Святой Марк Эфесский - защитник православия и обличитель еретиков.
Сочинение о том, что не только
произношением слов Спасителя освящаются Божественные Дары, но (именно)
последующими за сим молитвой и благословением священника, силою Святого
Духа.
1. Восприяв изложение Таинства
Литургии от священных Апостолов и от наследовавших их Учителей Церкви,
ни у кого из них мы не нашли, чтобы словами Господними, и только ими,
освящался и совершался Дар Евхаристии и пресуществлялся в самыя Тело и
Кровь Владыки; но у всех согласно эти слова (Спасителя) приводятся
описательно и являются как бы предисловием, ради памяти о совершавшемся
тогда событии, и они как бы "влагают" силу предлежащим Дарам для
пресуществления и последующих за сим молитвы и благословения священника,
чтобы тем действием уже пресуществить Дары в самый Первообраз -
Владычни Тело и Кровь. И сами эти чинопоследования свидетельствуют, что
они, - созвучны тому, чего мы держимся, и содержат в себе самый принцип.
2.
Ибо, вот, в записанной Климентом Литургии священных Апостолов, после
того, как приводятся чудеса и дела Господни) еще же и говорится о
Страсти и Воскресении и Восшествии на небо, так положено читать:
"Поминающе, убо, яже (Христос) о нас претерпе, благодарим Тя, Боже
Вседержителю, не яко есми должни, но яко есть мощно нам, и заповедь Его
исполняем. В нощь бо в нюже предаяше Себе, прияв хлеб во святыя Своя и
непорочные руки и воззрев к Тебе, Богу Своему и Отцу, и преломив, даде
учеником Своим, глаголя: - Приимите от него, ядите: cие есть Тело Мое
за, многи раздробляемое во оставление грехов. - Подобне и чашу,
растворив от вина и воды, и освятив, даде им, глаголя: - "Пиите от нее
вси. Сия есть Кровь Моя за многи изливаемая во оставление грехов. Cие
творите в Мое воспоминание. - Поминающе, убо, Страсть. Его и (Смерть и
Воскресение и на небеса Восшествие и будущее Его второе Пришествие, в
оньже приидет судити живыя и мертвыя и воздати коемуждо по делом его,
приносим Ти, Царю и Богу, по заповеди Его, хлеб сей и чашу сию,
благодаряще Тя о сем, яко удостоил еси нас предстати пред Тобою и
священнодействовати Ти; и молим Тя, да милостивно призриши на
предлежащие Дары сия пред Тобою, Ты - не имущий ни в чесом потребу, - и
да благоволиши о сих, в честь Христа Твоего, и ниспослеши Святаго Твоего
Духа на Жертву сию, Свидетеля Страстей Господа Иисуса, яко да явит хлеб
сей - Телом Христа Твоего; и чашу сию - Кровию Христа Твоего" [1].
3.
Итак, это, чрез запись блаженного Климента, божественные Апостолы
передали Церкви. Но и божественный Иаков, первый Епископ Иерусалимлян и
Первого и Великого Архиерея и брат и преемник, и сам изложивший таинство
Литургии, в том же месте, после того, как привел Владычни слова, пишет
так: "Поминающе убо и мы, грешнии, животворящие Его страдания,
спасительный Крест, и смерть, и погребение, и тридневное из мертвых
Воскресение, и еже на небеса восхождение и одесную Тебе Бога и Отца
седение, и еже второе славное, страшное Его Пришествие, егда приидет со
славою судити живыя и мертвыя, егда хощет коемуждо воздати по делом его:
приносим Ти, Владыко, страшную сию и безкровную Жертву". И немного
далее: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей и ниспосли на ны и
на предлежащие Святыя Дары сия Духа Твоего Всесвятаго, Господа и
Животворящего, сопрестольного, единосущного же и совечного, глаголавшего
Законом и Пророки и новым Твоим Заветом, сошедшаго в виде голубине на
Господа нашего Иисуса Христа во Иордане реце и пребывающего на Нем,
сошедшаго на святыя Твоя Апостолы в виде огненных язык в горнице святаго
и славного Сиона в день Святыя Пятидесятницы, Сего Духа Твоего
Всесвятаго ниспосли, Владыко, на ны и на предлежащие Святыя Дары сия, да
посетив святым и благим и славным наитием, освятит и сотворит хлеб убо
сей - Тело Святое Христово, и чашу сию - Кровь честную Христову" [2].
4.
Последуют сему и те, которые после сего сократили эту Литургию, как
Василий Великий, так после него и Иоанн Златоуст. Первый, в том же месте
(Литургии) и сам описывая то первое священнодействие, переданное
Владыкой, так говорит: "Остави нам воспоминания спасительного Своего
страдания сия, яже предложихом по Его заповедем: хотя бо изыти на
вольную и приснопамятную, и животворящую смерть, в нощь, в нюже предаяше
Себе за живот мира, прием хлеб на святыя Своя и пречистыя руки, показав
Тебе Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив, даде
святым Своим Учеником и Апостолом, рек: - Приимите, ядите, cие есть Тело
Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов. - Подобне и чашу от плода
лозного прием, растворив благодарив, освятив, даде святым Своим
Учеником и Апостолом, рек: - Пийте от нее вси, сия есть Кровь Моя Новаго
Завета, яже за вы и за многие изливаемая, во оставление грехов. Cие
творите в Мое воспоминание". - И немного далее: "Сего ради, Владыко
Пресвятый, и мы грешнии и недостойнии раби Твои, сподобльшиися служити
святому Твоему жертвеннику, не ради правд наших, не бо сотворихом что
благо на земли: но ради милости Твоея и щедрот Твоих, яже излиял еси
богато на ны, дерзающе приближаемся Святому Твоему жертвеннику: и
предложше вместообразная святаго Тела и Крове Христа Твоего, Тебе
молимся, и Тебе призываем: Святе Святых, благоволением Твоея благости,
приити Духу Твоему Святому на ны и на предлежащие Дары сия, и
благословити я, и освятити, и показати - хлеб убо сей - Самое честное
Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Чашу же сию - самую
честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, излиянную аз
мирский живот". Божественный же Златоуст, еще более кратко излагая это,
говорить: "Господь пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в
нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, прием хлеб
во святыя Своя и пречистыя и непорочные руки, благодарив и благословив,
освятив, преломив, даде святым Своим Учеником и Апостолом, рек: -
Приимите, ядите, cие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление
грехов. - Подобне и чашу по вечери глаголя: - Пиите от нее вси, сия есть
Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многие изливаемая во оставление
грехов". И немного далее так присовокупляет: "Приносим Ти словесную сию
и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа
Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сия, - и сотвори убо хлеб сей
- честное Тело Христа Твоего. А еже в чаши сей - честную Кровь Христа
Твоего. Преложив Духом Твоим Святым".
5. Итак, все они согласно
сначала цитируют слова Господа и чрез них приводят к памяти тогдашних
событий и влагают освящательную силу в совершаемое, но затем молятся и
призывают благодать Святаго Духа, чтобы она, пришедши, тогда реченное
ныне делом соответствующим образом соделала и предложенные Дары
совершила и претворила в Господни Тело и Кровь. Ибо она и во чреве Девы
составила ту богоносную Плоть, согласно сказанному Ей от Ангела: "Дух
Святый найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя" [3]. Посему и Василий
Великий, после того как привел Господни слова описательно, как бы от
себя говоря, предложенные Дары называет еще "вместообразными" святаго
Тела и Крови, из чего ясно, что они еще приносятся как образ некий или
изображение; и немедленно за тем он молится, чтобы пришел Дух Святый и
явил хлеб сей честным Телом, а чашу сию - честною Кровию. И это - весьма
естественно. Ибо как в первом том творении, хотя земля получила, по
Божией заповеди, силу произращать то, что происходит из нея, и эта
заповедь, как говорит тот же Учитель [4], оставшаяся на веки в земле,
придала ей силу непрестанно произращать, однако, для совершения
возрастаемого необходима также и наша забота и руки земледельцев, таким
образом и здесь, единожды сказанное Спасителем, как и говорит
божественный Златоуст, всегда совершает действие [5], но, подобно же, и
содействует для совершения (освящения) предлежащих Св. Даров и сила
божественного священства, действующая чрез молитву и благословение. Ибо и
та вода крещения, которая по виду просто - вода, соделывает отпущение
всех грехов - чрез невидимое содействие Божественного Духа; и то
миропомазание и сами священники и все иные Таинства Церкви совершаются
благодатью Всесвятаго Духа. Итак, не в том смысле, что мы исключительно
придаем веру нашей молитве или считаем те (евхаристические) слова
(Спасителя) бессильными, мы молимся о предлежащих Дарах, и таким образом
совершаем (освящаем) их, но - и тем словам мы сохраняем свойственную им
силу, и являем значение божественного священства, которое совершает все
Таинства чрез призывание действующего чрез него Святаго Духа. Ибо и
божественный Златоуст говорит так о сем в третьей книге "О Священстве":
"Предстоит священник, низводя не огнь, но Духа Святаго, и долго творится
моление не для того, чтобы некий ниспосланный свыше пламень поглотил
Предложение, но для того, чтобы благодать, нисшедшая на Жертву, чрез нее
воспламенила души всех и явила светлее серебра, очищенного огнем" [6].
Но наши молитвы не должны вызывать никакого сомнения или неуверенности,
ибо принесенный в жертву и приемлемый Владыка заповедал нам: "Cие",
говорить Он, "творите в Мое воспоминание" [7], и обещал дать Духа
Святаго всем молящимся Ему, не говоря уж о священниках (которым - тем
более), и весьма желавший, чтобы это совершалось нами каждый день [8],
дабы затем во все времена оно возвещалось. Или ты уже, может быть, из за
этого сомневаешься и в крещении, которое также совершается чрез молитвы
и призывание (Святаго Духа); и относительно отпущения грехов, даваемого
благодаря священнической благодати, имеешь ли некое сомнение в том,
действительно ли ты его восприял? и все прочия также церковные Таинства
вычеркнешь? - Но это не - так, не так, ибо верен Обещавший быть с нами
во вся дни до скончания века [9].
6. Итак, восприяв это от святых
Апостолов и от их преемников, мы неизменно держимся того разумения,
которое отвечает действительности, и отдаем ему должное. Что же касается
того, что слова Господни, относящияся к Тайнам (Евхаристии),
произносимыя в повелительной форме, довлеют для освящения Даров, - сего
не являет ни один из Алостолов, ни Учителей, говоря о сем предмете; но
то, что единожды сказанное Им, тем самым, что оно было Им сказано, как
слово Творца, всегда действует, - это говорит Златоязычный Иоанн [10].
Что же касается того, что эти слова, ныне произносимыя священником, тем
самым, что произносятся им, могут совершить сие (т.е. освятить Св. Дары)
- этого отнюдь не должно учить, поскольку слово Творца не само по себе
действует тем, что произносится тем или иным человеком, но в том его
значение (сила), что оно раз и навсегда было сказано Богом. И,
действительно, и сами латиняне говорят, что Владычни слова не оказывают
действия, когда говорятся просто первым встречным и вне алтаря. Итак,
если есть нужда в священнике и алтаре и в прочем, что принадлежит к
сему, то почему же не иметь нужды и в молитве и в благословении, и чрез
них - в наитии Святаго Духа, которое совершает все Таинства? К тому же,
пусть приступит священный Дионисий, подтверждая своим свидетельством
правоту того, что мы совершаем. Ибо в "Размышлении о Таинстве Вечери
Господней" он так говорит: "Воспев священные, божественные дела, иерарх
приступает к священнодействию (т.е. к самому освящению Св. Даров) и
сначала просит прощение о сем, и восклицает: Ты сказал - Cие творите в
Мое воспоминание. - Затем он молится, чтобы быть достойным того
подражательного Богу священнодействия и в подобии с Христом всесвятейше
совершить Божественные Тайны и раздать и священно соделать причастников
участниками их. Таким образом, затем он священнодействует (т.е.
освящает) Божественнейшие Тайны и представляет взору Воспеваемое в виде
священного Предложения. Ибо раскрыв и разделив на много частей
прикровенный и неделимый Хлеб, и всем разделив единство Чаши, он
символическим образом умножает и разделяет единство". И немного далее:
"Причастив других, иерарх завершает священную Евхаристию".
7.
Всякому желающему возможно видеть - соответствует ли все вышеприведенное
тому, что мы совершаем, или же - тому, что совершают латиняне. Ибо мы,
последуя священным Апостолам и Учителям, в отношении переданных ими
изложений (Литургии) и оному разъяснителю священнодействий (св. Дионисию
Ареопагиту), воспеваем священные божественные дела, то есть, как он
говорит, - Вочеловечение ради нас Бога, смерть Его за нас, рождение о
Бозе крещаемых, божественное усыновление, обожение за соблюдение
заповедей; затем, приступая таким образом к священнодействию, мы сначала
испрашиваем прощения о сем и возглашаем самыя Владычни слова, которые
Он тогда рек, и затем присовокупляем, что это Он Сам заповедал: "Cие
творите в Мое воспоминание", затем, помолившись, чтобы быть достойными
сего богоподражательного священнодействия, как это охватывают изложения
(Божественной Литургии), мы священнодействуем (освящаем) Божественные
Тайны чрез молитву и благословение и наитие Божественного Духа, и
прикровенный до тех пор и неразделенный Хлеб открыв, рассецаем на много
частей, и всем разделяем единство Чаши. А латинский священник также
описательно говоря, поминает Владычни слова, которые Он заповедал:
"Приимите, ядите" и "Пиите вси" и Cиe творите в Мое воспоминание" - и
больше ничего не священнодействует, но считает, что самое произношение
этих слов довлеет для освящения и священнодействия; затем, тот
безквасный Хлеб, не покровенный до тех пор, но так, как он был, взяв и
подняв, отламывает от него часть и влагает в Чашу, а остальное влагает в
уста, и подобно сему, испив всю чашу, увещевает сослужащих ему диаконов
дать ему целование, никому ничего не дав, тот, кто до такой степени
хвалится (словами Господа): "Приимите, ядите вси" и "Пиите от нея вси".
Не очевидно ли, что это является противоположным и в отношении
полученного по преданию изложения (Божественной Литургии) и толкования
(Св. Дионисия) и Владычних слов и самих ихных возгласов? И поступая так,
им ли дерзать обвинять нас и вмешиваться в совершаемое нами и делать
дальнейшие толкования тому, что является следованием Святым. Но Златоуст
говорит: "Слово Владычнее, единожды реченное, соделывает Жертву
совершенной" [11]; "единожды реченное" - он говорит; - не ныне
произносимое, но "единожды реченное" Спасителем, всегда влагает
освящательную силу в предложенные Дары, но не уже и делом освящает их
(чрез одно только произношение их); ибо это, чрез молитву священника,
соделывает наитие Святаго Духа; и ясно это - из того, что тот же
Златоуст, как это мы выше изложили, после того, как были произнесены
Владычни слова, говорит: - "Ниспосли Духа Твоего Святаго и сотвори убо
хлеб сей - честное Тело Христа Твоего; а еже в чаши сей - честную Кровь
Христа Твоего; преложив Духом Твоим Святым". Если и это не убедит
любителей словопрений, - да будут они достойны сожаления, как одержимые двойным неведением и до глубины окаменелостью.
Примечания 1. Из 8-й книги "Апостольских Постановлений". Наш перевод на церковнославянский язык греческого текста. 2. Почерпнуто из "Литургии Апостола Иакова", изд. Владомирово. 1938 год стр. 22-3. 3. Лк.1,35. 4. Basil. Magn. Hom. V in Hexæm. n. 10. P.G. t. 29, col. 116. 5. Joann. Chrysost. Hom. I de prodit. Jud. P.G. t. 49, col. 380. 6. P.G. t. 48, col. 642. 7. Лк.22,19. 8.
Некоторые Свв. Отцы толковали прошение Молитвы Господней - "Хлеб наш
насушный даждь нам днесь", как прошение о сподоблении ежедневного
Причащения. 9. Мф.28,20. 10. См. прим. 5. 11. Ibid.
Перевод на русский язык Архимандрита Амвросия (Погодина) с Mgr. Louis Petit, Patrologia Orient. Т.17, PP.426-34
Публикуется:
Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская
уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963 // Издательство
"ПОСАД" |