Православные отмечают Преображение Господне и Яблочный Спас | 00:03 |
Православные верующие в эту среду отмечают праздник Преображения Господня, известный также как Яблочный Спас. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит в этот день литургию в храме Христа Спасителя. Праздничные богослужения пройдут во всех храмах Русской православной церкви, после чего духовенство в соответствии с древней традицией совершит освящение плодов. Традиция освящения фруктов нового урожая, в первую очередь яблок, берет свое начало еще с апостольских времен и напрямую связана с самим смыслом праздника. Преображение показывает то новое, благодатное состояние природы и человека, которое становится возможным благодаря воскресению Спасителя. Созревшие плоды, которые священник в храме кропит святой водой, символизируют всю природу, ждущую обновления и спасения от греха. Сегодняшний праздник напоминает о Преображении Иисуса Христа на горе Фавор - событии, случившемся за 40 дней до распятия Спасителя. Три апостола - Иоанн, Иаков и Петр - увидели величие и славу Христа: как говорится в Евангелиях, лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды - блистающими, как снег. Преображение открыло ученикам Христа, а через них и всему миру, Божественную природу Спасителя. Праздник был установлен в IV веке, когда святая равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. С V столетия празднование этого дня получило повсеместное распространение на христианском Востоке. На Руси праздник обрел еще одно название - Яблочный Спас, поскольку именно к этому времени поспевали садовые яблоки. В деревнях на Преображение был заведен обычай угощать яблоками и плодами нового урожая больных и обездоленных. Садоводы приносили в церкви плоды, которые священник после молебна раздавал всем прихожанам.
Святая гора Фавор - место славного Преображения Господня
Святая гора Фавор имела глубочайшее значение в библейской истории. Во времена Ветхого Завета она служила границей между наделами колен Завулона на западе, Иссахара на юго-востоке и Неффалима на севере. Величественная высотой 588 метров, одиноко стоящая посреди Издрелонской долины гора, находящаяся на пересечении торговых путей и занимающая важное стратегическое место всегда привлекала внимание жителей Святой Земли и приходящих сюда различных завоевателей. Здесь решались судьбы народов Святой Земли в эпоху Судей. Книга Судей повествует о пророчице Деворе, стоявшей во главе израильтян[1]: «пророчица, жена Лапидофова; она жила под Пальмою Девориною, … на горе Ефремовой; и приходили к ней [туда] сыны Израилевы на суд». (Суд. 4:4). Девора, вдохновленная Богом, призвала к себе Варака – выдающегося военачальника из удела колена Неффалима и сказала ему: «Повелевает [тебе] Господь Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собой десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых; а я приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавинова, и колесницы и многолюдное [войско] его, и предам его в руки твои. (Суд. 4:6-7) Пророчество Деворы сбывается. Израильтяне во главе с Вараком и 10-ти тысячным войском разбивают наголову Сисару, стоявшего во главе войска ханаанского. Сисара был полководцем властителем города Хацор [3]. Несмотря на численное превосходство ханаанцев, имевших на вооружении 900 тяжелых колесниц, они проигрывают сражение израильтянам. Сам Сисара был убит Иалией – женой Хевера Кенеянина, в чьем шатре пытался скрыться. Согласно Библии, Хевер Кенеянин был вождем родственного израильтянам кочевого племени [4]. На сегодняшний память пророчицы Деворы сохранилась в названии бедуинского села, расположенного у подножья горы Фавор. Село имеет название Дебурия в память о библейской битве и ее вдохновительнице[5]. Гора Фавор связана с еще одной битвой израильтян, только уже с римлянами. Войско Александра - сына Аристобула терпит у горы Фавор тяжелое поражение римлянам в 53 году до н.э. при императоре Помпее. В этом сражении погибает более 10 тысяч иудеев[6]. У древнего историка Иосифа Флавия[7] гора Фавор называется Итавирион[8].
При Иосифе Флавии - командующем северным округом армии иудейских
повстанцев в 67 году н.э.- часть из них закрепляется в гарнизоне на
горе Фавор, держа там оборону до полного истощения запасов
продовольствия и воды. Флавий в своей знаменитой книге «Иудейская
война» так описывает это событие:
Остатки стены этого гарнизона, возведенной Иосифом Флавием с юго-восточной стороны горы Фавор, сохранились до наших дней.
«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних» (От Мф. 16, 21-28)
Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя утвердилась
при святой равноапостольной царице Елене. При ней на Фаворе строится
величественная базилика на месте Преображения и другой трехпрестольный
храм [12] на месте, где спали во время Преображения святые апостолы
Петр, Иаков и Иоанн [13]. Базилика Преображения стояла на самой высокой
точке горы, второй храм несколько ниже, на близком расстоянии от
базилики. В VI в. на пятом Вселенском Соборе было решено образовать здесь епископию, и святитель оставался там даже при нашествии мусульман [17]. Паломник Аркульф в своем сообщении биографу в VII веке также сообщает об увиденных им трех церквях на горе Фавор, упоминая о монастыре, странноприимном доме и кельях монахов [18].
Около 720 года Беда Достопочтенный [19] повторяет Аркульфа и упоминает
о «большом монастыре с грандиозными сооружениями, окруженными стеной»
[20]. В XII веке на Святую Землю приходят крестоносцы, которые вносят свои изменения в положения о святых местах. Теперь значительную роль в судьбе Фаворских монастырей, (как и всех на Святой Земле), стали играть латинские монахи. Об этом свидетельствует в своих «Хождениях на Святую Землю» русский паломник XII века игумен Даниил. «И есть же на самом версе горы тоя (Фавора) место высоко ко востоку лиц к зимнему, аки горка камена, мала, островерха и на том месте преобразился есть Христос Бог наш; и ту есть церкви добра создана на месте том во имя Преображения, а другая, во имя святых пророк Моисея и Илии, подали того места есть создана церкви на север лиц от Преображения [22]. Место же то святого Преображения отделано есть около градом каменым твердо, врата же имат железна градот; и то есть трете было епископа, ныть оке есть монастырь латыньский.... И ту почестиша ны добре в монастыри том у святого Преображенья, и ту обедахом, и, опочивше добре и вставите идохом в церковь святого, Преображения, и поклонихомся на месте святем, идеже преобразися Христос Бог наш, и, облобызавше Место то святое с любовию и радостию великою и вземше благословение от игумена и от всей братии, изидохом из монастыря того святого и обходивше вся места свята по всей горе той святей» [23]. Участник первого крестового похода (1096-1099 гг.) рыцарь Танкред [24] воздвиг на Фаворе новый храм, причем для строительства использовались основания прежних древних сооружений [25]. Паломник Зевульф, [26] посетивший Святую Землю вскоре после первого крестового похода, в своем «Путешествии Зевульфа в Святую Землю 1102-1103 гг.» также, как и игумен Даниил, описывает на Фаворе три церкви, посвященные празднику Преображении и святым пророкам Моисею и Илии. «Приблизительно на четыре миллиария к востоку от Назарета находится гора Фаворская, войдя на которую Господь преобразился в глазах Петра, Иоанна и Иакова; она покрыта густою травою и цветами и настолько возвышается на совершенно гладкой и зеленой равнине, Галилейской, что значительно превосходит высотою все, соседние горы. Три монастыря, построенные на ее вершине в древние времена, стоят до сих пор: один во имя Господа нашего Иисуса Христа, другой во имя Моисея, третий же несколько поодаль во имя Илии, согласно со словами Петра: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии»« [27]. В 1177 году греческий паломник Иоанн Фока родом из Крита и современник византийского императора Мануила Комнина (1143-1180) оставляет интересные подробности о сооружениях на горе Фавор, описывая латинский и православный греческий монастыри на самой вершине горы, подчеркивая, что само место Преображения находится в руках латинян. «Гора Фавор, земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей. Ибо этой горе присуща преосеняющая ее некая божественная благодать, от того она и возбуждает духовную радость. Это