
по очертанию берегов, которые, если смотреть с горы Арбель, напоминают
древний музыкальный инструмент. По другому толкованию, озеро и
расположенный на его берегу древний, добиблейский город — сегодня лишь
тель, курган, — получили название по имени языческого бога Кинара и
богини Кинерет.
«Путнику, идущему, как, вероятно, шел Иисус, по плоскогорью
Туран, над Арбельским ущельем, вдруг открывается, глубоко внизу, между
темных базальтовых скал, длинное, узкое, в зеленеющих весенних берегах,
воздушно-голубое, в желтеющих осенних, — воздушно-зеленое озеро, как бы
на землю сошедшее небо, — так писал в своей книге «Иисус Неизвестный»
Д.С.Мережковский. — Все еще в наши дни, так же как в первый день
Господень, золотистая долина окутывает озеро, подобно «славе Божией»,
золоту старинных икон, так же паруса рыбачьих лодок белеют по голубому
озеру, острые, как крылья чаек, и тесные стада пеликанов, белых и
розовых, движутся по воде плавучими островками, а черные цапли —
кормораны, стоя на прибрежных камнях, выслеживают в прозрачной воде рыбу
и падают за нею в воду стремительно; так же, сидя в лодках у берега,
чинят сети рыбаки, как чинили их сыновья Зеведеевы, когда призвал их
Господь, или моют их, как Петр, и потом развешивают на кольях сушиться.
Все еще озерные заводи, где воды горячих целебных источников изливаются в
озеро, привлекая вкусом и теплотою такое множество рыб, что здесь
можно ловить их руками, — напоминают чудесный лов Петра (Лк. 5, 6-7). И в
бурные ночи, на озере пенистые гребни волн, освященные луною сквозь
тучи, все еще кажутся белой одеждой идущего по воде Господа».
...А дальше был спуск к Магдале. Справа оставалась Тивериада,
древняя столица Нижней Галилеи, основанная в 18 г. н. э. Иродом Антипой,
сыном Ирода Великого, на месте старой крепости. Она расположена на
склонах западного берега Геннисаретского (Тивериадского) озера в
районе, издревле славившемся горячими источниками.
Ирод Антипа нарушил при этом законы ритуальной чистоты, он
решил строить город на месте древних кладбищ, и это стало причиной,
почему благочестивые иудеи с ужасом обходили этот город. Неприязнь
усиливалась тем, что Антипа, верный слуга Рима, назвал город в честь
императора Тиберия. В писании ни разу не сказано, чтобы Иисус был в
Тивериаде.
Ситуация изменилась после Иудейской войны и разрушения
Иерусалима. Многие еврейские книжники переселились сюда, превратив город
в важнейший религиозно-научный центр, связанный с созданием Мишны и
Талмуда — новых сводов иудейского вероучения, этики и ритуала. Тивериада
стала одним из четырех святых городов иудаизма. Это Иерусалим (город
Храма), Хеврон (город Авраама), Тивериада (родина Талмуда) и Сефад
(Цфат, родина Каббалы)...
Неподалеку, в нескольких километрах к северу от Тивериады,
лежит древняя Магдала. Правда, теперь от нее осталась небольшая рыбачья
деревня, но во времена Иисуса это был торговый шумный город, с сотнями
судов и суденышек у причалов, о многолюдности которого можно судить
хотя бы по тому, что Веспасиан, овладев им в ходе Иудейской войны,
уничтожил и продал в рабство более сорока тысяч жителей.
Греческое название города «Тарихеи» означает в переводе
примерно «город соленой рыбы». Недавно в прибрежном иле обнаружилось
целое кладбище рыбачьих лодок, что соответствует рассказу Иосифа Флавия
о большой Магдальский флотилии, принимавшей участие в красочно им
описанной Геннисаретской морской битве. Где-то на улицах пестрого
рыбачьего городка и занималась своим грешным промыслом длинноволосая
рыжая красавица-блудница — будущая – будущая равноапостольная Мария
Магдалина.
Самые нежные и сильные во всем Евангелии — жены - мироносицы.
Они одни стояли у креста Учителя, помогали обвить тело Его в смертную
плащаницу и умастить благовонным миром. И светлая тайна Воскресения
Христова явлена была в первую очередь их женскому любящему взору.
«Предварившие утро, яже о Марии (т.е. те, что пришли с Марией)», — так
называет их одно из пасхальных песнопений.
Крестный ход на источник cв. Марии Магдалины И прежде всего — Магдалина. Самая грешная до встречи с Иисусом
— самая ревностная и трепетная из Его учеников. В Евангелии (Мк. 16,9;
Лк. 8,2) лишь отмечено кратко, что Господь «изгнал из нее семь бесов»
(число семь употреблено здесь символически — для обозначения полноты
греха). Такова возрождающая сила благодати: по слову Спасителя «иди и
больше не греши» Магдалина становится святой и самой чистой среди
«благонравных» современниц.
В первые века христианства Магдала, оправившаяся после
Веспасианова погрома, почиталась верующими и паломниками как родина
вестницы Воскресения. На месте, где был, по преданию, дом Марии,
была выстроена церковь, разрушенная в VII столетии и восстановленная
крестоносцами. Но после XIII в. город уже не поднялся из руин. Только
археологические раскопки напоминают и о бывшем здесь когда-то большом
византийском монастыре.
Древнюю
традицию православного почитания Марии из Магдалы подхватили и
продолжили в двадцатом веке посланцы Русской Церкви. В 1908 г. начальник
русской Духовной Миссии в Иерусалиме, архимандрит Леонид (Сенцов),
активно продолжавший труды Антонина (Капустина) по расширению Русской
Палестины, приобретает большой участок земли на берегу Геннисаретского
озера, в трех километрах к северу от Тивериады. Это место известно как
Магдальский сад, так как один из трех находившихся на участке родоновых
источников древняя традиция называет «источником Марии Магдалины».
В 1912 г. отец Леонид просил у Синода благословения обратиться
с воззванием к благотворителям, чтобы верующие люди помогли, кто чем
может, на постройку в Тивериаде храма. Святейший Синод одобрил это
намерение, но началась Первая мировая война. В своем докладе на
Поместном соборе 1917-1918 гг. архимандрит Леонид (Сенцов) вновь говорил
о Магдальском участке, «где рассаживается апельсиновый сад и
предполагается выстроить храм и дом для поклонников».
У источника св. Марии Магдалины Храм во имя святой Марии Магдалины был построен в Русском Саду
лишь полвека спустя — в 1962 г. Совсем маленький, украшенный к Пасхе
1997 г. новыми росписями московского художника Ярослава Добрынина, он
дорог нам близостью к подлинному источнику Марии Магдалины — тому
самому, у которого очистил Господь Марию от блудной страсти. Еще тысячу
лет назад источник, словно древняя купель, был обложен камнями, осенен
крестом, и купание в нем почиталось целебным и чудотворным. Он и зимой
такой теплый и кристально чистый, что видны мелькающие рыбки и дремлющий
на дне маленький краб, которого сестры ласково именуют Темкой.
Сестер совсем немного, это монахини Русского Горненского
монастыря, живущие здесь «в командировке». Большая часть прежнего,
Леонидовского, сада сдается в аренду. | |
Просмотров: 3664 |
Добавил: simvol-veri
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |