Мои файлы [346] |
Заказ церковных треб в Иерусалиме
[38]
Православный сайт СИМВОЛ-ВЕРЫ предоставляет услуги по заказу молебнов в Иерусалиме. Заказать требы о вас и о ваших близких на Святой Земле
|
Главная » Файлы » Мои файлы |
[ ] | 07.09.2010, 10:26 |
Приход в храм патpиapxa с синодалами-apxиереями и клириками ко всем
богослужениям этого дня обставляется праздничною торжественностию.
Патриарху устрояется праздничная встреча в южных дверях храма, где на
него надевается бархатная мантия и вручаются ему в правую руку крест, а
в левую патерица — жезл. Патриарх, приложившись к камню
миропомазания, идет для поклонения Гробу Господню в кувуклий и оттуда,
благословляя св. крестом направо и налево народ, направляется в свой
трон, стоящий под роскошным балдахином с правой стороны Воскресенскаго
храма. Благословив из трона на все стороны народ, патриарх, при пении
„Исполла эти, деспота", садится па седалище и благословляет очёредных
ефимериев — священника и диакона начинать великую вечерня». С
колокольни Воскресенскаго храма, помещенной посредине его иконостаса,
внутри храма, раздаются сначала тяжеловесные удары в „древа тяжкая",
потом слышатся искусные токи в „била и клепала" железныя, переходяще,
наконец, в доброшумный красный трезвонь во „вся кампаны". Все это
занимает минуть 20 времени и, при безмолвной благоговейной тишине в
храме, производить на богомольцев глубокое впечатление, а греческому
духовенству несомненно доставляет высокое и эстетическое наслаждение. С
последним аккордом искуснаго звонаря на колокольне, быстро
разверзаются царския двери, и вышедший из алтаря иеродиакон, как бы
подхватывая замирающий под сводами храма звук колокола, возглашает
высоким тенором: „Возстаните Владыко, благослови". Все поднимаются с
своих мест. Иеромонах произносит: „Слава святой", и пaтpиapx в троносе
читает предначинательный псалом. Каждение иеродиаконами на „Господи
воззвах" храма и народа с „сионами", которые они поддерживают левыми
руками па особых роскошных парчевых пеленах, приколотых к левому плечу
стихаря, окропление всех молящихся розовою водою из флакона с весьма
узким горлом, торжественный выход всего собора святогробских
священнослужителей на средину храма для пения „Свете Tихий" и для
совершения литии с благословением хлебов,—все это совершается в
Святогробском храме по чину великих праздников. Из храма патриарх
возвращается в пaтpиapxию торжественно, в сопровождении синодалов и
всех сослуживших ему клириков. Утреня и литургия на гробе Господнем совершаются по обычаю одним из очередных архиереев - синодалов в принятое время, т. е. в 12 ч. ночи и в 2 часа утра, Народ в громадном количестве переполняет Святогробский храм, оставаясь на всю эту ночь без сна и не желая уступить удобнаго места, занятаго в храме, чтобы хорошо видеть всю торжественную литанию следующаго дня, В 6 ч. утра появляется патриарх в Святогробском храме, в сопровождении клириков и архиереев-синодалов, и совершает свой вход так же торжественно, как и накануне вечером. Патриарха облачают на средине храма священнослужители, причем для предстоящаго торжества православия на него надевается в этот день роскошный саккос, по которому шиты шелками изображения святых осыпанныя жемчугом и драгоценными камнями, и старинная митра с драгоценными украшениями и большим бриллиантовым орлом на передней ея стороне. Литургия совершается, по принятому здесь чину, на греческом и отчасти на славянском языках, по евангелие и апостол прочитываются в этот день па трех или даже на четырех языках—греческом, арабском, славянском и турецком, причем благовествующий евангелие иеродиакон восходит на амвон, находящийся над царскими дверями иконостаса, против кувуклия. Во время великаго выхода многочисленные священнослужители вместе с св. Дарами выносят кресты, ковчеги с мощами и даже иконы. По мере приближения к концу патриаршей литургии, начинает усиливаться оживление среди многочисленных богомольцев, число коих все увеличивается и увеличивается в храме. Нарочито для этого дня назначенный в Святогробский храм наряд турецких солдат, стоящих в два ряда по всему храму и галереям, едва в состоявши сдерживать напор народных масс—православных и инославных, водворять порядок и давать проход лицам дипломатическаго персонала и участникам в крестном ходе. После заамвонной молитвы начинается крестный ход пением молебна, в котором принимают участие все apxиepeи-синодалы и все греко-арабское духовенство, находящееся в это время в Иерусалим. Крестный ход шествует в таком порядке: впереди идут патриаршие кавасы, в своих национальных богатых костюмах, с массивными булавами с серебряными набалдашниками в руках, для того, чтобы путь процессии был беспрепятственный, за ними богоносцы в стихарях, препоясанных по-иподиаконски, попарно с шитыми золотом и серебром хоругвями, причем с боку каждаго из хоругвеносцев имеется в стихаре послушник с большою возженною свечею, далее хор певцов-сирийцев, ниже жезлоносцы с apxиepeйскими патерицами, диакона с рипидами, священники попарно, одетые в белыя шелковыя ризы с малиновыми разводами, имея в руках по иконе (1) и свече, а иногда по букету цветов, архимандриты и игумены с ковчегами в руках, также по-парпо, apxиeреи-синодалы в малых омофорах на плечах и в клобуках, имея на руках, в серебряных окладах небольшия Евангелия, за ними хор певчих греков, далее два иподиакона с репидами, диакона по-парпо с кадильницами и, наконец, священник с большим запрестольнымъ крестом. Шecтвиe замыкает патриарх в митре на голове и с крестом в руке. Процессия с пеним тропаря: „Пречистому Твоему образу" выходить из алтаря и направляется к кувуклию Гроба Господня, обходит его трижды и мимо камня миропомазания и Голгофы идет кругом храма Воскресения по южной галлерее, переходить потом в восточную и северную и останавливается против Гроба Господня. Процессия движется по галлереям весьма медленно, так как церковнослужители в это время окропляют народ розовою водою, а богомольцы, протискиваясь через ряды стоящих солдат, стараются всячески поцеловать какую-нибудь иконку, держимую в руках священнослужителями, или хотя бы прикоснуться своими устами к воскрилиям их священных риз. Все это делается благочинно и не спешно и с видимым покровительством со стороны местнаго клира но отношение к толпе богомольцев, объятой религиозным энтузиазмом. Певцы поют во время этой литании, длящейся около полутора часа, канон Спасителю. По приходе литании к кувуклию, патриарх прочитывает положенное на молебне евангелие, и литания оканчивается произнесением ектений о милости и здравии и преуспеянии и стоянии в вере православной всех xpистиан, и в частности поклонников Св. Гроба и обычным отпустом. Процессия вступает снова в храм Воскресения. Священники, архимандриты и apxиереи идут в алтарь и разоблачаются, а патриарх становится на ступеньках своего трона и раздает богомольцам антидор. Из храма патриарх возвращается в свои покои, в сопровождении всего освященного собора, которому он и предлагает обычное на Востоке угощение (2). Литания святогробская, совершаемая в неделю православия и называемая здесь „napycиeй" или „παρρησία” повторяется и в неделю крестопоклонную с тою, впрочем, разницею, что и в богослужении этого дня и в литании воздается, как и подобает, особое чествование Голгофе и животворящему Кресту Господню. Об этой неделе и торжествах наш знаменитый пешеходец В.Альба-Плака-Барский замечает, что в этот день „соборное служение пресловутое, и парусия (сie есть соборное служение) избранная, еще большая паче первих: тогда бо бяше вящше кандилов и лампад возженных и всякой утвари церковной" (3). Богослужение
в Святогробском храме вечером совершает патриарх так же торжественно,
как и накануне недели православия. В самое крестопоклонное
Bocкpeceниe утреню в полночь служит здесь один из архиереев-синодалов,
который стоит в трон с левой стороны Воскресенскаго храма, имея на
себе багряную (4) мантию. После великаго славословия на среброкованом, позлащенном (5) блюди,
наполненном зеленью и цветами, со множеством небольших цветочных
букетиков, apxиерей выносит из алтаря, по троекратном обхождении
престола. Св. животворящий Крест на средину храма для совершения
установленного обряда поклонения и лобызанния его верующими. Износимый в
этот день Крест, величиною около двух четвертей, содержит в себе
самую большую из сохранившихся в православной Церкви частицу
животворящего Древа Господня, вложенную в его перекрестие, осыпан
бриллиантами высокой ценности и заключен в поддоне в виде чаши,
украшенном финифтью. Животворящий Крест, износится из алтаря в
преднесении запрестольнаго креста, репид и патериц, которые несут
диаконы и клирики в стихарях, в предшествии диаконов с кадильницами и
сонма священников, обносится вокруг аналоя трижды и затем полагается
на нем. При поклонении св. Кресту, apxиерей, возседающий иногда на
кресле, поставленном вблизи аналоя, раздает букетики и зелень
священнослужителям и народу в благословение. Литургия
совершается в обычное время на Гробе Господнем и другая несколько
позже—на Голгофе. Совершителями этих литургий всегда являются очередные
владыки. Около 6 ч. утра торжественно является патриарх и со
множеством священников приступает к совершенно обычной литургии в
Воскресенском храме, который, как и в неделю православия, бывает
переполнен молящимися. После литургии совершается торжественная
„парусия", при участии всего иерусалимскаго духовенства. Порядок этой
литании ничем не отличается от описанной нами литании в неделю
православия, если не считать за отличие то, что все священники имеют в
руках в этот день, вместо икон, кресты, а патриарх на голове несет
вышеописанный Крест с частицею животворящего Древа Господня. Народ,
стояний но галереям храма, по которым шествует крестный ход,
прорывается через ряды турецких солдат и спешит целовать кресты,
находящиеся в руках участников этой литании. Оканчивается торжество
этого дня так же как и в первое воскресенье поста, в патриархии обычным
угощением священнослужителей и почетных участников этого торжества. (1)
Иконы и ковчеги с мощами получают священники и архимандриты из рук
сосудохранителя (скевофилакса) Святогробскаго храма, так как, по
установившемуся всюду на Восток обычаю, правом входа в ризницу никто не
пользуется, и скевофилакс - ея безконтрольный распорядитель. (2) На православном Востоке в неделю православия после утрени перед литургиею совершается литания с изнесением святых икон но всех приходских и монастырских храмах, причем поется параклис (молебен) Спасителю. Торжество православия, по Типикону Великой Церкви константинопольской, выражается кроме того совершением над коливом краткой заупокойной литии, на которой патриарх поминает скончавшихся в вере и благочестии царей, патриархов, архиереев и всех православных христиан „от конец до конец вселенныя". Такую литию совершают не только в первую субботу поста после великой вечерни, но и в самую неделю православия после литургии, причем в литии этой принимает участие все высшее и низшее духовенство. Так называемый у нас „чин анафематствования" не совершается на православном Востоке нигде. Не читается ныне там и „Синодик", который имел место в практике древне-византийской церкви с 842 г., во время совершения в этот день литургии, после Трисвятого. (3) В. Григорович-Барский. Странств. но св. местам Востока 1723—1747 г.г., часть 1, стр. 379—380, СПБ. 1885, изд. Импер. Ир. Пр. Пал.Общества под редакциею Н. Барсукова. (4) Следует заметить, что в службе этого дня, постом вообще и па страстной седмице в частности, при богослужениях на православном Boстоке всюду употребляются облачения багрянаго цвета. Наших черных траурных облачений греки не употребляют. (5) В зелени под крестом на православном Востоке можно видеть нередко полынь, где она, конечно, растет. Благочестивые греки кладут ее в рот, чтобы ощущением ея горечи живее напомнить себе горечь и трудность поста, воздержания и покаяния. Профессора А.А.Дмитриевского | |
Категория: Мои файлы | Добавил: simvol-veri
| Теги: | |
Просмотров: 1987 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |