К 50-летию отца Романа (Раида Радуана) | 11:18 |
История отца Романа - эта история возвращения к своим корням и к своему родовому призванию. Прадед его родился в Дамаске, был ректором русской гимназии в Нацерете и всех православных школ в Палестине и Сирии. По решению патриархата он был отправлен на учебу в Российскую империю, чтобы впоследствии занять ведущее место в церковной иерархии. От бабушки отец Роман узнал, что прадед его учился в Киеве, встречался и был дружен с императором Александром III. Впоследствии семья Радуана перебралась из Дамаска в Палестину. (Из воспоминаний паломников) Вскоре мы встретились с этим чудным человеком. У него матушка, пятеро детей, но в то же время он немножко не от мира сего – страшно доверчивый и снисходительный. Наши репатрианты не раз обманывали отца Романа. Попросят, например, денег, и он бегает занимает у родственников, а люди пропадают с концами. У него есть пустующая квартира в Назарете, впрочем, это одно название – пустующая, там все время жил кто-то из наших репатриантов, в том числе моя жена с детишками накануне отъезда из Израиля. Все, что касается русского, – батюшка с трепетом, любовью воспринимает, говорит по-русски, думает по-русски и все время совершенствует язык. Спрашивал меня о каких-то нюансах нашей речи, чтобы лучше понимать прихожан во время исповеди, где каждый оттенок, как он говорил, бывает важен, чтобы дойти до сути. Он полностью отдает себя Богу и людям, полностью. При этом нет ощущения, что он делает какое-то одолжение, он делает добро так же, как ест, спит, дышит – просто потому, что иначе не может Недавно мне довелось побывать в едва ли не самой маленькой православной церкви на Святой Земле, расположенной в арабской деревне Яфия близ Назарета. Поселение это имеет многовековую историю и упоминается еще в Ветхом Завете, в книге Иисуса Навина. Христианского населения в Яфие около 30%. Церковь древняя – ей около 900 лет, построена в эпоху крестоносцев на том месте, где по преданию стоял дом, в котором жили апостолы Иоанн (Богослов) и брат его, Иаков, сыновья Зеведея, за свою пылкую веру и взрывной характер названные Иисусом Христом «сыны грома». Скромную прелесть и благодать этого храма нельзя передать словами, ее надо почувствовать. По счастливой случайности Церковь во имя Георгия Победоносца уцелела, несмотря на всех завоевателей, пронесшихся по Галилее. Трудно даже вообразить, что видели на своем веку эти толстые стены из местного известняка . Небольшую территорию вплотную обступают современные дома местных жителей. Мне это нравится: они как бы укрывают и защищают церковь от чужого недоброго взгляда, позволяя сохранить скромной обители свою самобытность. Внутреннее убранство не поразит вас пышным великолепием: церковь, как деревенская девушка, чьи единственные украшения – это свежие цветы, любовно расставленные прихожанками. Старые доски икон потускнели, во многих местах повреждены (пробиты пулями?), но разве от этого они менее ценны для нас? Над входной дверью на камне выбиты некие символы, пока у меня еще не было времени хорошенько их рассмотреть и попытаться расшифровать. Прихожан немного, есть местные жители и «русские» приезжают из ближних мест. Настоятелем церкви сейчас является отец Роман, православный араб, поэтому служба идет и по-русски и по-арабски. После службы во дворе церкви неспешная трапеза. Прихожане и священник сидят за столом, разговор неформальный, душевный. Рядом идет большая стройка. Отцу Роману удалось собрать деньги на серьезный проект: под одной крышей в трехэтажном здании он задумал соединить и помещение для торжественных богослужений, и странноприимный дом, и церковную библиотеку. Пока до конца строительства еще далеко, есть проблема с ассигнованиями, требуются добровольцы-строители, желающие послужить благому делу. Об отце Романе хочу рассказать особо, так как человек он для современного Израиля необыкновенный, штучный, а история его семьи удивительна. Дмитрий,Отец Роман и Олег Бялик- руководитель православного сообщества на Святой ЗемлеПрадед отца Романа ( в миру Раида Радуана), Александр Георгиевич (Искандер Джебраил) Кезма, был выдающимся педагогом и просветителем. Родился в Дамаске, окончил в Петербурге Духовную семинарию, там же продолжил образование в Духовной Академии, но в 1883 году , когда было учреждено Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) он был отозван с 3 курса для работы в православных школах сначала в Галилее, потом в Бейруте, а затем в Назарете, где к тому времени была создана учительская семинария, призванная подготовить учителей для работы в православных начальных школах. Торжественное открытие мужской семинарии произошло 3 сентября 1886 года в присутствии митрополита Назаретского Нифонта. Будучи арабом, знающим русский язык, А.