В день памяти пророка Амоса клирики и сестры Миссии посетили его Родину и место погребения – Текою | 12:26 |
В пророческом движении Амос занимает особое место: он был первым, известным нам, пророком-писателем. Деятельность его совпадает со временем правления израильского царя Иеровоама (8 в.). Сведений о жизни Амоса сохранилось немного. Он не принадлежал к пророческим братствам ("сынам пророческим"), а был простым пастухом в иудейском городке "Фекоя" (Текоя), расположенном вблизи иудейской пустыни (1:1). Неожиданно Амос услышал призыв Божий - идти в Северное израильское царство и возвестить близость Суда Божия (7:14-15). Когда он проповедовал в Вефиле у царского храма, незаконно воздвигнутого Иеровоамом I, местный священник Амасия изгнал его. После этого Амос уже не проповедовал публично, но стал записывать свои видения и пророчества. Стиль Амоса величественный и строгий, свидетельствующий о натуре суровой и цельной. Человек незнатного происхождения, Амос тем не менее обладал широким кругозором и хорошо знал священную письменность, историю и жизнь окружающих народов. Книга пророка Амоса - первая в Ветхом Завете, написанная целиком одним автором, имя которого дошло до нас. Она состоит из небольших пророческих речений, которые были сгруппированы без хронологической последовательности. Редактору принадлежит заглавие книги, а по мнению некоторых толкователей и эпилог (9:11-15). Книга распадается на три части: а) обличение народов (1-2); б) обличение Израиля (3-6); в) видения, биографический рассказ и эпилог (7-9). Основные положения учения Амоса сводятся к следующим: а) он провозглашает строгий монотеизм и учит о Боге как Творце Вселенной - в этом он прямой продолжатель Моисеевой традиции; б) развивая учение Декалога, Амос рассматривает человечность и правду как главный вид служения Богу - обряды и жертвы не могут заменить добрых дел; в) пророк с большой страстностью обличает общественные язвы, видя в угнетении бедных оскорбление Бога; г) Амос рассматривает все народы кок равные перед Богом, избранность же Израиля лишь увеличивает его ответственность; д) впервые появляется образ "Дня Ягве", т.е. близкого и страшного Суда Господня, и в то же время выражается надежда на спасение верных -"остатка Иосифова" (это выражение также впервые появляется в пророчествах - 5:15). Амос оказал большое влияние на последующих пророков, особенно на Исайю и Михея. В Новом Завете слова его приводит первомученик Стефан в речи против законников (Деян.7:2-43 - Aм.5:25-27). 28 июня, в день памяти пророка Амоса, клирики и сестры Русской Духовной Миссии в Иерусалиме посетили родину пророка Амоса – Текою. Затерянная в иудейской пустыне к югу от Вифлеема, недалеко от Иродиона, Текоя или по-арабски «Хирбет Туку», чрезвычайно редко посещается христианами. Это место практически не известно не только израильским гидам, но и арабским экскурсоводам, проживающим в этой местности. Лишь некоторые израильские археологи знают об этом древнем селении, родившем нам одного из удивительных пророков Ветхого Завета. Текоя (слав. Фекоя, араб. Хирбет Туку) упоминается в десятках древних и библейских источниках, книге Иисуса Навина, книгах Царств, на стелах фараона Сусакима и др. Во времена иудейского царя Ровоама – X в. до н. э. стал важнейшей военной крепостью. После Вавилонского плена жители Текои участвовали в постройке Второго Храма. Пророк АмосТекоя - родина пророка Амоса, который был пастухом, но «Господь взял его от овец» на служение народу Израиля. Евсевий Кесарийский в «Ономастиконе» упоминает о Текое, как месте захоронения пророка Амоса, который будучи «пророком из народа», написал свою книгу в поэтической форме. Идите в Вефиль - и грешите, в Галгал - и умножайте преступления; приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня (4:4). Руины древнего храма В византийский период здесь стоял известный храм в честь прор. Амоса. Гробницу пророка в средневековье почитали здесь и иудеи. В настоящее время сохранились остатки построек византийского периода и времен крестоносцев: восьмиконечный византийский баптистерий, цыстерны для воды и зерна, следы древних дорог, а также погребальные пещеры. Одна из них почиталась как гробница пророка Амоса. В ущелье на окраине современного еврейского поселения Текоя в древности располагался один из крупнейших православных монастырей, заложенный преподобным Харитоном исповедником и расцветший при преподобном Савве Освященном. В монастыре подвизались сотни монахов, принося свой подвиг как бы в ответ на слова пророка: Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, - и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов. (5:14-15). В это время выступили с вдохновенной проповедью новые пророки, смело порицавшие поведение правителей и влиятельных людей. Самым красноречивым из этих пророков был Амос. В юности он был пастухом в иудейской местности Текоя, но потом переселился в Бетэль, где находился главный храм Иеговы и куда часто приезжал царь Иеровеам. Привыкший к скромной жизни деревни, Амос возмущался распущенностью жителей большого города. Одаренный пылким красноречием, Амос стал бичевать пороки своих соплеменников. В своих речах к народу он резко порицал алчность и мотовство богачей, жестокость сильных и властных людей, распущенность нравов; он говорил, что страну постигнут великие бедствия, если народ не исправится. Священникам бетэльского храма не нравились речи нового пророка. Один из них, Амация, донес царю Иеровеаму, что пророк Амос волнует народ, предсказывая гибель государству. Амация предложил Амосу покинуть священный город израильтян - Бетэль, удалиться в Иудею и там пророчествовать. На это Амос отвечал: "Я не пророк и не сын пророка; я был пастухом и собирал сикоморы; но Бог взял меня от стада овец и сказал: иди, пророчествуй Моему народу Израилю!". И вслед затем Амос в самых резких выражениях повторил свои грозные предсказания относительно судьбы израильского государства. Амсс - первый израильский пророк, речи которого сохранились в библейской письменности. В его пророчествах звучит могучий призыв к переустройству обществсиной жизни на началах права и справедливости свободы и равенства. "Горе тем, - восклицает пророк, - которые лежат на ложах из слоновой кости и растягиваются на своих постелях, едят откормленных баранов, пьют вино из больших чаш, бренчат на арфах - и не сокрушаются о разорении рода Иосифа!"... "3а то, что вы топчете бедного, - говорит Амос богачам, - вы построите дома из тесаных камней, но жить в них не будете; разведете прекрасные виноградники, но вина с них не будете пить!". Обращаясь к женщинам высшего класса, гонявшимся за наслаждениями, пророк с негодованием говорит: "Слушайте это, коровы Башана, что на горе Самарии, вы, грабящие бедных, разоряющие неимущих, говорящие своим господам: несите - и мы будем пить! Придут дни, и увезут вас на кораблях (в изгнание), а остатки ваши - на рыбачьих лодках". Осмеивая внешнее благочестие израильтян, пророк доказывает, что Бог ценит нс религиозные обряды, а добро и справедливость к людям: "Зачем приносите вы Мне жертву? - говорит Бог. - Не хочу Я ваших всесожжении и даров! Ваши праздники Я презираю, и запах курений на ваших собраниях противен Мне. Удали от Меня гул песней твоих, чтобы Я не слышал звуков гуслей твоих! Пусть лучше правосудие потечет как вода (повсюду), пусть справедливость разольется могучим потоком!... Вот наступят дни - и Я пошлю голод на землю, но не голод хлеба и не жажду воды, а жажду услышать слово Божие. И будут люди бродить ом моря до моря, от севера до востока будут скитаться, ища слова Божия, но не найдут его". Пророк отдает явное предпочтение Иудее перед грешным Израильским царством. В ней и в законной династии Давида он видит то ядро нации, которое сохранится после всех политических переворотов. "Я рассею сыновей израилевых среди народов, - говорит Бог, - но всего рода Якова не истреблю. Я восстановлю расшатанный шатер Давидах. Церковные требы с Иерусалима | |
Просмотров: 2791 |
Добавил: simvol-veri
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |