Иероним за работой. Фреска, 1480. Доминик Гирландайо, церковь Всех Святых, Флоренция
Брат Амвросий, доставив мне твои
подарки, принес вместе с тем и приятнейшее письмо, которое заключало в
себе удостоверение твоей искони испытанной верности и подтверждение
старой дружбы. Это истинная приязнь, скрепленная союзом Христовым,
основывающаяся не на хозяйственной пользе, не на телесном только
соприсутствии, не на хитром и вкрадчивом ласкательстве, но на страхе
Божием и на ревности к изучению Божественного Писания.
В древних историях читаем, что
некоторые обходили области, путешествовали к незнаемым народам,
переплывали реки для того, чтобы лично повидаться с теми, о ком узнали
из книг. Так, Пифагор посетил Мемфисских жрецов; Платон с величайшими
затруднениями странствовал в Египет, и к тарентинцу Архиту, и в ту часть
Италии, которая некогда называлась Великой Грецией. Великий афинский
наставник, учением которого оглашались афинские гимнасии, становится
странником и учеником, желая лучше скромно выслушивать чужое учение, чем
с наглой самоуверенностью проповедовать свое. Наконец, гоняясь за
знаниями, как бы рассыпанными по всему земному шару, Платон был захвачен
в плен пиратами и продан в подданство жесточайшему тирану [Дионисию
Сицилийскому], был пленником, был узником и рабом; но как философ не
знал себе соперника. Мы читаем, что к Титу Ливию, испускавшему млечный
источник красноречия, приходили некоторые вельможи из краев Испании (из
Гадеса; ныне - Кадикс) и из пределов Галлии; людей, не любопытствовавших
видеть Рим, привлекла слава одного человека. Было тогда неслыханное во
все века и достославное чудо: люди, пришедшие в такой город, искали
чего-то иного, кроме города. Аполлоний (был ли он маг, как говорит
народная молва, или философ, как сообщают пифагорейцы), был у персов,
прошел через Кавказ и владения албанцев, скифов, массагетов, пробрался
сквозь богатейшее царство Индийское и в заключение, переправившись через
широчайшую реку Физон [Инд], достиг владений браминов, чтобы послушать
Гиарка, сидящего на золотом троне, пьющего от источника тантальского и
среди немногих учеников излагающего учение о силах природы и движении
планет. А отсюда, через страны эламитов, вавилонян, халдеев, мидян,
ассириян, персов, сириян, финикиян, арабов и палестинцев возвратившись в
Александрию, Аполлоний пошел далее в Эфиопию, чтобы видеть
гимнософистов и пресловутый престол солнца на песке. Упоминаемый нами
путешественник всюду находил предметы для изучения, и, постоянно
путешествуя, постоянно совершенствовал себя. Филострат написал о нем
целых восемь книг.
Но зачем говорить о людях века сего? Апостол
Павел, сосуд избранный и учитель язычников, сознававший в себе
присутствие великого посетителя и говоривший об этом так: "Вы ищете
доказательства на то, что Христос говорит во мне" (2Кор.13:3), - этот
самый Павел, обойдя Дамаск и Аравию, пришел в Иерусалим, чтобы увидеть
Апостола Петра, и пробыл у него пятнадцать дней. В продолжение этой
таинственной седмицы и осмерицы дней будущий учитель язычников должен
был получить проповедническое образование. Спустя четырнадцать лет
Апостол Павел, взяв с собой Варнаву и Тита, снова дал отчет апостолам в
своем благовествовании, да не напрасно течет или протек. Живой голос
имеет в себе какую-то скрытую энергию и сильнее звучит, передаваясь из
уст наставника непосредственно в уши ученика. Когда на Родосе читали
речь Демосфена против Эсхина и все удивлялись и хвалили, то сам Эсхин,
бывший тогда уже родосским изгнанником, со вздохом сказал: а что было
бы, если бы вы послушали самого зверя, произносящего собственные свои
слова?
Все вышеизложенное сказано мною не потому, чтобы я сам мог
и был способен научить тебя чему-нибудь, но потому, что твое прилежание
и усердие к учению, помимо всякого отношения ко мне, само по себе
достойно одобрения. Способность к учению заслуживает похвалу независимо
от достоинства учителя. Мы обращаем внимание не на то, что ты приобрел, а
на то, чего ты ищешь. Мягкий воск пригоден для лепной работы, и хотя бы
до него не касались руки художника и ваятеля, он все-таки τη δυνάμει [в
возможности] содержит в себе все то, что из него быть может. Апостол
Павел, по его собственному свидетельству, у ног Гамалиила изучил закон
Моисея и пророков (Деян.22:3), - так что, вооружившись этими духовными
стрелами, он мог с уверенностью говорить следующее: "Оружия
воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение
твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее
против познания Божия, и пленяем всякое помышление, в послушание Христу,
и готовы наказать всякое непослушание, когда наше послушание
исполнится" (2Кор.10:4-6). В послании к Тимофею, с младых лет изучавшему
священные Писания, Апостол увещевал его прилежно читать их, да не
пренебрежет той благодатью, которая дана ему через священное
рукоположение. В послании к Титу, кратко изобразив епископские
добродетели, Апостол между прочим упоминает и о знании Писания, говоря,
что епископу нужно быть "держащимся верного слова, согласного с учением,
чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся
обличать" (Тит.1:9). Святая необразованность полезна только для себя, и
насколько создает церковь добродетельною жизнью, настолько же вредит
церкви, если не противится разрушающим ее. Аггей был пророком, и еще
через него Господь говорит: "Спроси священников о законе" (Агг.2:11).
Итак,
в числе обязанностей священника есть обязанность отвечать вопрошающим о
законе. И во Второзаконии мы читаем: "Спроси отца твоего, и он
возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе" (32:7). Также и в 118
псалме: "Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих"
(54). Также в описании праведного мужа, которого Давид сравнивает с
райским древом жизни, в числе прочих добродетелей упоминается и
следующая: "В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день
и ночь" (Пс.1:2). Даниил в заключение священнейшего видения говорит,
что праведники сияют как звезды, а понимающие, то есть, ученые, - как
небо. Видишь ли ты, какое различие между праведной необразованностью и
ученой праведностью? Одни сравниваются со звездами, а другие - с небом.
Впрочем, по еврейскому подлиннику и то, и другое изречение может быть
отнесено к ученым; потому что в еврейском тексте читаем так: "И разумные
будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде- как
звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3). Почему Апостол Павел называется
сосудом избрания? Без сомнения потому, что он служит хранилищем закона и
священного Писания. Фарисеи поражены ученостью Господа и удивляются,
каким образом апостолы Петр и Павел знают закон, не учившись. Ибо что
другим надлежало приобрести трудом и каждодневным поучением в законе, то
самое было открыто апостолам Духом Святым, и они были - согласно словам
священного Писания - θεοδίδακτοι [наученные Богом]. Двенадцать лет было
Спасителю, когда Он, в храме вопрошая старцев о законе, вразумлял их
своими мудрыми вопросами.
Но можем ли мы назвать необразованными
Петра или Иоанна, из которых каждый мог сказать о себе: "Хотя я и
невежда в слове, но не в познании" (2Кор.11:6)? Иоанн - необразованный,
рыболов, неученый. Но скажите, пожалуйста, откуда это изречение: "В
начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин.1:1)?
Греческое слово λόγος имеет многие значения: оно значит и слово, и
разум, и вычисление, и причину какой-либо вещи, через посредство которой
что-либо происходит. Все это мы поистине видим во Христе. Этого не знал
ученый Платон, этого не разумел красноречивый Демосфен. "Погублю, -
сказано в Писании, - мудрость мудрецов и разум разумных отвергну"
(1Кор.1:19). Истинная мудрость погубит ложную мудрость. И хотя в учении о
кресте есть буйство проповеди, однако Апостол Павел говорит: "Мудрость
оке мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не
властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную,
сокровенную, которую предназначил Бог прежде всех веков к славе нашей"
(1Кор.2:6-7). А премудрость Божия есть Христос, "Божия сила и Божия
премудрость" (1Кор.1:24). Эта премудрость была сокрыта в тайне, почему и
надписание девятого псалма гласит: "О тайнах сына", в Котором все
сокровища мудрости и разума сокровенны и Который Сам был сокровен в
Тайне, предуставлен прежде век. Он же был предзнаменован и предизображен
Законом и Пророками. Посему и пророки называются видящими, ибо они
видели Того, Кого другие не видали. "Авраам, отец ваш, рад был увидеть
день Мой: и увидел, и возрадовался" (Ин.7:56). Отверзаются для Иезекииля
небеса, заключенные для грешного народа. "Открой очи мои, - говорит
Давид, - и увижу чудеса закона Твоего" (Пс.118:18). Ибо закон духовен, и
нужно откровение, чтобы мы могли уразуметь его и открытым лицом
созерцать славу Божию.
В Апокалипсисе показывается запечатанная
семью печатями книга (5:1); и если ты дашь ее кому-нибудь из людей,
знающих письмена, для прочтения, то он ответит: "Не могу, потому что эта
книга запечатана". Как много людей в настоящее время воображают себя
знающими письмена и, однако, держат запечатанную книгу и не могут
прочесть ее, если не откроет ее "имеющий ключ Давидов, Который отворяет -
и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит" (Апок.3:7). В
Деяниях апостольских святой евнух или муж (ибо и тем, и другим именем
называется он в Писании) при чтении пр. Исаии на вопрос Филиппа:
"Разумеешь ли, что читаешь?" - отвечал: "Как могу разуметь, если кто не
наставит меня?" (Деян.8:30-31). Я, - скажу кстати о себе, - не святее и
не прилежнее этого евнуха, потому что он, оставив царский двор, из
Эфиопии, то есть, от последних пределов мира, пришел во храм и так любил
закон и божественное знание, что даже в повозке читал священное Писание
и, однако, держа книгу, размышляя о словах Господних, произнося их
языком и устами, все-таки не понимал Того, Кого, не сознавая сам, чтил в
книге. Пришел Филипп и показал ему Иисуса, который скрывался,
заключенный в книге. О, удивительная сила учителя! В тот же час верует
евнух, крещается, становится святым и верным, из ученика превращается в
учителя и в уединенном источнике церкви более находит для себя, чем в
позлащенном храме синагоги.
Я коротко написал об этом (ибо тесные
пределы письма не позволяют более распространяться), чтобы ты уразумел,
что в рассуждении о священных Писаниях нельзя идти без предшественника и
путеводителя. Умалчиваю о грамматиках, риторах, философах, геометрах,
диалектиках, музыкантах, астрономах, астрологах и медиках, знания
которых полезны для смертных и разделяются на три части: на догмат,
метод и практику. Обращаюсь к менее значительным искусствам, которые
производятся не столько ухом, сколько рукою. Земледельцы, каменщики,
ремесленники, пильщики, дровосеки, шерстобои, валяльщики сукон и прочие
изготовители домашней утвари и различных дешевых вещиц не могут обойтись
без учителя. "Леченье - дело врачей; и искусств творенья творит лишь
художник" (Гораций. Послания II 1,115-116, пер. Н.С.Гинцбурга). Только
знание Писаний присваивают себе все повсюду. "Мы же, - учен, неучен,-
безразлично, поэмы все пишем" (Там же, 117). И болтливая старуха, и
сумасбродный старик, и многоречивый софист, одним словом, все
приписывают себе знание Писаний, терзают их и учат других прежде, чем бы
самим научиться. Одни, приняв важный вид и гремя отборными словами,
среди женщин любомудрствуют о священных Писаниях. Другие, о стыд! узнают
от женщин то, что передают мужчинам; мало того, благодаря легкости
языка и своей смелости, учат других тому, чего сами не понимают.
Умалчиваю о подобных мне, которые после изучения светской литературы,
обращаясь к священным Писаниям и искусственною речью пленяя слух народа,
все, что ни говорят, считают законом Божиим и не сподобляются знать
мысли пророков и апостолов, но к своим собственным мыслям приискивают
несоответственные тексты, как будто бы это было хорошее дело, а не самый
порочный род учения - искажать мысли Писания и подчинять оное своему
произволу, несмотря на явные противоречия. Как будто бы мы не читали
стостиший Вергилиевых и Гомеровых и не можем [следуя произвольным
толкованиям] назвать христианином даже не веровавшего во Христа Марона,
который писал: "Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново царство. Снова
с высоких небес посылается новое племя" (Вергилий. Буколики IV, 6-7;
пер. С.Шервинского), или объяснить в смысле слов Отца к Сыну следующий
стих: "О, ты, мое рождение, мои силы, мое единственное великое
могущество!", или сопоставить словам Спасителя на кресте следующий стих:
"Столько он вытерпел в памяти и оставался тверд".
Свойственны
детям и шарлатанам подобные попытки учить тому, чего не знаешь, и даже,
подчиняясь своим личным прихотям и вкусам, не знать о собственном
незнании.
Всего яснее написана книга Бытия, в которой говорится о
природе мира, происхождении человеческого рода, о разделении земли, о
смешении языков и переселении еврейского племени в Египет. Далее
помещена книга Исхода с десятью казнями, с десятословием, с
таинственными и божественными заповедями. Затем следует Левит, в которой
каждое жертвоприношение, каждый почти слог - и одежды Аароновы, и весь
чин Левитов - дышат небесными таинствами. А книга Чисел не заключает ли в
себе тайны всей арифметики и пророчества Валаамова, и сорока двух
станов в пустыне? А Второзаконие - второй закон и предизображение
евангельского закона, - не содержит ли в себе то, что уже писано прежде,
- однако так, что из одного старого все становится новым? Вот
пятикнижие, те пять слов, которые Апостол хотел "сказать в церкви"
(1Кор.14:19). Иов - образец терпения - каких тайн не объемлет в своей
речи? Он начинает прозою, продолжает стихом, оканчивает простою речью;
выполняет все законы диалектики во вступлении, предложении,
подтверждении и заключении. Каждое слово в его речи многозначительно.
Упомяну об одном, о воскресении тел. Иов пророчествует так ясно и вместе
с тем сдержанно, как никто другой. "Я знаю, - говорит Иов, - Искупитель
мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу
мою сию. И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не
глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!"
(Иов.19:25-27). Перехожу к Иисусу Навину, который был прообразом Господа
не только делами, но и именем; он перешел Иордан, ниспроверг царства
врагов, разделил землю победоносному народу и под именем различных
городов, сел, гор, рек, источников и границ описывает духовные царства
Церкви и небесного Иерусалима. В книге Судей сколько начальников народа,
столько прообразов. Руфь Моавитянка исполняет пророчество Исайи:
"Посылайте агнцев владетелю земли из Селы в пустыне на гору дочери
Сиона" (Ис.16:1). Самуил в смерти Илии и в убиении Саула изображает
окончание Ветхого Завета. А в лице Садока и Давида указывает таинства
нового священства и нового царства. Malachim, то есть, третья и
четвертая книги Царств, описывают царство Иудейское от Соломона до
Иехонии и царство Израильское от Иеровоама, сына Наватова, до Озии,
отведенного в плен ассириянами. Если обращать внимание на историю, то
слова просты, если же вникнуть в смысл, скрывающийся в письменах, то
прочтем сказание о малочисленности церкви и о нападениях на нее
еретиков. Двенадцать пророков, заключенные в тесных пределах одного
тома, предизображают гораздо более, чем дает буквальный смысл. Осия
часто упоминает о Ефреме, Самарии, Иосифе, Израиле, о жене-блуднице и
чадах блуда, о заключенной на ложе мужа прелюбодейке, которая долгое
время сидит как вдова и в плачевной одежде ждет возвращения мужа. Иоил,
сын Вафуилов, изображает землю двенадцати колен, опустошенную саранчою,
червями и хлебною ржавчиною, и пророчествует о том, как по кончине
прежнего поколения изольется Дух Святой на рабов и рабынь Божиих, то
есть, на сто двадцать имен верующих, которые должны были исполниться
Духа Святого в горнице Сионской; эти сто двадцать восходят, постепенно
возвышаясь, от первой до пятнадцатой ступени, которые таинственно
указываются во Псалтири. Амос - пастух, селянин, возделыватель сикомор, -
не может быть изложен в кратких словах. Ибо кто удовлетворительно
выразит три или четыре преступления Дамаска, Газы, Тира и Идумеи, сынов
Аммоновых и Моавитян, а в-седьмых и восьмых - Иуды и Израиля? Амос
обращает свою речь к коровам тучным, находящимся на горе Самаринской, и
пророчествует о разорении дома большего и меньшего. Амос сам видит
производящего саранчу, и Господа, стоящего на вылитой, или адамантовой
горе, и кошницу плодов, привлекающую наказание на грешников и глад на
землю, не глад хлеба, и не жажду воды, но - слышание слова Божия. Авдий,
имя которого значит "слуга Божий", гремит против кровавого Едома и
земного человека. Духовным копьем он поражает того, кто всегда завидует
брату Иакову. Иона - "голубь" - прекраснейший своим кораблекрушением,
предизображает страдания Господа, призывает мир к покаянию и под именем
Ниневии возвещает спасение язычникам. Михей Морасфитянин, "сонаследник"
Христа, возвещает разорение дочери разбойника и полагает засаду против
нее за то, что она ударила по щеке судью Израилева. Наум, "утешитель"
земли, прорицает град кровей и после его разрушения говорит: "Вот, на
горах стопы благовестника, возвещающего мир" (Наум.1:15). Аввакум,
"борец" мужественный и твердый, стоит на страже своей и утверждает ногу
на укреплении, чтобы созерцать Христа на кресте и сказать: "Покрыло
небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее - как
солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!" (Авв.3:3-4).
Софония - "созерцатель" и познатель тайн Господних, слышит вопль у
ворот рыбных и плач в другой части города и большое разорение на холмах.
Он также заповедует рыдать обитателям лощины, потому что замолк весь
народ Ханаана, погибли все, навьюченные серебром. Аггей -
"торжественный" и радостный, сеявший слезами, чтобы пожать радостию,
обновляет разоренный храм и вводит Господа Отца, говорящего: "Еще раз, и
это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу; и потрясу все
народы, и придет Желаемый всеми народами" (Агг.2:6-7). Захария,
"помнящий Господа своего", многообразный в пророчествах, созерцает
Иисуса, облеченного "в запятнанные одежды", и камень, на котором "семь
очей" (Зах.3:3; 9), и золотой светильник, и столько же лампад, сколько
очей на камне, и две маслины на нем, одна справа, а другая слева
(4:2-3). И после видения коней вороных, белых и пегих, и рассеянных
колесниц от Ефрема, и коня от Иерусалима провидит и предсказывает
бледного царя, сидящего на жеребяти, сыне подъяремной ослицы. Малахия
открыто, в заключение всех пророков, говорит об отвержении Израиля и о
призвании язычников: "Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь
Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока
солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте
будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву" (Мал.1:10-11). Кто
может понять или изложить учения Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила? Из
них первый, кажется мне, писал не пророчество, а Евангелие. Второй
видит ореховую трость и котел, кипящий со стороны севера, и барса,
лишенного пестрот своих; и различными метрами составляет четырехкратный
алфавит [книга плача]. Третий [Иезекииль] в начале и в конце своих
пророчеств содержит так много прикровенного, что у евреев эти главы,
равно как начало книги Бытия, не позволено было читать до
тридцатилетнего возраста. А последний из четырех пророков, знающий
времена и всего мира φιλοίστωρ [знаток], ясною речью провозвещает о
камне, без помощи рук оторвавшемся от горы и ниспровергшем все царства.
Давид, - наш Симонид, Пиндар и Алкей, также Флакк, Катулл и Серений, -
звучит о Христе на лире и на десятиструнной псалтири вызывает его
воскресение из гроба. Миролюбивый и боголюбезный Соломон исправляет
нравы, изучает природу, соединяет Христа с Церковью и воспевает
сладостную брачную песнь (epithalamium) Святого супружества. Есфирь,
прообразуя собою Церковь, избавляет народ от опасности и, вследствие
казни Амана, имя которого стачает "беззаконие", доставляет потомству
жребий в пиршестве и день празднества. Книга Паралипоменон, то есть
επιτομή [сокращение] древних документов, такова, что если кто, не зная
ее, захочет присвоить себе знание Писаний, тот смеется сам над собою. В
каждом почти имени и в каждом соединении слов затрагиваются пропущенные в
книгах Царств истории и излагаются бесчисленные евангельские вопросы.
Ездра и Неемия, то есть, "помощник и утешитель от Господа", заключены в
одном томе; они созидают храм, устраивают стены города; вся толпа
народа, возвращающегося в отечество, перепись Левитов, Израиля и
пришельцев, разделение труда на постройке стен и башен, - вот что Ездра и
Неемия частью изображают на древесной коре, а частью хранят в
сердцевине дерева.
