Благовещение - один из религиозных двунадесятых праздников, связан с христианским преданием об архангеле Гаврииле, возвестившем о будущем рождении девой Марией Иисуса Христа. Отмечается верующими 25 марта по новому стилю (7 апреля).
Благовещение – всегда праздник в единственном числе, то есть, установлен по православному календарю в строго определенный день. В этот день Архангел Гавриил возвестил Деве Марии непорочное зачатие и рождение сына Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Назарете.
В понедельник 25-го марта / 7-го апреля 2014 года согласно внутреннему церковному канону Патриархатом отмечался праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Назарете, именно там, где от Архангела Гавриила и получила Благую весть Пресвятая и Пречистая дева Мария о том, что от Духа Святого произведет она на свет единственного Сына и Мудрость Божия, Господа нашего Иисуса Христа во спасение рода человеческого.
Согласно Новому Завету, город Назарет – это город первых христианских мучеников, причисляется к одному из крупных городов Галилеи, ныне насчитывает примерно девяносто тысяч жителей, среди которых восемь –десять тысяч Православные Христиане.
В центре старого града Назарет находится паломническая святыня, источник и Православный Храм Благовещения, на месте, где и произошло Благовещение Пресвятой Богородицы.
До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
Когда настало время Сыну Божию сделаться человеком, в целом свете не было святее и достойнее Девы Марии. Незадолго до Благовещения, по преданию около четырех месяцев, Мария была обручена с Иосифом и жила в Назарете в его доме. В этот дом и был послан Архангел Гавриил, он возвестил ей тайну воплощения от нее Бога. Гавриил сказал ей слова, которые Церковь ежедневно повторяет в молитве:
«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах! - сказал св. Деве архангел, явившись Ей в Назарете, в доме Иосифа, которому она обручена была для хранения ее девства. - Ты обрела благодать у Бога. И вот Ты зачнешь и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус (Спаситель). Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». Мария, помня Свой обет не выходить замуж, сказала архангелу: «Как же будет это, когда я не замужем?» Архангел отвечал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; поэтому и рожденный Тобою будет свят и назовется Сыном Божиим». «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову Твоему!» - отвечала тогда архангелу Мария. И архангел отошел от неё.
Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить её, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал :”Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их”
У Господа не остается бессильным никакое слово, и Мария вскоре родила Младенца Иисуса. Еваегелие от Луки 1:26-35
Утром в праздник Благовещения первым в митрополию Назарета прибыл Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил, проделав примерно трехчасовый путь на автомобиле. Его встретили Митрополит Назаретский Кириак, Иереи из Назарета и других городов, а совет Греко-Православной (Rum Orthodox) Общины Назарета.
Из здания Митрополии Патриаршее Сопровождение при участии команды юношей и девушек сошло к месту паломничества, где их тепло встречало множество народа. Под пение тропаря «Днесь спасения нашего … « сопровождение поклонилось.
Поднимавшись после поклонения, Блаженнейший Патриарх подошел к месту приготовленному для Божественной литургии, благословил и начал катавасии «Отверзу уста моя»,»Честнейшую» и «Мегалинарии» праздника.
Далее в течение Божественной литургии сослужили Его Высокопреосвященство Митрополит Назаретский Кириак, Его Высокопреосвященство Митрополит Капитольядский Исихий, Генеральный Секретарь Его Высокопреосвященство Архиепископ Константинский Аристарх, иеромонахи Святогробцы настоятели Монастырей Монастырей Патриархата в Северном Израиле, Архимандрит Тимофей – настоятель Монастыря Святых Апостолов в Тивериаде, монах Иринарх – настоятель Монастыря Святых Апостолов Петра и Павла в Капернауме, Архимандрит Илприон – настоятель Монастыря Горы Фавор, Архимандрит Хримомтом – настоятель Монастыря Святого Великомученика Георгия в Кане Галилейской, иереи Назарета и других городов этого региона, Архидиакон Евлогий и диакон Марк, в присутствии председателя Общественного Совета г-жи Афаф Тума и его членов Совета, начальника Отдела Вопросов религии Израили г-на Сезара Марзие, представителя греческого посольства в Тель-Авиве, Генерального консула Греции в Иерусалиме г-на Георгия Захариудакиса вместе с супругой. Церковный гимн в честь святыни был исполнен на арабском языке хором Аккры под руководством игумена Аккрского Митрополичьего Храма Архимандрита Филофея, далее гимны исполнялись на греческом и арабском языках при глубоком участии Православных, говорящих на греческом, русском, арабском и румынском языках.
