Смерть и
погребение не прекращают отношений христианской любви, которые
связывали живых с умершими во время земной жизни. Продолжение этих
отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении умерших
(усопших).
Основанием и удостоверением в необходимости и реальности молитвенной
связи живых с умершими являются слова Господа Иисуса Христа, что Бог не
есть Бог мертвых, но живых; у Него все живы (Лк. 20, 28). Умершие не
перестают жить за гробом и иметь общение с живыми в Боге.
Другое основание поминовения усопших есть вера Церкви в неисчерпаемую и
спасительную силу молитвы, если мы просим по воле Сына Божия (Ин. 5,
14—15). И Священное Писание указывает, что на молитву за умерших есть
несомненная воля Божия, ибо Христос умер и воскрес, чтобы обладать
живыми и мертвыми, и Сам Он сходил во ад, чтобы избавить души, с верой
ожидавшие его пришествия (1 Пет. 3, 19).
На этом основании Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших
отцах и братьях наших при всяком богослужении, и особенно на литургии.
Существует
заблуждение, что нельзя совершать панихиды об усопшем до его отпевания.
Напротив, весьма хорошо во все дни, предшествующие погребению,
заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах.
По учению Церкви, душа человека проходит страшные мытарства в то время,
когда тело его лежит бездыханно и мертво, и, без сомнения, в это время
душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихида помогает
облегчить душе переход в другую жизнь.
Начало панихид восходит к самым первым временам христианства. В
переводе с греческого слово "панихида" означает "всенощное пение".
Гонимые иудеями и язычниками христиане могли молиться и совершать
бескровную жертву без помехи и тревог только в самых уединенных местах и
ночью. И только ночью же могли они убирать и провожать на вечный покой
тела святых мучеников. Это делалось так: истерзанное, обезображенное
тело какого-нибудь страдальца за Христа они тайно уносили куда-нибудь в
далекую пещеру или в самый уединенный и безопасный дом; здесь в
продолжение всей ночи они пели над ним псалмы, потом отдавали ему
благоговейное целование и к утру предавали земле. Впоследствии точно так
же провожали на вечный покой и тех, которые хотя и не страдали за
Христа, но всю жизнь посвящали служению Ему. Такое всенощное псалмопение
над почившим называлось панихидой, то есть всенощным бдением. Отсюда и
молитвы и псалмопения над почившим или в память его и получили название
панихиды.
Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и
братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне
отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во
гроб слабости и немощи свои.
Совершая панихиду, Святая Церковь сосредотачивает все наше внимание на
том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и
трепетом предстоят на этом Суде, исповедуя свои дела пред Господом, не
дерзая предвосхищать у всеправосудного Господа тайны Его суда над душами
наших усопших.
Песнопения панихиды не только приносят облегчение душе усопшего, они утешительны и для молящихся.
Чин обычной панихиды
После
обычного начала читается 90-й псалом (вместо шестопсалмия), после
которого произносится великая ектения за упокой. Затем вместо "Бог
Господь..." - "Аллилуиа" и тропари "Глубиною мудрости..."
Примечание. После "Аллилуиа" и тропарей на парастасе поются "Непорочны",
разделяющиеся на 2 статии: на 1-й статии - "Блажени непорочнии в
путь...", припев: "Помяни, Господи, души (или душу) раб Твоих", на 2-й
статии - "Твой есмь аз, спаси мя", припев: "Упокой, Господи, души (или
душу) раб Твоих".
После тропарей на панихиде (а на парастасе после "Непорочных") поются
тропари по "Непорочных": "Святых лик обрете источник жизни..." с
припевом: "Благословен еси, Господи..."
Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален "Покой,
Спасе наш...", читается псалом 50-й и поется канон, разделяемый и
заканчиваемый малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й
песней).
На панихиде поется канон гл. 6-й: "Яко по суху пешешествовав Израиль..."
или 8-го гласа: "Воду прошед..." На парастасе поется канон 8-го гласа:
"Воду прошед...", вместо чтения тропарей на каждую песнь поется
священнослужителями и повторяется хором припев: "Упокой (или - покой),
Господи, души усопших раб Твоих". На парастасе тропари канона читаются с
припевом: "Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев". После 3-й песни
поется седален, после 6-й - кондак "Со святыми упокой..." и икос: "Сам
Един еси Безсмертный..."
После канона панихида, а также и парастас заканчивается литией: читается
Трисвятое и произносится ектения: "Помилуй нас, Боже...", после которой
бывает отпуст и поется "Вечная память".
Панихида по Егору Свиридову
Для
священника, который готовится служить литургию, эта служба в доме может
заменять и утреню в церкви, но в таком лишь случае, если священник
служил или слушал пред тем обыкновенную вечерню; потому что
заупокойная всенощная начинается полунощницей, а иногда прямо
утреней, а не вечерней, как обыкновенно служатся всенощные бдения.
Краткая сугубая ектения, положенная на утрени, бывает на
той службе уже заупокой. А затем после шестопсалмия следует вся служба
заупокойная по октоиху, в том самом составе, как служатся утрени в
субботы троицкую или мясопустную, но с той разницею, что канон октоиха
усопших поется по гласу субботы случившейся недели и поется об одном
лице, которое поминают, например, о недавно-умершем в этом самом
доме. Ко всенощне заупокойной присоединяется, или может быть
присоединяем, - и первый час, но также в тоне заупокойном. На столе
тогда полагается кутия. - Ризница требуется темная.
Во время вселенских и родительских поминовений, когда церковь полна
народа, следует служить именно панихиду, а не краткую литию (притом - с
отверстием бы царских врат). Иначе много ли составится текста
молитвенного и внимание предстоящих не будет ли утомлено продолжительным
слушанием одних имен поминаемых? Сотни же поминальников при этом может
священник и разделить для чтения с диаконом. Разделив, тот и другой
выполняют чтение их всего раз, распространив их на все заупокойные
ектении, а священник - на тайные свои молитвы пред ектениями: только
никак не следует при этом поручать чтение поминальников, хоть бы и в
полголоса, псаломщикам; и диакон должен читать их не совместно со
священником, а в свое лишь время. Когда панихида служится не более как
от одного лица, или дома, а поминальник весь исписан именами заупокой,
да и самое поминовение совершается не только после нескольких треб, но
и в виду новых: тогда можно ограничиться чтением поминальника только
за первой и последней ектениями, или же за средней (пред «святыми
упокой»), на прочих же произносить вообще: «зде присно поминаемых», или
же тогда можно поминать каждый раз имя того одного, в день памяти
которого, или по случаю недавней смерти, совершается заупокойная
молитва.
Отпуст панихид нужно делать, обратясь к предстоящим и изображая кадилом крест.
Об обрядах, следующих за погребением православного христианина
Останки почившего преданы земле, где будут покоиться до конца времен и
всеобщего воскресения. Но не иссякает любовь Матери-Церкви к своему
детищу, ушедшему из этой жизни. Как чадолюбивая мать, в известные дни
совершает Церковь моления об умершем христианине и приносит святейшую
Бескровную Жертву за упокоение его. Эти дни особых молений об умершем
суть следующие: третий, девятый, сороковой и годовой по кончине его
(считая и сам день кончины).
Поминовение усопшего в эти дни освящено древним обычаем христианской Церкви.
Поминовение умершего в третий день после его смерти христианская Церковь
совершает в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ
Пресвятой Троицы.
Далее христианская Церковь совершает поминовение умерших в девятый день
по их смерти в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя
Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании
преставившемуся.
Поминовение новопреставленного в сороковой день по его кончине, по
преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о
кончине Моисея. Кроме того, известно, что сорокадневный период весьма
знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для
приуготовления, для принятия особого божественного дара, для получения
благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился
беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь
по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через
сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной через сорок лет,
после сорокалетнего странствия по пустыне. Сам Господь наш Иисус Христос
вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все
это за основание. христианская Церковь установила совершать поминовение
усопших в сороковой день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла
на святую гору небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла
обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с
праведниками.
Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание
этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим
циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются
все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда
отмечается, хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и
друзьями. Для православно верующего - это день рождения для новой,
вечной жизни.
Церковное предание благовествует нам со слов святых подвижников веры и
благочестия, сподобившихся получить божественное откровение, о тайне
испытания души после отшествия ее от тела. Первые два дня, как
повествует предание, душа преставившегося пребывает еще на земле и с
сопровождающим ее ангелом ходит по тем местам, которые притягивают ее
воспоминаниями земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так
проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ своего
тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для
поклонения Ему - Богу всяческих. Сколь благовременно в этот день
церковное поминовение души усопшего, представшей пред Лице Правосудного.
Потом душа, как бы на возвратном пути от Лица Божия, в сопровождении
ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В
таком состоянии душа пребывает шесть дней - от третьего до девятого. В
девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на
поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом
Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего,
прося милосердного Судию о водворении/со святыми души своего
преставившегося сына.
После вторичного поклонения Господу ангелы отводят душу в ад, и она
созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по
смерти душа в третий раз возносится к Престолу Всеблагого. Теперь
решается ее участь - ей назначается определенное место, которого она
удостоилась по делам своим.
Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день.
Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в
раю со святыми. В эти дни совершаются панихиды и литии.
Кроме этих дней, Церковь установила особенные дни для торжественного,
всеобщего, вселенского поминовения всех умерших. Это дни: суббота
мясопустная, субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста,
вторник Фоминой недели, суббота пред днем Святой Пятидесятницы. Кроме
того, в России установлено поминать "православных воинов, за веру и
отечество жизнь на поле брани положивших", в субботу перед днем
великомученика Димитрия Солунского (перед 26-м октября) и 29 августа, в
день Усекновения главы Иоанна Крестителя.
В первый день Пасхи и в день Рождества Христова панихида и погребение в
храме до и после литургии не совершаются, до вечера. Поминовение усопших
на литургии в праздники Пасхи, Рождества Христова и другие большие
праздники, а также в воскресные дни должно быть совершаемо только на
проскомидии и после освящения Святых Даров во время пения "Достойно
есть", особой же заупокойной ектений "ради торжества праздничного" в эти
дни произносить не положено (Типикон, гл. 59, 169 и пр. Номоканон при
Требнике). Но если в воскресные дни служится ранняя литургия за упокой, а
также прилагаются заупокойные Апостол, Евангелие, прокимен и причастен,
то заупокойная екте-ния и поминовение усопших бывают.
На первой седмице Великого поста, Страстной и Пасхальной седмицах, а
также в седмичные дни святой Четыредесятницы панихиды в храме не
совершаются. (Поминовение усопших отнесено к субботам 2-й, 3-й и 4-й
седмиц Великого поста.) Если в седмичные дни Великого поста случится 3-й
или 9-й день по смерти, то панихида по новопреставленному служится в
ближайшую к этим дням заупокойную субботу. Только в 40-й день, на
который бы день он ни пришелся, совершается панихида в храме.
"Сорокоуст" не бывает в Великом посту и на Пасхе, а начинается от недели апостола Фомы и продолжается до исполнения 40 дней.
При погребении и в 40-й день смерти в седмичные дни Великого поста
разрешается совершать литургию Преждеосвященных Даров с приложением
заупокойных Апостола, Евангелия и ектении.
В
православной Церкви существует благочестивый обычай чтения Псалтири по
усопшему и до погребения, и в память его после погребения. Этот обычай
существует с глубокой древности и основывается на том, что Священное
Писание как Ветхого (к которому относится Псалтирь), так и Нового
Заветов, будучи словом Божиим, обладают молитвенной силой.
Святитель Афанасий Александрийский писал, что книга псалмов - это
зеркало, в котором грешная душа человеческая со всеми страстями,
грехами, беззакониями, недугами не только отражается в настоящем виде,
но и находит в псалмах врачевание.
Книга псалмов - это не произведение искусства, дошедшее к нам из глубины
веков, хотя и прекрасное, но чуждое и постороннее, нет, книга псалмов
очень близка к нам, это книга о всех нас и о каждом человеке.
"По моему мнению, - писал св. Афанасий, - в книге псалмов измерена и
описана словом вся жизнь человеческая и душевные расположения и движения
помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в
человеке. Потребно ли покаяние и исповедание, постигли ли кого скорбь и
искушение, гоним ли кто или избавился от злоключений, стал ли опечален и
смущен и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя
преуспевающим, а врага приведенным в бездействие, или намерен
восхвалить, возблагодарить и благословить Господа - для всего этого
имеется наставление в божественных псалмах... Поэтому и сейчас каждый,
произнося псалмы, пусть будет уверен, что Бог услышит просящих
псаломским словом".
Чтение псалтири по усопшим несомненно приносит им великое утешение - и
само по себе, как чтение слова Божия и как свидетельство о любви к ним и
память о них их живых собратий. Приносит оно им и большую пользу, так
как принимается Богом как приятная умилостивительная жертва во очищение
грехов поминаемых: так же как приемлется Им вообще всякая молитва,
всякое доброе дело.
Существует обычай просить священнослужителей или лиц, специально этим
занимающихся, - почитать псалтирь в память усопших, причем эта просьба
соединяется с подачей милостыни за поминаемых. Но очень важно чтение
псалтири и самими поминающими. Для поминаемых это будет еще более
утешительно, так как свидетельствует о большой степени любви и усердия к
ним их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память
их, а не заменять себя в труде другими.
Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых,
но и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. И, наконец,
сами читающие псалтирь получат от слова Божия и великое назидание, и
великое утешение, чего они лишаются, поручая другим это доброе дело и
сами чаще всего не присутствуя на нем. А милостыня может и должна быть
подаваема самостоятельно, независимо от чтения псалтири, и ценность ее в
этом последнем случае будет, конечно, выше, так как не будет соединена с
возложением обязательного труда на приемлющего, а будет подана по
заповеди Спасителя даром, и потому будет принята Господом как милостыня
сугубая.
Над умершим архиереем и священником читают не псалтирь, а Евангелие,
поскольку по своему служению они были проповедниками Евангельского
слова. Читают Евангелие над ними только священнослужители.
Вселенские панихиды, или вселенские родительские субботы
Кроме
поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь на том же основании
творит в определенные дни года поминовение всех от века преставльшихся
отцов и братии по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех,
которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в
загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды,
указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в
которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В
кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:
1. Суббота мясопустная.
Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда
Христова, Церковь в виду этого Суда установила ходатайствовать не только
за живых членов своих, но и за всех от века умерших, во благочестии
поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся
внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное
всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую
субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и бра-тиям нашим
и вместе с тем служ/йт выражением полноты церковной жизни, которой мы
живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - обществе верующих,
членами которой являются не только живущие, но и все умершие в вере. И
общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение
нашего общего единства в Церкви Христовой.
2. Суббота Троицкая.
Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу
пред Пятидесятницею ввиду того, что событием Сошествия Святого Духа
заключилось домостроительство спасения человека, но в этом спасении
участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы
об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день
праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего
Духа Утешителя, которого они сподобились еще при жизни, была источником
блаженства, так как Святым Духом "всяка душа живится". Поэтому канун
праздника, субботу. Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о
них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни
Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит
принимать молитвы об умерших и даже о "иже во аде держимых".
3. Родительские субботы 2-й, й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы.
Во святую Четыредесятницу - дни поста, подвига духовного, подвига
покаяния и благотворения ближним Церковь призывает верующих быть в
теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с
умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших
от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью
для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни
Великого поста не совершаются поминовения их (заупокойные ектений,
литии, панихиды, 3-й, 9-й и 40-й день по смерти, сорокоусты), т. к.
ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано
поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного
предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены
указанные субботы.
Во все эти родительские субботы служба совершается по особому уставу, помещенному в Триоди постной.
4. Родительские дни в Русской Православной Церкви.
Кроме указанных выше суббот, посвященных поминовению усопших всей
Православной .Церковью с древних времен, в Русской Православной Цевкви
той же цели посвящены еще некоторые дни, а именно:
Радоница - общее поминовение умерших, которое совершается в понедельник
или вторник после Фоминой недели (воскресенья). По Уставу, в этот'день
собственно не положено особых молитвословий за умерших, и совершается
поминовение в этот день по благочестивому обычаю Русской Православной
Церкви. После рядового вечернего богослужения служится полная панихида с
пасхальными песнопениями. На литургии присоединяются заупокойные
прокимен, Апостол и Евангелие.
Основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служат, с
одной стороны, воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его
над смертью, соединяемые с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение
Церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной,
Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие
приходят на могилы своих родных и близких с радостью о Воскресении
Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницею (или
Радуницей).
Заказ треб на Святой Земле
· Поминовение на Божественной Литургии · Водосвятный молебен · Молебен о здравии · Молитва об упокоении · Молитва о здравии · Неусыпаемая псалтирь · Свеча о упокоении · Свеча о здравии · Сорокоуст о упокоении · Сорокоуст о здравии · Панихида
|