«Эпоха нового мученичества. Дискриминация христиан в разных регионах мира» | 18:40 |
21 февраля 2012 года председатель ОВЦС, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Кирилла и Мефодия митрополит Иларион посетил Московские духовные школы, где выступил с лекцией перед учащимися и преподавателями. Ваше Высокопреосвященство, дорогие члены профессорско-преподавательской корпорации Московской Духовной академии, братья и сестры! Тема моей лекции связана с положением христиан в тех странах, где они составляют меньшинство. Сегодня эта тема приобрела особую остроту и актуальность. Нашу эпоху справедливо называют эпохой нового мученичества, ибо в целом ряде стран христиане подвергаются массовым преследованиям, гонениям и дискриминации. 30 ноября – 1 декабря 2011 года в конференц-зале гостиницы «Даниловская» была проведена конференция «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан». Я выступил на этом форуме с докладом, в котором привел многочисленные факты дискриминации христиан в разных странах. На прошлой неделе интернет-сайт Седмица.ru открыл специальную новостную
рубрику «Гонения на христиан»[1], которая
призвана в режиме реального времени знакомить читателей с фактами насилия над
христианами в разных уголках мира. 1) Международная организация по защите преследуемых христиан «Всемирная христианская солидарность («Christian Solidarity Worldwide») поддерживает интернет ресурс (http://www.csw.org.uk/), где представлена статистика гонений по регионам, аналитические материалы, многочисленные видеоролики. Эта организация, штаб-квартира которой находится в Великобритании, оказывает также юридическую поддержку преследуемым христианам в странах, где исповедание христианства в той или иной форме запрещено законом. 2) Американская правозащитная организация International Christian Concern поддерживает интернет-ресурс, который называется «Преследование» – «Persecution» (http://www.persecution.org/). Это важный информативный ресурс, который включает подробный обзор по регионам мира и отдельным странам. 3) Международная организация «Barnabas Fund» (http://www.barnabasaid.org/) также публикует последние новости о фактах убийств и преследований христиан в мире. Здесь, в частности, помещена очень объемная подборка новостей по последним событиям в Сирии и Египте. Эта организация – одна из немногих, кто организует постоянную помощь христианам в Сирии, положение которых ухудшается с каждым днем в связи с действиями боевиков. 4) Международная организация «Open Doors» (http://www.opendoorsuk.org/) размещает на своем сайте подробные обзоры по странам и континентам. Недавно здесь размещен ежегодный список 50 стран, где христиане подвергаются наибольшей дискриминации, т.н. «World Watch List». Страны разделены на четыре группы, согласно степени давления, оказываемого в них на христианские общины. Христианская Церковь начала подвергаться гонениям с первых лет своего существования. Церковь – организм богочеловеческий; она одновременно присуща миру горнему и миру дольнему. С её неотмирной сущностью не может смириться враг рода человеческого. Господь Иисус Христос не раз говорил, что христиан в мире будут гнать и преследовать. «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20). Господь предсказал гонения на христиан в мире: «возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое…» (Лк. 21,12). В своем докладе «Преследования и дискриминация христиан в современном мире: причины, масштабы, прогнозы на будущее», который прозвучал на упомянутой мною выше конференции в Москве 30 ноября 2011 года, я привел немало фактов гонений на христиан, поэтому в том обзоре ситуации в мире, который я хотел бы сделать сегодня, я остановлюсь в основном на фактах, имевших место за прошедшее с того момента время. Наибольшую озабоченность вызывает недавний рост антихристианских выступлений в двух странах, где христиане составляют не менее 10% населения, а именно в Египте и Сирии. По данным на 2007 год в Египте проживало 107 млн. человек, большинство из них арабы – 91, 9%. Почти все они (90% населения страны) исповедуют ислам. Христиане проживают в основном в Каире, Александрии и других крупных городах; они составляют около 10% населения. После событий января-февраля 2011 