круглый и умеренно возвышенный холм. На вершине его находятся два монастыря, в которых христиане отшельники умилостивляют Божество разноязычными песнопениями, и на той его части, на которой совершилось спасительное Преображение Христово, находится сонм латинских монахов, а на правой стороне наши назореи освящаемые освящают освященное оное место. Ибо спасительное Преображение Христово совершилось на вершине того холма, на котором находится и латинский монастырь, в алтаре же его храма находится и самое место, на котором преобразился Господь посреди Илии, Моисея и трех своих избранных учеников Петра, Иоанна и Иакова. Место это ограждено медными решетками. А на том пункте, на котором стояли ноги Господни, виден чрезвычайно белый мраморный кружок, посредине которого изображение креста. Неизреченное благовоние, из него изливающееся, услаждает обоняние приходящих. Bне же монастыря на расстояние примерно вержения камня, находится небольшая пещера, в которую Христос, вошедши после страшнаго Преображения, заповедал ученикам никому не говорить о видеши, доколе не воскреснет из мертвых» [28]. Трагическому испытанию подвергаются оба монастыря в XII веке, когда Салах-ад-Дин [29] в 1183 году подверг атаке греческий православный монастырь, монахи которого скрылись по подземному переходу в католическом, который был по своей постройке подобен крепости. Этот монастырь продержался еще до поражения крестоносцев в битве с мусульманами в 1187 году [30]. После этого войска Салах-ад-Дина избили живущих на Фаворе христиан и выгнали оттуда всех монахов. В 1212 году брат Салах-ад-Дина Мелек-Адель воздвиг на вершине Фаворской горы грандиозную крепость для отражения нападений со стороны крестоносцев, державшихся еще в Птолемаиде. В 1263 году, когда господство мусульман прочно укрепилось на Святой Земле, по повелению тогдашнего султана все укрепления Фаворской горы были срыты, и памятником бывшей некогда здесь жизни оставались лишь груди камней и мусора. Анонимный греческий паломник 1253-54 года, говоря о Фаворской горе, замечает, что «на средине горы находится та пещера, в которой Мелхиседек пробыл 40 лет» [31]. О каких либо иных сооружениях здесь, монастырях или храмах он хранит полное молчание. [32]. С этого момента гора Фавор на несколько столетий становится одинокой и необитаемой. Лишь в сам праздник Преображения Господня сюда поднимались православные и католики, чтобы совершать богослужение [33].
В 1729 году святую гору Фавор посещает русский путешественник из Киева Василий Григорьевич Барский. В 1799 году святую гору снова огласили звуки войны. Войска Наполеона вступили у подножия горы Фавор в сражение с турками. Но к XIX веку в этих местах воцарились относительные мир и спокойствие, что позволило паломниками снова подниматься на святую гору [35]. Другой русский паломник Андрей Николаевич Муравьев [36], посетивший Палестину в 1830 году, также оставил яркое воспоминание от посещения горы Фавор. «Накануне праздника, - пишет Муравьев, - стекаются иноки Благовещения, вместе с христианами Назарета на священную вершину Фавора. Там проводят они в отдыхе или молитве летнюю ночь, очаровательную под небом Востока, окруженные ярким течением звезд. Еще до рассвета пробуждается Фавор их торжественным гимном, и солнце, восстающее из-за гор Аравии, первыми лучами озаряет в поднятой священной чаше дивное преображение хлеба и вина в искупительное Тело и Кровь, и перед этим великим Таинством падает ниц смятенный народ, как бы внемлющий гласу: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, и в Нем же Мое благоволение» [37]. Через пять лет после Муравьева в 1835 г. святую гору Фавор посещает другой известный русский общественный деятель - Авраам Сергеевич Норов [38], который вспоминал, что «остатки храма, воздвигнутого св. Еленой, еще существуют; под его нижними сводами христиане назаретские служат один раз в год обедню, в день Преображения Господня» [39]. В 1840-м году афонский постриженик инок Парфений, посещая гору Фавор вспоминал, как там происходило богослужение. «Как стало солнце всходить, мы взошли на гору и нашли то самое место, где преобразился Господь наш Иисус Христос пред учениками Своими прежде на сем месте была великая церковь; а где Господь стоял, был алтарь, и