День дни отрыгает глагол,
и нощь нощи возвещает разум.
Не суть речи, ниже словеса, ихже
не слышатся гласи их.
Пс. 18, 3
Об
этом говорит евангелист Лука. В шестой месяц после того, как Елисавета
зачала во чреве Предтечу, Святая и Пречистая Дева Мария, приняв
благовещение от архангела Гавриила, пришла к родственнице своей
Елисавете и приветствовала ее. И тогда тотчас ожил и вострепетал
младенец в утробе ее. Елисавета же Духом Святым начала пророчествовать,
Давидски говоря: Откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? Се бо <...> взыграся младенец радощами во чреве моем (Лк. 1, 43–44); милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Истина от земли возсия, и правда с небесе приниче (Пс.
84, 11–12). Истина был Предтеча, поелику он был проповедником истины и,
еще находясь в утробе матери, познал своего Владыку. Ибо он – от земли
воссиял, будучи посеян отцом Захариею, а рожден материю Елисаветою.
Правда же – Христос Бог. Он родился от Пречистой Девы по благовещению,
безначальный от безначального Отца, Свет от Света, Бог истинный от Бога
истинного; Он рожден только по плоти, а не сотворен, присносущен Отцу и
Святому Духу прежде всех веков.
Некоторые же жиды говорят, будто бы Господь к Своей премудрости сказал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26). Ясно уже, они обличают сами себя и неверие свое, так как и Соломон сказал: премудрость созда себе дом (Притч.
9, 1). Под Премудростию он разумеет Сына Божия, а под Храмом святым –
пречистую и непорочную и безскверную Деву Богородицу Марию. Итак, если
бы Сын Божий не был Премудростию Божиею, то Он не воспринял бы плоти.
Итак, не подобает отделять Божество от человечества и человечество от
Божества. Если же жиды и еретики отделяют, то для них скоро последует
конец их погибели. Мы же как веруем, так и проповедуем. Итак, поелику
Пречистая Дева не познала похоти, но сообщила Ему телесный состав, то
Он зачался от Матернего и Владычнего естества; будучи истинным Богом,
Он оделся плотию и стал истинным Человеком. Итак, поелику в Нем и
человеческая немощь, и величие Божества: то Он Словом совершал, что Ему
свойственно, а телом исполнял то, что свойственно телу; Словом творил
чудеса, телом же принимал укоризну от иудеев. Для того Бог и соделался
человеком. Ибо как Слово не лишилось чести равенства со Отцем, так и
тело не удалилось от естества нашего рода. Ибо един Он есть истинный
Сын Божий и истинный Сын Девы; принял плоть от Девы, нося божественную
силу внутри. Итак, очевидно поэтому, что Он есть Бог, так как в начале бе Слово (Ин.
1, 1). Ибо не ведали Ангелы о Владычнем милосердии, которое Он хотел
сотворить, принять плоть и родиться от Девы. Когда же Господь наш Иисус
Христос, Сын Божий, родился от Пречистой Владычицы нашей Богородицы и
Приснодевы Марии, – ибо Он изволил родиться от колена Авраамова, от
дочери Иоакима и Анны, из колена Иудина, – то посему во время плотского
рождества Владыки Христа удивлялись Ангелы, радостно восклицая один к
другому: «О милосердие! Как Он родился без отца плотию, будучи прежде
вечен без Матери со Отцем присносущим? И безначально будучи рожден от
Отца совершенным Богом, неоскудно же нося в Себе свойства Отеческого
естества, Он опять от Девы является совершенным Человеком, по
милосердию, восприняв всецело человеческое существо»? К Деве же опять
тогда сказали Ангелы: «Как мы ублажим Тебя, Богородице, или как
достойно возвеличим Тебя, что ты, будучи Девой, родила, как Матерь, и
по рождении не растлила девства и не осквернила чистоты, но пребываешь
Девою, Всепетая? Кто возможет, – сказали они, – изглаголать чудеса сего
таинства? Но воздадим хвалу Обновляющему Адама». Итак, удивляясь в
великой радости, воссылая хвалы, они говорили: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14).
Итак, от племени Авраамова произошла Пречистая Дева, дочь Иоакимова, в которую вселилось Слово Божие, и Слово плоть бысть (Ин.
1, 14). Она есть Леторасль от колена Иудина (см.: Быт. 49, 9), Дочь
Иоакима и Анны, святая, чистая, прекрасная, нескверная и непорочная.
Когда еще не появлялось у Ней свойственного женщинам, Она, зачавши от
Святаго Духа, родила Создателя тварей, и потом после рождения пребыла
Девою. Хотя Господь наш Иисус Христос изволил родиться от колена
Авраамова, от Дочери Иоакимовы, но не Авраамом благословятся все колена
земные, а Богом, сотворившим Небо и землю. Ибо то не вера, если кто
веровал в Авраама, но и самому Аврааму нужно было благословиться именем
Иисусовым, так как от одного колена Иудина произошла Пречистая Дева, от
Которой родился Господь. Им и благословились народы и крестились во имя
Его. Итак, Господь наш Иисус Христос воплотился от Святаго Духа и вошел
в утробу Девы Марии, чтобы спасти прельщенный род человеческий. И Слово плоть бысть, и вселися в ны (Ин.
1, 14). Разумей же об этом плоде так, что Леторасль Эта родила
истинного Бога и истинного Человека: ибо Он, имея два естества,
Божество одел человечеством. Ибо поэтому для многих непонятен был путь
Его, когда Иисус Христос Бог наш произошел из племени Иакова, родился
от Пречистой Девы в Вифлееме Иудейском, во дни Ирода Царя. Ибо Он, –
сказано, хочет совокупить горняя с дольными (см.: Еф. 2, 17).