Мои файлы [346] |
Заказ церковных треб в Иерусалиме
[38]
Православный сайт СИМВОЛ-ВЕРЫ предоставляет услуги по заказу молебнов в Иерусалиме. Заказать требы о вас и о ваших близких на Святой Земле
|
Главная » Файлы » Мои файлы |
[ ] | 01.10.2010, 21:33 |
Осмотрев в капелле иконы и богослужебные книги я опять прошел в ротонду Гроба Господня. Народу собралось чрезвычайно много. Половина, если не больше, всех собравшихся были туземцы разных исповедений. Многие стояли в храме в красных фесках, а один прилично одетый европеец - в шляпе. Женщины-арабки, разряженные в широкие светлые платья, со множеством ювелирных украшений, заняли северную часть коридора храма Воскресения. Крестный ход три раза обошел вокруг кувуклии Гроба Господня, а четвертый - вокруг греческого храма Воскресения. Здесь, как и всюду у греков, которых мне приходилось наблюдать в Палестине, богослужение и религиозные процессии не отличались такой величавой торжественностью, как у русских в больших городах. На лице святогробского монаха обыкновенно замечаешь или равнодушие, или скуку; все его движения ленивы, апатичны. - Сыты, заелись! -ответил мне мой сосед на мое замечание: - богаты стали! Они, ведь, тут служат не Богу, а мамоне. Вы спросите, сколько ему стоило, чтобы получить местечко при Гробе Господнем.
Я только вздохнул и ничего ему не возразил. Тяжело было говорить о таких вещах в святейшем на земном шаре месте,
между Голгофой и Гробом Господним. Впрочем, надо заметить, что положение главы греческого духовенства,
иерусалимского патриарха, несколько затруднительно. Он стоит между двух огней, поедающих его доходы с
русских паломников: с одной стороны, он должен всегда удовлетворить членов синода; с другой - заботиться о
нуждах патриархии. Поэтому я не удивился, когда увидел в Иерусалиме патриаршую гостиницу, то есть
обыкновенную мирскую гостиницу, которую содержал патриарх для увеличения своих доходов.
Но в Иерусалиме есть еще другая греческая глава - настоятель Святогробского храма, архимандрит Евфимий,
доходы которого с того же русского паломника будут побольше, чем у патриарха,
да и торгово-промышленные предприятия его пошире и поразнообразнее.
Тут уж святогробцы совершенно теряют нравственный облик монаха и становятся настоящими купцами-мирянами,
хотя и в черной рясе. Благо еще, что большинство наших простецов-паломников не видят и не понимают
характера деятельности святогробских монахов, иначе вышел бы немалый соблазн для них.
Обходя приделы храма, мы прошли в северную часть его, где собралось много туземцев. Вдруг поднялся среди них
гортанный крик, и на наших глазах две богато одетых арабки яростно бросились друг на друга.
В один миг разлетелись кружевные и кисейные покрывала, волосы растрепались. . .
Тут подбежали мужчины и с великим трудом разняли их; но они, продолжая ругаться,
вырвались из рук мужчин и снова сцепились с еще большей яростью. Толпа опять разняла арабок и отвела их
по разным углам храма.
Казалось бы, драка в священном храме должна произвести гнетущее впечатление на паломников; на самом же деле они
отнеслись к этому явлению довольно спокойно. Они уже успели привыкнуть к здешним порядкам. Еще бы!
В предпасхальное время в иерусалимском храме почти ежедневно затеваются если не драки, то крупные ссоры.
Ни одно большое богослужение, ни одна религиозная процессия не обходится здесь без присутствия роты турецких
солдат с ружьями. Тут страсти напряжены до величайшей степени. Сам по себе народ иерусалимский, как порох:
малейшая искра, - и взрыв. Чуть запоздают греки со своим богослужением, - и армяне уже волнуются и начинают
бесчинствовать. . . Когда видишь, как греки горячо отстаивают права православных христиан на святые места,
тогда только понимаешь весь тяжелый труд быть епитропом у Гроба Господня (недавно, 22-го октября 1901 г.,
греческие монахи Святогробского братства вступили в рукопашный бой с латинянами из-за обладания двумя плитами
на площадке перед храмом. Уступая давлению европейской дипломатии, турки решили кровавый спор в пользу католиков).
В этом смысле святогробские монахи искупают до некоторой степени свою жадность к деньгам.
- Вы не удивляйтесь этим кровавым схваткам, происходящим здесь, как будто бы во время Христа,
- заметил мне мой спутник на мое тяжелое раздумье. - Так должно быть. Иерусалимский храм есть образ
христианского мира. Люди, братья во Христе, враждуют между собой, воюют, стараются или подчинить себе один другого,
или вовсе стереть с лица земли. В малом виде все это здесь и происходит. Как уже случилось раз, что Христос в
негодовании опрокинул столы меновщиков и выгнал из храма всех, кто делал из него дом торговли и вертеп разбойников,
так и еще раз Господь придет в этот мир и поколеблет не только землю, но и небо, и отринет всех тех, кто забывает,
что они братья во Христе.
- Пойдемте отсюда! - вдруг резко заключил он свою речь.
