Мои файлы [346] |
Заказ церковных треб в Иерусалиме
[38]
Православный сайт СИМВОЛ-ВЕРЫ предоставляет услуги по заказу молебнов в Иерусалиме. Заказать требы о вас и о ваших близких на Святой Земле
|
Главная » Файлы » Мои файлы |
[ ] | 13.04.2011, 12:55 |
(греч. приносить) - первая часть литургии, во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения таинства евхаристии. Совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике во время чтения часов. Хлеб, употребляется дрожжевой ("квасный") пшеничный, вино красное, виноградное, разбавленное водой. Для проскомидии используются пять служебных просфор (из первой вырезается агнец, из второй - частица в память Богородицы, из третьей - девять частиц соответственно в память Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребренников, равноапостольных, последняя частица вынимается в память составителя литургии - Иоанна Златоуста или Василия Великого, из четвертой просфоры вынимаются частицы в память живых, из пятой - в память умерших) и неограниченное число простых просфор, из которых вынимаются частицы в поминовение живых и усопших. Простые просфоры подаются верующими со списками имен тех, о ком они желают помолиться во время литургии. Совершению проскомидии предшествуют входные молитвы и облачение священнослужителей. Перед началом литургии, утром в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, трижды осеняют себя крестным знамением, соверша три поклона, и читают входные, то есть приготовительные к совершению литургии, молитвы (стоя с покрытой головой, в скуфье или камилавке, до чтения тропаря "Пречистому Твоему образу..."). По сложившейся практике приготовившийся литургисать священнослужитель входит в алтарь, совершает по Уставу два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтар на солею для совершения входных молитв. Если совершают литургию несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные-в рясах. Диакон: Благослови, владыко. Сделав поклонение иконе Спасителя, они целуют ее. Затем, подойдя к
иконе Пресвятой Богородицы, совершают поклонение иконе и также целуют
ее, читая тропарь: Став снова пред царскими вратами и преклонив главы, они, в сознании
своего недостоинства и немощи, устами священника возносят Господу
молитву, прося укрепляющей и восполняющей помощи Божией к совершению
Божественной литургии: По произнесении этой молитвы священнослужители кланяются друг другу
и, обратившись лицом к молящимся, кланяются им, делают по одному поклону
к северной и южной сторонам солеи (хорам певчих), произнося: входят в алтарь при чтении 8-го-1.3-го стихов 5-го псалма: 1. Чтением этого псалма они выражают свое благоговение пред святостью
храма Божия, молясь, чтобы Господь исправил их путь к достойному
совершению Святой Евхаристии. Последование облачения Войдя в алтарь южной (правой) дверью после входных молитв,
священнослужители благоговейно совершают троекратное поклонение пред
престолом, целуют Евангелие, Крест, а также престол, воздавая этим чесгь
Самому Господу. После этого они начинают облачаться в священные
одежды. Облачение диакона Диакон подходит к священнику и, держа в правой руке стихарь и орарь, говорит ему, преклонив главу: Священник, благословляя, произносит: Диакон целует крест, изображенный на стихаре, благоговейно облачается в стихарь, произнося: Затем он берет орарь и, поцеловав изображенный па нем крест,
возлагает его на левое плечо. После целования креста на поручах диакон
возлагает их себе на руку при чтении на левую руку: Облачение священника. Держа в левой руке подризник (стихарь), священник, после троекратного
поклонени к горнему месту, благословляет подризник, произнося: Облачаясь в подризник, он читает ту же молитву, что и диакон (на
стихарь): "Возрадуется душа моя о Господе...". И также предварительно
целует крест на подризнике. (Вообще, при облачении священника в каждую
священную одежду он благословляет ее и целует изображенный на ней
крест). После епитрахили священник обычно надевает, если имеет на них благословение, набедренник и палицу со словами: Затем, опоясуя себя поясом, он читает: Надевая поручи, священник читает то же, что и диакон: При облачении в фелонь священник читает: Во все одежды полностью, как для служения литургии, священник также облачаетс на пасхальную заутреню, на пасхальную вечерню, в вечерню Великого пятка перед выносом Плащаницы, на утрени Великой субботы, пред крестным ходом с Плащаницей; на утренях 1 августа, 14 сентября и Крестопоклонную Неделю (перед выносом Честнаго и Животворящего Креста). Однако положенные при этом молитвы в то время не читаются, кроме как перед облачением на пасхальную заутреню, так как в данном случае это облачение есть и предлитургийное. Не читаются молитвы па облачение и перед служением литургии Преждеосвященных Даров (только "Господу помолимся" перед каждой одеждой). Понятие о проскомидии Проскомидией называется первая часть литургии, на которой, чрез особые священнодействия, из принесенных хлеба и вина приготовляется вещество для Святой Евхаристии и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой - Небесной и земной. От древнего обычая приносить в храм хлеб и вино для таинства Святой
Евхаристии первая часть литургии и называется проскомидией -
приношением. Хлеб, требуемый для Святого таинства, должен быть чистым,
пшеничным и квасным (т. е. вскисшим ). ИС. ХС. = Иисус Христос Просфора со знаком креста употребляется для изъятия Агнца па
проскомидии. На прочих просфорах могут быть изображения Божией Матери
пли святых. Значение священнодействий проскомидии. На проскомидии вместе с воспоминанием о воплощении Господа Иисуса Христа воспоминаютс Его страдания и смерть, предсказанные прообразовательно ветхозаветными пророками. Вследствие этого слова и Действия проскомидии имеют двоякое значение с одной стороны, изображают Рождество Христово, с другой - страдания и смерть Его. Так, приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца знаменуют рождение Иисуса Христа. Жертвенник изображает вертеп, дискос ясли, в которых был положен Младенец Христос, звездица - звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, покровцы - пелены, которыми был повит Спаситель. Чаша, кадильница и фимиам напоминают о дарах, принесенных волхвами. Молитвы и славословия, совершаемые священником и диаконом, изображают поклонение и славословие, которые воздали Спасителю вифлеемские пастыри и волхва. Крестообразное разрезание Агнца и прободение Его означают распятие
Иисуса Христа и излияние Его Крови, в это время читаются слова пророка
Исаии, пророчески указывавшие на страдания Спасителя: "Яко овча на
заколение ведеся..." Чинопоследование проскомидии По облачении священник и диакон при чтении 25-го псалма умывают свои
руки в знак душевной чистоты, с которой они начинают богослужение.
Словами этого псалма они выражают любовь к храму Божию и молятся, чтобы
Господь не погубил их с творящими нечестие: Далее диакон приготовляет все необходимое для совершения Святой
Евхаристии: снимает покрывала с престола и жертвенника, зажигает на
жертвеннике свечу или лампаду, ставит дискос (слева) и чашу (справа), а
также копие, лжицу, покровцы, воздух, просфоры, вино, ковшичек,
тарелочку и губку. и тропарь Великого пятка, напоминающий о смерти Господней и плодах ее-нашем искуплении: По долгу благоговения к евхаристическим сосудам священник при чтении
этого тропаря обычно целует их. При произнесении слов "Искупил ны еси
от клятвы законныя" он целует дискос, при словах "честною Твоею Кровию"
- чашу. Произнося "на Кресте пригвоздився", целует звездицу, "и копием
прободся" - копие и, наконец, при словах "безсмертие источил еси
человеком, Спасе наш, слава Тебе" - лжицу. Священник возглашает: Чтец после возгласа священника начинает на клиросе чтение часов и во
время совершения проскомидии прочитывает 3-й и 6-й часы, которые по
содержанию находятс в тесной связи с проскомидией. В псалмах тропарях и
других молитвах часов преобразовательно, как и на проскомидии,
изображается земная жизнь Господа Иисуса Христа. Верхняя сторона просфоры надрезается со словами: Диакон, взирая с благоговением на приготовление Агнца, при каждом надрезании священником Агнца говорит: держа орарь в руке, как при чтении ектений. После надрезания просфоры диакон говорит: Священник надрезает просфору с нижней ее части и вынимает Агнца от
надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова: (от слав. слова "пожрети"-принести в жертву). Затем обращает (переворачивает) Агнец печатью вверх. Диакон: При этих словах диакона священник прободает Агнец копием с правой Его стороны, говоря: Получив благословение, диакон вливает в потир вино, соединенное с небольшим количеством воды. Вынув из просфоры частицу, священник кладет ее на дискос с правой
стороны Агнца (от себя-с левой), вблизи от его средины, произнося: Священник, взяв третью просфору, произносит: и отделяет от просфоры частицу, кладя ее на дискосе с левой стороны
Агнца (от себя - с правой), ближе к верхней его части, начиная этой
частицей первый ряд. и, отделив четвертую частицу, полагает ее на одном уровне с первой частицей, начиная ею второй ряд. и, отделив шестую частицу, полагает ее ниже второй, заканчивая второй ряд. и, отделив седьмую частицу, полагает ее вверху, начиная ею третий ряд. и, отделив восьмую частицу, полагает ее ниже первой третьего ряда.
