Обычай
поминать усопших встречается уже в церкви ветхозаветной (Чис. 20, 29;
Втор. 34, 9; 1 Цар. 31, 13; 2 Мак. 7, 38—46; 12, 45). В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших. В
древних литургиях (Иакова и Марка), дошедших до нас, встречаются
молитвы и за усопших. С особенной ясностью о поминовении усопших
упоминают Постановления апостольские. Здесь мы находим как молитвы за
усопших при совершении Евхаристии, так и указания на дни, в которые
особенно прилично поминать усопших, а именно: третий, девятый, сороковой
и годовой в том же значении, какое усвояет им Церковь в настоящее
время. Отцы и учители Церкви последующего времени (Тертуллиан, свв.
Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Афанасий Великий,
Григорий Богослов, Августин, Иоанн Дамаскин и др.), изъясняя смысл
поминовения усопших и указывая, что истинный смысл его состоит в
молитвах, совершении бескровной Жертвы и милостыне, часто
свидетельствуют, что поминовение усопших есть апостольское установление и
что оно соблюдается во всей Церкви.
Этот
вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет
никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается
полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в
течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат
литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих
поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в
записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только
крещеных усопших.
Родительские субботы во время Великого
поста - это дни особого поминовения успоших. Во время великого поста
нельзя совершать поминовения, панихиды, сорокоусты. Но что бы покойные
не лишились молитвы - определили эти субботние дни.
Посетить храм.
Нужно учесть, что церковь не совершает панихиды после вечерни, а
рядовой заупокойный канон относит на повечерие. На церковной службе
вместе со всеми нужно у Господа прощения и вечного упокоения для умерших
родных. Разумеется, поминовение покойных не ограничивается
несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением,
круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает
всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить –
мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней
молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше
таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот
мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы
пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда
больше некогда откладывать.
Если вы не смогли посетить храм, то
молитесь за усопших дома. Молитва – это единственное доступное нам
проявление любви, жалости, благодарности к усопшему человеку. Слово,
замолвленное за умершего перед Богом, – великая благодать и спасение для
его души. Поэтому, если вы действительно любите почивших, не скупитесь
на молитвы – преумножайте их. Будьте осознанны в молитве.
Не превращайте родительские субботы в формальность. Иначе души умерших
будут продолжать томиться, а подвиг поста и самая жизнь потеряют для вас
высший смысл. Помните, что поминальные молитвы нужны не только умершим,
но и нам самим. Молитвы в родительские субботы помогают утолить чувства
жалости, любви, благодарности или вины, обиды, испытываемые к умершим.
Неусыпаемая
Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле
заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой
милостынью за усопшую душу.. Также хорошо заказывать Неусыпаемую
Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один
важнейший момент, но далеко не самый маловажный, Существует вечное
поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в
больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой
возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И
хорошо также читать самому.
1. 09 марта 2013 г - Вселенская родительская поминальная суббота или суббота мясопустная.
Посвящая
неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного Суда Христова,
Церковь в виду этого Суда установила ходатайствовать не только за живых
членов своих, но и за всех от века умерших, во благочестии поживших,
всех родов, званий и состояний, особенно же скончавшихся внезапной
смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное
поминовение усопших в эту субботу приносит великую пользу и помощь
умершим отцам и братьяи нашим и вместе с тем служит выражением полноты
церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви
- обществе верующих, членами которой являются не только живущие, но и
все умершие в мире. И общение с ними через молитву, молитвенное их
поминовение и есть выражение нашего общего единства Церкви Христовой.
2.
30 марта 2013 года - суббота второй седмицы (недели) Великого поста -
день особого поминовения усопших. В храме совершается заупокойная
Божественная литургия.
3. 06 апреля 2013 года - суббота третьей седмицы (недели) Великого поста. Также совершается упокойная Литургия.
4. 13 апреля 2013 года - суббота четвертой седмицы Великого поста. Заупокойная Литургия.
