Иное - скука и иное - томление духа, называемое унынием. Бывает иногда человек в таком состоянии духа, что, кажется ему, легче ему было бы уничтожиться или быть без всякого чувства и сознания, нежели долее оставаться в этом безотчетно-мучительном состоянии. Надобно спешить выйти из него. Блюдись от духа уныния, ибо от него раждается всякое зло (Варс. Отв. 73, 500).
Преп. Серафим Саровский
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.
Многодневные посты
1. ВЕЛИКИЙ ПОСТ
продолжается 7 недель от Прощеного воскресенья (масленицы) до Пасхи;
с 7 марта по 23 апреля
Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом
и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения.
Великий пост - пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная
седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь
воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса
Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.
В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное
время: понедельник, среда, пятница - сухоядение (вода, хлеб, фрукты,
овощи, компоты); вторник, четверг - горячая пища без масла; суббота,
воскресенье - пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное
воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В страстную
пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.
2. ПЕТРОВ ПОСТ
может длиться от 1-й до 5-ти недель в зависимости от дня Святой Пасхи. Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла;
с 20 июня по 11 июля
С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов,
установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост
называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того,
как рано или поздно бывает Пасха.
Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12
июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а
кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов,
которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди
Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую
пищу без масла. В остальные дни - рыба, грибы, крупы с растительным
маслом.
3. УСПЕНСКИЙ ПОСТ - (двухнедельный)
перед праздником Успения Божией Матери;
с 14 по 27 августа
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский
пост. Он продолжается две недели - с 14 по 28 августа. Этим постом
Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед
переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница - сухоядение. Вторник, четверг - горячая
пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным
маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.
4. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ - (40-дневный)
перед Рождеством Христовым.
с 28 ноября по 6 января
В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова,
Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому
что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и
Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу
благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к
благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду
или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и
до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В
предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье -
пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего
принято вкушать сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с
изюмом.
В дни поста (дни говения) церковным уставом запрещается скоромная пища, то есть пища животного происхождения (мясные и молочные продукты, яйца). Разрешается вкушать лишь продукты растительного происхождения (овощи, фрукты, ягоды, грибы, мед, крупы), а в определенное время - рыбу и растительное масло.
В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но и пища, приготовленная на растительном масле. Разрешено лишь сухоядение. Для людей слабых и больных эти требования, по благословению духовника, могут быть ослаблены. Сегодня в православных домах можно встретить такие "постовые деликатесы", как брюссельскую капусту, осьминогов, кальмаров, устриц... Все, действительно, постное. Однако отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. "Есть такие хранители Четыредесятницы (дни самого строго поста), - пишет блаженный Августин, - которые более прихотливо, нежели благочестиво проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей."
Святитель Иоанн Златоуст наставляет: "Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь есть без мяса, а разницу отдай нищим." То есть, чем самому изысканно питаться и тем окрадывать пост, деньги лучше потратить на дела милосердия.
Однодневные посты
В среду и пятницу в течение всего года.
Однодневные посты установлены Святой Церковью не в случайные дни.
Пост в среду напоминает нам о предательстве Иудой Господа нашего Иисуса
Христа,
а в пятницу - о Его страдании и распятии. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания?
По словам святителя Афанасия Великого, "человек, разрешающий себе есть скоромное в среду и пяток, ак же распинает Господа
Кроме среды и пятницы
существуют следующие однодневные строгие посты без рыбы, но в которые разрешается пища с растительным маслом:
Крещенский сочельник
(навечерие Богоявления) - день накануне праздника Крещения Господня. В
этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни -
агиасмы - крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на
предстоящем празднике. По церковному уставу в этот день предписывается
употреблять в пищу сочиво или коливо (вареные в меду зерна пшеницы или
отварной рис с изюмом). Вкушают пищу после литургии, только по принятии
освященной воды.
Усекновение главы Иоанна Предтечи
В этот день установлен пост в память великого постника, пророка Иоанна Крестителя, и убийства его Иродом.
Воздвижение креста Господня
Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда нашего ради спасения пострадал на Кресте Господь наш Иисус Христос. И потому этот день нужно проводить в молитве и посте.
Сплошные седмицы
По церковно-славянски "седмице" называется неделя - дни с
понедельника по воскресенье. Сплошные седмицы означают отсутствие поста в
среду и пятницу. Они установлены Церковью как послабление перед
многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы
следующие:
1. Святки - то есть с Рождества Христова до Крещения.
2. Мытаря и Фарисея - за две недели до Великого поста.
3. Сырная (масленица) - неделя перед Великим постом (разрешаются яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.
5. Троицкая - неделя после Троицы (перед Петровым постом).
О трапезе в праздники
По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет.
В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения
Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается трапеза с
растительным маслом.
В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и
Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна
Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду
и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу
разрешается рыба.
Дни особого поминовения усопших
7 февраля- Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову
6 февраля- Суббота мясопустная
27 февраля- Суббота 2-й седмицы Великого поста
6 марта- Суббота 3-й седмицы Великого поста
13 марта- Суббота 4-й седмицы Великого поста
13 апреля- Радоница
9 мая- Поминовение усопших воинов
22 мая- Суббота Троицкая
(По благословению Святейшего Патриарха Кирилла поминовение усопших переносится на 15 мая)
6 ноября- Суббота Димитриевска
Календарь постов и трапез на 2011 год | ||
Двунадесятые переходящие праздник | ||
- Вход Господень в Иерусалим | ||
- Вознесение Господне | ||
- День Святой Троицы. Пятидесятница | ||
Двунадесятые непереходящие праздники | ||
- Крещение Господне. Богоявление | ||
- Сретение Господне | ||
- Благовещение Пресвятой Богородицы | ||
– Преображение Господне | ||
– Успение Пресвятой Богородицы | ||
– Рождество Пресвятой Богородицы | ||
– Воздвижение Креста Господня | ||
– Введение во храм Пресвятой Богородицы | ||
– Рождество Христово | ||
Великие праздники | ||
– Обрезание Господне и память святителя Василия Великого | ||
– Рождество Иоанна Предтечи | ||
– святых первоверховных апостолов Петра и Павла | ||
– Усекновение главы Иоанна Предтечи | ||
– Покров Пресвятой Богородицы | ||
О постах и трапезе | ||
Многодневные посты: | – с 7 марта по 23 апреля | |
– с 20 июня по 11 июля | ||
– с 14 августа по 27 августа | ||
– с 28 ноября по 6 января 2012 года | ||
Однодневные посты: | в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок | |
– 18 января | ||
– 11 сентября | ||
– 27 сентября | ||
Сплошные седмицы: | – с 7 января по 18 января | |
– с 13 февраля по 19 февраля | ||
– с 28 февраля по 6 марта | ||
– с 24 апреля по 30 апреля | ||
– с 13 июня по 19 июня |
Заказ треб на Святой Земле
Поминовение на Божественной Литургии
Водосвятный молебен
Молебен о здравии
Молитва об упокоении
Молитва о здравии
Свеча о упокоении
Свеча о здравии
Сорокоуст о упокоении
Сорокоуст о здравии
Панихида