Обычно здесь поминаютс и другие святые, имена которых не вошли в
Служебник. и, отделив девятую частицу, полагает ее в конце третьего ряда, заканчива ею этот ряд. Вынимая вторую большую частицу из четвертой просфоры, священник произносит: и потом, вынимая из нее же и затем из принесенных народом на
проскомидию просфор частицы, поминает живых членов Церкви с
произнесением слов: Наконец, взяв пятую просфору и вынимая из нее частицы, священник говорит В это время священник поминает также рукоположившего его архиерея,
если тот скончался. Из этой же пятой просфоры или из просфор, поданных
верующими, священник вынимает частицы о упокоении почивших, произнося: Заканчивая поминовение, священник произносит: Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых. После этого при помощи губки священник собирает с краев дискоса
частицы, чтобы ни одна из них не могла упасть с него. Диакон берет
кадильницу и, вложив в нее ладан, приносит к священнику, говоря: Священник, благословляя кадило, читает молитву: Диакон, держа кадило на уровне жертвенника, говорит: Священник, взяв развернутую звездицу, надносит ее над кадилом так,
чтобы она была окурена дымом кадильным, поставляет ее на дискосе, над
Агнцем, и произносит при этом слова: Священник надносит над кадильницей первый покровец и, покрывая им дискос, говорит: Священник надносит над кадильницей второй покровец и покрывает им потир (чашу) со словами: Священник надносит над кадильницей воздух и, покрывая им вместе дискос и потир, произносит: Диакон же каждый раз молитву священника заканчивает словами: Произнося это, священник и диакон благоговейно поклоняются при каждом славословии. Священник читает молитву предложения: По прочтении этой молитвы священник оканчивает проскомидию славословием, произнося: В заключение проскомидии священник произносит краткий отпуст: На литургии святого Василия Великаго поминается: Частные просфоры После совершения проскомидии священник вынимает частицы о живых и умерших из подаваемых мирянами просфор, причем он вынимает особую частицу за каждого из живых и умерших отдельно, а не должен ограничиваться изыманием одной частицы за многих. Изымание частиц о здравии и упокоении из одной и той же подаваемой кем-либо из молящихся просфоры нигде не запрещается и допускается практикой. Когда на проскомидии подаются одни помянники (записки) без просфор, тогда о здравии или упокоении вынимаются частицы из служебных просфор. Священник может вынимать частицы за живых и умерших не только на проскомидии, но и на самой литургии до великого входа, до перенесения Даров с жертвенника на престол, особенно когда он служит литургию с диаконом и когда, следовательно, имеет свободное для этого время. После же великого входа поминовение с изыманием частиц не может быть допускаемо как действие, не оправдываемое смыслом проскомидии, древнехристианской практикой и противоречащее Уставу (см. в чине литургии молитву проскомидии - приношения по поставлении Божественных Даров на святой трапезе; сравни эту молитву с молитвой предложения в конце проскомидии). Обычно при изымании частиц помянники читаются диаконами или церковнослужителями. | |
Категория: Мои файлы | Добавил: simvol-veri
| Теги: | |
Просмотров: 5654 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 | |
Всего комментариев: 0 | |