Во
вторую, третью и четвретую седмицы Великого поста, подвига духовного,
покаяния, Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской
любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в эти дни
молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы
этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той
причине, что в седмичные ддни великого поста не совершаются поминовения
их (заупокойные ектинии, литии, панихиды, сорокоусты), так как ежедневно
не бывает полной Литургии, с совершением которой связано поминовение
усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в
дни святой четыредесятницы, и выделены указанные субботы. Во все эти
родительские (поминальные) субботы служба совершается по особому уставу,
помещенному в Триоди постной.
О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви. На литургии можно подать записки: На
проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в
записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии
опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов
5. 14 мая 2013 года - Радоница.
Радоница
- общее поминовение умерших, которое совершается в понедельник или
вторник после Фоминой недели (воскресенье). По уставу, в этот день
собственно не положено особых молитвословий за умерших, и совершается
поминовение в этот день по благочестивому обычаю Русской Православной
Церкви. Основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу,
служат, содной стороны, воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и
победе Его над смертью, соединямые Фоминым воскресеньем, с другой -
разрешение церковным уставом совершать обычно пооминовение усопших после
Страстной, Светлой седмицы, начиная от Фомина понедельника. В этот день
верующие приходят на могилу своих родных и близких с радостью о
Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется
Радоницею.
6. 9 мая 2013 - Поминовение усопших воинов.
7. 22 июня 2013 года - Вселенская родительская поминальная суббота Троицкая или Троицкая суббота.
Поминовение
всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед
пятидесятницей в виду того, что событием Сошествия Святого духа
заключилось домостроительство спасения человека, но в этом спасении
участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы
об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день
праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего
Духа утешить их, которого они сподобились еще при жизни, была источником
блаженства, так как святым Духом "всяка душа живится". Поэтому в канун
праздника, субботу, Церковь посвящает поминовение усопших, молитве о
них. Святой Василий Великий, составивш8ий умилительные молитвы вечерней
Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит
принимать молитвы об умерших и даже о "иже во аде держимых".
8.
11 сентября 2013 года - Поминовение православных воинов, «за веру и
Отечество во брани живот свой положивших». Усекновение главы Иоанна
предтечи. Постный день (разрешено растительное масло).
Поминовение
убиенных воинов совершается в этот день по самой связи с воспоминаемым в
этот день событием. Предтеча Господень пострадал за истину, как добрый
воин Небесного Отечества; его предстательству поручает Святая Церковь и
своих чад — воинов, которые подвизались за истину и добро, и жизнь свою
положили за свое Отечество. (Поминовение установлено в 1769 г. во время
войны с Турцией и Польшей.) Особой заупокойной службы в Уставе не
указано. Обычно после литургии совершается панихида.
9. 02 ноября 2013 года - Суббота Димитриевская.
Суббота
названа так от воспоминаемого после нее дня памяти великомученика
Димитрия Солунского (26 октября). Установление поминовения в эту субботу
принадлежит Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской
битвы (1380 г. 8 сентября) поминовение павших в ней воинов, по совету и
благословению прп. Сергия Радонежского, установил совершать ежегодно это
поминовение в субботу пред 26 октября. Впоследствии вместе с воинами
стали поминать и других умерших. Служба в Димитриевскую субботу
совершается по чину мясопустной субботы. Но, в отличие от мясопустной
субботы, в Димитриевскую субботу Церковный Устав не отменяет службы
рядовому святому. Всю службу следует совершать по Октоиху и Минее,
руководствуясь 13-й главой Типикона — «Аще прилучится и изволит
настоятель в субботу пети аллилуиа». (На утрене вместо «Бог Господь» —
«Аллилуиа» и тропари «Апостоли, мученицы», — они же и на вечерне. После
16-й кафизмы — Непорочны и проч., — как в мясопустную субботу. Каноны:
Минеи, храму и 1-й Октоиха. По 6-й песни — заупокойные ектения, кондак и
икос. Далее обычное окончание вседневной утрени. На литургии: прокимен,
Апостол, Евангелие и причастен дню и за упокой.) В случае
совпадения Димитриевской субботы с бденным или полиелейным праздником
поминовение переносится на другую ближайшую субботу, где нет такого
праздника.
Церковные требы в православных храмах Иерусалима |