года в этой стране проявилась отчетливая тенденция сделать шариат единственной правовой системой в стране. Следует учесть, что те, кто сегодня требует введения норм шариата, как правило, являются носителями радикальных воззрений, согласно которым христиане приравниваются к язычникам и подлежат обращению в ислам. Считаю, что нормы шариата должны относиться только к мусульманам – они никоим образом не должны распространяться на христиан. Уверен, что и христиане, и мусульмане должны обладать одинаковым объемом прав и гарантий, которые предоставляет государство. В течение 2011 года христиане в Египте постоянно являлись объектами атак. В своих выступлениях я приводил много примеров такого рода. Власти этой страны вместо того, чтобы защитить христиан, иногда сами становились источниками насилия против них. 9 октября в столице Египта копты организовали мирную демонстрацию, однако вооруженные силы, находившиеся в подчинении Военного совета Египта, разогнали демонстрацию, в результате чего были убиты более 20 христиан и более 200 ранено. Христиан буквально давили военной техникой. После прошедших в январе этого года парламентских выборов, в результате которых большинство мест в парламенте получили «Братья-мусульмане» и салафиты, положение христиан стало еще хуже. Партия свободы и справедливости («Хизб аль-хурийя ва-ль-адаля») – политическое крыло организации «Братья-мусульмане» – получила в парламенте 230 мест из 498. Салафитская Партия света («Хизб ан-Нур») заняла второе место, обеспечив себе в общей сложности около 120 мест. Надо отметить, что «Братья-мусульмане» в последнее время пытаются проводить политику защиты коптов. Так, на рождественские и новогодние праздники этого года молодые члены «Братьев-мусульман» создавали на местах комитеты защиты христианских храмов от нападений салафитов, которые празднование Рождества и Нового года считают антиисламским. Салафиты же, обращаясь к христианам, объявили, что те в соответствии с шариатом должны будут либо платить «джизью» (подушную подать), как полагается людям со статусом немусульман, либо покинуть страну. Салафиты разрушали церкви, уничтожали дома христиан, убивали их самих. Они создали Комитет по поощрению добродетели и предотвращению порока в Египте, подобный действующему в Саудовской Аравии. В сентябре 2011 года в докладе египетского Союза за права человека (Egyptian Union for Human Rights) было сказано, что в период с января по сентябрь 2011 года из-за запугиваний салафитов страну покинули 100 тыс. коптов. Если до указанных выборов имели место хотя и достаточно многочисленные, но нескоординированные антихристианские вылазки радикалов, то придя к власти, радикалы приступили к реализации «очищения» от христиан целых населенных пунктов. Приведу примеры. 27 января копты округа аль-Америя близ Александрии были атакованы примерно 3 тысячами мусульман под предводительством салафитских лидеров, которые подожгли их дома и магазины. 30 января толпа мусульман атаковала деревню Шарбат во второй раз, предав огню 3 дома христиан на глазах у представителей правопорядка. После этого исламские представители потребовали, чтобы состоятельный предприниматель-копт Луис Сулейман был изгнан из деревни, обвинив его и его сыновей в том, что они открыли пальбу в воздух, когда их дом поджигали. Семья Сулеймана отрицает, что использовала оружие, тем более, что ранен никто не был. Тем не менее, полиция выписала ордер на арест сыновей Сулеймана. 1 февраля салафиты потребовали, чтобы несколько коптских семей было выдворено из аль-Америи, а также предложили распродать имущество семьи Сулейман под надзором салафитского шейха Шерифа аль-Хавари. В противном случае, согласно их угрозам, деревня будет атакована повторно, и тогда будут сожжены уже все дома коптов. В феврале толпа во главе с представителями салафитов подожгла коптскую христианскую церковь и дома христиан в деревне Меет Башар к северо-востоку от Каира[2]. В очередном акте насилия против христиан приняли участие около 2 000 исламских экстремистов. В результате инцидента была сожжена церковь св. Марии в деревне Меет Башар в Загазиге, провинция Шаркия (около 50 км к северо-востоку от Каира). В Сирии на протяжении веков мирно сосуществовали мусульмане
