Православные на Святой земле | 02:17 |
Утром, незадолго до начала православной Пасхи в "русском" магазине на улице Яффо в Иерусалиме толпились десятки людей. Как оказалось, эту отговорку мне предстояло услышать еще не раз - многие опрошенные люди называли вымышленное имя или вообще отказывались представиться.
Одна из таких - жительница Иерусалима, которая представляется как Люда.
Она по рождению христианка, приехала в Израиль из Запорожья, уже после
отъезда с Украины стала соблюдать посты и отмечать праздники. "Я уже привыкла - покупаю мацу для мужа и сына, а для себя - кулич", - рассказывает она. Закон о возвращении "Я не стыжусь своей веры, но и проблем не хочу. Кто знает? Потом у моей семьи могут возникнуть неприятности из-за меня, а это никому не нужно", - говорит она. Согласно поправке к Закону о возвращении, права еврея, закрепленные в настоящем законе, "распространяются также на детей и внуков еврея, а также на супруга еврея, его детей и внуков - за исключением тех, кто был евреем, но добровольно сменил вероисповедание". В течение многих лет евреи, которые при получении гражданства скрыли от властей то, что они исповедуют другую религию, перешли в христианство впоследствии или объявляли себя мессианскими евреями, лишались гражданства. Но в этом году Высший суд справедливости принял апелляцию группы мессианских евреев и признал их право на возвращение в том случае, если евреем был только отец, а не мать. Таким образом, новая трактовка Закона о возвращении дает право на репатриацию крещеным детям отцов-евреев. Между государством и церковью
Сколько именно новых репатриантов, выходцев из стран СНГ, евреев и
неевреев исповедуют христианство в Израиле, - никто точно не знает.
Жительница Иерусалима Люда говорит, что в церкви на Русском подворье по
праздникам собираются сотни людей, однако она не знает, кто из прихожан
- израильтянин, а кто - иностранец, который учится или работает в
Израиле. "По данным МИД Израиля, в начале 90-х годов с волной еврейских репатриантов из стран СНГ приехало 30 тыс. православных христиан, членов семей репатриантов. А ведь речь идет лишь о тех, кто осмелился заявить о своем вероисповедании! - говорит Усенков, приехавший в Израиль из Москвы. - Многие скрыли от властей этот факт, так как считали, что их вероисповедание может как-то скомпрометировать их семьи". По словам Олега Усенкова, многие, в особенности крестившиеся уже в Израиле, продолжают скрывать этот факт и по сей день. "Одни боятся потерять гражданство, а другие даже опасаются физической расправы. Например, храм Святого Николая в городе Мигдаль ха-Эмек на севере Израиля уже не раз подвергался нападениям", - рассказывает представитель благотворительного общества православных Израиля. Крещеный Исраэль
Известный переводчик и публицист Исраэль Шамир - один из немногих, кто
не боится открыто говорить о своей вере. В прошлом политический
диссидент, он приехал в Израиль как убежденный сионист, отслужил в
элитных парашютно-десантных войсках, принимал участие в войне 1973
года. Сегодня Шамир, человек с самым израильским именем на свете,
является православным. Шамир говорит, что к христианству он шел практически всю свою жизнь: "Долгое время мне казалось, что это произошло внезапно, однако, недавно, перечитывая свой перевод рассказа "Правые стези" [израильского писателя, лауреата Нобелевской премии] Шая Агнона, я понял, что и сама работа, и используемые мною аллегории были на самом деле подготовкой к этому событию". Шамир, известный в Израиле своими радикальными взглядами на израильскую политику, сионизм и взаимоотношения своей страны с арабским миром, считает, что государство намеренно пытается занизить количество проживающих в нем христиан.
"Я сужу по тем толпам верующих, которые приходят по праздникам в самые
отдаленные и трудно досягаемые точки, как гора Тавор, - говорит Шамир.
- Сегодня православных, которые приехали из России и стран СНГ, там
больше, чем местных арабов-христиан". С тех пор как он крестился, его начали называть "выкрестом", что для евреев испокон веков считалось большим грехом. Однако новообращенного христианина эти упреки и обвинения не очень беспокоят. "Отношения между иудаизмом и христианством были и остаются проблематичными и сложными, - пишет Шамир. - Многие аналитики считают, что современный иудаизм вообще возник как ответная реакция на христианство, и его raison d'etre - это борьба с христианством. В идеале мне бы, конечно, хотелось, чтобы все иудеи пришли к Христу, но торопить этот процесс необязательно. Всему свое время". Олег Усенков, пресс-секретарь общества "София", объясняет, что православные священники не только не занимаются миссионерством, но напротив "крайне строго относятся к людям, которые открывают для себя христианство и собираются креститься". И все же, считает Усенков, в последние годы все больше и больше людей выходят из подполья и тянутся к церкви, поскольку накопилась потребность в духовности, в очаге веры, в праздниках и ритуалах. "Когда мы создавали нашу церковь в Мигдаль ха-Эмеке многие говорили: "Да откуда в этом небольшом городке возьмутся христиане". Оказалось, что их там предостаточно, - рассказывает Усенков. - В будние дни в церковь приходят десятки верующих, по праздникам - сотни". Гораздо хуже, по словам православных, дела обстоят на юге страны, где церквей просто нет. "Сегодня многие начинают осознавать, что если не начать действовать сейчас, в следующем поколении православных на Святой земле может практически не остаться", - говорит Усенков. Между тем, несмотря на трудности и незадачи, есть у православной общины в Израиле и свои маленькие радости. Совсем недавно Иерусалимский Патриархат создал специальную рабочую группу для организации пастырской поддержки русскоязычных православных христиан на Святой земле.
| |
Просмотров: 2840 |
Добавил: simvol-veri
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |