Но не здесь еще конец нашим слезам. "Пусть усопшим нашим и хорошо
там, — говорят сетующие, — но нам-то здесь без них худо. Мы желали бы с
ними вечно жить, желали бы ими вечно утешаться, а между тем,
неумолимая смерть оторвала их от нас и оторвала навсегда... Было время,
когда и один час разлуки с ними был для нас тяжек, а теперь?...
Проходят дни, проходят месяцы, пройдут годы, пройдут десятки лет, а
свиданья с ними все нет и нет... И, Боже мой! Есть ли даже какая-нибудь
надежда увидеться нам с ними когда-нибудь? Не потеряны ли они для нас
навсегда-навсегда?..." Часто так думают над прахом родных и друзей, и
слезы снова струятся из глаз.
Библейские утешения
Бог есть Бог веяния утехи:
- Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и всякого утешения (2 Кор. 1, 3).
Утешение в скорби подается Богом:
- Я, Я Сам — Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который
умирает, и сына человеческого, который то же, что трава? (Ис. 51, 12).
- Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса (Рим. 15, 5).
- По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор. 1, 5).
Утешение в скорби обещано:
- Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои (Пс. 125, 5 и 6).
- Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4).
- Блаженны плачущее ныне, ибо воссмеетесь (Лк. 6, 21).
Утешение в скорби вечное:
Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и
давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши
сердца, и да утвердит вас во всяком слове и деле благом (2 Фес. 2,16 и
17).
Основания к утешению в скорби для верующих
Кратковременность теперешних искушений:
- Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор. 4, 17).
- И лучше захотел (Моисей) страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение (Евр. 11, 25).
- О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений (1 Пет. 1, 6).
- Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во
Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем да совершит вас,
да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми (1 Пет. 5,10).
Надежда на славное воскресение:
- А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим (Пс. 16, 15).
- И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан. 12, 2).
- Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога (Кол. 3,1).
- Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем.
Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему (то есть
Христу), потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3, 2).
Обетование вечной жизни:
- Мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога
живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных (1 Тим.
4, 10).
Надежда на вечную славу и блаженство:
- Ибо думаю (говорит апостол Павел), что нынешние временные
страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в
нас (Рим. 8, 18).
- И потому Он (то есть Иисус Христос) есть ходатай нового завета, дабы
вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений,
сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили
обетованное (Евр. 9, 15).
- Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек (Пс. 15, 11).
- И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным
восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость
и веселье, а печаль и воздыхание удалятся (Ис. 35, 10).
Обетование неизменного и вечного блаженства:
- Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со
всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле (Ис. 25,
8).
- Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце
и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и
водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их
(Откр. 7, 16 и 17).
- И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача,
ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21, 4).
- Какое должно предлагать утешение в скорби
Для больных:
В те дни заболел Езекия смертельно, и пришел к нему Исайя, сын
Амосов, пророк, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для
дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь. И отворотился (Езекия)
лицем своим к стене и молился Господу, говоря: «О, Господи! вспомни,
что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал
угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. Исайя еще не вышел из
города, как было к нему слово Господне: возвратись, и скажи Езекии,
владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я
услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий
день пойдешь в дом Господень, и прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и
от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей
ради Себя и ради Давида, раба Моего. И сказал Исайя: возьмите пласт
смокв. И взяли, и приложили к нарыву; и он выздоровел. И сказал Езекия
Исайи: какое знамение, что Господь исцелит меня, и что пойду я на
третий день в дом Господень? И сказал Исайя: вот тебе знамение от
Господа, что исполнит Господь слово, которое Он изрек: вперед ли пройти
тени на десять ступеней, или воротиться на десять ступеней? И сказал
Езекия: легко тени подвинуться на десять ступеней; нет, пусть
воротится тень назад на десять ступеней. И воззвал Исайя пророк к
Господу, и возвратил тень назад на ступенях, где она спускалась по
ступеням Ахазовым, на десять ступеней (4 Цар. 20, 1—11).
- Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною (Пс. 29, 2).
- Он (Бог) прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои (Пс. 102, 3).
Вот что я отвечаю сердцу моему, и потому уповаю: по милости
Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно
обновляется каждое утро; велика верность Твоя! Господь часть моя,
говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. Благ Господь к
надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо
ожидает спасения от Господа (Плач. 3, 21—26). Но послал горе, и
помилует по великой благости Своей (там же, ст. 32).
В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить:
«пойдем, и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас,
поразил — и перевяжет наши раны (Ос. 6, 1).
И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И,
видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! Прощаются тебе
грехи твои (Мф. 9, 2).
И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 15).
Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не
чуждайтесь, как приключения для вас странного. Но как вы участвуете в
Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и
восторжествуете (1 Пет. 4, 12 и 13). Итак страждущие по воле Божией
да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро (там же,
ст. 19).
Для бедных:
- Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего,
посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у
Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную (1 Цар. 2, 8).
- Ты (Господь) был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него
время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов
было подобно буре против стены (Ис. 25, 4).
- Пойте Господу, хвалите Господа, ибо Он спасает душу бедного от руки злодеев (Иер. 20, 13).
- Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в
житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф.
6, 26).
- Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог
быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим
Его? (Иак. 2, 5).
Для вдов и сирот:
- Ни вдовы, ни сироты не притесняйте (говорит Господь); если же ты
притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их (Исх.
22, 22 и 23).
- Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает (Пс. 145, 9).
- Оставь сирот твоих, Я поддержу жизнь их, и вдовы твои пусть надеются на Меня (говорит Господь) (Иер. 49, 11).
Для искушаемых:
Но вы пребыли со Мною в напастях Моих (говорит Иисус Христос), и Я
завещеваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за
трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать
колен Израилевых. И сказал Господь: Симон, Симон! се, сатана
просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не
оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк. 22, 28—32).
- Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог,
Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении
даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10, 13).
- Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать
нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме
греха (Евр. 4,15).
- Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв
испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его
(Иак. 1, 12).
- И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от
годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать
живущих на земле (Откр. 3, 10).
Для гонимых:
- Прибежище [твое] Бог древний, и [ты] под мышцами вечными; Он
прогонит врагов от лица твоего и скажет: истребляй! (Втор. 33, 27).
- Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны
вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить
за Меня (Мф. 5, 10-11).
- Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут
поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына
Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика
вам награда на небесах (Лк. 6, 22 и 23).
- Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас (2 Тим. 2, 12).
- Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в
явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за
имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на
вас (1 Пет. 4,13,14).
- Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот диавол
будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусить вас, и будете
иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни
(Откр. 2, 10).
Для душ, преданных унынию и грусти:
- Тогда забудешь горе: как о воде протекшей, будешь вспоминать о нем (Иов. 11,16).
- Взывают (праведные), и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их (Пс. 33, 18).
- Скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш,
придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас (Ис. 35, 4).
- Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте (говорит Иисус Христос) (Ин. 14, 1).
- Для душ труждающихся и обремененных:
- Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (говорит Иисус Христос) (Мф. 11, 28).
Для оплакивающих свои грехи:
- Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к
сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его,
что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней
принял вдвое за все грехи свои (Ис. 40, 1 и 2).
- Блаженны плачущие ныне, ибо вос-смеетесь (Лк. 6, 21).
- Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4).
Для оплакивающих потерю какой-либо любезной и дорогой сердцу личности:
- И сказал (Иов): наг я вышел из чрева матери моей, наг и
возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и
сделалось;] да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1,21).
- Но послал (Господь) горе, и помилует по великой благости Своей (Плач. 3, 32).
- В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить:
«пойдем, и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас,
поразил — и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий
день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» (Ос. 6, 1, 2).
- Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что
воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь
воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий,
живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин. 11, 23—26).
- Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не
скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что
Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие
говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до
пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь
при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и
мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых,
вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на
воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими
словами (1 Фес. 4, 13—18).
- И услышал я (говорит святой Иоанн Богослов) голос с неба, говорящий
мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит
Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними
(Откр. 14, 13).
Для тех, которые покинуты всеми:
- Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня (Пс. 26, 10).
- Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева
своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49, 15).
- Не оставлю вас сиротами; приду к вам (говорит Господь) (Ин. 14, 18).
Для обремененных старостью:
- Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила
моя, не оставь меня. И до старости, и до седины не оставь меня, Боже,
доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества
Твоего (Пс. 70, 9 и 18).
- Венец славы — седина, которая находится на пути правды (Притч. 16, 31).
- И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду
носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас
(говорит Господь) (Ис. 46, 4).
Для умирающих:
- А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из
праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога (Иов.
19, 25 и 26).
- Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты
со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня (Пс. 22, 4).
- За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду (Притч. 14, 32).
- Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в
Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от
смерти в жизнь (говорит Иисус Христос) (Ин. 5, 24).
Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле
придут. Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И
когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое
случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет,
и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная
плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть
тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная
слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в
славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в
нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи,
восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело
душевное, есть тело и духовное (1 Кор. 15, 35—44).
Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во
мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут
нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в
нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие
облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда
сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое
жало? где твоя победа? Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (там же, ст. 51—57).
Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы
имеем от Бога жилище на небесах, дом неруко-творенный, вечный. Оттого мы
и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище, только бы нам и
одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем
под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы
смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам
залог Духа. Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что,
водворяясь в теле, мы устранены от Господа — ибо мы ходим верою, а не
видением, — то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и
водвориться у Господа (2 Кор. 5, 1-8).
Ибо для меня (говорит святой апостол Павел) жизнь — Христос, и смерть — приобретение (Флп. 1, 21). Верно слово: если
мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и
царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас (2 Тим. 2, И и
12).
Церковные требы в православных храмах Иерусалима
|