Память Апостола Иакова, брата Господня по плоти отмечает Иерусалимская православная церковь | 09:27 |
В субботу 5 ноября 2016 года Иерусалимским Патриархатом отмечалась память Святого славного Апостола Иакова брата Господня, первого Иерарха Иерусалима в храме который назван его именем, который соединяет Святогробскую братию с храмом Воскресения и используется в течение последних столетий для богослужений арабоязычной греко-православной общины Иерусалима.
Св. апостол Иаков называется братом Господним, потому что был сыном Иосифа, Обручника Пресвятой Богородицы. От самого рождения он был назореем, то есть посвященным Богу, и вел жизнь строгую, в посте и молитве, не пил вина, не ел мяса, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Уверовав во Христа, сделался Его апостолом. По назначению Самого Иисуса Христа он был первым епископом в Иерусалиме. За святую жизнь ап. Иакова уважали не только христиане, но и неверующие иудеи. Он представительствовал на апостольском соборе в Иерусалиме, бывшем около 50 г. по Р.Х., для решения вопроса: должно ли христианам соблюдать ветхозаветный обрядовый закон? Тридцать лет Иаков был епископом в Иерусалиме и многих из иудеев обратил ко Христу. Иудеи во главе с первосвященником Ананией задумали погубить праведника. Они возвели его на кровлю храма и требовали, чтобы он внушил народу не веровать во Христа. Но Иаков оттуда громогласно начала проповедовать о Христе. Тогда иудейские фарисеи и книжники пришли в ярость и столкнули его с крыши. Святой, собрав последние силы, стал на колени и начал молиться за своих врагов. Между тем в него бросали камни, а из толпы бросился на святого один суконщик и, ударив палкой по голове, умертвил его. Тело его погребли близ храма. Св. апостол Иаков первым составил чин литургии, которая совершается в Иерусалиме однажды в год, в день его памяти, и которую святой Василий Великий и Иоанн Златоуст сократили. Он также написал первое из так называемых соборных посланий, где учит, что вера без дел мертва. Скончался около 63 г. по Р.Х. будучи 66 лет.
В храме св.Иакова возглавил вечернее богослужение а так же в день праздника утреню и Божественную литургию Его Блаженство наш Отец и Патриарх Иерусалимский Феофил, ему сослужили его Высокопреосвященство Митрополит Kaпитольядский Исихий, их Высокопреосвященства Архиепископы Константинский Аристарх, Севастийский Феодосий и Михаил Архиепископ Русской Православной Зарубежной Церкви в Швейцарии (ROCOR), иеромонахи Святогробцы, первый из которых был Старший Камарасис архимандрит о. Нектарий, приходской священник сего храма пресвитер о. Хараламбий — Фарах Бандур, архидиакон о. Марк и диакон о. Агапий. Пели на греческом и на русском языках певчий Пресвятого храма Воскресения архимандрит Aристовул и певчий г-н Алванос, слева пел на арабском языке г-н Римон Камар и участвовали собрание из арабоязычной грекоправославной общины Иерусалима и паломники из Греции, России и Украины.
К сему благочестивому собранию Его Блаженство на греческом языке обратился с проповедью:
«Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящым его» (Иак. 1,12) учит Святой Иаков. Дорогие братия во Христе,Благочестивые христиане и паломники,Наша Святая Церковь созвала всех в сем святом храме Святого Иакова, расположенного возле Пресвятого и Живоносного Гроба Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, чтобы мы славословили празднично священными песнями, как Иерарха и божественного проповедника, справедливо названного Праведника, ее светильника, первого пастыря и учителя Иерусалима, Иакова брат Господня. Как известно, Святой Иаков показался Самим Господом нашим Иисусом Христом первый Иерарх Церкви Матери всех Церквей, т.е. Иерусалимской. Он отличился и считали его, вместе с Петром и Евангелистом Иоанном, одним из столбов первой Церкви. Ради его большой праведности его назвали не только братом Господня, но и Праведником.
В его проповеди за христианскую веру, которая кратко изложена в его действительно боговдохновенном соборном послании, Святой Иаков брат Господень уделяет особое внимание важности терпения во Христе, говоря: «Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящым его» (Иак. 1,12). И подробнее: «Очень счастлив человек, переносящий с терпением и стойкостью испытание скорбей. Он очень счастлив, потому что, когда через испытание он станет твердым и испытанным и искусным, примет блестящий и прославленный венец вечной жизни, который обещал Господь любящим Его». По божественному Павлу «хвалимся упованием славы Божия. Не точию же, но и хвалимся в скорбех, ведяще, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование: упование же не посрамит. яко любы Божия излияся в сердца наша духом святым данным нам» (Рим. 5, 2-5).