и христиане разных конфессий: православные, римо- и сиро-католики, марониты,
армяне. Сирия до недавнего времени являла пример благополучия в плане
межрелигиозного сосуществования: здесь не было межрелигиозных конфликтов, бок о
бок во взаимопонимании жили мусульмане и христиане, священные места христиан
были открыты для паломничества. Сирия приняла более двух миллионов беженцев из
Ирака, несколько тысяч из которых являются христианами. Они надеялись укрыться
здесь от преследований на своей родине. Уже сейчас можно говорить о внешнем военном вмешательстве в эту страну:
тысячи боевиков-экстремистов под видом оппозиционных сил развязали гражданскую
войну в этой стране. Экстремистские группы, т.н. джамааты, состоящие из
боевиков-ваххабитов, вооруженных и подготовленных на средства иностранных
держав, целенаправленно убивают христиан. На прошлой неделе в городе Хомс было убито не менее 200 христиан, включая малолетних детей. Похищение христиан и других представителей несуннитского населения приняло значительные масштабы. Два христианина, одному из которых было 28, а другому – 37 лет, были похищены и позже найдены мертвыми – один был найден повешенным с многочисленными ранами на теле, тело другого расчленили и бросили в реку. У последнего осталась беременная жена. Еще четыре христианина были похищены, и их также угрожают убить, если в срок не будет уплачен выкуп. Эти последние сообщения об антихристианском насилии очень сильно напоминают
те, что стали уже обычными в Ираке с момента вторжения войск США в 2003. Все это
вызывает серьезные опасения за будущее христиан в Сирии. Как сообщают СМИ, уже несколько сотен мирных христиан стали жертвами вооруженных экстремистов, участились случаи похищения христиан с целью выкупа. Есть опасность, что дальнейшая дестабилизация драматическим образом отразится на судьбе религиозных меньшинств, прежде всего сирийских христиан. 12-13 ноября 2011 года Сирию посетил Святейший Патриарх Кирилл. В ходе встреч с политическими лидерами, с Блаженнейшим Патриархом Игнатием, с Верховным муфтием Сирии Ахмедом Бадр-ад-Дином Хасуном и министром вакуфов Мухаммадом Абд-ас-Саттаром Саидом он особо подчеркивал, что решение нынешних проблем сирийского народа возможно только посредством мирного диалога. При этом недопустимы любые проявления экстремизма и насилия. Обратимся к ситуации в странах, в которых в результате вмешательства внешних сил межрелигиозный баланс был нарушен. После свержения режима Муаммара Каддафи в Ливии и прихода к власти Переходного национального совета Ливия стала местом, откуда христиане активно вытесняются. До начала иностранного вмешательства в эту страну христиане (копты, православные, католики, англикане, представители других протестантских деноминаций) составляли здесь около 3% населения. По информации правозащитной организации «Open Doors», 75 % христиан Ливии, которые в большинстве своем были иностранными рабочими, покинули страну в ходе вооруженного конфликта. До 2003 г. в Ираке проживало более полутора миллионов христиан. В настоящее время почти девять десятых из них бежали или были убиты, а те, кто остались, – ежедневно опасаются за свою жизнь. Среди иракских христиан есть чада Ассирийской Церкви Востока, халдо-католики, армяне, сиро-католики и православные. Еще десять лет назад христиане в Ираке могли себя чувствовать относительно спокойно. С иностранной военной интервенцией исламские боевики начали террор против христиан. Последние оказались самой беззащитной прослойкой населения. Сотни христианских семей бежали в северные курдские области Ирака или в соседние страны. Недавно я встречался с представителями руководства иракского шиитского религиозно-политического «Движения Садра-Второго». Они заверили меня, что христиане, проживающие на территориях, контролируемых движением, – а это южные районы страны и некоторые кварталы Багдада – защищены представителями этого движения. В сентябре прошлого года по моему благословению сотрудник ОВЦС посещал Северный Ирак (города Эрбиль, Духук, Семеель, Эль-Куш и другие). В этническом отношении 6-миллионный Северный Ирак населен преимущественно курдами и езидами. Численность христианских народов в этом регионе незначительна, но она увеличилась в последние годы за счет миграции христиан с юга страны, из арабских областей. Например, в городе Духук число христиан – ассирийцев и халдеев – составляет 30 000 человек, т.е. 10% от общего населения города. Власти Северного Ирака, который де-факто является самоуправляемой территорией, стараются обеспечить безопасность христиан. Наш представитель встречался с христианами-беженцами с юга страны, которые рассказывали, как врывавшиеся к ним исламисты требовали от них крупных денежных сумм на покупку оружия для борьбы с американскими агрессорами, избивали всех членов семьи, некоторых убивали или похищали. Нападавшие скрывали свои лица под масками, из чего следовало, что это были соседи или знакомые. В последние годы стали особенно частыми похищения католических священнослужителей, после чего похитители требовали, чтобы Ватикан заплатил за них выкуп в размере нескольких сот тысяч долларов. За похищение простых людей назначались суммы в 10-15 тысяч долларов. Волна насилия против христиан в Ираке за последние месяцы, к сожалению, не спадает. 5 декабря 2011 года, после проповеди одного имама, возбужденные его словами исламисты разрушили десятки магазинов, домов и других объектов, принадлежавших христианам, в Закхо, городе с населением 200 000 человек. После погромов христиан в Закхо насилие вскоре распространилось и на другие близлежащие города. В иракском городе Мосул, являющемся одним из центров христианского меньшинства в стране, в декабре 2011 г. члены исламистской группировки расстреляли супружескую пару христиан. За несколько дней до этого в северных иракских городах Закхо и Духук группа вооруженных боевиков устроила пожар в христианских магазинах. По меньшей мере 30 человек получили ранения. 11 января произошла террористическая атака на резиденцию халдо-католического архиепископа в иракском Киркуке. В Иране проживает не менее полумиллиона христиан, в основном ассирийцев и армян. Эти христиане имеют здесь свои храмы и возможность исповедовать свою веру. Терпимым является отношение правительства к другим религиозным меньшинствам, например, к зороастрийцам. Почти 70 лет в Тегеране действует православных храм, находящийся в юрисдикции Русской Православной Церкви. Однако и здесь имеются случаи дискриминации христиан, в частности, широкую известность получило решение суда Исламской Республики Иран от 22 сентября 2010 года, приговорившего к смерти пастора-евангелика 32-летнего Юсефа Надархани за отречение от ислама и переход в христианство. Надархани был арестован в 2009 году. Задержанию пастора предшествовало его обращение к властям, в котором он оспорил закон провинции Гилян, согласно которому все школьники, в частности его сын, обязаны изучать Коран. По данным следствия, пастор проводил в своем доме церковные службы, проповедовал Евангелие и крестил других людей, которые также переходили в христианство. Он руководил деятельностью 400 домашних церквей в Иране. После вынесения приговора Надархани подал апелляцию в Верховный суд Ирана. В июне 2011 года суд распорядился отложить казнь, а само дело отправил обратно в Гилян на пересмотр. Пастору Надархани многократно предлагали отречься от христианской веры, чтобы избежать казни, однако он отказался. В настоящее время решение судьбы Надархани зависит от Верховного руководителя страны аятоллы Хаменеи, который должен вынести официальный вердикт. Пакистан являет собой пример полного бесправия христианского
населения. Из приблизительно 162 млн. пакистанцев христиане, половина из которых
католики, составляют лишь 2,45% населения. По оценке организации «Open Doors», в
этой стране проживает 5,3 млн. христиан. Согласно опубликованным в январе этого
года данным правительства Пакистана число христиан в Пакистане равняется
примерно 3,9 млн человек. Их положение сегодня можно назвать
катастрофическим. Бесправность христиан в свете упомянутого закона заключается в том, что мусульманин может объявить об оскорблении ислама, не предоставляя свидетелей и доказательств. Закон о «богохульстве» требует немедленного осуждения обвиняемого. Недавно был подтвержден смертный приговор Асии Биби, которая на вопрос о ее вере ответила, что она христианка, и была обвинена в «богохульстве». К 1 февраля 2012 года петицию с просьбой к пакистанскому правительству освободить Асию Биби подписали более 580 000 человек из 100 стран мира. В настоящее время ее здоровье находится в критическом состоянии. В 2011 году в пакистанской тюрьме умер 30-летний христианин Аслам Масих,