стоял престол, а ныне только осталось основание» [40]. Такая ситуация продолжаться оставаться все 50-е годы XIX века и по этому поводу писал в русской печати того времени: «на Фаворе существуют развалины двух храмов (православного и католического), и оба вероисповедания претендуют на соединение священной точки со своими бесформенными трудами» [41]. Уже тогда нахождение подлинного места Преображения Господня вызывало споры в обществе. Православные считали подлинным место в своем монастыре, католики в своем. Об этом рассуждал начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский). «Каждое вероисповедание усвояет своему монастырю местность, где Спаситель преобразился. Не утверждаю и не отрицаю ни того, ни другого предания. Для христианина довольно верить, что на возвышении Фавора преобразился Господь, и молить Его о просвещении души и о вечном спасении. Да и событие происходило не на одном аршине земли, а на всей горе. Свет издали был виден; голос раздавался далеко; облако осенило всю гору; глас с небес слышен был по всей горе. Итак, вся вершина горы священна» [42]. С 1854 года руины монастырей на горе Фавор стали привлекать особое внимание православных и католиков. Сюда пришел архимандрит Иринарх выходец из Молдавии, уроженец деревни Роман недалеко от Ясс, питомец учеников знаменитого старца Паисия Величковского. С 1839 года он жил в Лавре Саввы Освященного, а затем странствуя по Галилее решил поселиться вместе с сиротой - выходцем из своей родной деревни иеродиаконом Нестором на горе Фавор. Эти подвижники обустроили себе келью в виде пещерки в развалинах храма. Питались злаками и скромными подаяниями, приносимыми паломниками. Своими подвигами и строгостью жизни русские монахи сникали уважение местных жителей бедуинов и их вождя Акил-аги, который не раз приходил к старцу Иринарху за советом и был готов защищать его от всех опасностей [43]. Волею случая архимандрит Иринарх вместе с иеродиаконом Нестором находят среди груды камней остатки древнего храма с полукруглыми нишами. Устроив там алтарь, старец стал служить для приходящих сюда паломников молебны. Паломники, число которых стало с каждым днем увеличиваться, жертвовали старцу на строительство храма. Также старцу помогли исполняющий обязанности русского консульского работника и агента Русского Общества Пароходства и Торговли в Хайфе, местный житель Аверино, собравший среди жителей своего края на храм сумму в 14000 пиастров. Помог и Иерусалимский патриарх Кирилл II, приславший на строительство 5000 пиастров и дав распоряжение Иерусалимской патриархии помогать старцу по мере надобности. Таким образом у старца Иринарха собралась сумма около 40000 пиастров и он приступил к строительству храма, а также трех жилых комнат, кухни и лошадиной мельницы. Всю площадь земли, занятую старцем Иринархом, обнесли невысокой стеной [44]. Денег на строительство храма не хватило, снова пришлось обратиться за помощью к епископу Мелитопольскому Кириллу начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, лично хорошо знавшего 90-летнего старца Иринарха. Он представил председателю Палестинского Комитета великому князю Константину Николаевичу докладную записку с изложением обстоятельств этого дела.
«Св. Фавор, запечатленный великим евангельским событием, - писал он 15
сентября 1859 г. в этой записке, но несчастно забыт теперь и оставлен
без внимания местными православными властями, между тем как латины
рыщут уже около него, усиливаясь взять; его себе в добычу. На страже
святыни стоит теперь только маститый отшельник, девяностолетий старец
родом из славян, пришедший на Фавор вследствие бывшего ему видения,
поселившийся тут и своими собственными руками открывающий развалины и
восстановляющий древнюю церковь. Без содействия греков, несмотря на
противодействие латин, среди бедуинских шаек (питающих, впрочем, к нему
религиозное благоговение, как к чудотворцу), этот дивный старец успел
уже положить доброе начало, пользуясь пособиями только с нашей стороны.
Все место священных развалин обведено стеною, развалины храма очищены и
в одном древнем алькове устроен уже престол, на котором старец
совершает священнодействие. Храмоздатель просит теперь 30 тысяч
пиастров (около 1.500 руб. сер.), чтобы довершить начатое здание.