Вспоминая теперь о Святогробском братстве, кстати я расскажу об известном обряде омовения ног приезжающим паломникам.
Этот обычай, подкрепленный примером и словами Самого Спасителя, имеет древнее происхождение.
Некоторые паломники не начинают обхода иерусалимских святынь, прежде чем не "посвятят" своих ног.
Хотя немало было и таких, которые вовсе пренебрегали этим обрядом. Мне самому случилось присутствовать при
омовении ног, спустя лишь несколько дней по приезде в Иерусалим, кажется, в среду на страстной неделе.
Толпу паломников, человек в полтораста, греки привели в один из своих монастырей (рядом с храмом Гроба Господня) и одну половину их ввели в горницу, а другую попросили подождать на дворе. Паломники уселись на камнях, кто где мог: на дворе, на лестнице, на террасе. Нетерпеливые не хотели жариться на солнце и ушли из монастыря. Минут через двадцать позвали в комнаты вторую половину паломников, к которой принадлежал и я, и рассадили нас вдоль стен. Все разули свои ноги. Два греческих монаха (я называю греков святогробского братства общим именем монахов, но, может быть, в данном случае были и послушники) с водой в кувшине и с тазом стали подходить поочередно к каждому паломнику и вымывать ноги. Смочив слегка мокрой губкой верхнюю часть ступни и протерев ее сырым и не совсем чистым полотенцем, монах склонялся над ногами и делал вид, что целует их, на самом же деле только чмокал воздух. Во все время, пока умывали ноги паломников, один из монахов, заложив руки за спину, лениво расхаживал взад и вперед по комнате и что-то пел по-гречески. Я догадывался, что это были соответствующие случаю стихи о взаимной любви апостолов. Обходили еще раза два сидящих паломников, причем прыскали розовую воду на руки и собирали деньги.
Откровенно говоря, я большего ждал от этого обряда. особенно мне не нравилась толстая фигура апатично
прохаживающегося грека и гнусаво распевающего духовные стихи. Лучше бы его совсем не было, так он портил
впечатление от патриархального обряда.
В следующих небольших комнатах мы опять застряли в куче. - В чем дело? - спрашиваю своих соседей. - Да там, видите, записывают в поминальные книги имена родителей . . .
Назад уйти нельзя; оставалось пройти гуськом вперед мимо стола, за которым сидели толстые греческие монахи и
собирали от паломников деньги.
- Нечего сказать, хорошо придумали! Никуда от них не увернешься, - ворчал мой сосед. Я не стал дожидаться очереди и попросил монахов отпустить меня поскорее. Они пригласили меня к столу, взяли деньги, дали мне большой разрисованный лист и тотчас выпустили из монастыря. Разрисованный лист, около четырнадцати вершков длиной и одиннадцати шириной, оказался разрешительной молитвой от иерусалимского патриарха Дамиана. Молитва эта по своему содержанию очень похожа на ту, которую у нас на Руси дают усопшему в руки. Подобное значение, конечно, надо приписывать и этой разрешительной молитве; но так как ее выдают греки без каких либо пояснений, то простой народ придает ей значение западных индульгенций.
Одна богомолка, показывая толпе паломников выданную ей молитву, с напечатанными изображениями евангелистов,
воскресения Христова и кувуклии, объясняла при этом:
- Не каждому дают такую молитву, а только жертводателям, кто сделал взнос на Гроб Господень. - А почему же здесь креста не написано, - перебивает ее один странник. - Тут все есть: и копие, и гвозди, и лестница, и столб с петухом, а главного-то нет. Без креста, пожалуй, молитва-то и недействительна. Богомолка пришла в немалое смущение от открытия странника.
В воспоминание омовения ног апостолам на Тайной вечери Господа, ежегодно в великий четверг, на площадке перед
храмом Св. Гроба этот обряд совершается самим патриархом. В это время не только небольшая площадка, но и
примыкающие к ней улицы запружены народом. Само собой разумееется, все балконы, окна, карнизы и крыши домов
густо усеяны благочестивыми зрителями.
Мне лично за тесной толпой не удалось проникнуть к возвышенному месту, где иерусалимский патриарх Дамиан при чтении евангелия омывал ноги священников, но зато я был свидетелем интересной беседы по этому поводу между паломниками. - Как железноглиняные ноги истукана, виденного во сне Навуходоносором, - ораторствовал один из них, - означают последнее царство на земле, так омытие ног апостолам на прощальной вечере Господа означает последнее время, когда все люди завязнут в грехах своих . . . - Ну, чего ты, - перебивает его другой, - берешься разъяснять, когда сам Господь сказал Петру: что Я делаю, теперь ты не знаешь. - Правда, тогда он не знал; а теперь, чем ближе к концу, тем все более и более разъясняется тайна омовения ног . . . К сожалению, нахлынувшая толпа оттеснила меня от современного книжника, и мне не пришлось дослушать его объяснений. И. П. Ювачев"Паломничество в Палестину"1904 год издания | |
Категория: Мои файлы | Добавил: simvol-veri
| Теги: | |
Просмотров: 2243 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3 | |
Всего комментариев: 0 | |