также арестованный по обвинению в «богохульстве». В течение нескольких месяцев
ему отказывали в медицинской помощи «по соображениям безопасности». Недавно еще
два христианина пострадали от ложных обвинений: протестантский епископ Джозеф
Первез и пастор Джорж Бабер. Они вынуждены были бежать за границу после
предъявленных им обвинений в «богохульстве» и угроз со стороны экстремистов. Оба
христианина планировали создать организацию для защиты христианской общины в
Пакистане. Многие христианки в Пакистане насильно выдаются замуж за мусульман и
принуждаются к смене веры. В 2011 году в докладе Азиатской комиссии по правам
человека сообщается, что около 700 пакистанских девушек-христианок каждый год
вынужденно принимают ислам в связи с давлением или нежелательной беременностью.
Подобные преступления чаще всего остаются безнаказанными. После убийства в
начале этого года за отказ принять ислам 18-летней девушки-католички генеральный
викарий Фейсалабада Халид Рашид заявил в интервью агентству Fides, что «случаи,
подобные этому, происходят в Пенджабе каждый день». Так недавно европейские СМИ
писали о 20-летней христианке Сони Биби, избитой и изнасилованной группой
мусульман, и о 12-летней Ребекке Биби, потерявшей зрение после избиения своим
работодателем-мусульманином. По данным организации «Open Doors», из 28,4 миллионов жителей Афганистана примерно 10 тысяч исповедуют христианство. Последний общедоступный христианский храм в Афганистане был снесен в марте 2010 года. Большинство современных христиан в стране – городские жители, крестившиеся до введения в эту страну войск США, или молодежь, познакомившаяся с христианским вероучением во время поездок за рубеж и контактов с иностранцами-христианами в Афганистане. Они вынуждены скрывать свои убеждения, не имеют легальной возможности открывать храмы, а церковные службы проводят на территории частных домов. Большинство христиан-афганцев – католики и протестанты. Переход из ислама рассматривается как тяжкое преступление, и христиане часто подвергаются преследованиям экстремистов. В 2010 году состоялся суд над афганским христианином Саидом Мусой, отцом
большого семейства, работником медицинского центра Красного Креста в Кабуле,
арестованным за участие в христианских обрядах. Суд над Саидом Мусой – не первый
за последние годы публичный процесс над христианином. Следствию удалось добиться
от него публичного отречения от веры, которое было показано по афганскому
телевидению, но недавно в руки правозащитников попало его письмо, из которого
следует, что он все еще находится под арестом в одной из кабульских тюрем,
подвергаясь побоям и сексуальному насилию со стороны сокамерников. В своем
письме Саид заявляет, что глубоко сожалеет о своем отречении от
Христа. В Алжире власти в последние пять лет не дают разрешений на открытие христианских храмов. С недавних пор здесь стал применяться «закон о богохульстве», аналогичный пакистанскому. По официальным данным, в 36-миллионном Алжире проживает около 11 тысяч христиан, большинство из которых – католики. По неофициальным данным количество тайных христиан в разы превосходит это число. Закон, принятый в 2006 году, запрещает миссию среди мусульман. В 2011 году власти алжирской провинции Беджая объявили о закрытии 7 христианских храмов. В течение последних месяцев в Алжире все чаще отмечаются случаи религиозной нетерпимости по отношению к христианам. В начале февраля 2012 года в городе Уаргле, расположенном в 700 км от столицы страны, неизвестные под покровом ночи атаковали евангелическую церковь. Взломщики проникли на церковную территорию, разрушили чугунное распятие на крыше-террасе церкви и повредили входные ворота. При этом, по данным пастора, нападавшие громко выкрикивали угрозы[4]. В Северном Судане, от которого летом 2011 года отделился
Южный, постоянно происходят акты насилия в отношении христиан. Новые власти
страны заявляют, что теперь в Судане «шариат и ислам станут основой новой
конституции, ислам будет официальной религией, а арабский – официальным языком».
Из Северного Судана приходят сообщения о многочисленных целенаправленных
нападениях на христиан, которые вынуждены бежать в Южный Судан. Радикалы стоят за преследованиями христиан и в другой африканской стране
–150-миллионной Нигерии. Сегодня эта наиболее многонаселенная
страна Африки переживает очередной кровавый кризис. Страна практически разделена
на две половины – мусульманский север и христианский юг. На Севере Нигерии из
70-миллионного населения 27 миллионов составляют христиане, которые подвергаются
планомерному уничтожению радикальными группировками. 22 января этого года в Нигерии вновь взорваны бомбы в двух христианских церквях. Одна из них — католический приход в штате Баучи в северной Нигерии. Все большее число христиан вынуждено бежать из Северной Нигерии в другие регионы страны. Около 35 000 христиан бежали из Северной Нигерии в течение последних недель после того, как Боко Харам выдвинула ультиматум, потребовав, чтобы христиане уехали с территорий, где преобладает мусульманское население. На севере Нигерии в 2011 году боевиками Боко Харам были убиты, по крайней мере, 700 человек. Всего же последние 10 лет в результате межрелигиозных столкновений в Нигерии погибло более 13 000 человек, абсолютное большинство из которых – христиане. В Сомали христиане, по некоторым данным, составляют 1% от общего населения (примерно 5 тыс. человек). Большая часть этих христиан либо сами были в прошлом были мусульманами, либо таковыми были их родители. Поэтому большинство относится к ним как предателям своей веры. Здесь нет организованных христианских общин; христиане живут в постоянном страхе и атмосфере террора. Особенно опасно воспитывать детей в христианской традиции. Радикальная группировка Аш-Шабаб, которая контролирует почти всю территорию страны, открыто заявила о своих намерениях полностью уничтожить христианство в Сомали. Официальное правительство, хотя и провозглашает право на религиозную свободу, ничего не предпринимает, чтобы защитить христиан. За прошлый год было убито немало христиан. В январе 2012 года по приговору суда женщина-христианка была приговорена к 40 ударам плетьми. Экзекуция происходила на глазах у тысяч зрителей, в результате она потеряла сознание, однако осталась жива и была выдана семье[5].10 февраля экстремистами из Аш-Шабаб недалеко от столицы этого государства Могадишо был убит 26-летний христианин[6]. В Сомали жила одна из мучениц наших дней Мурта Фарах. Эта 17-летняя девушка в конце ноября 2010 года была застрелена за переход в христианство всего в 200 метрах от дома, где она проживала у родственников. Ранее Мурта убежала из дома после того, как ее родители, узнав о том, что она приняла христианство, жестоко били и пытали ее, заставляя вернуться в ислам. Родители Мурты, пытаясь заставить ее отречься от Христа, днем привязывали молодую девушку к дереву, а по ночам сажали в тесное темное помещение. Но их усилия были тщетны. Тогда родители Мурты решили, что она сошла с ума, и пытались «лечить» ее специальными медикаментами, но в мае 2010 года ей удалось от них убежать к родственникам, после чего она была убита. На полуавтономном острове Занзибар, входящем в состав Танзании, христиане живут под постоянным давлением со стороны исламской общины. Множество христиан насильно обращают в ислам, им отказывают в устройстве на работу. В начале этого года христианин, в доме которого нашли Библию, был приговорен к 8 месяцам тюрьмы. В странах Аравийского полуострова христианство повсеместно под запретом. В Саудовской Аравии исповедание христианства запрещено. Христианами являются иностранные рабочие, в основном из Филиппин, которых в стране насчитывается не менее полутора миллионов. Они подвергаются преследованиям. Кроме того, имеются христиане, перешедшие из ислама, тщательно скрывающие свою веру. По оценке организации «Open Doors» эта страна находится на третьем месте в мире по уровню преследования христиан. В 2011 году прошла серия арестов христиан за совместные молитвы в частных домах. В январе 2011 года были арестованы христиане Йохан Нес и Васанта Сехар Вара. Полиция жестоко избила их и они были помещены в ужасающие условия содержания. 35 эфиопских христиан были арестованы в ходе полицейского рейда городе Джидда в декабре 2011 года, когда христиане собрались на совместную молитву. Информационные агентства сообщают, что эти христиане до сих пор находятся в заключении, где их принуждают к переходу в ислам. Правозащитная организация «Human Rights Watch» распространила информацию о том, что они подвергаются в тюрьме насилию и оскорблению со стороны надзирателей. Женщин подвергли унизительному личному досмотру, мужчины были избиты. Судьба этих христиан еще не решена, в связи с чем по всему миру проходят демонстрации перед посольствами Саудовской Аравии. Обратимся к ситуации в странах Южной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. В Северной Корее, по информации организации «Open Doors», в настоящее время около 70 тыс. христиан отбывают наказание в 30 трудовых лагерях. Из 24 млн. жителей этой страны около 400 тыс. составляют христиане. Государственная статистика отмечает, что 4 тыс. из них являются католиками. Остальные – преимущественно протестанты разных деноминаций. Религиозная свобода остаётся табуированной на Мальдивах. Суннитская форма ислама была объявлена официальной государственной религией Мальдивских островов конституцией 1997 года. Это положение было также подтверждено конституцией 2008 года. Запрещена проповедь иных религий, кроме ислама. За хранение Библии можно получить тюремный срок. С одной стороны, островное государство позиционирует себя как центр мирового туризма и старается привлечь туристов со всего мира, а с другой проводит политику нетерпимости и религиозной дискриминации, арестовывая невиновных людей. Большие опасения вызывает ситуация в Бангладеш, где происходит захват земель и имущества христиан в горном районе Рангамати и в районе Гулишахали. Согласно информации Fides, чаще всего подобные преступные действия со стороны мусульман, которые численно преобладают в стране, никак не наказываются – ни полиция, ни гражданские власти не гарантируют защиту прав этнических и религиозных меньшинств. Активизировались антихристианские силы и в Индонезии. Эта страна в настоящее время является самой многонаселенной мусульманской страной. Из 228,5 миллионов человек, населяющих сегодня Индонезию, 86% являются мусульманами, 6% – приверженцы различных направлений протестантизма, 3% исповедуют католицизм. Имеется несколько десятков православных приходов. Начиная с 2006 года в Индонезии подверглись нападению 200 христианских храмов. Причем 14 из них были атакованы только за первые пять месяцев 2011 года. 24 февраля 2011 года нападению экстремистов подвергся православный храм святой Екатерины в Божолали на острове Ява. На Филиппинах большинство населения исповедует католицизм. Однако в 1990-е годы на островах Холо и Минданао, где проживают мусульмане, появилось движение «Абу Сайяф», установившее связи с «Аль-Каидой». За последние 10 лет на Минданао в результате деятельности террористических групп 120 тысяч человек погибли, а 500 тысяч стали беженцами. Около 70% жителей Лаоса исповедуют буддизм, чуть меньше – 30% – являются язычниками, 1,5% – христиане. Христиане лишены прав занимать в стране государственные посты, а также имеют мало шансов для поступления в высшие учебные заведения. В 2009 году руководитель провинции Салаван собрал всех деревенских жителей и объявил им «о запрете христианства». Он также заявил, что единственно приемлемым для них культом является «культ духов». По его же распоряжению у местных христиан был конфискован скот. Репрессии продолжаются и в настоящее время. В одной из самых густонаселенных стран мира – Индии, христиане страдают от радикально настроенных индуистских организаций. Общее население Индии составляет более 1,1 миллиарда человек. Более 2% жителей являются христианами. Всего в Индии 23-24 миллиона христиан разных направлений. 70% христиан Индии являются выходцами из касты неприкасаемых. В штате Орисса, где проживает большой процент неприкасаемых, в последнее десятилетие наблюдался значительный рост обращений в христианство. В некоторых областях штата доля христиан за это время увеличилась в два раза. В 2008 году в штате Орисса произошли массовые убийства христиан, погромы храмов и домов христиан, которые продолжались два месяца. Во время погромов в Индии в 2008 году были убиты 500 христиан. Оппозиционная Индуистская националистическая партия «The Bharatiya Janata Party» (BJP), которая фактически руководит несколькими штатами, активно борется с христианством. В начале этого года в индийском городе Батала, в штате Пенджаб, 20-21 февраля 2011 года прокатилась волна столкновений между индуистскими экстремистами и христианским меньшинством. Представители христианских общин в Индии по-прежнему подвергаются нападениям со стороны организованных групп радикальных индусов. В Индии в 2011 году зафиксирован 2141 случай насилия в отношении христиан. Согласно докладу, представленному «Catholic Secular Forum», нападения на христиан со стороны экстремистских индуистских группировок в настоящее время происходят почти во всех индийских штатах. Авторы доклада предполагают, что реальное число случаев антихристианского насилия в Индии за прошедший год должно быть в три раза больше. Представленная же статистика основана на данных, ставших известными благодаря СМИ. В 2012 году в Индии отмечены новые случаи дискриминации по отношению к христианам и нападения на христианские учебные заведения. В начале февраля около 100 индуистских радикалов совершили нападение на кампус иезуитского института св. Иосифа в Анекале недалеко от Бангалора (штат Карнатака). Следует сказать о причинах усиления гонений на христиан в последние годы. С семинарской скамьи вы помните, что причины гонений на христиан в древние времена делились на три группы: общественные, религиозные и политические. В значительной степени эти причины остались прежними, с определенными оговорками. Под общественными причинами понимается плохо мотивированная ненависть толпы. Языческие писатели и христианские апологеты единогласно свидетельствуют, что появление и распространение христианства было встречено со стороны населения Римской империи единодушной ненавистью — как со стороны низших слоев общества, так и образованного класса. «Чем мы вредим вам, Эллины? Почему вы ненавидите, как самых отъявленных злодеев тех, которые следуют слову Божью?» — вопрошал Тертуллиан. «Сколько раз враждебная к нам чернь, — говорит тот же христианский писатель третьего века, — нападала на нас, бросала камни и сжигала наши дома. Не щадят христиан даже мертвых, вытаскивают трупы из гробов, чтобы над ними надругаться, чтобы растерзать их на куски»[7]. Ненависть народной толпы против христиан особенно возрастала во время общественных бедствий. В некотором смысле события повторяются: психология толпы, если эта толпа охвачена истерией, не меняется от того, к какой религии принадлежат люди, ее составляющие. Толпе нужен враг, на котором можно сорвать злобу; инаковость христиан вызывала и вызывает ненависть «мира сего». Религиозные причины в древности были связаны с восприятием
языческим обществом христианства как недозволенной религии, последователи
которой бросают вызов господствующей религиозной или квазирелигиозной
идеологии. ________________________________________ Источник: Служба коммуникации ОВЦС | |
Просмотров: 2517 |
Добавил: simvol-veri
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |