В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и о упокоении принимают заказные записки.
Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения
о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что
происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена
поминающихся на ектении, а затем эти имена повторяет священник перед
престолом.
Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке — после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.
То же происходит и на заказной обедне о упокоении с панихидой — и
здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно
произносит на ектений их имена, затем имена повторяет перед алтарем
священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая
происходит после окончания литургии.
Так называемая «простая» записка от так называемой «заказной»
отличается с богослужебной точки зрения только тем, что, будучи
прочитанными на проскомидии или в первой части Литургии с изыманием
частиц о здравии или об упокоении, затем, во время просительной ектинии о
здравии или об усопших на Литургии оглашенных, «простые» записки
прочитываются церковнослужителями – алтарниками про себя еще раз, а
«заказные» прочитываются священнослужителями – священниками и дъяконами.
По сути, «простая» и «заказная» записки – это две формы жертвы на храм.
Мы просим помолиться за своих близких или просто о тех, о которых
сердце наше располагает к молитве, и жертвуем на храм. За «заказную
записку» некое тарифицированное пожертвование, а за простую – столько,
сколь хотим или можем. В других храмах практика может несколько
разниться, по отношению к запискам может иметь место большая дробность.
Но принципиально объединяет их главное: все записки, подаваемые на
Литургию, предполагают евхаристическое поминовение, то есть изъятие
частиц из просфор о здравии или об упокоении.
Сорокоусты —
это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока
дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из
просфоры.
«Сорокоусты, — пишет св. Симеон Солунский, — совершаются в воспоминание
вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, —
и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в
сретение (то есть навстречу — ред.). Судии, был восхищен на облацех, и
так был всегда с Господом».
Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.
Молебен —
это особое богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых
о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме
молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и
вечерни.
Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый
год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии
иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т. д.
Другие молебны принадлежат к частному богослужению и совершаются по
просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов
происходит малое освящение воды.
Записка на молебен начинается с
указания, какому святому возносится молебен, пишется, о здравии он или о
упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься
молебное пение.
Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен — в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, — или же обычный, без водосвятия.
Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год.
В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.
Если вы подали заказную записку, то имена, написанные в записках, произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия.
По окончании Евангелия начинается сугубая (то есть усиленная) ектения — общий вопль к Богу, троекратное «Господи, помилуй!»
Диакон призывает: «Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем!»
В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и
помиловать нас: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то
есть молится Тебе), услыши и помилуй. — Помилуй нас, Боже...»
Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о
священнослужебном братстве (притче церковном) и о всей «во Христе братии
нашей», о властях и воинстве...
Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о
жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь
посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов
Божиих братии святого храма сего.
В последнем прошении сугубой ектений
диакон усиленно призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих во
святом и всечестном храме сем, труждающихся (для храма), поющих и
предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости.
Плодоносящие и доброделающие — это верующие, которые приносят в храм
все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и прочее),
которые жертвуют деньгами и вещами на благолепие храма, на содержание
труждающихся в нем.
В определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об
умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших,
просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все
прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и,
признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни,
умоляем Господа даровать нашим усопшим Царствие Небесное, где все
праведные упокоеваются.
Во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной
записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает
молитвы.
Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок.
Обычай чтения записок
с именами во время сугубой ектений идет еще с древних, апостольских
времен — «диакон поминает диптихи, сиречь помянник усопших». Диптихи —
это две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные как
скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время
священнодействия имена живых, на другой — усопших.
Заказ треб на Святой Земле
· Поминовение на Божественной Литургии
· Водосвятный молебен
· Молебен о здравии
· Молитва об упокоении
· Молитва о здравии
· Неусыпаемая псалтирь
· Свеча о упокоении
· Свеча о здравии
· Сорокоуст о упокоении
· Сорокоуст о здравии
· Панихида |