Испытание искушений и скорбей терпением приготовило и показало так брата Господня Иакова, как и мудрого Павла, твердыми и подлинными друзьями Христа и посему угодными пред Богом.
В начале его Соборного послания Святой Иаков призывает интенсивно к терпению с верой, говоря: «Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна, ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение: терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершенни и всецели, ни в чемже лишени» (Иак. 1, 2-4).
Впрочем, на ценность терпения указал Сам Господь наш Иисус Христос, заповедуя: «В терпении вашем стяжите душы вашя» (Лк 21, 19). Вашим терпением вы победили и спасли свои души от опасности неверия и вечной гибели. Иными словами, терпение сравнивается с огнем, которым проверяется и очищается золото, и люди становятся принятыми перед Богом, после того как они проходили через печь их смирения, т.е. терпения через искушения, как говорит и Премудрость Сирахова: «яко во огни искушается злато, и человецы приятни в пещи смирения» (Премудрость Сирахова 2, 5). И на другом месте: «Горе вам погубльшым терпение: и что сотворите, егда посетит Господь?» (Горе вам, потерявшим терпение! что будете вы делать, когда Господь посетит вам через испытания?) Наоборот, «Боящиися Господа уготовят сердца своя и пред Ним смирят душы своя, да впадем в руце Господни, а не в руце человечески, я́ко бо величество Его, тако и милость Егоибо, каково величие Его, такова и милость Его., говорит опять Премудрость Сирахова (2, 5; 2, 14; 2, 17 — 18).
Святой Иаков восхваляет терпящих, показывая в качестве примера пророков и особенно Иова: «Образ приимите, братие моя, злострадания и долготерпения пророки, иже глаголаша именем Господним. Се, блажим терпящыя. Терпение иовле слышасте, и кончину Господню видесте, яко многомилостив есть Господь и щедр» (Иак. 5, 10 — 11).
Сегодняшняя ежегодная память мученичества за любовь Христову и Его проповедь Святого Иакова брата Господня на месте его происхождения и апостольской деятельности и также его мученической смерти приглашает нас, мои дорогие братья, согласно божественному Павлу, чтобы исполнились мы в разуме воли Его, во всяцей премудрости и разуме духовнем, яко ходити нам достоине Богу во всяцем угождении и всяком деле блазе, плодоносяще и возрастающе в разуме Божии» (Кол 1, 9 — 10).
Точно к той же миссии призвана Церковь Иерусалимская через ее первого Иерарха Иакова брата Господня, и также через Святогробскую Братию, которая вместе с здесь живущими благочестивыми Христианами благовествуют Христа распятого и воскресшего, «иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1 Тим 2, 4).
В утробе приснодевы и преблагословенной Богородицы Марии переобразовавшего мир Господа нашего Иисуса Христа славословим и вместе с песнопевцем Церкви скажем: «Во огненней зари божественнаго Духа просветився, благочестия явился еси божественный ревнитель, брате божий Иакове. Тем и одеждею тя законнаго священства, яко Аарона древняго, честнейшею одея, Иже милосердия ради в братство тя приемый: Того моли, Апостолов похвало, спастися душам нашим и дарить мир нашему региону и всему миру». Аминь.
По окончании Божественной литургии Его Блаженство со своим сопровождением, под пение певчих, поднялись по ступеням Святого Иакова в плоскую кровлю храма Святых Константина и Елены, а оттуда, в сопровождении ожидающих Архиереев, прошли через ворота Центрального Монастыря, получая у архимандрита Паисия и игумении Серафимы, руководителей хлебопекарни Патриархата, хлеба благословения. В тронном зале был вознесен молебен и пели Патриархальные «Многая лета» и Его Блаженство призывал за всех моления Святого Иакова брата Господня, первого Иерарха Иерусалима.