Впоследствии времени потребуется, может быть, еще такая же сумма для
снабжения церкви иконостасом, который приятно было бы иметь из России,
и утварью... Не благоугодно ли было бы Его Императорскому Высочеству
обратить Августейшее внимание на забытый священный Фавор и там устроить
священный памятник счастливого события в Августейшем семействе Его.
Вместе с пособием можно бы передать святому старцу мысль об устройстве
в храме особого придала во имя равноапостольного царя Константина»
[45]. Старец Иринарх не дожил до завершения строительства храма и его
освящения. Он отошел ко Господу в день Рождества 25 декабря 1859 года.
Дело продолжил его верный ученик иеродиакон Нестор, получивший от
старца завещание довести все постройки до конца. Русский паломник
В.Каминский, посетивший гору Фавор в апреле 1862 года за несколько
месяцев до освящения храма, описывает, как выглядел тогда храм. 6 августа 1862 года патриарх Иерусалимский Кирилл II прибыл на святую гору Фавор и торжественно освятил храм вместе с митрополитами Акрским и Назаретским. До этого патриарх, подготовляя храм к предстоящему торжеству 17 июля, приказал тело архимандрита Иринарха, погребенное в 1860 году внутри церкви с правой стороны от входных дверей, вне линии алтаря и иконостаса, вынуть из земли и положить в могиле снаружи церкви, с правой стороны от входных дверей. Это распоряжение патриарха, потревожившее прах всеми глубокочтимого старца, произвело весьма тяжелое впечатление не только на православных, но даже на мусульман бедуинов [47]. Новые пожертвования со стороны России были использованы для внутренней отделки храма. Благодаря указаниям и просьбам нового начальника русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина Капустина, бывший посол русский в Константинополе граф Н. П. Игнатьев в 1869 году выхлопотал у русского правительства для Фаворской обители 2.000 рублей [48]. Следы древних сооружений сохранились в алтарных абсидах храма. Храм трехпрестольный: центральный - посвящен Преображению Господню, правый - пророкам Моисею и Илии, левый - Георгию Победоносцу и Дмитрию Солунскому. На ближайшем к главному алтарю левом пилястре - образ Преображения - дар великого Князя Сергия Александровича - председателя Императорского Православного Палестинского Общества. Первоначальное место погребения старца Иринарха отмечено мемориальной мраморной доской справа от алтаря придела пророков Моисея и Илии. Монастырская колокольня возвышается над воротами ограды. Воздвигнута она на пожертвования русской благодетельницы Ольги Кокиной [49]. Двор и прилегающие к нему ограждения засажены кипарисами, смоковницами и маслинами, дающими приятную тень. Греческий монастырь давал убежище до 400-м русским паломникам, для чего позади храма построены сводчатые залы [50]. Из храмовых святынь на сегодняшний день особо почитается акафистная икона Божией Матери, находящаяся слева по входу в храм. Рядом с храмом находится пещера Мелхиседека, в окрестностях которой согласной преданию Мелхиседек встретил праотца Авраама с хлебом и вином [51]. Несколько позднее, чем было осуществлено православное строительство на горе Фавор, начались католическими монахами - францисканцами работы по восстановлению руин, оставшихся от крестоносцев и от еще более древних построек. В 1873 году ими была устроена небольшая часовня на месте монастыря, построенного еще Танкредом. Русские паломники, посещавшие Фавор, сообщали, что католическая обитель на Фаворе была в те годы очень скромной [52]. Об этом пишет, например, священник Александр Анисимов из Харьковской губернии, сподобившийся побывать на Фаворе в 1881 году. Когда он со своими спутниками подошел к католической обители, то вышедший им навстречу францисканский монах пригласил русских паломников осмотреть католическую капеллу. «Она небольшая и имеет вид часовни, - пишет О.Александр. - Особенно замечательного в ней мы ничего не заметили, исключая чудную икону Преображения Господня, составленную из подобранных по цвету красок иконы разноцветных камней» [53]. Католики неоднократно проводили на своем участке систематические археологические раскопки и в 1889 году один из русских авторов сообщал: «Большая часть развалин находится у католиков; там все раскопано, очищено и содержится в образцовом порядке; только несколько месяцев тому назад раскопана ими часть холма, где найдены остатки довольно хорошо сохранившейся комнаты, прилегавшей к церкви, которая служила по предположению, местом отдыха для молящихся» [54]. В 1919-24 годах архитекторами братьями Антонио и Джулио Барлуцци была выстроена францисканская базилика Преображения. В путеводителе епископа Мефодия (Кульмана) эта базилика описывается следующим образом: «Красивый фасад возникает из окружающих масс темного камня, многочисленных развалин отдельных зданий, храмов и келий. Видимо, здесь и наблюдались в средних веках 4 храма. Две башни фасада справа и слева от входа стоят над часовнями - одна во имя пр. Илии, а другая - Моисея, на месте древних им же посвященных малых церквей. Отсюда колоссальный корабль базилики ведет к главному алтарю, куда вниз ведут несколько мраморных ступеней, - древнему уровню места - здесь можно видеть камни первоначальной византийской базилики» [56]. Каждый год на праздник Преображения Господня в ночь
с 18 на 19 августа по новому стилю на Святую гору Фавор прибывает
множество православных паломников со всего мира. Здесь Иерусалимской
Патриархией служится торжественное праздничное богослужение, как
правило, не в самом храме, а перед входом в него на специально
сооруженном помосте с устроенным алтарем, ввиду того, что храм не в
состоянии вместить всех желающих участвовать в торжестве праздника
Преображения. Многие верующие свидетельствуют о чудесном Фаворском
облаке, сходящем после Литургии на православный монастырь. Православные
видят в этом знак особой благодати Божией. Павел Платонов Собс. инф. Православного Научно-Просветительского Общества «Россия в красках» в Иерусалиме Примечания [1] Хаим Герцог, Мордехай Гишон. «Библейские сражения». Москва. Изд-во «Астрель». Стр. 65 [2] Там же. [3] Владимир Цывкин. «По стопам Иисуса на Святой Земле. Гора Тавор и ее история». Иерусалим. Стр.218 [4] Хаим Герцог, Мордехай Гишон. «Библейские сражения». Москва. Изд-во «Астрель». Стр. 66 [5] Там же. [6] Иосиф Флавий. «Иудейская война». Изд. «Фолио». Харьков. Книга первая. Глава восьмая. Стр.36 [7] Иосиф Флавий. (Josephus Flavius) Йосеф бен Матитьяху (ок. 37 – ок. 100), еврейский историк и военачальник. Иосиф происходил из знатной семьи священнослужителей, в возрасте 19 лет присоединился к фарисеям и стал влиятельным человеком в Иудее. Около 64 побывал в Риме, желая добиться от Нерона освобождения нескольких знатных евреев. Мощь и культурное превосходство римлян произвели огромное впечатление на Иосифа. По возвращении в Иерусалим он обнаружил, что евреи готовятся восстать против римского правления, и, не испытывая энтузиазма, был вынужден к ним присоединиться. Иосифу была поручена оборона Галилеи, т.е. северной части Палестины, однако его действия были малоуспешными, и, выдержав 47-дневную осаду в городе Иотапате, он в 67 попал в плен к будущему императору Веспасиану. Чтобы спасти себе жизнь и помочь соотечественникам после их неизбежного поражения, Иосиф предложил свои услуги Веспасиану и до конца войны был переводчиком у него и Тита, а также посредником между римлянами и евреями. После падения Иерусалима в 70 Иосиф отправился в Рим, где получил римское гражданство и пенсион. Иосиф известен дошедшими до нас на греческом языке трудами – Иудейская война (о восстании 66–70) и Иудейские древности (где изложена история евреев от сотворения мира до Иудейской войны). Как и трактат Против Апиона, они имели целью ознакомить античный мир с историей и культурой евреев и развенчать устойчивые предубеждения против этого народа. (Энциклопедия «Кругосвет») [8] Там же стр. 36, стр. 261. [9] Там же. Книга четвертая. Глава первая. Стр. 261 [10] Евангелие от Матфея (16, 21-28), Евангелие от Марка (8, 31-39). [11] Евангелие от Луки (9, 22-27). [12] А.А. Дмитриевский. «Праздник Преображения на горе Фавор». 1913 год. Издание Императорского Православного Палестинского Общества. [13] Евангелие от Луки (9, 32). [14] Tobler et Molinier. Itinera Hierosolymitana t. l, pag. 94. Цит. по указанному произведению А.А.Дмитриевского. [15] А.А. Дмитриевский. «Праздник Преображения на горе Фавор». 1913 год. Издание Императорского Православного Палестинского Общества. [16] Евангелие от Луки (9, 39) [17] Архимандрит Августин (Никитин). «Русские паломники у католических святынь». Фавор. Храм Преображения. [18] Владимир Цывкин. «По стопам Иисуса на Святой Земле. Гора Тавор и ее история «. Иерусалим. Стр.220 [19] Беда Достопочтенный (Beda Venerabilis), 674-735, церковный историк, монах, автор «Historia ecclestastica gentis Anglorum», единственного источника древнейшей истории Англии до 731 (изд. Holder, 1890, и Plummer, 1816). (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона) [20] Ibid pag. 230. Цит. по указанному произведению А.А. Дмитриевского. [21] Ibid pag. 260. Цит. по указанному произведению А.А. Дмитриевского. [22] Это определение вполне отвечаетъ нынешнему положению греческаго храма во имя Преображения Господня. Цит. по указанному произведению А.А. Дмитриевского. [23] Православный Палестинский Сборник III и IX вв. стр. 111—115 Спб. 1885. Цит. по указанному произведению А.А. Дмитриевского. [24] Танкред († 1112) - племянник Боэмунда Тарентского, один из героев первого крестового похода. Когда в Южной Италии образовалось крестоносное ополчение, Т. примкнул к нему. Его неукротимая натура обнаружилась во время переговоров с Алексеем Комненом в 1096 г., когда вожди крестоносцев принуждены были присягнуть в вассальной верности царю: чтобы избавиться от этого позора, Т. переплыл на Азиатский берег. Только после сдачи Никеи грекам (1097), когда крестоносцы возобновили свою присягу, Т., не без бурного сопротивления, согласился признать себя вассалом царя. Поход от Никеи до Иepycaлима сопровождался рядом рыцарских подвигов Т., который вместе с Боэмундом и Робертом почти всегда был впереди. На границах Киликии Т. и Балдуин Фландрский были отряжены для завоевания областей, где жили армянские и туземные христиане, жаждавшие избавления от турецкого ига. Завоевание Киликии пошло быстро, но оба вождя так перессорились при взятии Тарса и Мамистры, как, подобно другим предводителям крестоносцев, мечтали об основании княжеств на Востоке. Осада Антиохии (1097-1098) дала Т. возможность стать героем романтических приключений, воспетых у Тасса. Из развалин монастыря он совершал со своим отрядом изумительные наезды, о которых сложились легенды. Во время штурма Иерусалима Т. сделал пролом в стене и вместе с Робертом Нормандским ворвался в город в числе первых. После Аскалонской битвы (19 авг. 1099 г.) многие крестоносцы вернулись на родину, но Т. остался в Св. Земле, основав в Тивериаде княжество, которое стремился расширить на счет эмира дамасского и арабов. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона) [25] Архимандрит Августин (Никитин). Указанное произведение. [26] Зевульф (англ. Saewulf) — англосаксонец, сочинение которого о путешествии в Святую Землю, представляющее весьма важный исторический источник, сохранилось в единственной рукописи XII века в библиотеке колледжа Corpus Christi Кембриджского университета. Он путешествовал в 1102—1103. Русский перевод его путешествия сделан П. Безобразовым («Сборник Православной Палестинской общины» т. III, вып. 3); в предисловии переводчика указаны заграничные издания и литература. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907). [27] Православный Палестинский сборник 1885 г. «Путешествие Зевульфа в Святую Землю 1102-1103 гг.» [28] Православный Палестинский Сборник в. XXIII (т. VIII, в. II) стр. 8 — 9, 37— 38. Спб. 1889. Цит. по указанному произведению А.А. Дмитриевского. [29] Салах-ад-Дин, Саладин, Юсуф ибн Айюб (1138 - 4.3.1193, Дамаск), правитель Египта с 1171, основатель династии Айюбидов. Курд по происхождению. Сын Айюба ибн Шади - одного из военачальников сирийского султана Нур-ад-дина, успешно боровшегося с крестоносцами. В 1164-69 участвовал в военных походах на Египет. В 1169 был назначен везиром Египта, а в 1171, после смерти последнего халифа династии Фатимидов, захватил власть в Египте и провозгласил сюзеренитет Аббасидов, получив от них в 1174 титул султана. После смерти Нур-ад-дина в 1174-86 подчинил его сирийские владения и некоторые владения мелких иракских правителей. 3-4 июля 1187 войско С. разгромило крестоносцев под Хиттином (Палестина), 2 октября 1187 взяло Иерусалим, затем изгнало крестоносцев из большей частью Сирии и Палестины. Внутренняя политика С. характеризовалась развитием военно-ленной системы, некоторым снижением налогов, укреплением суннитской ортодоксии. (БСЭ). [30] Владимир Цывкин. «По стопам Иисуса на Святой Земле. Гора Тавор и ее история». Иерусалим. Стр.220 [31] Православный Палестинский Сборник т. XIV, в. 1, стр. 2, 11, Спб. 1895 г [32] Указанное произведение А.А. Дмитриевского. [33] Архимандрит Августин (Никитин). Указанное произведение. [34] Странствования Василия Григоровича Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Ч.П. СПб., 1886, с.148 [35] Архимандрит Августин (Никитин). Указанное произведение. [36] Муравьев Андрей Николаевич - писатель (1806 - 1874), брат М.-Виленского. Состоял на военной службе; затем был чиновником за обер-прокурорским столом при Святейшем Синоде, членом присутствия в азиатском департаменте. Сочинения М. были первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими распространение в среде высшего русского общества. М. исходатайствовал разрешение печатать неизданные раньше жития, чего до тех пор частным лицам не дозволялось, и тем дал возможность появиться в свет более совершенному труду преосвященного Филарета . М. имел большое влияние на наше духовенство, так как считался другом московского митрополита Филарета. Главные труды: «Письма о богослужении Вост. кафол. церкви»«(1836; 11 изданий, переведены на все почти европейские языки), «История российской церкви» (1838; 4-е изд. 1844; переведено на языки: английский, немецкий, греческий; М. первый воспользовался здесь запечатанным дотоле делом Никона и открыл его для других исследователей), «Сношения России с Востоком по делам церковным»« (1858 - 60), «Путешествие по св. местам русским» (1836 и позже), «Жития святых российской церкви, также Иверских и Славянских» (1855 - 58; 2-е изд. 1859 - 68), «Путешествие по святым местам в 1830 году» (ib., 1832 и позже); «Первые 4 века христианства» (Санкт-Петербург, 1840; 3-е изд. 1866), «Правда вселенской церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах» (Санкт-Петербург, 1841 и 1849; есть греческий перевод), «Письма с Востока в 1849 - 50 годах» (Санкт-Петербург, 1851), «Слово кафол. православия Римскому католичеству» (М., 1852 и 1853; перевод на языки греческий, французский, польский), «Раскол, обличаемый своею историей» (Санкт-Петербург, 1854), «Question religieuse d'Orient et d'Occident» (три серии, М., 1856, Санкт-Петербург, 1858 - 59). Из трагедий его напечатана лишь одна: «Битва при Тивериаде, или Падение крестоносцев в Палестине» (в 1832 году шла без успеха на александринской сцене). Воспоминания М. нап< | |
Просмотров: 3675 |
Добавил: simvol-veri
| Теги: |
Всего комментариев: 8 | |||||||||
| |||||||||