Кезма был призван способствовать преодолению языкового и культурного барьера между русскими учителями, их арабскими коллегами и учениками. 28 сентября 1888 года Назарет посетил председатель ИППО великий князь Сергей Александрович с супругой, великой княгиней Елизаветой Федоровной и братом, великим князем Павлом Александровичем. Во время этого посещения великий князь вручил Кезме орден Св.Станислава 3-ей степени. Воспитанники получили из рук августейших особ по 10 франков на конфеты. С согласия учащихся на эти деньги потом им заказали на память серебряные крестики с надписью: « 28 сентября 1888 года». Великий князь одобрил предложение Кезмы о создании при семинарии образцовой начальной школы для мальчиков, где будущие учителя смогли бы проходить педагогическую практику. Первый выпуск семинарии состоялся в 1890 году. Выпускники были направлены для работы в школы ИППО в Палестине и Сирии. Лучшие ученики продолжили образование в России. Александр Кезма был бессменным ректором семинарии 25 лет, до того как из-за начавшейся войны 1914 года семинария была закрыта. Смутное время разбросало учеников и преподавателей по разным странам и только Александр Кезма оставался единственным представителем ИППО в Галилее. Еще работая в Бейруте, он начал трудиться над переводом учебника Закона Божьего с русского языка на арабский, он автор нескольких учебников, по которым и сейчас ведется преподавание, разрабатывал специальные методики обучения арабских детей русскому языку. О самоотверженном труде палестинских педагогов –энтузиастов в отчете ИППО за 1888-1890 гг. сказано : « Не забудьте их имена, русские люди». И первым в списке стоит имя Александра Кезмы, подвижника, просветителя, христианина. Не менее удивительна и судьба его брата, Тауфика Кезмы. После окончания Назаретской семинарии он был отправлен на учебу в Россию. Вначале в Киевскую Духовную семинарию, затем в Киевскую Духовную Академию, созданную при Печерской Лавре. Получив в 1907 году подданство Российской империи, Тауфик Гаврилович стал помощников проректора Киевского университета Св.Владимира. Преподавал церковно-славянский, греческий, древне-еврейский, латинский, а после Октябрьской революции еще и турецкий и персидский. Он составил уникальный учебник основ грамматики арабского языка. Но среди многих сочинений ученого меня больше всего поразил такой труд, вышедший на украинском языке: « Оповiдання арабського iсторика ХI в. Абу Шоджi про те, як охрестилася Русь», изданный в 1927 году в Киеве. Умер Т.Кезма в 1958 году. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище. Воистину, не исповедимы пути твои, Господи! А теперь от знаменитых предков вернемся к отцу Роману. Протоиерей Роман Радуан получил духовное образование в Свято-Троицкой Духовной Семинарии в г. Джорданвилл (США). Уже после окончания с отличием первого курса ректор, Епископ Лавр, наградил его памятной книгой: «Царствование императора Николая II» С.С.Ольденбурга с дарственной надписью. До недавнего времени отец Роман был настоятелем Церкви Святителя Николая в Мигдаль-а-Эмеке (бывшая арабская деревня Мжедель). В 1882 году в этой деревне была начальная православная школа, которой покровительствовал прадед отца Романа, Александр Кезма. В том же 1888году, когда великий князь Сергей Александрович посетил Назаретскую семинарию, он по дороге останавливался и в деревне Мжедель, православные жители которой обратились к нему с просьбой о постройке церкви. Великий князь выделил значительную сумму денег и 1896 году строительство церкви было завершено. В Храме в честь Святителя Николая вплоть до 1948 года молилось православное население Мжеделя. В 1952 году на месте арабской деревне начал строиться израильский город Мигдаль-а-Эмек. Церковь была заброшена почти полвека. И только с приездом большой алии в 90-ых годах 20 в. усилиями отца Романа, который был тогда настоятелем православного храма в Шфараме, церковь начала восстанавливаться. В 2004 году церковь была освящена митрополитом Назаретским Кириаком и начались в ней регулярные богослужения. Но людская зависть, злоба и подковерная борьба в Иерусалимской Патриархии привели к тому, что отец Роман, которого еще называют «русским батюшкой», там больше не служит, надеюсь это ненадолго. Теперь он настоятель маленького храма в Яфие. Но по-прежнему вокруг него собирается община, люди идут за советом, со своими бедами и скорбями, вокруг него всегда много детей, к которым отец Роман относится особенно бережно, ибо им продолжать традиции православия на Святой Земле. Есть Воскресная школа, есть поездки по святым местам, а значит будем жить и хранить верность православию в своих сердцах, тем более, что есть с кого брать пример! | |
Просмотров: 7585 |
Добавил: simvol-veri
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||