Ты видишь, что, увлеченный любовью к писанию, я
переступил обычные размеры письма и все-таки не написал всего того, что
хотел. Речь шла только о том, что мы должны знать и чего желать, чтобы и
нам можно было сказать: "Истомилась душа моя желанием судов Твоих на
всякое время" (Пс.118:20). Впрочем, пусть исполнится на нас речение
Сократа: "Я знаю только то, что ничего не знаю". Коснусь вкратце и
Нового Завета. Матфей, Марк, Лука и Иоанн, - колесница Господня и
поистине херувимы, что значит "множество знания", во всем теле исполнены
очей, блестят как искры, стремительны как молния, имеют стопы прямые и
устремленные горе: они крылаты и способны летать, они поддерживают друг
друга, взаимно соединены между собою, и как колеса, влекущиеся одно за
другим, стремятся, куда направит их веяние Св. Духа. Апостол Павел писал
к семи Церквам (ибо восьмое послание к евреям многими не включается в
это число). Он дает наставления Тимофею и Титу, ходатайствует перед
Филимоном за беглого раба [Онисима]. Но об Апостоле Павле, я думаю,
лучше молчать, нежели писать мало. Книга Деяний Апостольских,
по-видимому, содержит простую историю и излагает младенчество
рождающейся церкви; но если мы примем во внимание, что автор этой книги
есть врач Лука, которого "похвала во Евангелии", то также и здесь
увидим, что все слова его дают врачевание для немощной души. Апостолы
Иаков, Петр, Иоанн и Иуда выпустили семь посланий, настолько
таинственных, насколько сжатых и кратких и вместе с тем обширных -
кратких словами, но обширных мыслями, - что едва ли чей духовный взор не
будет поражен при чтении этих посланий. Апокалипсис Иоанна столько
содержит в себе таинств, сколько слов. Я сказал немного, но по сравнению
с достоинством книги всякая похвала недостаточна, ибо в каждом слове
заключаются многие смыслы.
Скажи пожалуйста, любезный брат: жить
среди божественных писаний, в них поучаться, ничего иного не знать и не
искать, - не значит ли это уже здесь, на земле, быть обитателем Царства
Небесного? Не соблазняйся в священном Писании простотою и как бы
грубостью слов, происшедшею или вследствие погрешности переводчиков, или
вследствие намеренного приспособления к назиданию простого народа; в
одном и том же изречении иное услышит ученый, иное - неученый. Я не
настолько дерзок и туп, чтобы приписывать себе знание писаний и
хвалиться возможностью срывать на земле плоды, тогда как корни укреплены
на небе; но признаюсь, я хочу знать писания, я не хочу сидеть на одном
месте: отказываясь быть учителем, я обещаю собою сопутника. Просящему
дается, стучащему открывается, ищущий находит. Будем на земле учиться
тому, знание чего будет неразлучно с нами и на небе.
Принимаю
тебя с распростертыми объятиями и (скажу некстати и с велеречием
Гермагора) о чем ты ни спросишь, я вместе с тобою постараюсь узнать. Ты
имеешь любезнейшего тебе брата Евсевия, который удвоил для меня
удовольствие, полученное от твоего письма, рассказав о честности твоих
нравов и о презрении к веку сему, о верности в дружбе, о любви ко
Христу. О твоем благоразумии и красноречии помимо свидетельства Евсевия
давало знать само твое письмо. Поспешай, прошу тебя, и скорее пересекай,
а не развязывай веревку спущенного в море кораблика. Никто, намереваясь
отречься от мира, не может выгодно продать того, что он предварительно
презрел. Если потерпишь какой-нибудь убыток, запиши его в приобретение.
Существует старинное изречение: "Для скупого так же не существует того,
что он имеет, как и того, чего не имеет". Для верующего весь мир полон
богатств, а неверующий нуждается даже в оболе. Будем жить как ничего не
имеющие и всем обладающие. Одежда и пища - вот богатства христианские!
Если ты имеешь в своих руках какую-либо вещь, продай; если не имеешь, не
заботься о приобретении. Отнимающему ризу нужно отдать и исподнее. Если
ты, откладывая постоянно до завтра, волоча день за днем, будешь
осторожно и помалу продавать твои владеньица, то Христу не будет чем
питать бедных своих. Все отдал Богу тот, кто принес в жертву сам себя.
Апостолы оставляют корабль и сети. Вдова кладет две лепты в
казнохранилище и считается выше богачей. Легко презирает все тот, кто
всегда помышляет о своей смерти.
Диесперов А. Блаженный Иероним и
его век. Приложение: Бл. Иероним. Избранные письма. (Серия "История
христианской мысли в памятниках") - М.: Канон+, 2002.
|