Благоговейному собранию проповедовал божественное слово Блаженнейший Патриархах на греческом языке:
«Еже от века таинство открывается днесь, и Сын Божий Сынь человечь бывает: да хуждшее воспримемь, подаст ми лучшее. Солгася древле Адам, и бог возжелев быти не бысть: человеком бывает Бог, да Бога Адама соделает. Да веселится тварь, да ликовствует естество, яко Архангел Деве со страхом предстоит и еже радуйся приносит, печали сопротивное: за милосердие милости вочеловечившийся, Боже наш, слава Тебе», восклицает песнопевец Церкви.
Возлюбленные братья во Христе,Благочестивые паломники,Благочестивые христиане.
Благодать Святого Духа и сила Всевышнего, осеняющая Деву Марию из дома Давидова, собрал нас всех сегодня на том священном месте нашего описанного в Свщенном Писании города Назарета, чтобы мы в славословии и в благодарности отпраздновали великое и сверхъестественное таинство Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, как свидетельствует Евангелист Лука, говоря: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назаретом, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что’ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лука 1,26 — 35).
Это действительно сверхразумное событие Благовещения Пресвятой Богородицы, мои возлюбленные, вызывает восхищение и удивление всего мира. Поэтому Иоанн Дамаскин о Пресвятой Богородице говорит, песнословя: «Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей: Ты бо, Неискусобрачная Деао, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси Безлетнаго Сына, всем, воспевающим Тя мир Подавающая».
Это непостижимое таинство неискусобрачной Девы и Богородицы Марии является главизной священной истории, то есть истории спасения нашего, людей. Поэтому святая Церковь Христова, с одной стороны однозначно и категорически отвергает всякий воображаемый или метафизический взгляд на него. С другой стороны, опирается на неопровержимое свидетельство Священного Писания, как громко провозглашается песнопевцем. » Даниил Тя гору нарече мысленную, Родительницу же Божию Исаия, видит же яко руно Гедеон, Давид же священие глаголет, дверь же Тя ин. Гавриил же Ти взывает: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».
Комментируя и толкуя слова архангела Гавриила: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лука 1,35), святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ты не ищи последования естества, когда событие является сверхъестественным. Не осматривай брак и боль, когда образ бытия выше брака».
Другими словами, формирование плода в утробе и вступление дыхания жизни в него это таинство природы. «В них же несть ведый, кий путь духа, якоже кости во чреве рождающия«, согласно Екклезиасту (11,5). Зачатие Бога Слова Иисуса Христа в утробе Приснодевы Марии является великим таинством, как проповедует и божественный Павел: «велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти» ( 1 Tим. 3,16).
«Поем Тя, благословим Тя, покланяемся Ти, Богородительнице, » говорит песнопевец, » яко Нераздельныя Троицы породила еси Единаго Христа Бога и Сама отверзла еси нам, сущим на земли, Небесная».
Особая важность сегодняшнего праздника заключается именно в том, что Дева Мария «отверзла нам, сущим на земли, т.е. людям, Небесная», Царство Небесное. Другими словами, Дева Мария подарила нам способность преодоления смерти и тления и греха. Греха, который согласно мудрому Павлу, «одним человеком вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5,12).
И аналитически: Как одним человеком, старым Адамом, вошла смерть и, таким образом смерть распространилась на всех людей, так как в лице Адама все его потомки согрешили, так и одним Иисусом Христом [новым Адамом] оправдание было передано всему роду людей.
Вот, возлюбленные мои, странное и неизреченное чудо. Зане Бог, яко человек, из нея младодействуется без семене, назидаяй весь человеческий род.»Людие, благовестите обновление мира» восклицает Церковь устами ее песнопевца, обращаясь к нам.
«Радуйся, разрешение клятвы Адамовой, Богородица» вопиет, радостно торжествуя наша святая Церковь, обращаясь к благодатной Деве Марии.
И мы задаемся вопросом, как оправдание может прийти, т.е. как может господствовать мир и примирение между Божественным Творцом и Его творением он и среди нас, людей, причастников всеобщей человеческой природы, без нашего преобразования Святым Духом, Духом Слова Божия, Бога любви и мира?
Вот время, мои возлюбленные, Церковь Христова призывает всех нас, чтобы мы благовестили спасение Бога нашего и вместе с Архангелом Гавриилом сказали Деве Марии: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословена ты в женах» (Лк. 1,28). Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, Тот, кто имеет великую милость. Аминь.
После Святого Причастия и Отпуска состоялся всенародный крестный ход по центральной улице вокруг храма, при шествии молодежных организаций, а затем Митрополита Назаретского и Общественного Совета в сопровождении множества паломников. Затем была организована рыбная трапеза.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Иерусалиме.
В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы была отслужена Божественная литургия в Гефсимании, оную совершил Его высокопреосвященство Архиепископ Авилонский Дорофей при сослужении иеромонахов и диаконов Святогробцев.
Архиерейской сопровождение было принято у настоятеля Архимандрита Нектария.
|