Акафист святому апостолу Иакову, брату Господню по плоти
Кондак 1
Избранному Апостолу Христову, иерарху преславному и мученику предивному, Иакову премудрому, брату Божию блаженному похвальная восписуем, яко ходатаю и скорому помощнику нашему. Ты же, предстояй Престолу Пресвятыя Троицы, не престай молитися за ны, сохраняющи от всяких бед и зол верою празднующих память твою и зовущих:
Ангелов Творец и всея твари Содетель, яви тя, Иакове, яко звезду многосветлую, на тверди церковней возсиявшую, светом Богопознания мир просвещающую и тьму лжеверия прогоняющую. Мы же, к заступлению твоему прибегающе, радостно тебе приносим сицевая:
Видящи, издалеча прозря твое жительство, Иакове, брата тя прия Христос Человеколюбец: ты бо, старший сын праведнаго Иосифа Обручника быв, издетска, яко назорей, Богу посвящен, воздержание возлюбил еси. Нравов же твоих благостию и ума чистотою Христов показался еси ученик искренний, сего ради сподобился еси у Престола Владычня вечно воспевати: Аллилуиа.
Разум всякий отвергше, Ирод царь искаше Младенца Иисуса, да погубит Его; и се Ангел Господень во сне явися Иосифу глаголя: «Возстав, поими Отроча и Матерь Его и бежи во Египет». Ты же, Иакове, яко сродник по плоти Иисусов сый, со Иосифом и Материю Его во Египте пребывал еси. Сего ради, приими от нас, Иакове, усердныя похвалы сия:
Сила Вышняго постави тя, Иакове праведне, пастыреначальника и таинника, неизреченная священнодействующа Таинства в Сионе святем, егда лик Апостольский избра тя епископа перваго Церкви Иерусалимския. Ты же, Апостоле, иго Христово усердно взем, Евангелия благости Его и Царствия проповедник был еси, поя Вседержителю Богу песнь: Аллилуиа.
Имеяй мудрость Божественную во уме своем всегда, Иакове, служение апостольское приял еси, егоже тридесять лет совершая, ко Христу вся страждущия и обременненныя приводил еси, неустанно веру спасительную во граде Святем и земле Палестинстей проповедуя и к познанию истины вся приводя. Темже тя, яко избранника Спаса нашего, славословим тако:
Бурю нечестия разгоняя, множество иудеев и еллинов к Церкви Христовой обратил еси, отче праведный: словом бо и житием твоим любовь велию людей иерусалимских стяжал еси, и теми ко Христу вся приводил еси, научая пети Богу: Аллилуиа.
Слыша мудрыя слова твоя, «яко от дел оправдается человек, а не от веры токмо», гордии фарисее и книжницы распыхахуся сердцем, мнящи тя разорителя отеческих преданий быти. Мы же, учителя благочестия тя ведуще, вопием:
Боготечною звездою прошел еси житие твое, Апостоле Иакове, благоговейно служение в Церкви Иерусалимстей совершая и образ праведнаго святителя Божия собою являя. Мы же, Богу, премудрость велию тебе даровавшаму и благодатными дары преизобильно тя украсившему, немолчно воспеваем: Аллилуиа.
Видеша тя вернии людие Израилевы помощника и утешителя в скорбех и печалех: ты бо усердно молился еси о отпущении грехов народа Божия, якоже и колена твоя зело огрубеша непрестаннаго ради коленопреклонения твоего. Сего ради восхваляем тя по достоянию, яко молитвенника нашего пред Богом, взывая сице:
Проповедник истинныя веры Христовы и ревнитель благочестия был еси, святителю Иакове: сего ради, Духом Святым просвещаемый, чин Божественныя Литургии мудре устроил еси, благодарению Богу за вся научаяй. И ныне с небеси на ны милостиво призираеши и преизобильно всем нам благодать подаеши от щедраго Христа Бога, Емуже со Ангелы у Престола славы Его поеши: Аллилуиа.
Возсиял еси яко звезда утренняя Церкви Христовой ревностию о славе Божией, и, Жизнеподательным Духом законополагая и вещая неизреченныя тайны Божия, паству свою таинствы церковными и служением Божественныя Литургии освящал еси и правилам веры научал еси. Мы же тебе, Святыя Троицы служителю верному, воспеваем таковая:
Хотя положити предел бывшей распре о законе Моисеове посреде благовествующих народом языческим слово Христово, на соборе Апостольстем во граде Иерусалиме главенствуя, ты, Апостоле преславне, словесы твоими богомудрыми о спасении души христианския паки мир в Церквах водворил еси. Мы же ублажаем тя, научившаго нас право разумети учение Христово и пети Тому: Аллилуиа.
