В понедельник 6-го января 2014 Патриархатом согласно начальному порядку в Вифлееме отмечалось Навечерие Рождества Христова. Рождественский
сочельник. Канун (Навечерие) Рождества Христова преисполнен особенного
трепетного ожидания пришествия в мир Спасителя. Этого ждут все: небо,
земля, тварь, наши сердца. И вот возгорается звезда, и за ней
устремляются ведомые ею мудрецы-волхвы. Раздается ангельское пение, и
ему внимают пастухи. А ныне в этот день звучат песнопения во время
часов, которые принято называть Царскими (на них в Византии обязательно
присутствовал царь-император). Наряду с ветхозаветными пророчествами о
Рождестве Христовом на них впервые звучат слова евангельского
повествования об этом великом событии — первый луч благой вести о
Рождестве Христовом. Издревле принято в этот день, встречая Христа, ради
нашей чистоты телесной и духовной соблюдать строжайший пост. До
появления первой звезды вообще не положено вкушать никакой пищи. И
только после появления звезды вкушается вареная пшеница (или другая
крупа) с медом — сочиво (отсюда название праздника — Рождественский
Сочельник). Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) отмечается 6 января.
По
заранее определенной программе в 9.00 часов утра этого дня Блаженнейший
Патриарх Иерусалимский Феофил принял у себя представителей Израильской
полиции.В продолжение и в сопровождении полиции и представителей
молодежных организаций Патриаршая Святогробская процессия направилась к
Вратам Давида. У Ворот Давида Блаженнейшего Патриарха и Отцов Братства
Пресвятого Гроба Господня ожидал транспорт, на котором процессия была
доставлена к Святому Монастырю Пророка Илии.
Блаженнейшего
Патриарха и его Сопровождение принял Настоятель Святого Монастыря
Архимандрит Паисий в окружении представителей Общины Вифлеема,
Бейт-Джалы, села Пастушков, а также процессию приветствовали
представители военной элиты Вифлеема.
После
появления в Святом Храме и краткого приема Блаженнейший Патриарх на
автомобиле направился в Вифлеем, где в сопровождении трех всадников был
доставлен к Гробнице Рахили. Отдавая честь Блаженнейшему Патриарху,
после посещения его Гробницы Рахили Вифлеемская полиция на мотоциклах
сопроводила автомобиль Блаженнейшего Патриарха до центральной площади
Вифлеема. Блаженнейший Патриарх был принят с теплыми обращениями
Патриаршим Местоблюстителем в Вифлееме Архиепископом Иорданским
Феофилактом, мэром города Вифлеем г-ой Верой Бабис, главой
администрации области г-ом Абдуллой Фатахом Хамайле, Министром Зигиядом
иль Бадаком, Палестинским Комитетом по делам Христианства, а также
собравшимся народом, паломниками и жителями-Христианами из Вифлеема,
представителями молодежных организаций.
В
продолжение Блаженнейший Патриарх с Архиерейским Сопровождением
направился к Вифлеемской Базилике, исполняя: «Рождение Твое Христос,
Господи, открыло миру свет…».
Блаженнейший Патриарх в
сопровождении священного клира направился к иконостасу, затем к Пещере у
южных ворот, поклонился месту Рождения Христа, поднялся и вошел через
северные ворота, вернулся к иконостасу, дал свое благословение и
совершил литургию Великих Часов, затем совершил Вечерню и Божественную
литургию Василия Великого, начав в 15.30 по местному времени.
По
завершении Вечерни Патриаршее Сопровождение, пройдя через Врата
Крещения, попало за праздничную трапезу, организованную игуменом
Патриаршим Местоблюстителем Архиепископом Иорданским Феофилактом.
В
Навечерее Рождества Христова также был организован прием, на который
были приглашены Президент Палестинского государства Его
Превосходительство Махмуд Аббас-Абу Мазен, Президент государства
Шри-Ланка с супругой, представитель Королевства Иордании г-н Самир
Халаса, представители Палестинского правительства: премьер-министр г-н
Рамзи Хамдалла, Министр иностранных дел г-н Риад Исмалики, а также
представители Православной паствы.
Навечерие Рождества Христова завершилось приемом.
Богослужение
рождественского сочельника начинается, как и в другие дни
предпразднства, с вечерни, малого повечерия и утрени. Читаемый на
повечерии канон по своему содержанию приближается к песнопениям самого
праздника. Сосредоточенное на содержании праздника и несколько грустное
настроение, характеризующее трипеснцы и каноны других дней
предпразднства, постепенно уступает место радости и ликованию. Еще
полнее это настроение выражено в каноне, читаемом на утрене. Он весь
наполнен ликованием и благодарностью ко Христу, Который "в малый внити
тщится вертеп, умалена мя яко да возвели΄чит, и обнищавша безмерным
богатством обогатит Пребожественный". Ликование и радость связаны с
ожиданием вочеловечения Сына Божия: "Радуйся, вся земле, се Христос
приближается, в Вифлееме ражда́яйся: море, возвеселися: пророческий
сонм, взыграй, сбытие́ зря днесь твоих словес, и вси радуйтеся,
праведнии". Святая Церковь, в предшествующие дни раскрывшая пред
духовным взором верующих тайну нисхождения Бога на землю, теперь
обращает внимание на земные обстоятельства празднуемого события: на
время и место, в которые оно должно совершиться, и на его участников.
Земля, готовящаяся к принятию Богомладенца Христа, становится для нас
небом: "Небо мне показася днесь земля: на ней бо раждается Творец и в
яслех восклоняется в Вифлееме Иудейстем"
|