Новаго избранника Божия видим тя, святе Иакове: ты бо мудре вразумлял еси на соборе Апостольстем о скончании времени Завета Ветхаго и о Промысле Божием о обращении и спасении народов языческих. Сего ради тебе, яко великому во иерарсех Христовых, взываем:
Странно и предивно всем иерусалимляном бысть житие твое, священномучениче Иакове, ты бо миротворец и истолкователь Закона Божия явился еси, просвещая и вразумляя люди. Темже и нас научи пети от всего сердца Творцу и Зиждителю нашему: Аллилуиа.
Весь освящен благодатию Духа Святаго, Церковь Иерусалимскую добре упасл еси, святе Иакове, день и нощь укрепляя новопросвещенныя в благодати Христовой. Мы же восхваляем тя, горнюю премудрость стяжавшаго, пении сими:
Всем сердцем возлюбивый Христа Бога, яко брат Его по плоти, и о спасении творения Его ревновавый, наставлял еси народ Божий в вере христианстей: яко быти во испытаниих терпеливу, на Бога уповающе и во смирении тяготы носяще. Мы же, тобою наученнии, милосердному Человеколюбцу Богу непрестанно взываем: Аллилуиа.
Вития многовещанныя не возмогут воспети твоея, богоблаженне Иакове, мудрости, егда вразумлял еси, яко не в единем книжнем научении и внешнем исповедании есть вера спасительная, а в вере, поспешествуемой любовию и делами во имя Христово. Мы же, тебе, яко Богомудрому наставнику, благодарно воспеваем:
Спасти хотяй всякаго человека, грядущаго в мир, Всевидец Господь дарова ти, Иакове славне, благодать велию укрепляти обращенныя в вере: ты бо на страдания предстоящия коегождо приуготовляя, призывал еси всех к терпению и упованию на Бога, всех и вся содержащему в деснице Своей. И нас, недостойных, сподоби молитвами твоими разумно пети Богу: Аллилуиа.
Стена необоримая Церкви Иерусалимстей был еси, священномучениче преславне, и тако научал еси люди твоя спасительней вере Христовей: «Вера бо чиста и нескверна пред Богом есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их и нескверна блюсти себе от мира». Мы же, тебе, о нас молящемуся, неустанно взываем:
Пение всеумиленное приносил еси Пресвятей Троице во вся дни земнаго жития твоего; отпавшия же от благодати вожди иудейстии, видевше, яко множество мужей и жен к Церкви Христовой прилагается твоими, всеславне Апостоле, трудами, злоумыслиша конец положити сему: нестерпим бо бысть им праведник истинный, Господу верно служащий. Нас же, святителю Иакове, благослови, укрепи и настави в вере спасительней возрастати, поюще Богу: Аллилуиа.
Светло Пасху Христову празднуя, во дни тыя неустанно проповедал еси, Иакове, глаголы жизни вечныя во граде Иерусалимстем собравшимся коленом иудейским и язычником множеству; начальницы же иудейстии совет положиша убити тя, пастыря Града Святаго. Мы же, тебе, яко мужественному воину Христову, усердно вопием:
Благодатию Божиею и силою, от Бога тебе дарованною, облеклся еси, страстотерпче Иакове, Христа ради готовый мучения всякия претерпети, егда лестию поставлен был еси на криле храма святаго нечестивыми, вопрошающими тя: «Рцы нам о Распятом». Мы же Богу, в мученичестем подвизе тебе укрепившему, гласом велиим воспеваем: Аллилуиа.
Поюще Пресвятей Троице хвалу и благодарение и исполнився Духа Святаго, ты, Богоносе Иакове, изрекл еси пред народом о Христе, яко Той «сидит на Небесех, одесную Силы Всевышняго и грядет на облацех небесных». Слышавше же сия, нечестивии скрежетаху зубы своими и устремишася на тя; быв же долу низвержен с криле храма, Апостоле святе, востав на колени, Творцу молился еси о прощении убивающих тя и, камением до смерти побиваем, душу свою в руце Божии предал еси. Мы же, предстоящему тебе пред Престолом Святыя Троицы, радостно зовем:
О, преславный Апостоле Иакове, брате Господень, Церкви Христовой светильниче многосветлый! Приими от благоговейных сердец наших с любовию тебе приносимое хвалебное пение сие и испроси нам у Христа Бога нашего в вере утверждение, прегрешений оставление и от вечнаго осуждения избавление, да сподобимся в Царствии Небеснем купно с тобою во веки пети Богу: Аллилуиа. Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й
| |
Просмотров: 2844 |
Добавил: IRUSALIM2008
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |